Трансформация государственного суверенитета в условиях глобализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трансформация государственного суверенитета в условиях глобализации



 

Исследовав понятие глобализация, можно сделать вывод, что содержание суверенитета будет трансформировано в рамках нового внешнеполитического курса большинства стран. Многие исследователи всерьез заговорили о закате государственного суверенитета, так как при нынешних тенденциях развития мира оно вынуждено раствориться в рамках международных, надгосударственных структур, и неправительственных организаций. Высказывается мнение о необходимости создания своего рода всемирной системы "сдержек и противовесов", призванной определять правила поведения, дополняя и заменяя международные договоры и вообще добровольно принимаемые государствами на себя обязательства.

В ходе исследования глобализации были выявлены как положительные так и отрицательные черты глобализации. К числу первых можно отнести очень быстрое внедрение и распространение технических достижений, новые экономические перспективы для государств и отдельных лиц, вытекающие из всего этого возможности обеспечения более высокого уровня жизни и тому подобное. Одним словом, "глобализация - закономерное, даже неизбежное следствие мирового прогресса”.

К негативным чертам глобализации относятся: растущее неравенство, когда получаемые выгоды и возможности концентрируются в относительно небольшом числе стран и неравномерно распределяются в самих этих странах; связанное с этим нарастание уязвимости многих государств; возросшие угрозы целостности национальных культур и вызовы суверенитету государств.

Получилось так, что современная международная система, которая создала условия для благоприятного развития глобализации, под ее воздействием сама постепенно стала устаревать, а сформированные послевоенные институты международного сообщества оказались не готовыми эффективно функционировать в условиях глобального мира.

Процессы глобализации, приобретающие все большее ускорение в последние годы, безусловно оказывают сильное воздействие на функционирование государств, на их базовые институты, а значит, и на суверенитет. Несмотря на все процессы глобализации, суверенитет по сей день остается основой конституционного строя большинства государств.

Исходя из широкомасштабного развития информационной и финансовой сферы в рамках глобализации, уменьшается возможности национальных правительств по контролю за внутриполитической ситуацией страны. Некоторые государства, из-за сложившейся ситуации на мировом рынке, в определенной мере теряют суверенитет над национальной экономикой. Все более неподконтрольными становятся информационные потоки. Национальные и международные неправительственные политические, экономические, правозащитные, религиозные, благотворительные и иные организации оказывают растущее влияние на общественное мнение, формирование политического сознания, выработку законов, сами выполняют некоторые властные функции, вплоть до участия в деятельности комитетов и комиссий ООН.

Французский государствовед Л. Дюги отмечал: "Коллективность может быть государством только тогда, когда она осела на территории с определенными границами. Без этого нет государства”. Исходя из его высказывания делаем вывод, что Государство и территория - неразрывно связанные категории, исторически сформировавшиеся в тесной связи друг с другом. С другой стороны теоретики глобализации отмечают, что территориальность перестает быть организующим принципом социальной и культурной жизни; глобализирующиеся социальные практики соотносятся с миром как целым, а не с его локальным или национальным сектором, начинают свободно пересекать пространственные границы. Получается что глобализация никак не совместима с понятием суверенитет, так как она уже посягнула на одну из характерных черт государства, что в последствии приведет к его развалу, что в свою очередь приведет к тому что суверенитет не будет больше существовать.

Размывание государственных границ, пожалуй, в наибольшей степени отражает суть современного этапа глобализации. Сначала границы национальных государств оказались прозрачными в экономической сфере. Затем этот процесс перекинулся на социальные, военные, политические, культурные и иные отношения, стал охватывать целые регионы. Одним из этапов данного процесса является создание в 1951 году Европейского объединения угля и стали, затем он углубился и привел к созданию Европейского Союза - мощной наднациональной структуры, которая кроме всего прочего занимается координацией внешней политики стран - членов ЕС.

Конечно, вопросы о том, насколько прозрачными должны быть границы и какие последствия имеет это явление, остаются дискуссионными, но не ряд исследователей, в частности П. Дж. Катзенстейн, Р. О. Кохэн и С. Д. Краснер, видят в процессе роста транспарентности границ суть самой глобализации.

Нетрудно понять, что прозрачность межгосударственных границ сделала мир, взаимозависимым. Именно по этой причине некоторые авторы связывают глобализацию с взаимозависимостью. Так же, транспарентность межгосударственных границ "перевернула" прежние представления о безопасности, о конфликтах и их урегулировании, о соотношении внешней и внутренней политики, о дипломатии и о других базовых постулатах классических международных отношений. Она стерла существовавшие ранее довольно жесткие разграничения между внешней и внутренней политикой, а также классической политологией, изучавшей отдельное государство, и традиционными исследованиями, которые занимались анализом ситуации в мире, взаимодействия государств на мировой арене.

Вследствие размытости межгосударственных границ происходит активизация надгосударственных и негосударственных акторов на мировой арене (межправительственных организаций, транснациональных компаний), а также различного рода неправительственных организаций (правозащитных, экологических, профессиональных и других движений). Наряду с этим, внутригосударственные регионы начинают действовать более самостоятельно, и теперь уже стремятся влиять не только на внутриполитические процессы но и на внешнюю политику. Доказательством данной тенденции служит появление такого понятия, как "Европа регионов". Ярким примером данного явления выступает факт того, что Шотландия заявляла о своем стремлении войти в структуры ЕС на правах полноправного члена.

Надгосударственные и негосударственные акторы были на международной арене и ранее, но раньше они так кардинально не влияли на структуру мира. На сегодняшний день государства должны считаться, с одной стороны, с международными правительственными и неправительственными организациями и институтами, а с другой - со своими же регионами. Все эти процессы напрямую влияют на размытость и искажение понятия суверенитет.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.006 с.)