Особенности стиля леди Агаты Кристи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности стиля леди Агаты Кристи



выразительный стиль кристи детектив

Когда в 1977 году - год спустя после смерти Леди Агаты Кристи - увидела свет одна из её лучших книг, «Автобиография», миллионам поклонников приоткрылся секрет того неиссякаемого обаяния, которое помогло миссис Кристи завоевать и по сей день сохранить титул «королевы детектива». Сохранить, несмотря на критику, периодически обвинявшую писательницу в стереотипности персонажей, в надуманности сюжетов и нарушении канонов классического детектива, да и во множестве прочих смертных литературных грехах. Несмотря на сильную конкуренцию в лице Марджери Эллингем, Дороти Сейерс и Найо Марш, а позднее Рут Ренделл и Филис Дороти Джеймс. Популярность её продолжает расти, ежегодно во всём мире продаются сотни миллионов экземпляров её книг, и даже для людей, далёких от литературы и не прочитавших ни одной её книги, само её имя олицетворяет определённое явление и воспринимается как синоним высокого детектива. Агата Кристи не просто достигла мировой известности, а стала явлением в мировой культуре и заняла прочное место в нашем сознании. [21;144]

Наиболее вероятно, что секрет Агаты Кристи кроется в ее авторском стиле и стилистических особенностях.

Агата Кристи в своей «Автобиографии» писала: «Детективы хороши тем, что при работе над ними предоставляется богатый выбор: можно написать триллер, что довольно-таки легко и приятно, можно детективный роман с изощрённым сюжетом. Это сложнее, такой роман требует тщательной проработки наимельчайших подробностей, но полностью искупает затраченные усилия. А можете выбрать то, что я привыкла называть детективным романом с драматической подоплёкой, где, как правило, вашей задачей становится защита невиновных». [15;201]

Творческий путь Леди Агаты условно можно подразделить на три периода. Для первого, охватывающего 20-е и часть 30-ых годов, характерны романы с чрезвычайно сложным сюжетом, в которых, как правило, соблюдаются традиции «золотого века», установленные Конан Дойлом, Ван Дайном, Филиппом Макдональдом, Паншоном и другими. [7;152] Эти романы полностью подчинены интриге и носят отчётливо игровой характер. И персонажи, и их взаимоотношения, и вся атмосфера служат лишь фоном или связующими звеньями для развития интриги. По сути дела, всё сводится к поиску и сбору улик, преступником же зачастую оказывается человек, вроде бы не имеющий отношения к делу. В романах этого периода не может не поражать неиссякаемая фантазия писательницы, придумывающей всё новые и новые трюки, которые позволяют ей до поры до времени "скрыть" убийцу. [16;89] Прелесть этих, казалось бы, сугубо "игровых" романов-головоломок состоит в том, что эмоциональность и психологизм проявляются не во взаимоотношениях персонажей, а в общении автора с читателем. В этой «дуэли» Агата Кристи проявила столько лукавства и изобретательности, что среди её коллег не найдётся ни одного, кто мог бы с ней сравниться. Критики вполне справедливо утверждают, что ей принадлежит подавляющее большинство самых оригинальных детективных ходов. [16;92]

Второй период, намечающийся примерно в середине 30-х годов, в её творчестве начинают намечаться противоположные тенденции. В романах типа «Карты на столе», «Смерть на Ниле» или «Десять негритят» она, вместо того, чтобы прятать убийцу, практически сразу очерчивает круг, к которому принадлежит преступник. [16;101] Соответственно иначе расставлены и акценты: на первый план выступают психологические факторы, а не материальные улики (окурки, случайно оброненные предметы и т.д.), или тщательный - до минуты - отчет времени. Основное же место целиком отводится человеческой драме, и детективная интрига целиком теперь подчинена ей. Читателю предлагают теперь не просто сопоставить факты, но, вникнув в тонкости взаимоотношений и характеров действующих лиц, правильно определить мотив преступления. Корме того, в романах той поры отразился и интерес Кристи к извечным загадкам бытия, к философским и религиозным проблемам, таким, как категория времени (она очень увлечена книгой Данно «Эксперимент со временем») или буддистское миросозерцание. [16;149]

В третьем периоде её творчества тенденция отводить "детективному" элементу далеко не первое место стала особенно явственной в конце 40-х - начале 50-х годов. Теперь убийства происходят уже не в самом начале романа, а ближе к середине и являются скорее кульминацией, а не отправной точкой (классический пример - «К нулю»). Расследование как таковое вообще перестаёт её интересовать и зачастую выносится за рамки сюжета, а если оно всё же и происходит, то, как правило, касается преступления "из прошлого", преступления, совершённого до описываемого отрезка времени. Произведения этого периода считаются самыми слабыми, но среди них есть и сильные вещи, вызвавшие бурю оваций критиков и шумную реакцию читателей, такие, как «Пять поросят» (1943г.), «День поминовения» (1945г.), «Испытание невиновностью» (1958г.). [28]

Стиль леди Агаты Кристи всегда восхищал читателей. Несмотря на то, что Агата Кристи сохранила относительную верность правилам и нормам, родившимся вместе с жанром детектива, именно ей удалось довести искусство мистификации читателя до совершенства. Собственно говоря, все старания писательницы тому и отданы: сделать так, чтобы читатель не догадался, кто истинный убийца, хотя убийца и у всех на виду. Агата Кристи точно знает, в какой момент может усыпить внимание читателя обыденностью повествования или интонацией, а в какой положиться на стереотипность его мышления.

Однако её стиль обладает некоторыми особенностями, которые мы выделили в ходе изучения её творчества. Особенности могут затрагивать как все произведения, так и какую-то часть из них. [13;190]

. Наличие любовной линии на фоне детектива в произведениях. Примеры: «Бледный конь» (The Pale Horse), «Проклятие для леди» (Ladies Bane), «Человек в коричневом костюме» (The Man in the Brown Suit), «Свидание со смертью» (Appointment with Death) и т.д.

. Ограниченное пространство, на территории которого происходит убийство. Примеры: «Убийство в Месопотамии» (Murder in Mesopotamia), «Печальный кипарис» (Sad Cypress), «Смерть на Ниле»(Death on the Nile), «Смерть приходит в конце» (Death Comes as the End), «Пять поросят» (Five Little Pigs) и т.д.

. По ходу действия создаётся впечатление, что никто не имел возможности совершить убийство. Наиболее яркий пример - «Бледный конь», а также «Десять негритят» (Ten Little Niggers) и «Убийство в Месопотамии» (Murder in Mesopotamia), и т.д.

. Хороший детективный ход Агаты Кристи: убийцей оказывается тот, кто был ранее оправдан. Примеры: «Свидетель обвинения» (Witness for the Prosecution), «Смерть на Ниле» (Death on the Nile), «Час Зеро» (Towards Zero), «Смерть в облаках» (Death in the Clouds).

. Возможность и мотив убийства были у всех, или у большинства действующих героев; перед читателем встаёт вопрос: кто же убийца? Примеры: «Убийство в Восточном экспрессе» (Murder on the Orient Express), «День поминовения» (Remembered Death), «Карты на столе» (Cards on the Table) и т.д.

. Осуществляется перевод часов с целью создания алиби или имитирования времени убийства. Примеры: «Убийство Роджера Экройда» (The Murder of Roger Ackroyd), «Убийство в Восточном экспрессе» (Murder on the Orient Express).

. В убийстве подозревают того, кто на самом деле был лишь вором или шантажистом. Примеры: «Карты на столе» (Cards on the Table), «Зло под солнцем» (Evil Under the Sun) и т.д. [22]

. Использование детских стишков и считалочек. Примеры: «Пять поросят» (Five Little Pigs), «Раз, два, пряжка держится едва» (One, Two, Buckle My Shoe), «Миссис Макгинти с жизнью рассталась» (Mrs. McGinty’s Dead), «Хикори, дигори, док…» (Hickory Dickory Dock) и т.д.

. Агата Кристи крайне редко детально описывает детские образы. Исключение из этого составляет всего лишь «Зло под солнцем» (Evil Under the Sun), и, пожалуй, «Кривой домишко» (Crooked House).

. Большое внимание уделяется не уликам, а психологию убийцы, пренебрежение уликами. Примеры: «Карты на столе» (Cards on the Table), «Пять поросят» (Five Little Pigs) и т.д. [23]

А также стоит отметить два детективных хода, принадлежащих Агате Кристи, которые принесли ей огромную известность, однако нарушили основные каноны детектива:

. рассказчик может являться убийцей;

. убийцами могут оказаться абсолютно все действующие лица.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.008 с.)