Глава 1. История становления и развития понятия суверенитет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. История становления и развития понятия суверенитет



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Понятие государственного суверенитета должна находиться под пристальным взором исследователей, так как не смотря на ее многовековую историю, до сих пор ее сущность полностью не раскрыта, существует множество подходов к определению суверенитета, и особенную важность на данный исторический период составляет изучение суверенитета так как в условиях глобализационных и интеграционных тенденций развития общества, само понятие трансформируется. Связано это с тем что исходя из данных процессов государство отдает часть своих традиционно-исторических функций и полномочий международным организациям Развитие надгосударственной деятельности международных организаций и понятие государственного суверенитета, в международно-правовой плоскости, составляют дихотомию. Глобализация является основной тенденцией развития мира и краеугольным камнем как во внешней так и во внутренней политике большинства стран. Историческими предпосылками глобализации являются следствия научно-технического прогресса, особенно развитие связи и телекоммуникационных технологий. Зарождалась глобализация, как сугубо экономическое явление, хотя впоследствии начала оказывать глубокое воздействие на многие факторы международных отношений у внутренней политики ряда государств.

Логическим следствием всех описанных выше процессов является возникновение дисбаланса между политическим, экономическим и юридическим пониманием суверенитета. Происходит так, что теперь, государства в рамках международных отношений должны учитывать не только свои внутригосударственные интересы и ограничения, но и считаться с капризами разношерстного международного сообщества. Те государства, которые окажутся не способны приспособить свою национальную политику с требованиями международного, не справятся с натиском глобализационных и интеграционных процессов и рано или поздно полностью будут поглощены данными процессами, вследствие чего потеряют свой суверенитет.

Бытует мнение, что в сложившейся ситуации государственный суверенитет утратил свое значение, и процесс глобализации угрожает независимости и самостоятельности государств, особенно если принимать во внимание факт того что из Устава ООН хотят убрать статью, которая гласит о невмешательстве в дела другого государства. В данном контексте хочется напомнить, что сама ООН - есть результат глобализации, призванный обеспечивать всеобщую безопасность, суверенное равноправие государств, защиту экономических интересов государства и культурного разнообразия.

Разработанность темы. Теоритическую и информационную основу исследования составляют труды таких ученых как А. А. Кокошин, А. В. Сеидов, А. В. Рюмин, А. В. Большаков, А. П. Оль, А. Р. Дарбинян, А. С. Блинов, А. И. Уткин, А. Ю. Баграмян, В. Е. Чирикин, В. Л. Цымбурский, В. П. Пугачев, Г. В. Игнатенко, Г. Еллинек, Д. Г. Николаев, Д. М. Шумков, Е. Н. Трубецкой, З. В. Силаева, И. Д. Иванов, И. Д. Левин, И. П. Пономарева, Л. Дюги, Л. Мамут, М. Ориу, М. М. Лебедева, М. Н. Марченко, Н. И. Грачев, О. В. Войтенко, П. В. Гармоза, Р. Ф. Хабиров, Ю. Г. Волкова, Ю. Ю. Кокорев, У. Бэк, Ф. М. Рьянов, Ф. Ф. Мартенс.

Объект исследования составляет понятие суверенитет, его сущность проблемы становления и трансформация в контексте глобализации.

Предметом исследования причины и возможные последствия трансформации государственного суверенитета в рамках глобализационных и интеграционных процессов.

Целью данной работы является исследование природы государственного суверенитета в условиях надгосударственной деятельности международных организаций, и постепенной транспарентности государственных границ.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

Теоретическое исследование политической сущности государственного суверенитета способом комплексного анализа исторических, внутригосударственных и международно-правовых аспектов суверенитета государств;

Анализ проблемы распространения суверенитета на спорные территории, и непризнанные государства;

Выявление сущности глобализации и ее исторических предпосылок;

Исследование трансформации понятия государственный суверенитет в условиях глобализации;

Исследование становления суверенитета на постсоветском пространстве;

По своей структуре данная работа включает в себя введение, три главы, каждый из них разделен на 2 параграфа, заключение и списка использованной литературы.

Первая глава «История становления и развития понятия суверенитет» рассматривает генезис самого понятия суверенитет и его трансформацию в ходе истории. Первый параграф данной главы «Понятие и сущность суверенитета» акцентируется внимание на двойственной сущности суверенитета, а именно на его политико-правовой сущности, указывается на недостаточное уделение внимания политической стороне вопроса, впоследствии рассматривается именно политическая составляющая данного понятия. Второй параграф «Проблема распространения суверенитета на спорные территории» посвящен проблеме становления суверенитета на территории непризнанных, рассматривается юридическая сторона данного вопроса, приводятся примеры из истории, выдержки из нормативно-правовых документов, акцентируется внимание на проблеме Нагорного Карабаха.

Вторая глава «Влияние процессов глобализации на суверенитет государства» посвящена проблеме глобализации, ее историческим предпосылкам, раскрытии сущности и ее влияние на суверенитет государства. Первый параграф данной главы «Понятие и сущность глобализации» раскрывает понятие глобализации, анализирует ее исторические предпосылки. Второй параграф «трансформация государственного суверенитета в условиях глобализации» посвящен проблеме вытеснения государственного суверенитета из межгосударственных отношений, исследуется возможность ослабления государственного суверенитета, анализируются нормативно-правовые документы регулирующие положение суверенитета в рамках международных отношений.

Третья глава «Проблема реализации суверенитета на постсоветском пространстве» посвящена исследованию становления и реализации суверенитета в странах СНГ. Первый параграф данной главы «Становление суверенитета в странах СНГ» рассматривает вопрос суверенитета государств Содружества сквозь конституционно-правовую призму, путем анализа текстов конституций данных стран. Второй параграф «Проблема реализации суверенитета в Республике Армения» анализирует нынешнее состояние Республики Армения как полноправного субъекта международных отношений, анализируются те статьи Конституции где закреплены нормы касающиеся суверенитета государства, рассматривается проблема сохранения суверенитета и национальных интересов страны в рамках интеграционных процессов обусловленных глобализацией.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе моего исследования были рассмотрены вопросы возникновения и трансформации понятия суверенитет, было исследование возникновение и развитие процесса глобализации, а так же рассмотрены практические проблемы становления и сохранения государственного суверенитета на постсоветском пространстве. В соответствии с поставленными задачами были сделаны следующие выводы:

. Государство является специфическим институтом политической власти и обладает определенным комплексом признаков, отличающих его от иных институтов. Таким признаком, прежде всего, является суверенитет как способность государства обладать высшей властью.

. Как существенный признак государства, суверенитет имеет решающее значение, как во внутриполитической, так и внешнеполитической жизни государства. Суверенитет государства не может быть сведен непосредственно к суверенным правам государства, тем более отождествлен с ними, хотя именно в этих правах он находит свое наиболее действенное воплощение. Не существует ограниченного, разделенного, сокращенного суверенитета: суверенитет либо есть, либо его нет.

В современных условиях глобализации наблюдается возрастающая тенденция взаимного проникновения и быстрого усиления взаимозависимости государств в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях. Хотя глобализация способствует осложнению международной политики, поднимая новые и по-новому ставя традиционные проблемы, однако отнюдь не меняет ее основополагающие принципы, что говорит о модификации параметров национально-государственного суверенитета, а не его сущностного содержания.

. После распада СССР было образовано 15 независимых республик, в результате чего появилась необходимость правового оформления и закрепления новой, суверенной государственности. Несмотря на многочисленные изменения, которые имеют место в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях общественной жизни в современную эпоху, государственный суверенитет остаѐтся основой конституционного строя Республики Армения, основные принципы которого - верховенство и самостоятельность государственной власти на территории государства, независимость в международном общении и обеспечение целостности и неприкосновенности территории - остаются незыблимыми.

Суверенные государства, вступая на международную арену, выражают себя через свою внешнюю политику с целью удовлетворения национальных интересов. В политико-правовом аспекте суверенитет можно рассматривать как кристаллизированное выражение воли народа, его потребностей и интересов. В процессе международной интеграции и сотрудничества государств для Республики Армения решающее значение приобретает национально-государственный интерес, реализация которого тесно связана с национальной безопасностью государства как внутри страны, так и за его пределами.

. В целях решения глобальных проблем, интегрируясь в международные и региональные организации, суверенная Республика Армения, исходя из своих национально-государственных интересов и опираясь на свое суверенное решение, добровольно передает осуществление части своих полномочий на надгосударственный уровень. В данном случае речь идет об ограничении не суверенитета, а лишь о функциональном ограничении сферы государственной власти. Даже гипотетическая передача всех полномочий государства в пользу надгосударственной организации не является критерием утраты суверенитета.

. Взаимоотношения Армении с Россией носят стратегический характер и имеют краеугольное значение в деле обеспечения безопасности нашего государства. Данное партнерство продиктовано как вековой дружбой между этими народами, так и их закрепленностью многочисленными международными договорами и соглашениями, которые регулируют двусторонние отношения и обеспечивают их стабильное развитие. Наиболее важной вехой в укреплении взаимоотношений между Россией и Арменией стало подписание договора о создании СНГ. Сотрудничество Армении в рамках ОДКБ является одним из существенных факторов обеспечения безопасности нашего государства, предусматривающая защиту государственного суверенитета (национальной независимости и целостности государства), конституционного строя и системы ценностей.

На современном этапе развития Армянской государственности интеграция в европейские структуры остается приоритетной задачей внешней политики нашего государства. Полноценное вовлечение Армении в интеграционные процессы не является самоцелью, это обусловлено традиционными ценностными ориентациями армянского народа, имеющего глубокие генетические индоевропейские корни и исторически ориентированное на Европу мировоззрение. С данной точки зрения, политика евро-атлантической интеграции в случае с Арменией характеризуется инициативой “Европейского соседства”, в которую решением ЕС был вовлечен весь Южный Кавказ. Политика “Европейского соседства” предоставляет нашей стране новые возможности расширения и углубления взаимовыгодного сотрудничества, альтернативные пути и средства реализации своих национально-государственных интересов в политической, военной, экономической и социальной сферах, достижения стабильного регионального развития и утверждения на Южном Кавказе атмосферы взаимного доверия, что также исходит из интересов укрепления государственного суверенитета Республики Армения.

 


Диссертации и авторефераты

1. Баграмян. А. Ю. Проблема государственного суверенитета в условиях современных интеграционных процессов(на материалах Республики Армения):автореф. дисс. …канд. п. наук. -М 2009.

. Шумков Д. М. Социально-правовые основания государственного суверенитета Российской Федерации (историко-теоретический анализ): Дис. … д-ра юрид. наук. - Спб., 2002.

Научная и учебная литература

1. Баграмян А. Ю. Проблема государственного суверенитета в современных глобализационных процессах. Годичная научная конференция // Сборник научных статей. - Ер.: РАУ, 2008. - С. 25.

. Иванов И. Д. Европа регионов. М., 1998.

. Лебедева М. М. Вестфальская модель мира и особенности конфликтов на рубеже XXI века. М.:Космополис (Альманах), 1999.

. Цымбурский В. Л. Идея суверенитета в посттоталитарном контексте // ПОЛИС (Политические исследования). 1993. N 1. 18.

. Дюги Л. Конституционное право. М., 1908. С. 128.

. Глобализация экономики, региональная интеграция, влияние этих процессов на положение трудящихся государств - участников СНГ. Труды международной научно-практической конференции. М.: Профиздат, 2002.

. Сеидов А. В. Международное право в эпоху глобализации. Эволюция концепции государственного суверенитета. М. -Научная книга, 2005.

. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию. - М.: Прогресс-Традиция, 2001.

. Богатуров А. Синдром поглощения в международной политике // Pro et Contra. - 1999. - Т. 4. - № 4.

. Рюмин В. А. Глобализация и цивилизационные перспективы человечества // Глобализация в социально-философском измерении: Сборник материалов конференции. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.

. Уткин А. И. «Мировой порядок XXI века». - Алгоритм-Эксмо-2006.

. Армен Дарбинян - Экс-премьер-министр Армении, ректор Российско-Армянского (Славянского) университета, профессор. Карабахский суверенитет: осмысление пройденного ("Новое Время", Армения)

. Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. - Т. 1. - М., 1996.

. Силаева, 3. В. Признание независимости спорных государств в современной мировой политике // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2011. - ц 7(13): в 3-х ч. - Ч. I.

. Николаев, Д. Г. Правовые основания международно-правового признания независимости государств // Право и политика. - 2010. - № 5.

. Большаков А. Непризнанные государства европейской периферии и пограни-чья // Международные процессы. 2007. Том 5. № 3(15).

. Игнатенко Г. В., Тиунов О. И. Международное право. Учебник для вузов. -М:Изд-во НОРМА-ИНФА, 1999-209с.

. Марченко М. Н., Мачин И. Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2008.

. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в Политологию Издание третье, переработанное и дополненное. - М.:Аспект Пресс. - 2000.

. Чиркин В. Е. Российская Конституция и публичная власть народа // Государство и право. - 2008. - № 12.

. Мамут Л. Государство как публичновластным образом организованный народ // Журнал российского права. - 2000. - № 3..

. Гармоза П. В. Власть как категория юридической науки // Государство и право. - 2008. - № 5.

. Блинов А. С. Национальное государство в условиях глобализации: контуры построения политико-правовой модели формирующегося глобального порядка. М.: МАКС Пресс, 2003.

. Пономарева И. П. К новейшему решению проблемы суверенитета // Российский юридический журнал. - 2008. - №6.

. Раянов Ф. М. Проблемы теории государства и права (Юриспруденции): Учебный курс. М.: Право и государство, 2003.

. Войтенко О. В. Понятие государственного образования (к постановке проблемы) // Вестник Моск. ун-та. Сер 11. Право. - 2005. - № 6.

. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Гардарики, 2003.

. Трубецкой Е. Н. Лекции по энциклопедии права. - М.:1917.

. Кокорев Ю. Ю. Современная политико-правовая оценка происхождения государства// Право и политика. 2008. № 8.

. Грачев Н. И. Происхождение суверенитета: государство и верховная власть в традиционном мировоззрении // Философия права. 2006. - № 1.

. Хабиров Р.Ф. Соотношение государственного суверенитета и права // Право и государство: теория и практика. - 2008. - №. 6

. Кокошин А. А. Реальный суверенитет в современной микрополитической системе. - М.: Европа, 2006.

. Левин И. Д. Суверенитет / Предисловие докт. юрид. наук, проф. С. А. Авакьян. Спб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.

. Оль П. А. Политико-правовая сущность суверенитета // Ветстник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского: Власть и право. Вып. 2 (7). -2003.

. Ориу М. Основы публичного права. - М., 1929.

. Еллинек Г. Общее учение о государстве / Вступительная статья докт. юрид. наук, проф. И. Ю. Козлихина. - Спб.: Издательство «Юридический Центр Пресс», 2004.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Понятие государственного суверенитета должна находиться под пристальным взором исследователей, так как не смотря на ее многовековую историю, до сих пор ее сущность полностью не раскрыта, существует множество подходов к определению суверенитета, и особенную важность на данный исторический период составляет изучение суверенитета так как в условиях глобализационных и интеграционных тенденций развития общества, само понятие трансформируется. Связано это с тем что исходя из данных процессов государство отдает часть своих традиционно-исторических функций и полномочий международным организациям Развитие надгосударственной деятельности международных организаций и понятие государственного суверенитета, в международно-правовой плоскости, составляют дихотомию. Глобализация является основной тенденцией развития мира и краеугольным камнем как во внешней так и во внутренней политике большинства стран. Историческими предпосылками глобализации являются следствия научно-технического прогресса, особенно развитие связи и телекоммуникационных технологий. Зарождалась глобализация, как сугубо экономическое явление, хотя впоследствии начала оказывать глубокое воздействие на многие факторы международных отношений у внутренней политики ряда государств.

Логическим следствием всех описанных выше процессов является возникновение дисбаланса между политическим, экономическим и юридическим пониманием суверенитета. Происходит так, что теперь, государства в рамках международных отношений должны учитывать не только свои внутригосударственные интересы и ограничения, но и считаться с капризами разношерстного международного сообщества. Те государства, которые окажутся не способны приспособить свою национальную политику с требованиями международного, не справятся с натиском глобализационных и интеграционных процессов и рано или поздно полностью будут поглощены данными процессами, вследствие чего потеряют свой суверенитет.

Бытует мнение, что в сложившейся ситуации государственный суверенитет утратил свое значение, и процесс глобализации угрожает независимости и самостоятельности государств, особенно если принимать во внимание факт того что из Устава ООН хотят убрать статью, которая гласит о невмешательстве в дела другого государства. В данном контексте хочется напомнить, что сама ООН - есть результат глобализации, призванный обеспечивать всеобщую безопасность, суверенное равноправие государств, защиту экономических интересов государства и культурного разнообразия.

Разработанность темы. Теоритическую и информационную основу исследования составляют труды таких ученых как А. А. Кокошин, А. В. Сеидов, А. В. Рюмин, А. В. Большаков, А. П. Оль, А. Р. Дарбинян, А. С. Блинов, А. И. Уткин, А. Ю. Баграмян, В. Е. Чирикин, В. Л. Цымбурский, В. П. Пугачев, Г. В. Игнатенко, Г. Еллинек, Д. Г. Николаев, Д. М. Шумков, Е. Н. Трубецкой, З. В. Силаева, И. Д. Иванов, И. Д. Левин, И. П. Пономарева, Л. Дюги, Л. Мамут, М. Ориу, М. М. Лебедева, М. Н. Марченко, Н. И. Грачев, О. В. Войтенко, П. В. Гармоза, Р. Ф. Хабиров, Ю. Г. Волкова, Ю. Ю. Кокорев, У. Бэк, Ф. М. Рьянов, Ф. Ф. Мартенс.

Объект исследования составляет понятие суверенитет, его сущность проблемы становления и трансформация в контексте глобализации.

Предметом исследования причины и возможные последствия трансформации государственного суверенитета в рамках глобализационных и интеграционных процессов.

Целью данной работы является исследование природы государственного суверенитета в условиях надгосударственной деятельности международных организаций, и постепенной транспарентности государственных границ.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

Теоретическое исследование политической сущности государственного суверенитета способом комплексного анализа исторических, внутригосударственных и международно-правовых аспектов суверенитета государств;

Анализ проблемы распространения суверенитета на спорные территории, и непризнанные государства;

Выявление сущности глобализации и ее исторических предпосылок;

Исследование трансформации понятия государственный суверенитет в условиях глобализации;

Исследование становления суверенитета на постсоветском пространстве;

По своей структуре данная работа включает в себя введение, три главы, каждый из них разделен на 2 параграфа, заключение и списка использованной литературы.

Первая глава «История становления и развития понятия суверенитет» рассматривает генезис самого понятия суверенитет и его трансформацию в ходе истории. Первый параграф данной главы «Понятие и сущность суверенитета» акцентируется внимание на двойственной сущности суверенитета, а именно на его политико-правовой сущности, указывается на недостаточное уделение внимания политической стороне вопроса, впоследствии рассматривается именно политическая составляющая данного понятия. Второй параграф «Проблема распространения суверенитета на спорные территории» посвящен проблеме становления суверенитета на территории непризнанных, рассматривается юридическая сторона данного вопроса, приводятся примеры из истории, выдержки из нормативно-правовых документов, акцентируется внимание на проблеме Нагорного Карабаха.

Вторая глава «Влияние процессов глобализации на суверенитет государства» посвящена проблеме глобализации, ее историческим предпосылкам, раскрытии сущности и ее влияние на суверенитет государства. Первый параграф данной главы «Понятие и сущность глобализации» раскрывает понятие глобализации, анализирует ее исторические предпосылки. Второй параграф «трансформация государственного суверенитета в условиях глобализации» посвящен проблеме вытеснения государственного суверенитета из межгосударственных отношений, исследуется возможность ослабления государственного суверенитета, анализируются нормативно-правовые документы регулирующие положение суверенитета в рамках международных отношений.

Третья глава «Проблема реализации суверенитета на постсоветском пространстве» посвящена исследованию становления и реализации суверенитета в странах СНГ. Первый параграф данной главы «Становление суверенитета в странах СНГ» рассматривает вопрос суверенитета государств Содружества сквозь конституционно-правовую призму, путем анализа текстов конституций данных стран. Второй параграф «Проблема реализации суверенитета в Республике Армения» анализирует нынешнее состояние Республики Армения как полноправного субъекта международных отношений, анализируются те статьи Конституции где закреплены нормы касающиеся суверенитета государства, рассматривается проблема сохранения суверенитета и национальных интересов страны в рамках интеграционных процессов обусловленных глобализацией.

 


 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ СУВЕРЕНИТЕТ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.35.62 (0.047 с.)