Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Парламентаризм как политический институт
Парламентаризм представляет собой систему правления, в основе которой находится деятельность законодательного органа - парламента. Вместе с тем, просто наличие такового ещё не означает целостность парламентаризма как политического института. Необходима работающая система, куда входят все ветви власти - законодательная, исполнительная, судебная. Но главное - парламентаризм определяется как «форма взаимодействия гражданского общества и государства, опирающаяся на признание ведущей роли парламента - законодательного коллегиального представительного органа - в системе организации государственной власти». Парламентаризм - сложное явление. При определении сущности этого понятия возникает ряд проблем методологического характера, что обусловлено, с одной стороны, неоднозначностью его понимания и множественностью подходов к нему, а с другой - трудностью воплощения принципов, составляющих основу парламентаризма, в политическую действительность. В политической науке проблемы, связанные с функционированием властных институтов, базирующихся на принципах парламентаризма, неоднократно становились объектом пристального внимания не только для зарубежных, но и отечественных исследователей. Можно выделить два основных подхода к трактовке феномена парламентаризм. В рамках первого подхода, правового по своей сути, парламентаризм рассматривается как форма государственного правления, существование и развитие которого связывают с наличием в обществе таких институциональных компонентов, как парламент, принцип разделения властей, система сдержек и противовесов, партийная система. Степень развитости парламентаризма во многом зависит от того, насколько полно реализованы указанные принципы на практике. Второй подход - политологический - позволяет сконцентрировать внимание на комплексном характере феномена парламентаризм, поскольку наличие институциональных компонентов не является подтверждением факта существования этого феномена в государстве и обществе. На его развитие оказывают огромное влияние характер политической культуры, особенности политического режима, геополитические характеристики государства. Кроме того, развитие парламентаризма в государстве зависит не только от политических, но и от конкретно-исторических условий. Наиболее яркое воплощение он получил в Великобритании.
Представляя основополагающую составляющую парламентаризма, парламент является высшим представительным и законодательным органом любого государства. Человечество уже накопило огромный опыт в парламентском строительстве. Достаточно сказать, что его истоки уходят в глубокую древность, а как структурированный и действующий институт парламент появился как «совет знати в англосаксонских королевствах Англии в 6-11 веках». Претерпевая различные изменения и модификации, опираясь на уровень общественного развития, учитывая национальные, региональные, религиозные и иные факторы парламентское строительство уже во второй половине ХІХ столетия стало прочно завоёвывать место в государственной иерархии. Постепенно именно парламентская структура становилась регулятором общественных отношений. Например, классический пример парламентской системы Великобритании с конца ХІХ века по настоящее время обеспечивал политическую стабильность в стране и эффективное управление в весьма сложных и трудных исторических условиях. Известно, что в прошедшем столетии именно на территории Великобритании не было ни войн, ни революций, которые бы изменили государственное устройство и общественный строй. Всю историю британского парламентаризма можно рассматривать как предтечу современной выборной демократии. Парламентаризм сегодня - это действующая система государственного управления, стремящаяся к построению абсолютного правового функционирования жизни общества. Отсюда - связь и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в осуществлении такой задачи. Отсутствие структурированного политикума, слабая политическая элита, низкая общая политическая культура сводят к минимуму усилия всех ветвей власти. Поэтому парламентаризм следует рассматривать не только как явление политико-правового характера, но и как явление, имеющее социально-культурное значение. Таковы общие подходы к пониманию теоретико-методологической сути парламентаризма.
Важно также отметить, что исторически роль и место парламента определялись теми общественно-политическими задачами, которые стояли перед обществом. Парламент - отражение состояния, структуры общества, болезни которого переносятся в стены законодательного органа. Субъектом здесь выступает депутат, которому делегируют свои полномочия граждане, избравшие его в парламент. Отсюда, совершенная система избрания, эффективная работа избранников, получение необходимого результата - это звенья цепи, имеющие непосредственное отношение к качеству парламентаризма. Сущность парламентаризма напрямую связана с системой разделения власти. В ней парламентаризм предстает в качестве механизма реализации притязаний на власть, которые гарантирует конституция парламенту, в то время как парламент вынужден считаться с такими же конституционными гарантиями других институтов власти. В системе разделения власти парламентская власть ограничена системой сдержек и противовесов. Законодательные полномочия парламента находятся под контролем конституционного суда, который обеспечивает надзор за соблюдением конституционных норм. Одни исследователи предлагают рассматривать парламентаризм в качестве системы организации государственной власти, которая базируется на принципе разделения властей и в которой привилегированное положение занимает парламент. В рамках данного подхода центральным актором системы государственного управления становится законодательный орган, а правительство, осуществляющее власть исполнительную, несет непосредственную ответственность перед ним. Другие уверены в том, что парламентаризм - это такая форма правления, в которой парламент обладает равным набором полномочий наряду с другими органами власти. В ней парламент является одним из ведущих элементов системы сдержек и противовесов, поскольку он функционирует как представительный и законодательный орган, обладающий контрольными полномочиями. Третьи оценивают парламентаризм как режим обязательной полной солидарности между правительством и органом или органами, которые признаются авторитетными выразителями народного мнения. Исходя из сказанного, парламентаризм является неотъемлемым элементом государственного управления. В основе его лежат следующие принципы: − главенствующая роль парламента в качестве общенационального представительного органа государственной власти; − высокий уровень законодательной и контрольной компетенции парламента при взаимодействии с другими органами власти; − разделение властей. Указанные подходы к определению сущности парламентаризма свидетельствуют о том, что сегодня исследования в этой области осуществляются в рамках институционально-правовой парадигмы. В большинстве работ анализируется специфика парламентаризма через призму правовой деятельности политических институтов, на которых он базируется. В связи с этим логичным представляется частое обращение к механизмам функционирования парламента. Природа парламентаризма неразрывно связывается с политическим институтом, а иногда даже отождествляется с ним: парламентаризм - это реальный политико-правовой институт, воплощающий в себе единство представительной и законодательной власти в обществе, где существует разделение властей. Вследствие этого вполне закономерным оказывается вопрос об оправданности подобного рода отождествления. И, кроме того, особую значимость приобретает вопрос о точности определения степени парламентаризации политической системы с помощью анализа ее институционально-правовых составляющих. Можно сделать вывод, что в отличие от иных видов государственного устройства парламентаризм базируется на доминирующем положении законодательного органа - парламента - в системе разделения властей, в качестве ведущей функции которого называется инициатива народного представительства.
В итоге парламент является единственным органом общенародного представительства в системе органов государственного управления, поскольку именно народу предоставлено право его формирования по партийно-политическому или территориальному принципу посредством депутатского корпуса. Выборность не только подкрепляет законодательную функцию парламента, но и предопределяет сопричастность ему избирателей. Представительство является определяющим свойством парламента, поскольку «по рождению этому политическому институту предписывалось быть органом власти, в рамках которого осуществляются выражение, согласование, защита интересов всех категорий граждан. Именно на его заседаниях обсуждаются различные позиции и специфические интересы, ведутся поиски компромиссов. Не менее важными чертами представительной ветви власти наряду с выборностью, представительством интересов и четким (законодательно закрепленным) набором полномочий являются «системность» и «коллегиальность». Так, в научной литературе существует мнение, согласно которому в пользу системности представительной ветви власти можно назвать единый источник власти (народ), общие принципы формирования и деятельности, единую компетенцию с разделением территории воздействия. Коллегиальность же выражается через состав и структуру парламента. Можно сделать вывод о том, что представительную функцию парламента можно охарактеризовать с помощью совокупности черт, важнейшими из которых являются наличие реального механизма функционирования представительных учреждений и открытый характер взаимодействия их и гражданского общества. Несмотря на то что «система парламентаризма предполагает приоритетную роль парламента в структуре государственного управления жизнью общества, власть парламента небезгранична. В системе разделения властей существуют институты, препятствующие установлению диктатуры парламента, в частности, право вето, которым может воспользоваться глава государства, отклонив законопроекты, принимаемые парламентом, право роспуска парламента, практика признания закона неконституционным и отказ от его реализации по решению Конституционного Суда. Мы уже выяснили, что парламентаризм и парламент - взаимосвязанные явления: первый немыслим без второго.
Кроме того, необходимо учесть, что с разделением властей тесно связан принцип двухпалатности парламентской системы, поскольку бикамерализм является «подсистемой горизонтального разделения властей, где основное внимание уделяется взаимному контролю и балансу между палатами парламента». Следовательно, горизонтальное разделение властей - признак демократической организации парламента. В то же время полнота реализации вертикального и горизонтального принципа разделения властей служит «непреложным постулатом демократии», критерием демократичности политической системы. В научной литературе отмечается, что теория разделения властей строится на принципе равенства всех трех ветвей власти. Вместе с тем еще со времени создания особая роль отводится законодательной власти и органу, призванному ее осуществлять, парламенту. Именно поэтому идея парламентаризма тесно связана с принципом разделения властей. Таким образом, разделение властей и парламентаризм - взаимосвязанные и взаимозависимые государственно-правовые явления. Характер и степень развития парламентаризма зависят от того, как реализован принцип разделения властей, что, в свою очередь, обусловлено множеством факторов, наиболее важный из которых - форма правления государства. Категория формы правления государства отражает особенности организации верховной государственной власти, порядок образования и структуры высших государственных органов, а также характер их отношений друг с другом и населением. Таким образом, рассмотрев вопрос о сущности парламентаризма как политического института, можно сделать следующие выводы. Парламентаризм представляет собой систему правления, в основе которой находится деятельность законодательного органа - парламента. Необходима работающая система, куда входят все ветви власти - законодательная, исполнительная, судебная. Но главное - парламентаризм определяется как «форма взаимодействия гражданского общества и государства, опирающаяся на признание ведущей роли парламента - законодательного коллегиального представительного органа - в системе организации государственной власти». Парламентаризм сегодня - это действующая система государственного управления, стремящаяся к построению абсолютного правового функционирования жизни общества. Отсюда - связь и взаимодействие законодательной и исполнительной власти в осуществлении такой задачи, сущность парламентаризма напрямую связана с системой разделения власти. Парламентаризм является неотъемлемым элементом государственного управления, так что важно отметить, что с разделением властей тесно связан принцип двухпалатности парламентской системы.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 861; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.144.95.36 (0.069 с.) |