Отношение людей, находящихся за чертой бедности, к проблеме оказания им социальной помощи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношение людей, находящихся за чертой бедности, к проблеме оказания им социальной помощи



 

Нам было важно услышать мнение людей, находящихся за чертой бедности об их проблемах, выявить их отношение к проблеме оказания им социальной помощи, поэтому и был проведён данный анкетный опрос. Была использована разработанная автором анкета «Отношение к проблеме оказания социальной помощи».

Цель: выявить проблемы людей, находящихся за чертой бедности и их пожелания по улучшению организации социальной работы.

В опросе приняли участие 25 людей, находящихся за чертой бедности в возрасте от 30 до 70 лет. Из них 13 мужчин и 12 женщин.

Опрос был проведен в городе Вулканешты в период с января 2012 года по март 2012 года.

Ниже представлены результаты исследования

Вопрос 1. Какой Ваш приблизительный доход в месяц?

§ до 400 лей. - 9 (36%)

§ 400 - 600 - 15 (60%) 600 - 800 - 1 (4%).

Итак, из таблицы приблизительный доход респондентов значительно ниже установленного по Молдове порога бедности.

Вопрос 2. Какой основной источник Вашего дохода?

Работа 8%
Собственная пенсия 40%
Пенсия супруга 40%
Собственные сбережения 12%

 

Вопрос 3. Какие проблемы существуют у Вас?

·   проблемы со здоровьем - отметили 80%

·   правовые - отметили 44%

·   материальное положение - отметили 100%

·   одиночество - отметили 76%

·   психологические проблемы (тревога, страх и т.п.) - отметили 84%

·   другое - отметили 8%.

Вопрос 4. Как Вы пытаетесь решать эти проблемы?

·   Самостоятельно - отметили 40%;

·   Обращаюсь за помощью к близким родственникам и друзьям - отметили 80%

·   Обращаюсь в соответствующие органы социальной защиты - отметили 72%;

·   Другое - отметили 0%.


Вопрос 5. Как бы Вы могли описать в нескольких словах «достойную старость»?

Забота государства 92%
Достойная пенсия 100%
Заботливое отношение близких людей 92%
Заниматься любимым делом 60%
Жить с семьей в достатке 96%

 

Респонденты указали несколько вариантов ответов, так среди них «достойную старость» бедные видят в улучшении своего материального положения - «заботу государства» (92%).

 

Вопрос 6. Какая помощь Вам наиболее необходима?

Медицинская 64%
Финансовая 100%
Психологическая 60%
Правовая 24%

 

Финансовая помощь необходима всем опрошенным - 100%.

 

Вопрос 7. Назовите известные Вам государственные учреждения, социальные службы, общественные организации, помогающие Вам в решении их проблем?

·   Министерство социального обеспечения - отметили 10 (40%).

·   Министерство Здравоохранения 11 (44%).

·   Отдел социального обеспечения - отметили 14 (56%).

·   Органы местного публичного управления - 18 (76%).

 

Вопрос 8. Удовлетворены ли Вы работой данных органов?

Удовлетворены ли вы: да нет Не знаю
Государство 16% 80% 4%
Министерство здравоохранения 18% 64% 8%
Пенсионный фонд 0% 100% 0%
Социальная служба 72% 8% 12%
Органы местного публичного управления 46% 42% 12%

 

Результаты исследования показали, что бедные не довольны работой практически всех вышеуказанных органов, кроме социальной службы.

 

Вопрос 9. Довольны ли Вы работой социальных работников?

Да, очень доволен / довольна 84%
Нет, не всегда оказывают квалифицированную помощь 12%
Затрудняюсь ответить 4%

 

Вопрос 10. Как Вы считаете, что можно сделать для решения социальных проблем людей, находящихся за чертой бедности?

·   Изменить государственную политику в области социального обеспечения бедных, - отметили 88%.

·   Необходимо менять отношение общества к бедным, - отметили 60%.

·   Ничего, - отметили 0%.

·   Другое - отметили 8%.

Ответы «не знаю» записывались как «другое»

Итак, на основании проведенного опроса, мы пришли к выводу о том, что доход 96% опрошенных не превышает 600 лей. А это значит, что данную категорию людей на основе официального регистра можно занести в категорию людей, находящихся за гранью бедности.

У наших респондентов имеется множество проблем, которые требуют безотлагательного решения:

·   проблемы со здоровьем - отметили 80%;

·   правовые - отметили 44%;

·   материальное положение - отметили 100%;

·   одиночество - отметили 76%;

·   психологические проблемы (тревога, страх и т.п.) - отметили 84%;

·   другое - отметили 8%.

При этом, самостоятельно пытаются их решить 40% опрошенных бедных. Большинство надеются на помощь близких и друзей - 80%, а также на органы социальной защиты (72%).

Наши респонденты нуждаются в финансово, медицинской, психологической и менее всего в правовой помощи. Приоритет безоговорочно отдается финансовой помощи.

Деятельностью социальных служб люди, находящиеся за чертой бедности довольны в большей мере, чем деятельностью государства, Министерства здравоохранения, пенсионного фонда и органов местного публичного управления.

При этом, это удовлетворение деятельностью социальных служб вызвано, по мнению респондентов, работой социальных ассистентов.

Люди, находящиеся за чертой бедности предлагают следующие два варианта решения их проблем:

•   изменить государственную политику в области социального обеспечения бедных;

•   необходимо менять отношение общества к бедным.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволили нам выделить основные проблемы бедных и их основные социальные ожидания в плане организации с ними социальной работы. Эти результаты были подтверждены нашими наблюдениями и беседами с людьми, оказавшимися за чертой бедности.

Данный практический материал позволил нам выработать практические рекомендации по совершенствованию социальной работы с людьми, оказавшимися за чертой бедности, представленными в следующем параграфе.


Рекомендации по совершенствованию социальной работы с людьми, находящимися за чертой бедности

 

Социальная работа - универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе - потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.

Мы считаем, что для условий Молдовы необходима разработка социальной «Программы борьбы с бедностью», которая была бы направлена на повышение качества жизни населения, улучшение социальной защиты самых бедных категорий граждан. Посредством развития системы социальных гарантий, создания новых рабочих мест, особенно для бедных, обеспечения доступа к качественным медицинским услугам, а также формирование качественно нового человеческого потенциала путем развития образования и науки. Сейчас необходимо и на уровне районов разрабатывать целостные программы борьбы с бедностью.

Поскольку бедность - многоаспектное социальное явление, люди не могут быть ограничены только удовлетворением своих потребностей в питании, одежде и жилье. Они должны иметь доступ к базовым услугам здравоохранения, образования и культуры, участию в общественной жизни. Поэтому меры по преодолению бедности должны носить комплексный характер и быть направлены на развитие человеческого потенциала.

Поэтому программа борьбы с бедностью должна включать в себя экономический рост. А, кроме того - формирование эффективного рынка труда и высокой цены рабочей силы, регулирование демографических и миграционных процессов, повышение качества образования и укрепление здоровья населения, развитие системы социальной защиты уязвимых слоев, учет особенностей бедности в городской и сельской местностях, гендерных и экологических аспектов этой деятельности.

Приоритетной целью социальной работы должно стать улучшение состояния здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение предотвратимой, особенно преждевременной смертности населения.

Одной из причин бедности является также низкая оплата труда, особенно в сельском хозяйстве, в секторах образования, здравоохранения, социальных услуг населению, культуре. Необходимо пересмотреть систему оплаты труда людей в этих отраслях.

Немаловажным явится укрепление и развитие системы учреждений социального обслуживания, особенно для семьи и детей, центров планирования семьи и репродукции, а также социальных служб для молодежи, расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг.

Вместе с тем надо прекращать социальное иждивенчество, культивировать у людей новую психологию, которая предполагает в первую очередь использовать возможности для самостоятельного преодоления тяжелых жизненных ситуаций. Это позволит сократить численность получателей адресной социальной помощи и направить ее тем, кто действительно не в состоянии обеспечить себя сам.

Задача социальной службы заключается в выявлении действительно бедных семей, поиске и внедрении форм оказания им социальной помощи, адекватных современному этапу трансформации социально-экономической системы, связанной с республиканской системой социального обеспечения и придании социальной помощи действительно адресного характера.

Поэтапное приближение минимальной заработной платы как государственной гарантии к бюджету прожиточного минимума

Совершенствовать такие методы сохранения реального содержания денежных доходов населения, как:

) пересмотр минимальных уровней денежных доходов в соответствии с изменением БПМ;

) индексация денежных доходов в соответствии с ростом индекса потребительских цен;

) компенсация (единовременное увеличение) денежных доходов населения.

В условиях ограниченных финансовых ресурсов, важно расставить приоритеты: какие и какое количество ресурсов распределять в виде социальной помощи, кому отдать эти ресурсы (бедным, детям, пенсионерам, бюджетной сфере, безработным и др.), в какой пропорции их делить, выработать критерии их «дележа». Необходимо выявить и поддержать наиболее кризисные социальные группы - действительно нуждающихся в социальной помощи, сконцентрироваться на наиболее эффективных направлениях ее оказания, обеспечить адресность ее предоставления.

При выборе среди социально уязвимых групп населения наиболее «кризисных» для современных условий, необходимо сравнивать их доходы и прожиточный минимум. С точки зрения этого критерия (ПМ - душевой доход) в наиболее худшем положении оказались семьи с детьми (па сравнению, например, с семьями пенсионеров). Поэтому все слои населения, все его поколения (включая пенсионеров) хорошо бы восприняли меры по защите сегодняшних и будущих (не родившихся) детей. Это:

сохранение (восстановление) школьных завтраков и обедов;

увеличение всех типов пособий на детей (по беременности и родам, уходу за ребенком, пособий на детей до 16-ти лет);

восстановление системы летнего отдыха для детей, включая льготные за счет средств соцстраха и профсоюзов путевки, и т.п.

Социальная работа - это и профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Для совершенствования социальной работы социальный работник должен активнее брать на себя функцию посредника между семьями и различными организациями и тем самым выработать иной подход, иное отношение, иной стиль общения с этими семьями, то есть общаться с ними не с точки зрения учителя или судьи, а с позиций партнера или посредника. И, естественно, ему требуются дополнительные профессиональные умения, знания по юридическим вопросам, вопросам социальной защиты, навыки установления контакта с семьей, мотивация членов семьи на изменения и навыки безоценочного общения.

Задачей социальных служб на ближайшие годы должна быть психологическая помощь. Ни одна программа или закон не будут эффективными, если человек, для которого она создана, не понимает ее целей и задач, не видит собственного вклада и ответственности. В рамках социальной работы необходимо формировать новую психологию у человека, оказавшегося за чертой бедности: не возлагать всю ответственность на государство, забывая об ответственности личной, семенной, ответственности родителей за детей и детей за родителей. Нужно полностью менять сам подход к оказанию помощи, делая ставку на самопомошь, помогая обратившемуся понять, почему он так живет, как это исправить с помощью семьи и себя самого.

Штат социальной защиты необходимо формировать не по выплаченным средствам или оказанным услугам. Тут бы психологов побольше, чтобы профессионально помогать тем, кто в собственных мыслях запутался.

Необходимо также изменить форму и условия оказания социальных услуг именно для этой группы населения: то есть упростить и видоизменить процедуру службы «одного окна» и изменить особенности сбора документов, поскольку перемещение по городу, между населенными пунктами для семей, находящихся за чертой бедности, затруднено как отсутствием документов, так и финансовыми возможностями, зачастую внешним видом.

Необходимо, чтобы и сотрудники остальных социальных служб, которые взаимодействуют с бедными, также изменили свое поведение и не относились к ним свысока, что вызывает, естественно, агрессию и нежелание повторных обращений у этой группы.

Весь вышеописанный комплекс мер, на наш взгляд, будет способствовать улучшению социальной работы с людьми, находящимися за чертой бедности.

 


Заключение

 

Социальная работа - универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе - потребность в помощи и невозможность своими силами справиться с жизненным затруднением.

Вместе с тем, и сейчас бедные и беднейшие не являются приоритетными группами для оказания социальной помощи. Учитывая различие категорий бедности и причин бедности (не зависящие от человека жизненные обстоятельства, среда, физиологические причины, или, напротив, апатия, лень, элементарное нежелание менять уклад жизни), приоритетным направлением социальной политики должна стать адресная помощь на местах, более точное определение адресатов помощи.

Расслоение населения достигло чрезвычайно высокого уровня и продолжает увеличиваться, и в ближайшие годы этот тренд вряд ли изменится.

Целью нашего исследования явилось выявление специфики молдавской бедности и разработка рекомендаций по совершенствованию социальной работы с людьми, находящимися за чертой бедности.

В процессе реализации цели исследования, нами были решены следующие задачи:

·   в теоретическом анализе определена сущность социальной работы с людьми, живущими за чертой бедности и роль социальных работников в преодолении бедности;

·   бедность в Молдове определена как основная социальная проблема и выявлена её специфика;

·   выявлено отношение людей, находящихся за чертой бедности к проблеме оказания им социальной помощи;

·   даны практические рекомендации решения проблемы бедности в Молдове средствами социальной работы.

Результаты данного исследования могут быть использованы в качестве базы для изменения некоторых параметров молдавской системы социальной защиты, а также при корректировке социальной работы с бедными слоями населения.

Отдельные результаты дипломной работы могут быть положены в основу практической деятельности социальных служб.

Выводы, полученные в процессе исследования, позволяют обосновать необходимость выработки властными структурами и социальными институтами общей стратегии социальной работы с людьми, находящимися за чертой бедности в новых социально-экономических условиях. Исследование может способствовать своевременному выявлению групп населения, требующих специальной государственной поддержки, и может использоваться для проведения всесторонней и объективной оценки эффективности мероприятий по борьбе с бедностью.

Материалы лиценционной работы могут быть полезны для последующего изучения данной проблемы, проведения дальнейших исследований и написания более крупных, обобщающих работ.

Таким образом, нами доказано, что разработка практических рекомендаций по совершенствованию социальной работы с людьми, находящимися за чертой бедности, невозможна без учёта специфики проявлений бедности в стране и учёта отношения людей, находящихся за чертой бедности к проблеме оказания им социальной помощи.

 


Библиография

бедность социальный помощь

1. Конституция Республики Молдова от 27.08.1994. Monitorul Oficial Nr.1 статья №1 от 18.08.1994

2. Стратегия экономического роста и борьбы с бедностью РМ от 17 декабря 2003 г.

.   Закон Республики Молдова от 22 июля 2004 года №289-XV «О пособиях по временной нетрудоспособности и других пособиях социального страхования»

.   Актуальные проблемы состояния и перспективы социальной работы в России: исследовательский центр качественной подготовки специалистов. М., 2006 - 76 с.

.   Введение в социальную работу / под ред. М.В. Боглав - М: «Академический проект», 2002 г., 334 с.

.   Войиенко. В.Ю. «презумпция бедности» в жилищном праве // «Российская юстиция», 9, 2005 г., стр. 22-24

.   Денисов Н. Расходы и доходы населения России // экономика и жизни 2001. №6. С. 3.

.   Дурасанова Т.П. Введение в специальность «социальная работа». Учебное пособие. Балашов, 2000.

.   Зорькин В.Д. Тезисы о правовой реформе в России «Адвокат», n 10, 2006 г., стр. 3-6

.   Кайгородова Л.А., Дуброва О.А. Теория социальной работы. Учебное пособие для студентов заочного отделения факультета социальной работы. - Новочеркасск, 2000.

.   Ключевский Г.А. социальная защита: вчера, сегодня и завтра. // человек и труд. - 2002. - №6.-с. 24-28.

.   Клемантович И. Культура профессионального мышления специалиста социальной работы // воспитание школьников. М., 2005. №10. С. 16-17.

.   Курбатов В.И. Социальная работа. Серия «учебники, учебные пособия» - ростов-на-Дону: феникс, 2000. с. 256.

.   Лавриненко Л.Я. Благотворительная деятельность в сфере образования дореволюционной России: исторические и культурно-просветительские аспекты / Л.Я. Лавриненко // образование и общество. - 2004. - №1. - с. 86-98.

.   Медико-социальная работа: введение в профессию / под ред. Мюрдалена - М: 2002 г. 336 с.

.   Основы социальной работы / под ред. Н.Ф. Басова - М: «Академия», 2004 г. - 288 с.

.   Организация работы органов социального обеспечения / под ред. А.Н. Савинова - М: «Форум», 2005 г., 326 с.

.   Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи / под ред. Т.С. Зубковой, Н.В. Тимошиной - М: «академия», 2003 г., 224 стр.

.   Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) - М: инфра-м, 2000. с. 128.

.   Павлюнок П.Д. основы социальной работы: учебник. М.: инфра-м, 2003. 368 с.

.   Панов А.Т., Холостова Е.И. Энциклопедия социальной работы: в 2 т. - м., 2006.

.   Право социального обеспечения / под ред. Е.Е. Мачульской - М: «Книжный мир», 1999 г., 411 с.

.   Ромм М.В., Е.В. Андриенко. Теория социальной работы: учеб. Пособие. - Новосибирск: изд-во нгту, 2002. Ч. II. - 112 с.

.   Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: учебник - м: инфра-м, 2003. с. 256.

.   Социальная работа / под ред. В.И. Курбатова - ростов-на-дону: 1999 г. 423 с.

.   Социальная политика и социальная работа / под ред. Е.И. Холостовой - м: «Дашков и К», 2007 г. - 216 с.

.   Социальное государство / под ред. Н.А. Волгина - м: «Дашков и К», 2003 г., 321 с.

.   Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность / под ред. А.А. Козлова - М: «логос», 2004 г., 488 с.

.   Социальная политика / под ред. Е.И. Холостова - М: 2000 г., 254 с.

.   Сперанский Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для вузов. - ростов-на-дону: «феникс», 2003 с. 318.

.   Тайнфелд В.В. Стратегия реформирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации. М., 2004.

.   Трудовое право России / под ред. Р.З. Лившица - М: инфра-м, 1998 г.

.   Теория, история и методика социальной работы / под ред. П.Д. Павлёнка - м: «Дашков и К», 2005 г., 560 с.

.   Теория медико-социальной работы / под ред. А.В. Мартыненко - м: МГСА, 2002 г. 243 с.

.   Теория социальной работы / под ред. М.В. Фирсова, Е.Г. Студёновой - М: Академический проект, 2005 г., 512 с.

.   Теория социальной работы / под ред. М.В. Фирсова - м: «Владос», 1999 г.

.   Технология социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой - м: инфра-м, 2002 г. 543 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.043 с.)