Проблема реализации суверенитета в Республике Армения 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема реализации суверенитета в Республике Армения



 

В процессе исторического развития общественно-политической жизни одним из ключевых регионов мира стал Южный Кавказ, где сталкиваются и переплетаются интересы различных держав - Российской Федерации, Соединѐнных Штатов Америки, европейских стран, Ирана, международных и региональных организаций - Содружества Независимых Государств, Совета Европы, Европейского Союза, Организации Североатлантического договора, а также различных наднациональных образований - Международного Банка, Международного Валютного Фонда, Всемирной Торговой Организации других. Именно в этом регионе переплетается ряд наиболее существенных проблем геополитического, экономического, национально-этнического и военного характера.

После провозглашения независимости Республика Армения получила признание как суверенное государство и приобрела статус субъекта международных отношений, что позволило ей осуществлять самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику на качественно новом уровне - на основе принципов и норм национального и международного права.

В ходе своего диссертационного исследования, А. Ю. Баграмян сделал следующие выводы:

. Выявление политико-правовое содержание и значение государственного суверенитета Республики Армения как существенного признака и принципа полновластия и самостоятельности государства во всех сферах внутренней и внешней политики.

. Доказано, что Республика Армения в межгосударственных отношениях и современных интеграционных процессах сохраняет свои суверенные права, полновластие, властное верховенство, закрепленные в Конституции страны и нормах международного права, уставах и нормативно-правовых актах региональных и международных организаций. На основе анализа конкретных фактов деятельности Армении в межгосударственном сотрудничестве и интеграционных процессах, имеющих место в рамках СНГ, Совета Европы, Евросоюза, в ограниченном партнерстве с НАТО показаны нерушимость принципов суверенности республики, ее самостоятельности и независимости.

. Проанализированы и выявлены основные критерии измерения государственного суверенитета Республики Армения в межгосударственных отношениях и интеграционных процессах в региональные и международные структуры. Опираясь на фактический материал, обосновывается идея о том, что исследование государственного суверенитета как многогранного и сложного

политико-правового явления возможно осуществить различными методами и способами с применением соответствующих критериев измерения.

Еще в “Декларации о независимости Армении” Республика Армения провозглашалась суверенным государством, наделенная верховенством государственной власти, независимостью и полноправием. Данная декларация стала политико-правовой основой построения новой суверенной армянской государственности.

В Конституции Республики Армения принятой 5 июля 1995 года, была существенно расширена правовая база ее государственного суверенитета. В первой главе говорится об основах конституционного строя: форма правления государства, источник государственной власти и способы осуществления народовластия, определены пространственные пределы действия суверенитета Республики Армения, сформулирован принцип государственно-территориального устройства, закреплен принцип разделения властей и установлен круг органов, осуществляющих государственную власть.

Понятие государственного суверенитета, как политико-правовое явление, непосредственно относится к функционированию государственной власти в таких своих принципах, как верховенство, полноправие, независимость и самостоятельность. Верховенство государственной власти находит свое отражение в статье 6 Основного закона Республики Армения, согласно которой Конституция республики имеет высшую юридическую силу, ее нормы действуют непосредственно и носят обязательный характер для всех граждан и учреждений. Согласно статье 9, “Внешняя политика Республики Армения осуществляется в соответствии с принципами и нормами международного права в целях установления добрососедских и взаимовыгодных отношений со всеми государствами”. Данная статья закрепляет за Республикой Армения право полноправного субъекта международных отношений.

Не смотря на глобализацию общественно-политической жизни, усиленное влияния глобальных факторов на внутреннюю жизнь нашей страны и на политику государства в международных отношениях, исходя из геополитического положения и острых внешнеполитических проблем, Республика Армения сохраняет и укрепляет свой суверенитет, отстаивая национально-государственные интересы армянского народа и обеспечивая внутреннюю и внешнюю безопасность государства и страны в целом.

Предпосылками для данного суждения является активная внешняя политика Республики Армения направленная на укрепление связей как со странами постсоветского пространства, так и с рядом стран Запада, в частности, с США и европейскими странами. Начатая еще первым президентом Армении Робертом Кочаряном политика искусного лавирования между интересами России и странами Запада, продолжается и поддерживается по сей день нынешним президентом Сержом Саргсяном.

Армения удачно интегрируется в Региональные и международные структуры, сохраняя при национально-государственные интересы, опосредованно связанные государственным суверенитетом. В частности имеется ввиду военная безопасность, которая предусматривает защиту государственного суверенитета, благосостояние страны и ее населения, обеспечение экономического развития и процветания, безопасное и благоприятное международное окружение, предполагающее свободные контакты, взаимовыгодные обмены.

Исходя из вышеприведенных суждений, можно смело утверждать, что не смотря на бытующее мнение о том, что в условиях глобализации происходит сужение, ограничение, размытость или исчезновение государственного суверенитета, Республика Армения полностью его сохраняет и притворяет в жизнь все основополагающие принципы государственного суверенитета. Делегирование ряда государственных прав в пользу функционирования наднациональных структур никоим образом не умаляет правосубъектность государства в международных отношениях. В ходе моего исследования я выявил что государственный суверенитет является неотъемлемым и неделимым фактором государства в целом, а в ходе интеграционных процессов происходит ограничения некоторых прав и полномочий отдельных органов государственной власти, что никак не влияет на понятие государственного суверенитета в целом.

Международная и, в частности, региональная интеграция Армении является ответом на проблемы, с которыми сталкивается наша страна в условиях глобализации и сложившейся геополитической ситуации. Интеграционная политика Республики Армения направлена на сохранение и укрепление государственного суверенитета, представляет собой закономерный и законный процесс.

После распада Советского Союза, произошли глобальные изменения связанные разрывом экономических связей с бывшими “братскими” государствами, падением жизненного уровня населении, слабостью государственной власти, которая была не готова к автономному существованию, наличием региональных конфликтов. Все это привело поиску руководством бывших советских республик новых принципов функционирования и представления интересов своих государств на международной арене. В ходе осознания отрицательных последствий распада единого политико-правового и социально-экономического пространства эти страны, в том числе Республика Армения, выдвинули задачу формирования новой интеграционной деятельности, каковым стало СНГ. И конечно же с возникновением СНГ встала проблема государственного суверенитета стран-участниц. Однако по мере развития Содружества в политических кругах стран-членов уменьшилось опасение потери своей самостоятельности и независимости.

В Уставе СНГ зафиксированы нормативно-правовые основы государственного суверенитета стран-участниц. В частности, подтверждается, что члены Содружества суверенны и равноправны, являются самостоятельными субъектами международного права, обладают правом свободного выхода из организации, а передача определѐнных функций во исполнение общими усилиями носит добровольный характер, более того, государства, передавшие часть своих полномочий, не отстраняются от участия в их реализации, так как сохраняют право контроля за этими процессами.

Для Республики Армения наиболее важным, с точки зрения национальной безопасности, является военно-политическое сотрудничество с Россией и членство в ОДКБ.

Современные интеграционные процессы, так или иначе, происходят на основе принципов и норм международного права, которые закреплены в Уставе ООН, согласно которому ответственность за международный мир и безопасность должны брать на себя все государства, входящие в международное сообщество, в частности становясь членами ООН. Республика Армения, как полноправный член ООН, строит свои взаимоотношения с другими государствами, региональными и международными организациями на основе принципов и норм, в которых четко зафиксированы как основополагающий принцип современного международного права - сохранение суверенного статуса государств-участников международных отношений, так и ряд обязанностей: добросовестно выполнять Устав ООН, разрешать споры мирными путями, воздерживаться от угрозы силой или ее применения в международных отношениях.

Республика Армения так же находится в ограниченном сотрудничестве с НАТО, что предоставляет республике возможность осуществлять масштабные процессы реформ вооруженных сил. Кроме общей реформы сектора безопасности, данное сотрудничество содействует общему повышению военного потенциала Вооруженных сил Республики Армения и достижению региональной стабильности, военно-политического баланса и, следовательно, большей предсказуемости Южного Кавказа. В сфере обеспечения региональной безопасности центральное место занимает ОБСЕ. Взаимоотношение ряда государств в рамках этой организации предполагает контроль над вооружениями, меры доверия по региональной безопасности, урегулирование региональных конфликтов. Универсальная ценность восприятия европейской безопасности в ее гуманитарном, экономическом и военно-политическом измерениях, свойственная ОБСЕ, способствует тому, что ОБСЕ выступает как важнейший общеевропейский форум по проблемам безопасности.

На основе анализа и политологического осмысления внешней политики Республики Армения можно сделать делается вывод, что интеграция в межгосударственные структуры продиктована нашими национально-государственными интересами, стратегическими целями и задачами, вытекает из объективной необходимости и соответствует закономерностям общественно-политического развития в условиях глобализации, осуществляется по принципам цивилизационного сотрудничества, с уважением национального достоинства народов, государственного суверенитета, независимости и самостоятельности во всех формах межгосударственных, региональных и международных отношений.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе моего исследования были рассмотрены вопросы возникновения и трансформации понятия суверенитет, было исследование возникновение и развитие процесса глобализации, а так же рассмотрены практические проблемы становления и сохранения государственного суверенитета на постсоветском пространстве. В соответствии с поставленными задачами были сделаны следующие выводы:

. Государство является специфическим институтом политической власти и обладает определенным комплексом признаков, отличающих его от иных институтов. Таким признаком, прежде всего, является суверенитет как способность государства обладать высшей властью.

. Как существенный признак государства, суверенитет имеет решающее значение, как во внутриполитической, так и внешнеполитической жизни государства. Суверенитет государства не может быть сведен непосредственно к суверенным правам государства, тем более отождествлен с ними, хотя именно в этих правах он находит свое наиболее действенное воплощение. Не существует ограниченного, разделенного, сокращенного суверенитета: суверенитет либо есть, либо его нет.

В современных условиях глобализации наблюдается возрастающая тенденция взаимного проникновения и быстрого усиления взаимозависимости государств в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях. Хотя глобализация способствует осложнению международной политики, поднимая новые и по-новому ставя традиционные проблемы, однако отнюдь не меняет ее основополагающие принципы, что говорит о модификации параметров национально-государственного суверенитета, а не его сущностного содержания.

. После распада СССР было образовано 15 независимых республик, в результате чего появилась необходимость правового оформления и закрепления новой, суверенной государственности. Несмотря на многочисленные изменения, которые имеют место в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях общественной жизни в современную эпоху, государственный суверенитет остаѐтся основой конституционного строя Республики Армения, основные принципы которого - верховенство и самостоятельность государственной власти на территории государства, независимость в международном общении и обеспечение целостности и неприкосновенности территории - остаются незыблимыми.

Суверенные государства, вступая на международную арену, выражают себя через свою внешнюю политику с целью удовлетворения национальных интересов. В политико-правовом аспекте суверенитет можно рассматривать как кристаллизированное выражение воли народа, его потребностей и интересов. В процессе международной интеграции и сотрудничества государств для Республики Армения решающее значение приобретает национально-государственный интерес, реализация которого тесно связана с национальной безопасностью государства как внутри страны, так и за его пределами.

. В целях решения глобальных проблем, интегрируясь в международные и региональные организации, суверенная Республика Армения, исходя из своих национально-государственных интересов и опираясь на свое суверенное решение, добровольно передает осуществление части своих полномочий на надгосударственный уровень. В данном случае речь идет об ограничении не суверенитета, а лишь о функциональном ограничении сферы государственной власти. Даже гипотетическая передача всех полномочий государства в пользу надгосударственной организации не является критерием утраты суверенитета.

. Взаимоотношения Армении с Россией носят стратегический характер и имеют краеугольное значение в деле обеспечения безопасности нашего государства. Данное партнерство продиктовано как вековой дружбой между этими народами, так и их закрепленностью многочисленными международными договорами и соглашениями, которые регулируют двусторонние отношения и обеспечивают их стабильное развитие. Наиболее важной вехой в укреплении взаимоотношений между Россией и Арменией стало подписание договора о создании СНГ. Сотрудничество Армении в рамках ОДКБ является одним из существенных факторов обеспечения безопасности нашего государства, предусматривающая защиту государственного суверенитета (национальной независимости и целостности государства), конституционного строя и системы ценностей.

На современном этапе развития Армянской государственности интеграция в европейские структуры остается приоритетной задачей внешней политики нашего государства. Полноценное вовлечение Армении в интеграционные процессы не является самоцелью, это обусловлено традиционными ценностными ориентациями армянского народа, имеющего глубокие генетические индоевропейские корни и исторически ориентированное на Европу мировоззрение. С данной точки зрения, политика евро-атлантической интеграции в случае с Арменией характеризуется инициативой “Европейского соседства”, в которую решением ЕС был вовлечен весь Южный Кавказ. Политика “Европейского соседства” предоставляет нашей стране новые возможности расширения и углубления взаимовыгодного сотрудничества, альтернативные пути и средства реализации своих национально-государственных интересов в политической, военной, экономической и социальной сферах, достижения стабильного регионального развития и утверждения на Южном Кавказе атмосферы взаимного доверия, что также исходит из интересов укрепления государственного суверенитета Республики Армения.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.005 с.)