Обзор подходов к оценке автотранспортных средств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обзор подходов к оценке автотранспортных средств



 

В оценке можно использовать три подхода: доходный, сравнительный и затратный.

Доходный подход

Доходный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.

Доходный подход основан на предположении о том, что стоимость объекта равна текущей стоимости всех будущих выгод от владения объектом. Как правило, основными выгодами от владения являются доход от сдачи объекта в аренду, а также перепродажа его в конце срока владения. Учитывая тип объекта оценки нами был сделан вывод о невозможности применения доходного подхода в силу недостаточной развитости рынка аренды транспортного оборудования в Коми республике.

Сравнительный подход

Сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними.

Сравнительный подход основан на принципе замещения, который гласит, что покупатель не заплатит за объект большую цену, чем платят другие покупатели за аналогичные объекты, а продавец не захочет продать объект за цену меньшую той, которую получают другие продавцы за аналогичные объекты.

Основой данного метода является сбор информации о ценах сделок на данном сегменте рынка оборудования с подобными объектами. При этом необходима достаточно большая информационная база о совершенных сделках с определенной экспозицией.

В Тульской области относительно слабо развит вторичный рынок производственного оборудования (в том числе технологического оборудования для химической промышленности). Сделки с такими объектами носят единичный характер. Оценщики смогли собрать достаточно информации по Тульской области и другим регионам России для применения сравнительного подхода для всех объектов оценки. Однако элементы сравнительного подхода были использованы в рамках затратного подхода при подборе аналогичных объектов в новом состоянии на этапе определения полной восстановительной стоимости объектов оценки.

При наличие развитого рынка применение сравнительного подхода представляется наиболее предпочтительным, т.к. он показывает за сколько на рынке продаются объекты идентичные оцениваемому. При отсутствии развитого рынка или при отсутствии достаточного объема достоверной информации об аналогах применение сравнительного подхода не целесообразно.

Затратный подход

Затратный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта оценки.

Затратный подход основан на предположении о том, что стоимость объекта эквивалентна затратам на его строительство за минусом всех видов износов (физического, функционального и внешнего), т.е. совокупного износа.

Затратный подход был применен для оценки оборудования ОАО «Птицефабрика «Зеленецкая».

Таким образом, для определения рыночной стоимости оборудования и большей части транспортных средств, принадлежащих ОАО «Птицефабрика «Зеленецкая» были применены затратный и сравнительный подходы, а для оценки части транспортных средств - только сравнительный подход.


Процесс оценки транспортных средств

Сравнительный подход

 

Описание методики оценки

Сравнительный подход - это метод оценки рыночной стоимости собственности исходя из данных о недавних сделках. Оценщик анализирует реальные рыночные сделки и сравнивает объекты, по которым они проводились, с оцениваемым объектом.

Сравнительный подход основан на принципе замещения. Предполагается, что рациональный инвестор или покупатель не заплатит за конкретную собственность больше, чем обойдется приобретение другой сходной собственности, обладающей такой же полезностью, а продавец не продаст данную собственность ниже цены, за которую продают на рынке аналогичный объект. Поэтому цены, уплачиваемые за сходные или сопоставимые объекты, должны отражать рыночную стоимость оцениваемой собственности.

При сравнительном подходе оценщик рассматривает сопоставимые объекты, которые продаются на соответствующем рынке; затем вносятся поправки на различия между оцениваемым и сопоставимыми объектами. В результате определяется продажная цена каждого из сопоставимых объектов, как если бы при продаже он имел те же основные характеристики, что и оцениваемая собственность. Скорректированная цена позволяет оценщику сделать логические выводы о том, какова возможная стоимость оцениваемого объекта на рынке.

Основные этапы оценки данным методом:

5. Исследование рынка с целью сбора информации о совершенных сделках, котировках, предложениях по продаже объектов, аналогичных объекту оценки.

2. Сравнение оцениваемого объекта и отобранных аналогичных объектов, проданных и продающихся на рынке по отдельным элементам, корректировка цен объектов-аналогов.

3. Установление стоимости оцениваемого объекта путем анализа сравнительных характеристик и сведения их к одному стоимостному показателю или группе показателей.

Сбор информации об аналогах оцениваемого объекта

С целью выявления аналогов был осуществлен сбор информации о предложениях продажи аналогичных объектов. При подборе аналогов в первую очередь учитывалась дата предложения, модель, комплектация и состояние.

В результате анализа вторичного рынка зарубежных и отечественных автомобилей, были выявлены аналогичные автомобили, описание которых представлено в таблице 4.

 

Таблица 4. Описание аналогов

“FORD”Focus II хетчбэк Н453СС11        
Параметры Объект оценки Аналог 1 Аналог 2 Аналог 3 Аналог 4
Дата 10фев. 10фев. 10фев. 10фев. 10фев.
Модель “FORD”Focus II “FORD”Focus II “FORD”Focus II “FORD”Focus II “FORD”Focus II
Состояние Отличное Отличное Отличное Отличное Отличное
Год производства 2007 2007 2007 2007 2007
Фактический срок службы, лет 5 5 5 5 5
Пробег, тыс км 58 70 65 55 80
Износ % 32,6% 34,6% 33,8% 32,1% 36,2%
Стоимость, руб. ------ 410 000 385 000 390 000 375 000
Источник информации   <http://www.vdvkomi.ru/auto><http://www.vdvkomi.ru/auto><http://www.vdvkomi.ru/auto><http://www.vdvkomi.ru/auto>      
           
ГАЗ-22177 С473НМ11        
Параметры Объект оценки Аналог 1 Аналог 2 Аналог 3 Аналог 4
Дата 10фев. 10фев. 10фев. 10фев. 10фев.
Модель ГАЗ-22177 ГАЗ-22177 ГАЗ-22177 ГАЗ-22177 ГАЗ-22177
Состояние хорошее хорошее хорошее хорошее хорошее
Год производства 2008 2008 2007 2008 2008
Фактический срок службы, лет 4 4 5 4 4
Пробег, тыс км 63 60 80 65 70
Износ % 50,49 % 50,34 % 58,52 % 50,59 % 50,84
Стоимость, руб. ------ 415 000 390 000 400 000 410 000
Источник информации   <http://www.vdvkomi.ru/auto><http://www.vdvkomi.ru/auto><http://www.vdvkomi.ru/auto><http://syktyvkar.irr.ru/cars>      
           
“FORD”TRANSIT С982СС11        
Параметры Объект оценки Аналог 1 Аналог 2 Аналог 3 Аналог 4
Дата 10 фев. 10 фев. 10 фев. 10 фев. 10 фев.
Модель “FORD”TRANSIT “FORD”TRANSIT “FORD”TRANSIT “FORD”TRANSIT “FORD”TRANSIT
Состояние хорошее хорошее хорошее хорошее хорошее
Год производства 2003 2003 2003 2003 2003
Фактический срок службы, лет 9 9 9 9 9
Пробег, тыс км 90 107 98 120 110
Износ % 62,84% 64,08% 63,43% 65,01% 64,3%
Стоимость, руб. ------ 460 000 475 000 420 000 465 000
Источник информации   <http://syktyvkar.irr.ru/cars><http://syktyvkar.irr.ru/cars><http://www.vdvkomi.ru/auto><http://www.vdvkomi.ru/auto>      

 

 

В той мере, в какой оцениваемая собственность отличается от сопоставимой, в цену последней необходимо внести поправки с тем, чтобы определить, за сколько она могла бы быть продана, если бы обладала теми же основными характеристиками, что и оцениваемый объект.

Поправки, влияющие на цену транспортного средства:

·  Время

·  Модель

·  Условия продажи

·  Состояние

·  Износ

Комментарии к вводимым корректировкам

Поправка на уторговывание отражает тот факт, что при определении цены объектов, выставленных на продажу, учитывается мнение только одной из заинтересованных сторон - продавца. Анализ показал, что при сделке купли-продажи цена предложения может снизиться в среднем на 2%.

Поправка на дату продажи вводится в том случае, если между датой предложения к продаже объектов-аналогов и датой оценки существует значительный промежуток времени, за который цены на рынке могли измениться в ту или иную сторону, причем эти изменения не связаны с характеристиками конкретного объекта, а отражают общую тенденцию. В данном случае все объекты-аналоги выставлены на продажу в одно время, поэтому поправка на дату продажи не применялась.

Поправка на модель. Модель всех аналогов одинакова и аналогична оцениваемому объекту. Корректировка на модель не применялась.

Поправка на состояние. Состояние у всех аналогов одинаковое, они представляют собой бывшие в эксплуатации автотранспортные средства в хорошем работоспособном состоянии. Корректировка на состояние не применялась.


Поправка на износ рассчитывалась по следующей формуле:

 

Ки = 1 - (Ио-Иа)/Ио, где

Ки - коэффициент корректировки на износ;

Ио - износ оцениваемого объекта;

Иа - износ аналога.

Физический износ рассчитывался с учетом возраста и пробега транспортного средства по формуле:

 

Иф=100*(1-е- W), где

е - основание натуральных логарифмов, е @ 2,72,

W (Омега) - функция, зависящая от возраста и фактического пробега транспортного средства с начала эксплуатации.

В соответствии с Методикой W для различных транспортных средств рассчитывается по формуле (см. «Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом их технического состояния - Р-03112194-0376-98», таблица №2, стр. 13).

Окончательно рыночная стоимость оцениваемого объекта согласно сравнительному подходу рассчитывается как среднеарифметическое между двумя средневзвешенными оценками, одна из которых учитывает количество введенных корректировок, а другая степень отклонения скорректированной цены от первоначальной.

Расчёт весовых коэффициентов проводился по формуле

 

,

 

где - весовой коэффициент аналога;

 - общее количество корректировок по всем аналогам / суммарный процент отклонения скорректированных цен аналогов от первоначальных цен предложений;

 - количество корректировок по данному аналогу / процент отклонения скорректированной цены данного аналога от первоначальной цены предложения;

 - количество аналогов, использованных при расчётах.

Таблица 5. Расчет рыночной стоимости автомобиля на основе сравнительного подхода.

“FORD”Focus II хетчбэк      
Параметры Аналог 1 Аналог 2 Аналог 3 Аналог 4
Стоимость, руб 410 000 385 000 390 000 375 000
Корректировка на торг -2% -2% -2% -2%
Скорректированная цена, руб 401 800 377 300 382 200 367 500
Корректировка на дату 0% 0% 0% 0%
Скорректированная цена, руб 401 800 377 300 382 200 367 500
Корректировка на модель 0% 0% 0% 0%
Скорректированная цена, руб. 401 800 377 300 382 200 367 500
Корректировка на общее состояние 0% 0% 0% 0%
Скорректированная цена, руб 401 800 377 300 382 200 367 500
Износ, % 34,6% 33,8% 32,1% 36,2%
Корректировка на износ 1,006 1,037 0,985 1,11
Итоговая скорректированная цена, руб. 412 460 399 245 384 150 416 250
Корректировка на дополнительное оборудование, руб. 0 0 0 0
Скорректированная цена, руб. 412 460 399 245 384 150 416 250
Количество корректировок 2 2 2 2
Удельный вес по количеству корректировок 0,2500 0,2500 0,2500 0,2500
Средневзвешенная стоимость по количеству корректировок, руб.

403 027

Процент отклонения от первоначальной цены предложения 1,7 % 4,68 % 3,34 % 7,47 %
Удельный вес по отклонению от первоначальной цены 0,2987 0,2402 0,2659 0,1952
Средневзвешенная стоимость по отклонению от первоначальной цены, руб.

402 499

Итого стоимость по сравнительному подходу, руб.

402 763

 

Таблица 6. Расчет рыночной стоимости автомобиля на основе сравнительного подхода.

ГАЗ-22177 С473НМ11      
Параметры Аналог 1 Аналог 2 Аналог 3 Аналог 4
Стоимость, руб 415 000 390 000 400 000 410 000
Корректировка на торг -2% -2% -2% -2%
Скорректированная цена, руб 406 700 382 200 392 000 401 800
Корректировка на дату 0% 0% 0% 0%
Скорректированная цена, руб 406 700 382 200 392 000 401 800
Корректировка на модель 0% 0% 0% 0%
Скорректированная цена, руб. 406 700 382 200 392 000 401 800
Корректировка на общее состояние 0% 0% 0% 0%
Скорректированная цена, руб 406 700 382 200 392 000 401 800
Износ, % 50,34 58,52 50,59 50,84
Корректировка на износ 0,997 1,159 1,002 1,007
Итоговая скорректированная цена, руб. 405 480 442 970 392 784 404 613
Корректировка на дополнительное оборудование, руб. 0 0 0 0
Скорректированная цена, руб. 405 480 442 970 392 784 404 613
Количество корректировок 2 2 2 2
Удельный вес по количеству корректировок 0,2500 0,2500 0,2500 0,2500
Средневзвешенная стоимость по количеству корректировок, руб.

411 462

Процент отклонения от первоначальной цены предложения 0,85 % 5,5 % 2,87 % 0,36 %
Удельный вес по отклонению от первоначальной цены 0,3007 0,1405 0,2311 0,3277
Средневзвешенная стоимость по отклонению от первоначальной цены, руб.

407 529

Итого стоимость по сравнительному подходу, руб.

409 495

 


Таблица 7. Расчет рыночной стоимости автомобиля на основе сравнительного подхода.

“FORD”TRANSIT С982СС11      
Параметры Аналог 1 Аналог 2 Аналог 3 Аналог 4
Стоимость, руб 460 000 475 000 420 000 465 000
Корректировка на торг -2% -2% -2% -2%
Скорректированная цена, руб 450 800 465 500 411 600 455 700
Корректировка на дату 0% 0% 0% 0%
Скорректированная цена, руб 450 800 465 500 411 600 455 700
Корректировка на модель 0% 0% 0% 0%
Скорректированная цена, руб. 450 800 465 500 411 600 455 700
Корректировка на общее состояние 0% 0% 0% 0%
Скорректированная цена, руб 450 800 465 500 411 600 455 700
Износ, % 64,08% 63,43% 65,01% 64,3%
Корректировка на износ 1,0197 1,0094 1,0345 1,0232
Итоговая скорректированная цена, руб. 459 681 469 876 425 800 466 272
Корректировка на дополнительное оборудование, руб. 0 0 0 0
Скорректированная цена, руб. 459 681 469 876 425 800 466 272
Количество корректировок 2 2 2 2
Удельный вес по количеству корректировок 0,2500 0,2500 0,2500 0,2500
Средневзвешенная стоимость по количеству корректировок, руб.

455 407

Процент отклонения от первоначальной цены предложения 0,998% 4,13% 8,43% 2,06%
Удельный вес по отклонению от первоначальной цены 0,31 0,248 0,1626 0,2794
Средневзвешенная стоимость по отклонению от первоначальной цены, руб.

458 541

Итого стоимость по сравнительному подходу, руб.

456 974

 


Таблица 8. Результаты расчета рыночной стоимости на основе сравнительного подхода.

№ п/п Наименование Наименование (тип ТС) Год выпуска государственный номерной знак Рыночная стоимость без НДС, руб.
1 “FORD”Focus II легковой автомобиль 2007 Н453СС11 402 763
2 ГАЗ-22177 автобус 2008 С473НМ11 409 495
3 “FORD”TRANSIT Грузовой фургон 2003 С982СС11 456 974
  Итого       1 269 232

 

Таким образом, стоимость объекта оценки согласно сравнительному подходу по состоянию на 01 февраля 2012 г. составляет 1 269 232 руб.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.028 с.)