Становление суверенитета в странах СНГ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление суверенитета в странах СНГ



 

После развала СССР пошел сложный и многогранный процесс формирования новой правовой системы стран СНГ в условиях их независимого развития, который проходит более в рамках трансформации советской правовой системы и исходя из новых интеграционных процессов в области права.

В данной главе вопрос суверенитета будет рассмотрен посредством анализа конституционных норм стран Содружества. Несмотря на многовековую историю, разработку и трансформацию понятия суверенитет, он до сих пор нуждается нуждаться в осмыслении и конкретизации, а в условиях глобализации еще и в защите и реализации.

Все страны СНГ, провозгласили себя суверенными государствами основываясь ан праве народов на самоопределение. Так ст. 1 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления», а ст. 4 гласит: «Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию». Статья 1 Конституции Республики Молдова провозглашает, что «Республика Молдова - это суверенное и независимое, единое и неделимое государство». Конституция Кыргызской Республики закрепляет: «суверенитет Кыргызской Республики не ограничен и распространяется на всю ее территорию. Защита суверенитета и независимости возлагается на Президента Республики и Вооруженные Силы государства». Конституция Туркменистана гарантирует верховенство и полноту государственной власти на своей территории. «Государственный суверенитет и территория Туркменистана едины и неделимы».

На государство возлагается защита независимости и территориальной целостности страны, охрана конституционного строя, обеспечение законности и правопорядка

В Конституции стран СНГ суверенитет получает выражение не только во внутриполитической но и на внешнеполитической арене, так как в конституциях за республиками закрепляется статус полноправного субъекта международных отношений. Внешняя политика стран СНГ исходит из принципов суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств и иных общепризнанных принципов и норм международного права.

Каждая республика может заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, а также свободно выходить из них, руководствуясь высшими интересами государства, народа, его благосостояния и безопасности.

В конституциях стран СНГ закрепляется форма их государственного устройства. Большинство из стран СНГ являются унитарными государствами Так, согласно Конституции Азербайджанской Республики «Народ Азербайджана образует независимое светское демократическое унитарное государство, суверенная власть которого во внутренних вопросах ограничена лишь правом, а во внешних - только положениями, вытекающими из договоров и соглашений, на которые народ Азербайджана свободно изъявил свое согласие. Суверенитет Азербайджанской Республики неделим и распространяется на всю ее территорию». Конституция определяет статус Нахичеванской Автономной Республики в составе Азербайджана как его неотъемлемой части. Кыргызстан провозглашает себя суверенной унитарной демократической Республикой, построенной на началах правового светского государства.

Россия сохранят федеративную форму государственного устройства. Важной особенностью российского федерализма является признание равноправия субъектов федерации, что объясняется равноправием народов, исторически объединившихся на земле России.

Следует отметить, это преимущественной формой национального самоопределения в странах СНГ по-прежнему выступает территориальная автономия, хотя во взаимоотношениях центра и автономных образований происходят весьма существенные изменения. Так Республика Азербайджан по-прежнему признает незыблемым статус Нагорно-Карабахской автономной области и Нахичеванской Автономной Республики, хотя Нагорный Карабах неоднократно поднимал вопрос о признании государственной независимости. Согласно Конституции Республики Таджикистан Горно-Бадахшанская автономная область в составе республики рассматривается не формой территориальной автономии, а административно-территориальной единицей. Украина признала статус автономной республики за Крымом. Статус Республики Крым определяется Конституцией Украины (гл. 7) и Конституцией Республики Крым. Украина рассматривает Крымскую Автономную Республику своей составной частью и предоставляет ей право самостоятельно решать вопросы, отнесенные к ее ведению. В свою очередь, Республика Крым провозглашает себя суверенным государством в составе Украины.

Узбекистан признал суверенный характер государственной власти входящей в ее состав Республики Каракалпакстан. «Суверенитет Республики Каракалпакстан охраняется Республикой Узбекистан». За Республикой Каракалпакстан закреплено право выхода из состава Узбекистана на основании всеобщего референдума народа Каракалпакстана. Однако это подлежит утверждению высшим органом государственной власти Республики Узбекистан Олий Мажлисом. Предусматривается, что отношения Республики Узбекистан и Каракалпакстан регулируются договорами и соглашениями между ними в рамках конституции.

Статуса суверенной республики в составе Молдовы добивается юридически не признанная, но фактически существующая Гагаузская Республика. Самопровозглашенная Приднестровская Молдавская Республика требует не только юридического признания, но и установления конфедеративных отношений с Республикой Молдова. Молдова выступает против предоставления политического статуса Гагаузии и Приднестровью и требует, чтобы проблемы восточных регионов республики решались в рамках закона о местном самоуправлении. Эти вопросы получили отражение в Конституции Молдовы (ст. 111). Практически через все конституции стран СНГ проводится идея национальной государственности. Так Конституция Республики Казахстан подтверждает приверженность «идее национальной государственности», исходит из «незыблемости казахской государственности» (преамбула), рассматривает Казахстан «как форму государственности самоопределившейся казахской нации». Одновременно с признанием приоритета так называемой «коренной» нации подтверждается, что Казахстан «обеспечивает равные права всем своим гражданам». Конституция Республики Узбекистан опирается на исторический опыт развития узбекской государственности.

Подчеркивая приоритет коренной нации, большинство стран СНГ в Декларациях о государственном суверенитете и конституциях используют широкую трактовку понятия «народ», отождествляя его с населением республики. Так Конституция Азербайджанской Республики в ст. 1 трактует народ Азербайджана как «все граждане Азербайджанской Республики, проживающие в пределах территории Азербайджанской Республики и вне ее, рассматривающийся как подвластные Азербайджанскому государству и его законам». Преамбула Конституции Кыргызской Республики гласит, что «народ Кыргызстана, стремясь обеспечить национальное возрождение кыргызов, защиту и развитие интересов представителей всех национальностей, образующих вместе с киргизами народ Кыргызстана, провозглашая приверженность нравственным ценностям национальных традиций, принимает свою Конституцию». Очень четкую формулировку дает Конституция Республики Таджикистан: «Народ Таджикистана составляют граждане Республики Таджикистан независимо от их национальности».

В странах СНГ народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Так, Конституция Российской Федерации провозглашает, что «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Государство одной из своих основных задач считает охрану национальных ценностей и интересов, укрепление суверенитета народа.

В конституции всех стран-участниц Содружества есть пункты, которые гласят о сохранении и развитии этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности населяющих их территории национальных меньшинств. Так же в них закреплен принцип и защите прав национальных меньшинств. Каждое государство Содружества гарантирует всем национальностям, проживающим на территории республики, право свободного национально-культурного развития.

Таким образом, государство регламентирует статус национальных меньшинств и малочисленных народов, обеспечивает защиту, сохранение и использование их родного языка, природной среды обитания.

Подводя итог, можно смело утверждать, что идеи государственного и национального суверенитета получил детальную регламентацию в Конституциях стран - участниц СНГ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.005 с.)