I . Теоретические основы компетентности и компетенции учителя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I . Теоретические основы компетентности и компетенции учителя



Ползунов Артём Евгеньевич

КУРСОВАЯ РАБОТА

Содержание профессиональной компетентности

будущего учителя начальных классов

 

 

Научный руководитель –

доцент кафедры ПиПНиДО, кандидат педагогических наук

Витковская Ирина Михайловна

 

Псков

2005
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
I. Теоретические основы профессиональной компетентности и компетенции учителя  
1. Определение понятий «компетентность» и «компетенция» 5
2. Теории профессиональной компетентности в педагогике 8
3. Профессиональная компетенция будущего учителя начальных классов (позиция Сорокиной Т.М.) 16
II. Содержание профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов  
1. Вывод ориентировочных определений понятий «компетентность» и «компетенция» 21
2. Выявление и модернизация структуры профессиональной компетентности БУНК по ГОС ВПО 23
3. Оценка эффективности формирования профессиональной компетентности БУНК в ПГПУ (с точки зрения студентов) 25
Заключение 28
Список литературы 30
Приложение 1: «Опрос преподавателей»  
Приложение 2: «Анкетирование 33 группы»  
Приложение 3: «Анкетирование 43 группы»  
Приложение 4: «Анкетирование 54 группы»  
Приложение 5: «Результаты анкетирования 33, 43, 54 групп»  
Приложение 6: «Анкетирование 41, 42 групп»  
Приложение 7: «Анкетирование 51, 52, 53 групп»  
Приложение 8: «Результаты анкетирования 41, 42, 51, 52, 53 групп»  
Приложение 9: «Результаты анкетирования 33, 43, 54 и 41, 42, 51, 52, 53 групп»  
Приложение 10: «Структура профессиональной компетентности БУНК согласно ГОС ВПО»  
Приложение 11: «Модернизированная структура профессиональной компетентности БУНК согласно ГОС ВПО»  

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже XX – XXI веков, что требует нового подхода к формированию будущего профессионала [4, с. 360].

Джон Равен пишет: «Общество нуждается в новых убеждениях и ожиданиях. Но их нельзя развивать безотносительно к личным системам ценностей, и система образования, школьного и социального, должна это учитывать. <…> Те, кто заинтересован в развитии компетентности, обязаны помочь людям задуматься о том, как должны функционировать организации и как они функционируют на самом деле, задуматься о своей роли и о роли других людей в обществе» [6, с. 74-75].

Так же существенно меняется и характер педагогической деятельности. Реализуемые в начальной школе многовариативные образовательные практики требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников.

Развитие образования делает всё более актуальным решение проблемы оценки профессионализма педагога, уровня его профессиональной компетентности, перспектив роста, возможностей профессиональной реабилитации [9, с. 110].

Лукьянова М.И. пишет, что потребность страны в учителях, способных занять личностно-гуманную позицию по отношению к воспитанникам и к себе, ещё более актуализирует проблему повышения профессиональной компетентности учителя. Проблема эта приобретает особую значимость в связи с распространением идей гуманизации и гуманитаризации образования, перестройки учебно-воспитательного процесса [5, с. 56].

Изучая психологическую, дидактическую, методическую и правовую литературу по проблеме компетентности (профессионализма) педагога, перед нами встала проблема содержания профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов (далее БУНК).

В ходе работы мы поставили перед собой цель выявить профессиональные компетентности и компетенции БУНК, соответствующие Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (далее ГОС ВПО).

С целью решения сложившейся проблемы и реализации поставленной цели мы выдвинули перед собой следующие задачи:

- изучить психологическую, дидактическую, методическую и правовую литературу по проблеме исследования;

- определить понятия «компетентность» и «компетенция»;

- рассмотреть различные взгляды на классификацию профессиональных компетентностей и компетенций в образовании;

- определить перечень профессиональных компетенций БУНК, соответствующих ГОС ВПО специальности 031200 ПиМНО;

- оценить качество формирования профессиональной компетентности БУНК в Псковском государственном педагогическом университете им. С.М. Кирова (далее ПГПУ).

В ходе нашего исследования мы планируем воспользоваться теоретическими (анализировать литературу) и диагностическими (анкетирование преподавателей и студентов) методами.

В качестве опытно-экспериментальной базы мы намерены использовать работу с преподавателями и студентами факультета начального образования (далее ФНО) ПГПУ.


II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В этой главе мы выведем ориентировочные определения понятий «компетенция» и «компетентность», анализируя литературу и анкетирование, проведённое нами среди преподавателей ФНО ПГПУ (далее Анкетирование 1) {Приложение 1}. Здесь же мы предложим результат оценки понимания содержания понятия «компетенция» студентами.

Мы выявим имеющуюся и предложим свою (модернизированную) структуру профессиональной компетентности БУНК по ГОС ВПО.

Также мы предложим результаты по оценки качества формирования профессиональной компетентности БУНК в нашем университете, согласно анкетированию, проведённому среди студентов на III, IV и V курсах ФНО ПГПУ (далее Анкетирование 2) {Приложения 2-9}, при этом всех студентов мы разбили на две группы:

А) студенты – выпускники Опочецкого педагогического колледжа (далее ОПК), с трёхлетним сроком обучения в университете;

Б) студенты, с пятилетним сроком обучения в университете.

Нами было получено 150 анкет от студентов (61 от студентов группы А и 89 от студентов группы Б), затем была составлена выборка в размере 80 анкет (по 40 с каждой группы студентов).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе нашей работы, мы решили проблему содержания профессиональной компетентности БУНК и выяснили, что основная его часть находится в области образования.

Так же, мы достигли поставленной цели и выявили профессиональные компетентности и компетенции БУНК, соответствующие ГОС ВПО.

Нами были решены все поставленные задачи.

В первой главе мы изложили теоретические основы компетентностного подхода в педагогике, рассмотрев различные взгляды на эту проблему таких учёных как Введенский В.Н., Равен Дж., Сорокина Т.М., Хуторской А.В. и др.

Нами были рассмотрены следующие аспекты: определение понятий «компетентность» и «компетенция»; выделение структуры профессиональной компетентности учителя и БУНК в частности.

Путём анализа литературы и анкет преподавателей, во второй главе мы определили содержание понятий «компетенция» и «компетентность». При этом мы оценили уровень понимания данных понятий студентами ФНО ПГПУ и сделали вывод о том, что только лишь небольшая часть студентов реально оценивает требования к собственной профессиональной компетентности.

Мы, так же, определили перечень профессиональных компетенций из структуры профессиональной компетентности БУНК, соответствующих ГОС ВПО. При этом мы выделили их в виде классификации, которую затем модернизировали путём распределения дисциплин по тому, с какой общей целью они изучаются. Так же мы выделили наиболее специфические из них для специальности ПиМНО и определили дисциплины, которые их формируют.

И, в конце нашей работы, на основании анкет студентов, мы оценили эффективность формирования профессиональной компетентности БУНК в ПГПУ.

Полученные нами результаты показывают, что уровень эффективности формирования профессиональной компетентности БУНК в ПГПУ имеет средние показатели.

Таким образом, достигнув поставленной цели, определив специфические компетенции БУНК, мы можем судить о сложности и многообразности компетенций в структуре профессиональной компетентности БУНК. Что, в свою очередь, как показывает выявление понимания и отношения к данному вопросу студентов, требует детальной переработки требований к выпускнику специальности ПиМНО.

 

В конце следует сказать, что наша работа перспективна. Продолжение работы может идти в трёх направлениях:

- выявление ступеней содержания профессиональной компетентности БУНК, находящихся вне области образования;

- разработка новых требований к выпускнику специальности ПиМНО, опираясь на результаты нашего исследования;

- необходимость выявления путей развития профессиональной компетентности БУНК, что доказывают результаты работы, проведённой нами в третьем параграфе второй главы, показывающие необходимость развития профессиональной компетентности БУНК путём использования эффективных, по мнению студентов, средств обучения.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. – 2003. – №10. – С. 51-55.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Специальность 031200 ПиМНО.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 528 с.

4. Кучугурова Н.Д. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста // Проблемы и перспективы педагогического образования в XXI веке. – М., 2000. – С. 360-362.

5. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. – 2001. – №10. – С. 56-61.

6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. – М., «Когито-Центр», 2002. – 396 с.

7. Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. Изд. 2-е, испр. – М.: «Когито-Центр», 2001. – 142 с.

8. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: Монография / Т.М. Сорокина; Нижегородский государственный педагогический университет. – Н. Новгород: НГПУ, 2002. – 168 с.

9. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 110-114.

10. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.И. Ушакова. М., 1935.

11. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы //Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64

12. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.


[1] От латинского competentia – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом [11, с. 60].

[2] Согласно исследованию Введенского В.Н. [1, с. 51].

[3] Операциональная компетентность определяется набором навыков, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности: прогностические, проективные, предметно-методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные [1, с. 54].

[4] Ключевая компетентность проявляется не только в решении узко-профессиональных задач, но и в том, как человек воспринимает, оценивает и понимает мир за пределами своей профессии [1, с. 52].

[5] Интеллектуально-педагогическая компетентность (которая рассматривается автором как базовая) выражается в умении применять имеющиеся знания для установления педагогически целесообразных взаимоотношений, приобретения и преобразования знаний обучающимися и самим педагогом, а также для выработки способов инновационной деятельности [1, с. 53].

Ползунов Артём Евгеньевич

КУРСОВАЯ РАБОТА

Содержание профессиональной компетентности

будущего учителя начальных классов

 

 

Научный руководитель –

доцент кафедры ПиПНиДО, кандидат педагогических наук

Витковская Ирина Михайловна

 

Псков

2005
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
I. Теоретические основы профессиональной компетентности и компетенции учителя  
1. Определение понятий «компетентность» и «компетенция» 5
2. Теории профессиональной компетентности в педагогике 8
3. Профессиональная компетенция будущего учителя начальных классов (позиция Сорокиной Т.М.) 16
II. Содержание профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов  
1. Вывод ориентировочных определений понятий «компетентность» и «компетенция» 21
2. Выявление и модернизация структуры профессиональной компетентности БУНК по ГОС ВПО 23
3. Оценка эффективности формирования профессиональной компетентности БУНК в ПГПУ (с точки зрения студентов) 25
Заключение 28
Список литературы 30
Приложение 1: «Опрос преподавателей»  
Приложение 2: «Анкетирование 33 группы»  
Приложение 3: «Анкетирование 43 группы»  
Приложение 4: «Анкетирование 54 группы»  
Приложение 5: «Результаты анкетирования 33, 43, 54 групп»  
Приложение 6: «Анкетирование 41, 42 групп»  
Приложение 7: «Анкетирование 51, 52, 53 групп»  
Приложение 8: «Результаты анкетирования 41, 42, 51, 52, 53 групп»  
Приложение 9: «Результаты анкетирования 33, 43, 54 и 41, 42, 51, 52, 53 групп»  
Приложение 10: «Структура профессиональной компетентности БУНК согласно ГОС ВПО»  
Приложение 11: «Модернизированная структура профессиональной компетентности БУНК согласно ГОС ВПО»  

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества происходит изменение ценностных ориентаций, обусловленное сменой цивилизаций на рубеже XX – XXI веков, что требует нового подхода к формированию будущего профессионала [4, с. 360].

Джон Равен пишет: «Общество нуждается в новых убеждениях и ожиданиях. Но их нельзя развивать безотносительно к личным системам ценностей, и система образования, школьного и социального, должна это учитывать. <…> Те, кто заинтересован в развитии компетентности, обязаны помочь людям задуматься о том, как должны функционировать организации и как они функционируют на самом деле, задуматься о своей роли и о роли других людей в обществе» [6, с. 74-75].

Так же существенно меняется и характер педагогической деятельности. Реализуемые в начальной школе многовариативные образовательные практики требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников.

Развитие образования делает всё более актуальным решение проблемы оценки профессионализма педагога, уровня его профессиональной компетентности, перспектив роста, возможностей профессиональной реабилитации [9, с. 110].

Лукьянова М.И. пишет, что потребность страны в учителях, способных занять личностно-гуманную позицию по отношению к воспитанникам и к себе, ещё более актуализирует проблему повышения профессиональной компетентности учителя. Проблема эта приобретает особую значимость в связи с распространением идей гуманизации и гуманитаризации образования, перестройки учебно-воспитательного процесса [5, с. 56].

Изучая психологическую, дидактическую, методическую и правовую литературу по проблеме компетентности (профессионализма) педагога, перед нами встала проблема содержания профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов (далее БУНК).

В ходе работы мы поставили перед собой цель выявить профессиональные компетентности и компетенции БУНК, соответствующие Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (далее ГОС ВПО).

С целью решения сложившейся проблемы и реализации поставленной цели мы выдвинули перед собой следующие задачи:

- изучить психологическую, дидактическую, методическую и правовую литературу по проблеме исследования;

- определить понятия «компетентность» и «компетенция»;

- рассмотреть различные взгляды на классификацию профессиональных компетентностей и компетенций в образовании;

- определить перечень профессиональных компетенций БУНК, соответствующих ГОС ВПО специальности 031200 ПиМНО;

- оценить качество формирования профессиональной компетентности БУНК в Псковском государственном педагогическом университете им. С.М. Кирова (далее ПГПУ).

В ходе нашего исследования мы планируем воспользоваться теоретическими (анализировать литературу) и диагностическими (анкетирование преподавателей и студентов) методами.

В качестве опытно-экспериментальной базы мы намерены использовать работу с преподавателями и студентами факультета начального образования (далее ФНО) ПГПУ.


I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ

В этой главе мы рассмотрим различные взгляды на проблему критериев определения компетентности и компетенции. Так же мы предложим различные классификации профессиональных компетентностей и компетенций будущих педагогов и БУНК в частности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.035 с.)