Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I . Теоретические основы компетентности и компетенции учителяСтр 1 из 5Следующая ⇒
Ползунов Артём Евгеньевич КУРСОВАЯ РАБОТА Содержание профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов
Научный руководитель – доцент кафедры ПиПНиДО, кандидат педагогических наук Витковская Ирина Михайловна
Псков 2005
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже XX – XXI веков, что требует нового подхода к формированию будущего профессионала [4, с. 360]. Джон Равен пишет: «Общество нуждается в новых убеждениях и ожиданиях. Но их нельзя развивать безотносительно к личным системам ценностей, и система образования, школьного и социального, должна это учитывать. <…> Те, кто заинтересован в развитии компетентности, обязаны помочь людям задуматься о том, как должны функционировать организации и как они функционируют на самом деле, задуматься о своей роли и о роли других людей в обществе» [6, с. 74-75].
Так же существенно меняется и характер педагогической деятельности. Реализуемые в начальной школе многовариативные образовательные практики требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Развитие образования делает всё более актуальным решение проблемы оценки профессионализма педагога, уровня его профессиональной компетентности, перспектив роста, возможностей профессиональной реабилитации [9, с. 110]. Лукьянова М.И. пишет, что потребность страны в учителях, способных занять личностно-гуманную позицию по отношению к воспитанникам и к себе, ещё более актуализирует проблему повышения профессиональной компетентности учителя. Проблема эта приобретает особую значимость в связи с распространением идей гуманизации и гуманитаризации образования, перестройки учебно-воспитательного процесса [5, с. 56]. Изучая психологическую, дидактическую, методическую и правовую литературу по проблеме компетентности (профессионализма) педагога, перед нами встала проблема содержания профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов (далее БУНК). В ходе работы мы поставили перед собой цель выявить профессиональные компетентности и компетенции БУНК, соответствующие Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (далее ГОС ВПО). С целью решения сложившейся проблемы и реализации поставленной цели мы выдвинули перед собой следующие задачи: - изучить психологическую, дидактическую, методическую и правовую литературу по проблеме исследования; - определить понятия «компетентность» и «компетенция»; - рассмотреть различные взгляды на классификацию профессиональных компетентностей и компетенций в образовании; - определить перечень профессиональных компетенций БУНК, соответствующих ГОС ВПО специальности 031200 ПиМНО;
- оценить качество формирования профессиональной компетентности БУНК в Псковском государственном педагогическом университете им. С.М. Кирова (далее ПГПУ). В ходе нашего исследования мы планируем воспользоваться теоретическими (анализировать литературу) и диагностическими (анкетирование преподавателей и студентов) методами. В качестве опытно-экспериментальной базы мы намерены использовать работу с преподавателями и студентами факультета начального образования (далее ФНО) ПГПУ. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В этой главе мы выведем ориентировочные определения понятий «компетенция» и «компетентность», анализируя литературу и анкетирование, проведённое нами среди преподавателей ФНО ПГПУ (далее Анкетирование 1) {Приложение 1}. Здесь же мы предложим результат оценки понимания содержания понятия «компетенция» студентами. Мы выявим имеющуюся и предложим свою (модернизированную) структуру профессиональной компетентности БУНК по ГОС ВПО. Также мы предложим результаты по оценки качества формирования профессиональной компетентности БУНК в нашем университете, согласно анкетированию, проведённому среди студентов на III, IV и V курсах ФНО ПГПУ (далее Анкетирование 2) {Приложения 2-9}, при этом всех студентов мы разбили на две группы: А) студенты – выпускники Опочецкого педагогического колледжа (далее ОПК), с трёхлетним сроком обучения в университете; Б) студенты, с пятилетним сроком обучения в университете. Нами было получено 150 анкет от студентов (61 от студентов группы А и 89 от студентов группы Б), затем была составлена выборка в размере 80 анкет (по 40 с каждой группы студентов).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе нашей работы, мы решили проблему содержания профессиональной компетентности БУНК и выяснили, что основная его часть находится в области образования. Так же, мы достигли поставленной цели и выявили профессиональные компетентности и компетенции БУНК, соответствующие ГОС ВПО. Нами были решены все поставленные задачи. В первой главе мы изложили теоретические основы компетентностного подхода в педагогике, рассмотрев различные взгляды на эту проблему таких учёных как Введенский В.Н., Равен Дж., Сорокина Т.М., Хуторской А.В. и др. Нами были рассмотрены следующие аспекты: определение понятий «компетентность» и «компетенция»; выделение структуры профессиональной компетентности учителя и БУНК в частности. Путём анализа литературы и анкет преподавателей, во второй главе мы определили содержание понятий «компетенция» и «компетентность». При этом мы оценили уровень понимания данных понятий студентами ФНО ПГПУ и сделали вывод о том, что только лишь небольшая часть студентов реально оценивает требования к собственной профессиональной компетентности. Мы, так же, определили перечень профессиональных компетенций из структуры профессиональной компетентности БУНК, соответствующих ГОС ВПО. При этом мы выделили их в виде классификации, которую затем модернизировали путём распределения дисциплин по тому, с какой общей целью они изучаются. Так же мы выделили наиболее специфические из них для специальности ПиМНО и определили дисциплины, которые их формируют.
И, в конце нашей работы, на основании анкет студентов, мы оценили эффективность формирования профессиональной компетентности БУНК в ПГПУ. Полученные нами результаты показывают, что уровень эффективности формирования профессиональной компетентности БУНК в ПГПУ имеет средние показатели. Таким образом, достигнув поставленной цели, определив специфические компетенции БУНК, мы можем судить о сложности и многообразности компетенций в структуре профессиональной компетентности БУНК. Что, в свою очередь, как показывает выявление понимания и отношения к данному вопросу студентов, требует детальной переработки требований к выпускнику специальности ПиМНО.
В конце следует сказать, что наша работа перспективна. Продолжение работы может идти в трёх направлениях: - выявление ступеней содержания профессиональной компетентности БУНК, находящихся вне области образования; - разработка новых требований к выпускнику специальности ПиМНО, опираясь на результаты нашего исследования; - необходимость выявления путей развития профессиональной компетентности БУНК, что доказывают результаты работы, проведённой нами в третьем параграфе второй главы, показывающие необходимость развития профессиональной компетентности БУНК путём использования эффективных, по мнению студентов, средств обучения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 51-55. 2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Специальность 031200 ПиМНО. 3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 528 с. 4. Кучугурова Н.Д. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. – М., 2000. – С. 360-362. 5. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. – 2001. – №10. – С. 56-61. 6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. – М., «Когито-Центр», 2002. – 396 с. 7. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. – М.: «Когито-Центр», 2001. – 142 с. 8. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: Монография / Т.М. Сорокина; Нижегородский государственный педагогический университет. – Н. Новгород: НГПУ, 2002. – 168 с.
9. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 110-114. 10. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.И. Ушакова. М., 1935. 11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы //Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64 12. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. [1] От латинского competentia – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом [11, с. 60]. [2] Согласно исследованию Введенского В.Н. [1, с. 51]. [3] Операциональная компетентность определяется набором навыков, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности: прогностические, проективные, предметно-методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные [1, с. 54]. [4] Ключевая компетентность проявляется не только в решении узко-профессиональных задач, но и в том, как человек воспринимает, оценивает и понимает мир за пределами своей профессии [1, с. 52]. [5] Интеллектуально-педагогическая компетентность (которая рассматривается автором как базовая) выражается в умении применять имеющиеся знания для установления педагогически целесообразных взаимоотношений, приобретения и преобразования знаний обучающимися и самим педагогом, а также для выработки способов инновационной деятельности [1, с. 53]. Ползунов Артём Евгеньевич КУРСОВАЯ РАБОТА Содержание профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов
Научный руководитель – доцент кафедры ПиПНиДО, кандидат педагогических наук Витковская Ирина Михайловна
Псков 2005
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже XX – XXI веков, что требует нового подхода к формированию будущего профессионала [4, с. 360]. Джон Равен пишет: «Общество нуждается в новых убеждениях и ожиданиях. Но их нельзя развивать безотносительно к личным системам ценностей, и система образования, школьного и социального, должна это учитывать. <…> Те, кто заинтересован в развитии компетентности, обязаны помочь людям задуматься о том, как должны функционировать организации и как они функционируют на самом деле, задуматься о своей роли и о роли других людей в обществе» [6, с. 74-75]. Так же существенно меняется и характер педагогической деятельности. Реализуемые в начальной школе многовариативные образовательные практики требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Развитие образования делает всё более актуальным решение проблемы оценки профессионализма педагога, уровня его профессиональной компетентности, перспектив роста, возможностей профессиональной реабилитации [9, с. 110]. Лукьянова М.И. пишет, что потребность страны в учителях, способных занять личностно-гуманную позицию по отношению к воспитанникам и к себе, ещё более актуализирует проблему повышения профессиональной компетентности учителя. Проблема эта приобретает особую значимость в связи с распространением идей гуманизации и гуманитаризации образования, перестройки учебно-воспитательного процесса [5, с. 56]. Изучая психологическую, дидактическую, методическую и правовую литературу по проблеме компетентности (профессионализма) педагога, перед нами встала проблема содержания профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов (далее БУНК). В ходе работы мы поставили перед собой цель выявить профессиональные компетентности и компетенции БУНК, соответствующие Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (далее ГОС ВПО). С целью решения сложившейся проблемы и реализации поставленной цели мы выдвинули перед собой следующие задачи: - изучить психологическую, дидактическую, методическую и правовую литературу по проблеме исследования; - определить понятия «компетентность» и «компетенция»; - рассмотреть различные взгляды на классификацию профессиональных компетентностей и компетенций в образовании; - определить перечень профессиональных компетенций БУНК, соответствующих ГОС ВПО специальности 031200 ПиМНО; - оценить качество формирования профессиональной компетентности БУНК в Псковском государственном педагогическом университете им. С.М. Кирова (далее ПГПУ). В ходе нашего исследования мы планируем воспользоваться теоретическими (анализировать литературу) и диагностическими (анкетирование преподавателей и студентов) методами. В качестве опытно-экспериментальной базы мы намерены использовать работу с преподавателями и студентами факультета начального образования (далее ФНО) ПГПУ. I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ В этой главе мы рассмотрим различные взгляды на проблему критериев определения компетентности и компетенции. Так же мы предложим различные классификации профессиональных компетентностей и компетенций будущих педагогов и БУНК в частности.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.035 с.) |