Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности



доказывание оперативный розыскной уголовный

Суть оперативно-розыскной деятельности заключается в проведении специальных гласных и негласных мероприятий, связанных с использованием особых тактических приемов и технических средств, направленных на получение разведывательной информации о преступлении, лице, его совершившем, и об источниках доказательств. В соответствии с действующим законодательством на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

) органов внутренних дел Российской Федерации;

) органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

) органов Федеральной службы налоговой полиции;

) органов Федеральной службы охраны Российской Федерации;

) органов Федеральной пограничной службы Российской Федерации;

) таможенных органов Российской Федерации;

) Службы внешней разведки Российской Федерации. Содержание оперативно-розыскной деятельности составляют следующие мероприятия:

) опрос граждан;

) наведение справок;

) сбор образцов для сравнительного исследования;

) проверочная закупка;

) исследование предметов и документов;

) наблюдение;

) отождествление личности;

) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

) контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

) прослушивание телефонных переговоров;

) снятие информации с технических каналов связи;

) оперативное внедрение;

) контрольная поставка;

) оперативный эксперимент.

Проведение негласных оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации, как правило, лишь о тяжком или особо тяжком преступлении (часть вторая статьи 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Сведения об используемых или использованных при проведении негласных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (часть первая статьи 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»).

С чисто юридической точки зрения проблема выглядит следующим образом. Согласно Федеральному закону об оперативно-розыскной деятельности (часть вторая статьи 11), результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств. А уголовно-процессуальное законодательство (статья 89 УПК) теперь специально подчеркивает, что использование в процессе доказывания результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым УПК к доказательствам, запрещается. Отвечать же этим требованиям такие результаты никак не могут, потому что у них отсутствует третий признак понятия доказательства: они получены вне процессуальных процедур. Добавим к сказанному, что Конституция РФ (часть вторая статьи 50) и статья 75 УПК, посвященная доказательствам в уголовном процессе, категорически запрещают использовать в качестве таковых сведения, полученные с нарушением закона, причем закона, конечно же, уголовно-процессуального, потому что именно он и только он определяет доказывание по уголовному делу, равно как и все производство по нему в целом. Получается замкнутый круг. Однако этот круг иллюзорен. На самом деле для повышения эффективности уголовно-процессуального доказывания за счет более умелого применения материалов, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий, при строжайшем соблюдении и институтов развитого демократического общества, и аксиом теории доказательств существуют значительные неиспользованные возможности. Сказанное касается прежде всего овеществленных, материальных источников информации - предметов, которые могут служить вещественными доказательствами, и документов. Особую группу среди них образуют материализованные источники информации, полученные с применением научно-технических средств, в частности специальной аудиовизуальной техники - фонограмм, кинолент и видеокассет.

Для решения проблемы оперативно-розыскные мероприятия необходимо прежде всего разделить на гласные и негласные. Рассмотрим сначала первые, имея в виду в роли органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, милицию, которая, как правило, из всех органов охраны правопорядка первой сталкивается с преступлением. Именно в ее руках еще до возбуждения уголовного дела, то есть до начала уголовного процесса, зачастую не только аккумулируются первичные сведения о преступлении и лицах, его совершивших, но и сосредоточиваются предметы и документы, несущие ценнейшую информацию об обстоятельствах дела и могущие в будущем оказаться незаменимыми судебными доказательствами. В условиях борьбы с профессионально организованными преступлениями, пресечение которых все чаще напоминает боевую работу (досмотр, поиск, преследование, разоружение и захват, облава, засада, рейд, штурм, разгон незаконных собраний, пресечение массовых беспорядков и вооруженных столкновений, предупреждение кровавых «разборок» между преступными формированиями и т. п.), в распоряжении милиции, естественно, без процессуального оформления, оказываются: оружие, взрывчатые вещества, предметы, приспособленные для нанесения телесных повреждений, орудия взлома, крупные суммы денег, валюта, драгоценности, наркотики, различного рода документы и другие предметы, вещи, вещества, изделия и ценности. Важнейшую информацию несут также документы, которые фиксируют ход и результаты гласных оперативно-розыскных мероприятий (например, рапорт сотрудника уголовного розыска, находящегося при исполнении своих служебных обязанностей, который при пресечении преступления, преследовании и захвате подозреваемого стал очевидцем определенных событий, действий и обстоятельств, имеющих отношение к делу и поэтому входящих в предмет доказывания; отснятая оперативными работниками видеокассета, фиксирующая сцену задержания подозреваемого с поличным, и др.).

Независимо от того, когда подобные материалы оказались в распоряжении милиции - до возбуждения уголовного дела или уже во время расследования, единственный вопрос, который при этом возникает, заключается в том, как юридически грамотно приобщить их к уголовному делу, находящемуся в производстве следователя, с тем чтобы они приобрели доказательственное значение и сохранили его на всех стадиях уголовного процесса. В следственной практике отмечается устойчивая тенденция к тому, чтобы такие материалы вводить в уголовный процесс путем производства процессуальных суррогатов, то есть специально приспособленных к каждому случаю аналогов законных следственных действий. Одним из таких действий служит осмотр, в ходе которого давно обнаруженный предмет с большой натяжкой задним числом «привязывается» к месту его обнаружения, причем в такой модифицированный следственный осмотр с элементами реконструкции вносятся еще и элементы допроса лица, обнаружившего соответствующий вещественный источник информации. Но самым распространенным способом приобщения милицейских материалов к следственному производству являются все же вязкие и многословные допросы в качестве свидетелей сотрудников милиции. К протоколам таких допросов и приобщается соответствующий предмет или документ.

Эту практику нельзя назвать ни юридически грамотной, ни целесообразной. Для официального представления следователю предметов и документов, находящихся в распоряжении милиции, достаточно сопроводительного письма начальника милиции. В этом письме должно быть указано, где, кем и при каких обстоятельствах обнаружен или появился на свет предмет или документ. Вопрос о дальнейшем использовании его в уголовно-процессуальном доказывании находится всецело в компетенции следователя. Если источник информации обладает признаками, перечисленными в статье 81 УПК, он может и должен быть приобщен к уголовному делу в качестве вещественного доказательства, а при наличии признаков, указанных в статье 84 УПК,- в качестве документа.

В практике уголовного розыска, аппаратов борьбы с экономическими преступлениями и подразделений борьбы с организованной преступностью для фиксации вымогательства, взяточничества и других преступлений, характерной чертой которых является конспиративность, практикуется также конспиративное, негласное применение аудиовизуальной техники. В одних случаях такая техника применяется по просьбе или с согласия потерпевших, в других - по их собственной инициативе, на свой страх и риск. Причем применяется не только специальная милицейская, но и бытовая техника, принадлежащая самим потерпевшим, решившим противостоять преступному посягательству своими силами. В целях обеспечения доказательственной ценности результатов подобных действий оперативные сотрудники иногда прибегают к составлению различных документов, представляющих суррогат уголовно-процессуальных актов: формальные заявления от потерпевших с просьбой выполнить такие-то и такие-то оперативно-розыскные мероприятия с применением техники; протоколы (например, «выдачи гражданину А. магнитофона и кассеты с целью их использования при разговоре с вымогателями», «добровольной выдачи магнитофона и кассет» оперативным работникам, осмотра кассет), акты применения специальной техники, прием с участием понятых и с применением выдуманных процедур, напоминающих следственные действия.

Истоки подобной практики очевидны. Они кроются в том, что следователи и оперативные работники служат в одном ведомстве, работают рука об руку в органах внутренних дел, и это повседневное общение стирает границы между сыском и следствием: первый подстраивается под следственные процедуры, а следствие имитирует сыскные методы. Существенного вреда это бумажное творчество оперативных сотрудников не приносит, наоборот, оно действительно указывает, как в уголовном процессе может быть проверена достоверность соответствующих фактических данных. Другое дело, что эти указания могут быть столь же успешно изложены в обычном полицейском (милицейском) отчете (по российским традициям - рапорте), где должно быть указано все до мельчайших подробностей, в том числе имена, адреса и другие сведения о лицах, способных подтвердить изложенное в этом отчете (рапорте).

При всей осмотрительности, с которой Верховный Суд Российской Федерации относится к подобным материалам, он все же ни сейчас, когда действует Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», ни раньше, когда такого закона еще не было в помине, не отвергает и не отвергал их «с порога» в качестве судебных доказательств, акцентируя внимание судов и органов расследования на том, что они подлежат тщательному, всестороннему и объективному исследованию, в частности, путем производства экспертизы, результаты которой должны быть достоверными и убедительными. Провести такую экспертизу, несмотря на достаточно высокий уровень науки и техники в данной области, порой бывает не менее сложно, чем получить сами материалы.

Принципиальное значение в этом отношении имеет разъяснение Пленума Верховного Суда РФ о том, что результаты оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также с проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц (кроме случаев, установленных федеральным законом), могут быть использованы в качестве доказательств по делам, лишь когда они получены по разрешению суда на проведение таких мероприятий и проверены следственными органами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Если судья санкционировал соответствующее оперативно-розыскное мероприятие своим решением, следует признать, что оно утрачивает свою обычную стопроцентную конспиративную, чисто разведывательную природу и приближается к следственному действию в виде наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивание телефонных переговоров и обыска. Результаты такого мероприятия гораздо проще легализовать в уголовном процессе, и будущее уголовно-процессуальное законодательство, теория и практика уголовного судопроизводства не могут не считаться с этим.

Если же первоисточник и способ получения материалов «затемнены» и теряются в недрах негласной оперативно-розыскной деятельности милиции, они, как правило, доказательствами не признаются. Неясность по поводу того, как, где, кем и при каких обстоятельствах получен материал, несущий соответствующую информацию, невозможность углубиться в исследование этих вопросов путем производства следственных и судебных действий не только порождают неразрешимые сомнения в достоверности такой информации и тем самым лишают ее доказательственного значения, но и создают почву для подозрений в том, что обвинительные доказательства милицией сфабрикованы.

Вместе с тем, не следует упускать из виду и такие безусловно редкие ситуации, когда для оценки доказательственного значения, относимости и достоверности информации, которую несет определенный предмет или документ, вопрос о том, кем, где, как и при каких обстоятельствах он добыт, безотносителен, лишен смысла и поэтому находится за рамками необходимости как следственного, так и судебного исследования. Так, представленная милицией следователю или прокурору для приобщения к уголовному делу фотография, на которой отображен факт, имеющий отношение к событию расследуемого преступления (например, встреча взяткодателя и взяткополучателя), сама по себе, независимо от того, кем, где, как и при каких обстоятельствах она сделана, обладает всеми признаками вещественного доказательства. Доказательственную информацию несет и доказательственную ценность имеет само полученное с помощью вошедших в обиход технических средств изображение фрагмента объективной реальности. И только поэтому исследование и проверка достоверности этого вещественного доказательства, в частности, экспертным путем (не фотомонтаж ли?), касается исключительно самого фотоизображения, а все обстоятельства, связанные с получением снимка, не нуждаются в уголовно-процессуальном исследовании, они находятся за его рамками. Риторически сильный лозунг «Суд должен знать все» в подобных случаях не действует. Муссировать детали оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе при подобных условиях можно разве только из любопытства или же оказавшись на поводу защиты, построенной на умышленно гипертрофированном внимании к материалам, добытым милицией.

Все эти суждения и выводы распространяются и на другие материальные источники информации, отображающие фрагменты объективной реальности - киноленты, магнитофонные ленты и видеокассеты. Если отвергать допустимость их использования в уголовно-процессуальном доказывании при указанных выше обстоятельствах и быть логически последовательными, необходимо признать, что эти источники недопустимо использовать в уголовном процессе и во всех других случаях, когда по каким-либо причинам остался неизвестным их автор-изготовитель, например, если несущая важную визуальную информацию фотография поступила следователю по почте, а отправитель не указал своего имени и адреса, и даже когда подобная вещь обнаружена «ничейной» при осмотре места происшествия или при обыске. Будь такое отношение узаконено или хотя бы принято за правило в практике, это «означало бы неоправданное сужение возможностей использования в уголовном судопроизводстве источников информации, имеющих научно-техническое происхождение».

Равным образом, если милиция представила следователю или прокурору без указания способов получения отснятую в общедоступном месте (улица, вокзал, ресторан и т. п.) киноленту, отражающую преступные эпизоды, например, нападения, дачи-получения взятки, вымогательства, передачи наркотиков или оружия, доказательственная ценность этих объектов будет зависеть исключительно от того, насколько достоверно само изображение, и от его относимости, иначе говоря, от связи с предметом доказывания, а все обстоятельства получения этого источника информации в принципе не представляют судебного интереса. Иными словами, способ получения материалов в подобных ситуациях лишен признака относимости, который служит «компасом» для отбора доказательственной информации из массы сведений, не имеющих значения для дела, в том числе и той, которая необходима для проверки полноты и достоверности собранных доказательств путем исследования условий их формирования, передачи, хранения. Отсутствие этого признака делает подобные сведения лишними, поэтому такие материалы даже нежелательны в уголовном деле. Они загромождают его и, как и всякий «информационный шум», способны увести судебное исследование в сторону от предмета доказывания.

Вышеизложенное позволяет заключить, что теоретическая идея обогащения арсенала способов собирания судебных доказательств за счет более широкого и грамотного привлечения в уголовное судопроизводство вещественных источников информации и документов, добытых в ходе или в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе негласных и с применением специальных технических средств, в принципе состоятельна, причем без ревизии общепризнанных положений доказательственного права и теории судебных доказательств. Эта идея может быть реализована в результате признания следующих правил.

Фотографии, киноленты, видеозапись и фонограммы, а также другие материалы, полученные с применением технических средств, допускаются в уголовный процесс на общих основаниях, когда они обладают признаками вещественных доказательств или документов.

Документы и вещественные доказательства, в том числе полученные с применением технических средств, могут быть истребованы от любого участника уголовного процесса, предприятия, учреждения, организации, должностного лица и гражданина лицом, производящим расследование, прокурором и судом, а также представлены указанными физическими лицами, предприятиями, учреждениями и организациями по своей инициативе.

Документы и вещественные доказательства, полученные при проведении оперативно-розыскных мероприятий, могут быть истребованы и представлены органом, осуществляющим эту деятельность, на общих основаниях, но при условии, что источник и способ их получения могут быть указаны следователю, прокурору и суду или если данные обстоятельства не имеют значения для оценки достоверности доказательств.

Последствия «признания доказательства недопустимым для выяснения обстоятельств дела могут быть восполнимыми и невосполнимыми». Восполнить образовавшийся пробел в доказательственной информации возможно тогда, когда процессуальное действие, служившее средством получения доказательства, можно провести повторно, а полученные при его помощи сведения будут аналогичны имевшимся ранее. В противном случае сведения, содержавшиеся в доказательстве, которое признано недопустимым, юридически перестают существовать.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.205.166 (0.03 с.)