Современный парламентаризм в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современный парламентаризм в России



 

В научной литературе отмечается, что острое драматическое противостояние различных политических сил в октябре 1993 г. закончилось принятием новой Конституции и введением нового для России парламентского института - Федерального собрания Российской Федерации, что представляет собой новую для России модель - модель парламентской демократии. В связи с этим в литературе возникает вопрос о том, в состоянии ли Федеральное собрание как институт политической системы обеспечить парламентский демократизм в обновленной стране. Для того, чтобы ответить на эти и другие вопросы, касающиеся проблем современного российского парламентаризма, следует учитывать не только внутренние ресурсные потенции нового института - парламента Российской Федерации, но и возникшую с принятием Конституции 1993 г. форму российской государственности, в которую этот институт включен.

Согласно Конституции (ст.1), Россия - федеративное государство. В состав Российской Федерации в качестве ее субъектов в настоящее время входят республики, края, области и города федерального значения и т.д. Определение только субъектного ряда Российской Федерации, закрепленного в основном законе, позволяет сделать вывод, что в России после 1993 г. образовалась не просто сложная, но во многих отношениях и уникальная Федерация.

Считается, что сопрягать интересы многочисленных субъектов - дело чрезвычайно сложное само по себе. Проблема, однако, не сводится только к количеству субъектов Федерации, хотя и существует точка зрения, согласно которой чем больше субъектов составляет федерацию, тем менее устойчивой она является, - и эта особенность отражается на функциональной дееспособности парламента.

С этой точки зрения Российская Федерация относится к так называемым асимметричным образованиям. Последнее проявляется в том, что более 20 республик входит в Федерацию в качестве суверенных государств, обладающих «всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе Российской Федерации.

В то же время остальные субъекты Федерации таким суверенитетом не обладают. Отсюда получается, что республики живут в федеративном государстве, а все другие субъекты - края, области, округа - как бы в унитарном государстве. В этой связи некоторые исследователи высказывают опасение, что отсутствие в Конституции принципа сецессии в отношении республик - субъектов Федерации - может отрицательно сказаться на целостности Российской Федерации в будущем. В настоящее же время такое конституционно-правовое положение республик порождает ряд коллизий в деятельности институтов российского парламентаризма.

В научной литературе высказывается мнение, что неравенство в конституционно-правовом статусе различных субъектов Российской Федерации возникло после 1993г. в связи с исторической традицией государственного строительства, уходящей своими корнями как в дореволюционные (1917г.), так и в советские времена. В соответствии с этими традициями одни субъекты Федерации сформировались по национально-территориальному принципу (республики и округа), другие - по чисто территориальному (области и города федерального значения). И это не могло не сказаться на различии в конституционно-правовом статусе разных по своему происхождению субъектов Федерации. Различия в свою очередь не могут не сказываться на структуре и функционировании федерального парламента и других ветвей государственной власти России.

Существенное влияние на возникновение и развитие российского парламентаризма на его новом (современном) историческом этапе имеет не только природа и характер федеративного устройства государства, но и конституирующаяся в этих условиях форма правления, которая, так или иначе, детерминирует организацию высших органов государственной власти и порядок их деятельности. Попытки человечества отыскать если не идеальные, то, как минимум, оптимальные формы государственного устройства и, в частности, формы правления предпринимались на протяжении тысячелетий. Некоторые исследователи пришли к выводу, что идеальных форм правления просто не бывает. В этом контексте согласиться с точкой зрения, выведенной на а основе компаративного исследования «конституционно-плюралистических» режимов Запада, а также авторитарных и тоталитарных режимов, возникших в XX в., о том, что невозможно утверждать, что один режим хорош, а другой плох, один воплощает добро, а другой зло. Можно сделать вывод, что оба несовершенны, хотя и по-разному.

По Конституции, Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Такое определение формы правления в Российской Федерации не является исчерпывающим. В нем не содержится указание на характер (или вид) республиканской формы. Между тем существуют, как известно, два основных вида республиканской формы правления - президентская и парламентская. Не останавливаясь на анализе достоинств и недостатков «чистых» форм правления, можно отметить, что и та, и другая имеют свои трудно преодолимые недостатки, которых стремились, видимо, избежать разработчики Конституции в 1993 г. Наиболее опасным недостаткам президентской республики является заключенная в ней тенденция к перерождению в президентский авторитаризм, ускользание от парламентского контроля. Парламентской республике присуща нестабильность правительственной власти, частые правительственные кризисы, отставки, особенно в переходные периоды.

Важно добавить, что из всех известных форм правления Россия после 1993 г. избрала смешанную форму, расставив в ней свои акценты. Поэтому некоторые исследователи, считают, что закрепленная в Конституции модель ни на что не похожа и представляет собою смешение английской, американской и французской политических систем. Тем не менее, в настоящее время общепризнанной стала точка зрения, согласно которой в России институировалась президентско-парламентская, или, как иногда ее называют в юридической и политологической литературе, «полупрезидентская» республиканская форма правления с доминирующим положением института президентства в структуре власти.

Большинство непредубежденных исследователей политических процессов в современной России сходится на том, что России, безусловно, нужна сильная, эффективно функционирующая исполнительная власть, так же, как и власть президентская. Но вместе с тем эти компоненты власти должны находиться в пределах эффективного механизма сдержек и противовесов, исключающего возможность сползания к авторитаризму. Сказать, что в современной российской Конституции вообще не предусмотрен механизм сдержек и противовесов в отношении различных ветвей власти, было бы неверно. Однако, как считают многие, этот механизм сбалансирован недостаточно.

Отмеченные обстоятельства и некоторые особенности политической системы современной России необходимо учитывать при анализе деятельности Федерального собрания Российской Федерации, сформировавшегося после 1993 г. Ст.94 Конституции установила, что Федеральное собрание является парламентом Российской Федерации, ее представительным и законодательным органом, состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы (ст. 95). Важным представляется рассмотреть, каким образом реализованы в основном законе конституционные принципы парламентаризма.

Таким образом, рассмотрев вопрос о современном российском парламентаризме, можно сделать следующие выводы. В научной литературе отмечается, что острое драматическое противостояние различных политических сил в октябре 1993 г. закончилось принятием новой Конституции и введением нового для России парламентского института - Федерального собрания Российской Федерации, что представляет собой новую для России модель - модель парламентской демократии, также можно сделать вывод, что в России после 1993 г. образовалась не просто сложная, но во многих отношениях и уникальная Федерация, Российская Федерация относится к так называемым асимметричным образованиям. В научной литературе высказывается мнение, что неравенство в конституционно-правовом статусе различных субъектов Российской Федерации возникло после 1993г.

Существенное влияние на возникновение и развитие российского парламентаризма на его новом (современном) историческом этапе имеет не только природа и характер федеративного устройства государства, но и конституирующаяся в этих условиях форма правления, которая, так или иначе, детерминирует организацию высших органов государственной власти и порядок их деятельности. По Конституции, Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Важно добавить, что из всех известных форм правления Россия после 1993 г. избрала смешанную форму, расставив в ней свои акценты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.011 с.)