Методика развития связной речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика развития связной речи



Содержание:

Задание 1

Ответьте на следующие вопросы:

1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка;

2. Обучение детей диалогической речи в процессе повседневного общения Беседа как метод обучения диалогической речи;

3. Приемы обучения детей монологической речи;

4. Обучение детей монологической речи по картинам;

5. Развитие связной речи в процессе обучения пересказу литературных произведений;

6. Обучение рассказыванию из опыта;

7. Обучение творческому рассказыванию.;

8. Обучение детей высказываниям типа рассуждений;

9. Дидактические игры как средство развития связной речи.

Задание 2

Составьте вопросы к тексту сказки (по выбору) для пересказа, руководствуйтесь примерными вопросами, направленными на анализ текста и возрастными особенностями детей.

Примерные вопросы, направленные на анализ текста произведений

(Стародубова Н.А. Теория и методика речи дошкольников: учебное пособие для студ. учреждений высш.образования. - 6 е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2013.- 256 с., С.183 – 208)

 

1) Вопросы, направленные на выявление основного замысла

произведения, его проблемы:

О чём данный рассказ (сказка)?

Почему автор так назвал свой рассказ?

Какое главное событие рассказа (сказки)?

2)Вопросы на воспроизведение содержания:

Например, Кто первый прибежал к теремку?

Кто потом прискакал к теремку? И т.д.

3) Вопросы, позволяющие узнать эмоциональное отношение к герою:

Кто понравился? Почему?

Кто больше всех понравился? Почему?

4) Вопросы, обращающие внимание на мотивы поступков:

За что все так любили дядю Стёпу? («ДядяСтёпа» С. Михалкова)

Почему все засмеялись, а Ваня заплакал? («Косточка» Л.Н. Толстого)

5) Вопросы, позволяющие понять настроение героя, его эмоциональное состояние:

Почему ему было страшно?

Почему им было весело?

6) Вопросы на сравнение действующих лиц:

Чем похожи герои?

Чем они различаются?

7) Вопросы, обращающие внимание на внешний облик, портрет героя:

Каким ты его себе представляешь?

8) Вопросы на сравнение поведения, характера героя со знакомыми детям явлениями жизни:

А вы встречали кого-нибудь, похожего на Фому? («Про упрямого Фому» С.Михалкова)

9) Вопросы, позволяющие ввести детей в ситуацию произведения, сделать их участниками событий:

Что бы вы сделали на месте…?

Что бы вы посоветовали…?

10) Вопросы, обращающие внимание на языковые средства выразительности:

Как автор описывает…?

С чем автор сравнивает…?

Какие слова вам показались интересными (волшебными)? и т.д.

11) Вопросы, обращающие внимание на особенности жанра:

Что я вам прочитала (рассказала), рассказ или сказку?

Почему вы так думаете?

Как начинается сказка, как заканчивается?

Какие повторы вы заметили? и т.д.

Задание 12.

Составьте конспект занятия по обучению монологической речи по картине. Оформите конспект НОД, используя таблицы, представленные ниже (схему оформления конспекта или схему оформления конспекта занятия по обучению детей пересказу литературного произведения, примерную формулировку программного содержания) и учитывая при написании методику проведения НОД;

 

Методика проведения НОД

1. В программном содержании четко формулировать задачи с конкретным указанием приемов обучения рассказыванию.

2. Кроме задач по связной речи решать задачи по словарной работе, грамматическому строю речи и подготовке грамоте. Продумывать игры и упражнения для этих задач, включая их в ход НОД в соответствии с основной темой занятия, т.е. придерживаться принципа комплексно-тематического единства.

3. Для создания интереса к НОД, желания рассказать, обязательно ставить перед детьми цель и мотивировать ее. Мотивировку цели в ходе занятия повторять 2-3 раза. В старшей группе подводить детей к самостоятельному выдвижению цели и мотивировке ее.

4. Выбрать для занятия комплекс ведущих и дополнительных приемов, руководствуясь уровнем речевых умений детей.

5. Использовать приемы моделирования с учетом речевых навыков детей.

Схема оформления конспекта

Тема занятия:

Цель:

Программное содержание:

Оборудование:

Организация НОД

Руководство:

 

Этапы Ход (в прямой речи) Приемы
Вводно-организационный    
Мотивационно-побудительный    
Практический    
Рефлексивно-оценочный    

 

В практической части для активизации внимания раскрывать приемы по форме:

 

Варианты вызова детей

Указания

Оценка

Для одного Всем

1.

2.

3.

4.

5.

     
     
     
     

Литература основная

1. Галушина О. В. Использование активных форм обучения в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста / Галушина О. В. // Методист. - 2010. - № 10. - С. 60-62.

2. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада: планы занятий / Гербова В. В. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 103, [4] с.

3. Матухно И. Влияние предметно-развивающей среды на речевое развитие детей / Матухно И. // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 8. - С. 95-97.

4. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 030900 (050703) - Дошк. педагогика и психология; 031000 (050707) - Педагогика и методика дошк. образования / Стародубова Н. А. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 256 с.

5. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Ушакова О. С., Струнина Е. М. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 287 с.

6. Фримучкова Г. В. Методика формирования связной речи старших дошкольников / Фримучкова Г. В., Щербик Л. Г. // Детский сад от А до Я. - 2012. - № 4. - С. 108-113.

Литература дополнительная

1. Лосева Л. М. Как строится текст. Под ред. Г. Я. Солганика – М: Просвещение,

2. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи [Текст].- Улан-Удэ, 1974.

3. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми [Текст] / Под ред. М.И.Лисиной – М: Педагогика. - 1985.

 

Тема 2.7.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.047 с.)