Иные источники шенгенского права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иные источники шенгенского права



 

В предыдущих главах был исследован основной подход к источникам права в целом, источники права Европейского союза, а также расширение шенгенских соглашений, их вхождение в систему права Европейского союза. Среди источников шенгенского права были выделены так называемые шенгенские договорённости. Из этой системы явно выбиваются шенгенские кодексы, которые были разобраны в предыдущей главе. Они уже явно выходят за пределы шенгенских договорённостей из-за явно иного уровня актов. Их статус будет исследоваться в данной главе, скорее с точки зрения их взаимосвязи с иными актами права Европейского союза. Также здесь будут выявлены иные источники, которые появились в формирующемся праве Шенгенских государств и обретающую все большую сферу деятельности.

Для начала проанализируем решения Шенгенского Исполнительного комитета, издавшего за время существования более 200 актов. Среди решений Исполнительного комитета можно привести пример Решения Шенгенского исполнительного комитета от 28 апреля 1999 г., которым была утверждена общая консульская инструкция. В частности в нём утверждено понятие единая виза. «Единая виза - это разрешение или решение, которое выражается в прикреплении Договаривающейся Стороной специальной марки в паспорт, документ на поездку или иной действительный документ, дающий право на пересечение границ». Там установлены документы необходимые для получения визы, процедура выдачи. Установлены и специальные процедуры. Предусмотрены основания для отказа в выдаче визы. Хотя на данный момент это установлено визовым кодексом, но на первоначальном этапе этот акт был важным шагом.

Следующим интересующим решением Исполнительного комитета является решение Исполнительного комитета 23 июня 1998 года по штамповке паспортов выдаче визы. Этот акт, как следует из его содержания, вынесен в развитие предыдущего. Он содержит требования, касающиеся правильности проставления печати на документах. По своей сути напоминает типовой регламент.

Также имеются Решения Шенгенского исполнительного комитета «О продлении единой визы», «О выдаче виз на границе». Как видно еще из их названия эти визы регулируют отдельные специфические вопросы. Получается, что решения исполнительного комитета решают общие вопросы как крупного значения по примеру консульской инвенции, которые при утверждении акта такого значения на уровне конвенции будет сложно внести изменения в данный акт. Исполнительный комитет быстрее отреагирует на возникающие сложности. Решения по вопросам штампов и иным вопросам мелкого характера явно мелочны, поэтому их принимать проще на уровне комитета.

«С 1 мая 1999 г. Шенгенские соглашения и принятые на их основе нормативные акты были инкорпорированы (включены) в правовую систему Европейского Союза». В тексте Амстердамского Договора в положениях о вхождении в право ЕС шенгенского права говорится: «Этот параграф безо всяких оговорок обеспечивает интеграцию Шенгенских актов в правовую систему Европейского Союза»Понадобилось найти компромисс между этими сферами деятельности, так как часть стран ЕС являются шенгенскими государствами (на данный момент 22 из 25). Государства, находящиеся за рамками европейского союза, именуемые в соответствии с шенгенским кодексом 2009 года ассоциированными, составляют меньшее количество, что не создало значительных проблем внедрения этой системы в систему права Европейского союза.

Интеграция Шенгенских договоренностей в систему права Европейского Союза привела к тому, что ассоциированным государствам стало удобнее при отнесении системы шенгенского права в рамки права главного звена европейских сообществ было удобнее отнести функции Исполнительного комитета, который был ключевым для шенгенских государств к Совету. И так Институты Европейского союза с течением их развития в целях процессуальной экономии выполняли свои функции, обслуживая различные Европейские сообщества, способствуя единению практики, устранения противоречий между различными сообществами. Хотя здесь и не совсем сообщество, скорее некая договорённость, соблюдение которой обеспечивалась единым органом, но отнесение к деятельности Европейского союза способствовало его усилению, добавив ему привлекательности. Это способствовало и появлению новых компонентов права Евросоюза. В Протоколе к амстердамскому договору был установлен порядок рассмотрения Советом «шенгенских» вопросов, а также и установлен порядок принятия решения единогласным мнением.

Поэтому хотя и шенгенское право официально стало частью права Европейского союза, право ЕС пополнило правовую базу новыми правовыми актами. Это постановления или регламенты, в форме которых приняты шенгенские кодексы. Это и директивы, которые могут быть адресованы государствам для совершения каких-либо действий по вопросам шенгенского права. Это и решения индивидуально-нормативного характера.

Таким образом, появилось диалектическое единство двух систем права, каждая из которых оставляет заметный след друг в друге.

Следует помнить, что на настоящее время существует 25 шенгенских государств, Из них лишь 22 государства являются участниками Европейского союза. Они не связаны шенгенскими договорённостями, но в силу интеграции шенгенского права в правопорядок Европейского союза и в силу указаний кодекса вправе, если захотят войти в шенгенский правопорядок. Членство в Европейском союзе облегчает возможность присоединения к шенгенской зоне.

Для государств, которые вошли в состав шенгенских договорённостей, но не ставшими участниками Европейского союза, это один из шагов к будущему сотрудничеству. При решении вопросов о присоединении новых участников Европейского союза кандидаты обязаны принять эти договорённости.

Следует отметить, что до сих пор свобода передвижения граждан Европейского союза в принципе не является абсолютной. Применение данной свободы кроме контроля для обеспечения внутренней безопасности стран-участниц ограничеивается рядом условий, которые установлены в праве сообществ. Проблема реализации свободы передвижения людей - это лишь часть сложного комплекса проблем, которые встали теперь перед ЕС. Она решается в полной мере только в результате унификации условий жизни в рамках государств Европейского союза, а также в процессе создания однородной экономической и социальной территориальной структуры. Аналогичным образом решается проблема оседлости.

Осталось решить многие проблемы иммиграции и предоставления убежища. Данные проблемы после перехода их через границы стран-участниц ЕС требуют своего разрешения только на международном уровне.

На Межправительственной конференции активно обсуждались предложения, в которых делался акцент на укрепление двух направлений в деятельности Европейского союза: юстиции и внутренних дел. В целях обеспечения большей безопасности свободы передвижения людей а также выбора местожительства от злоупотреблений, считались целесообразными:

установление общих правил въезда и оседлости, а также статуса лиц из стран - нечленов Европейского союза;

обеспечение взаимного признания решений национальных судов;

принятие действенные меры борьбы со всеми формами преступности.

Результаты работы Межправительственной конференцииполучили отражение в Амстердамском договоре, прежде всего, чисто визуально: в нем появилась часть, озаглавленная «Визы, убежище, иммиграция и другие понятия, относящиеся к свободному передвижению лиц». При этом нововведения принципиального характера, по сути, отсутствуют. Однако существует поручение для Совета, касающееся принятия ряда мер, которые направлены на обеспечение свободного передвижения лиц. Данное поручение расписано по основным направлениям,включая вопросы внешнего пограничного контроля, борьбы с преступностью, единых правил предоставления убежища. Ведётся работа по реализации этих положений в правотворческой деятельности Европейского союза.

Теперь необходимо разобрать основные документы, выработанные правотворческими институтами Европейского союза для регулирования вопросов составляющих предмет шенгенских отношений. Из источников Европейского союза значительный вес в этом направлении принадлежит регламентам. Для начала нужно проанализировать основные регламенты.

Немаловажное значение для Европейского союза и шенгенского права в целом имеет Регламент ЕС № 1987/2006 Европейского Парламента и Совета от 20 декабря 2006 года об учреждении, функционировании и использовании шенгенской информационной системы второго поколения. Данный регламент нацелен на реформирование шенгенской информационной системы, которая с течением времени показала свою высокую эффективность. Установлены гарантии о том, что данные из шенгенской информационной системы не подлежат передаче третьим лицам.

Здесь создается система второго поколения - СИС-2. В статье 3 установлены официальные дефиниции, касающиеся использования СИС. Там присутствуют определение запроса, виды данных по значению, статус лиц. В соответствии с параграфом 1 статьи 4 регламента состоит из центральной системы, национальных систем и связующей инфраструктуры между центральной и национальной системы.

Установлены в регламенте также институциональные механизмы, касающиеся управления шенгенской информационной системой. Таковой в тексте названа Комиссия. На государства возложена обязанность за функционирование национальных СИС.

Статья 10 Регламента особенно устанавливает то, что меры, которые принимаются государствами должны: физически защитить данные; воспрепятствовать доступу неуполномоченного лица к оборудованию; воспрепятствовать возможности чтения, копирования и изъятия данныхз неуполномоченным лицом; воспрепятствовать любому несанкционированному вводу данных в СИС; воспрепятствовать любой несанкционированной консультации с данными; воспрепятствовать вводу данных с помощью оборудования для передачи данных; гарантировать доступ данных при получении уполномоченным лицам только к определённым данным с помощью индивидуальным паролям; возможность предоставления профилей при проверках проверяющим органам; воспрепятствовать специальным приёмам шифрования; протоколировать все меры.

Статья 14 содержит специальное требование, касающееся подготовки персонала, осуществляющему работу с СИС-2. Перед включением информационного запроса должно учитываться требование пропорциональности. В соответствии со статьёй 21 «Перед включением информационного запроса направляющее его государство-член проверяет, является ли соответствующий случайв достаточной мере адекватным, уместным и важным, чтобы послужить основанием для включения информационного запроса в СИС-2»

В данном регламенте установлены органы, которые обладают правом доступа к этим данным. Установлены институциональные механизмы защиты. Установлен европейский контроллер, проверяющий законность доступа к информации. Установлены меры ответственности для государства. Государства обязаны возмещать ущерб от использования этой системы незаконно. Таким образом, рассматриваемый регламент совершенствует процедуры, даёт гарантии при применении шенгенской информационной системы.

«В связи с введением шенгенского кодекса о границах возникает вопрос о формировании визовой информационной системы (ВИС). Цель новой системы - воспрепятствовать подделкам виз и тем самым незаконному въезду в шенгенское пространство гражданам третьих стран» Именно в связи с введением этой системы были подготовлены поправки в шенгенский кодекс о границах.

Поскольку Шенгенские договоренности были интегрированы в коммунитарное право, Суд европейских сообществ получил реальную возможность по рассмотрению вопросов, которые касаются толкованиея и реализации этих договорённостей. Однако Суд может выходить за рамки своей компетенции. В любом споре он не обладает правом принятия решений, касающихся вопросов обеспечения правопорядка, а также обеспечения внутренней безопасности стран-участниц.

Опять же остаётся вопрос о том, имеют ли данные решения нормативный характер для государств. В любом случае толковательные позиции Европейского Суда справедливости учитываются практикой и стимулируют её дальнейшее развитие. Поэтому, условно говоря, можно учесть их в качестве источников права.

Следующий специфический источник, который важен для Российской Федерации - соглашения между Европейским союзом и Российской Федерацией. Эти источники играют значительную роль для России. Таким, например, является Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между РФ и ЕС 1997 года, целью которого является содействие политическому, торговому, экономическому и культурному сотрудничеству между Россией и ЕС. Оно отражает общую приверженность Евросоюза и России развитию взаимовыгодного партнерства и взаимопонимания.

Заключённое в июне 1994 г. Соглашение зачинает новый этап в связях между ЕС и Россией. Оно приобретает юридическую силу после завершения процесса ратификации с участием Государственной Думы Российской Федерации, Европейского Парламента и законодательных органов стран-членов ЕС. Взаимные обязательства сторон изложены в 112 статьях, десяти приложениях, двух протоколах и ряде совместных деклараций, входящих в исходное Соглашение.

Данное соглашение охватывает различные вопросы. Сфера его действия чрезвычайно широка, она охватывает почти все аспекты торговых, коммерческих и экономических отношений между Европейским Сообществом и Россией, Соглашение устанавливает политические связи вплоть до самых высоких уровней. Оно ставит уважение прав человека и демократических процессов в самый центр этих отношений. Соглашение является подлинно всеобъемлющим: оно охватывает такие разнообразные вопросы, как обмен передовым опытом и ноу-хау в области управления почтовыми системами или сохранение памятников и монументов.

Ратификация договора была осложнена рядом обстоятельств, а также временно приостановлена ЕС вследствие военного конфликтав Чечне. В связи с началом мирных переговоров в Чеченской республике процесс ратификации возобновился: в октябре-ноябре 1996 года соглашение было ратифицировано Государственной Думой и Советом Федерации, в октябре 1997 г. - завершена его ратификация государствами-членами ЕС. 1 декабря 1997 года Соглашение вступило в силу.

Для обеспечения соблюдения и выполнения положений СПС были созданы три комитета. Совет сотрудничества собирается раз в год на уровне министров. Комитет сотрудничества, состоящий из старших должностных лиц ЕС и России, оказывает поддержку работе Совета по сотрудничеству. Комитет парламентского сотрудничества, состоящий из членов Европейского Парламента и Федерального Собрания Российской Федерации, имеет полномочия представлять рекомендации Совету по сотрудничеству.

Это соглашение может быть и посвящено не собственно шенгенским вопросам, но так или иначе там затрагивается и сфера, которая подлежит регулированию и в рамках шенгенского права. В соответствии со статьёй 85 данного договора стороны сотрудничают в сфере противодействия нелегальной иммиграции, что предполагает сотрудничество в сфере визовой политике. Также там говорится о создании информационного банка, который позволяет сторонам получать оперативную информацию о лицах, пересекающих границу. Если рассматривать сами цели соглашения по созданию зоны.

Интересна в этом плане статья 78 данного соглашения. В ней говорится о том, о сотрудничестве в области таможенного дела, которое включает обмен информацией, требует совершенствования методов деятельности, гармонизации и упрощении таможенных процедур в отношении товаров, способствует взаимосвязи между транзитными системами Сообщества и России, призвано содействать внедрению и управлению современными системами таможенной информации, включая компьютерные системы в пунктах таможенного контроля, взаимную поддержку и совместные мероприятия в отношении товаров "двойного назначения" и товаров, подпадающих под действие нетарифных ограничений, организацию семинаров и учебных программ. В случае необходимости оказывается техническое содействие.

Значение этого договора в том, что он создаёт институциональные предпосылки для содействия регулированию, в том числе шенгенского процесса. Евросоюз, занимая особое место в шенгенском процессе, обязан учитывать договорённости, что отразилось в том же визовом кодексе. Он даёт немаловажные для нас гарантии.

Помимо данного договора для России имеет значение Регламент ЕС № 1931/2006. В нем установлено, что «двусторонние соглашения о «малом пограничном движении» могут быть заключены нашей страной» с некоторыми государствами. С этими пограничными странами данный режим установлен не просто так, а в отношении определённых пограничных территорий.


Заключение

 

В данной работе было проведено исследование источников права, регулирующих отношения, которые складываются в сфере шенгенского процесса. В первой главе было проведено общее теоретическое исследование основных источников права, которые существуют в правопорядке различных государств. Был определён подход, который имеет ключевое значение для данной работы. Были определены основные виды для того, чтобы лучше понять какие виды источников включает право Европейского союза, шенгенское право.

Шенгенские акты были определены как документы, в которых закрепляются вопросы, касающиеся пересечения границ в сфере ведения, относящейся к регулированию шенгенским законодательством.

Кроме того, интересными в ключе данной темы являются соглашения между ЕС и Россией о сотрудничестве. Эти соглашения приобретают особое значение для граждан РФ. Они влияют на содержание других шенгенских актов.

Интеграция шенгенского права в правовую систему Европейского Союза стала новым шагом. Это привело к тому, что в сфере регулирования ЕС оказалась сфера регулирования шенгенского права. Это наделило большими возможностями, так как помимо полномочий других сообществ у Союза появились новые полномочия. Это способствовало большей централизации полномочий у данного политико-правового института в становлении Европы, которому перешли функции органов, созданных шенгенскими договорённостями.

Такая централизация способствовала еще большей централизации и шенгенского права. За счёт интеграции в право ЕС между системой шенгенского права и правом ЕС стали устраняться противоречия. Кроме того, система шенгенского права начала эволюционировать за счёт Институтов ЕС, что из-за единства источника правотворчества двух правовых систем сблизило их.


Библиография

Источники:

1.  Шенгенское соглашение 1985 г. "О постепенной отмене проверок на общих границах".

2. Шенгенская конвенция от 19 июня 1990 г.

.   Регламент (ЕС) № 562/2006 Европейского парламента и совета от 15 марта 2006 г., устанавливающий Кодекс Сообщества о режиме пересечения людьми границ (Шенгенский кодекс о границах).

.   Регламент (ЕС) № 810/2009 Европейского парламента и совета от 13 июля 2009 г., устанавливающий Кoдекс Сообщества о визaх.

.   Регламент (ЕС) N 1987/2006 Европейского парламента и совета обучреждении, функционировании и использовании шенгенской информационной системы второго поколения (СИС II).

.   Регламент (ЕС) N 1931/2006 Европейского парламента и совета об установлении правил в отношении малого пограничного движения на внешних сухопутных границах государств-членов и об изменении положений шенгенской конвенции.

.   Директива 2004/38/ЕС от 29 апреля 2004 г о праве граждан Союза и членов их семей свободно передвигаться и проживать на территории государств-членов.

.   Решение Шенгенского исполнительного комитета от 28 апреля 1999 г., об утверждении общей консульской инструкции.

.   Решение Исполнительного комитета 23 июня 1998 года по штамповке паспортов выдаче визы.

.   Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между РФ и ЕС 1997 г.

Учебники, учебные статьи и монографии:

1.  Rutherford L., Todd J., Woodly V. Introduction to Law. L., 1982.

2. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. I. - М.: «Юридическая литература», 1981.

3. Ануфриева Л.П. Международное публичное право. 4-е издание дополн. и перераб. - 2005.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000.

5. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С., Саваськов П.В. Европейское международное право: учебник., М.: 2009.

6. Корельский В. М.,Перевалов В. Д. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Издательская группа Инфра. М.: Норма, 1997.

.   Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. 4 книга. СПб., 1914.

.   Макуев Р. Х. Учебно-методическое пособие по организации и проведению семинарских занятий по дисциплине «Европейское право» Орёл 2008.

.   Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. Учебник. - М.: Проспект, 2001.

10. Марченко М. Н., Дерябина М. Н. Право Европейского союза. Вопросы истории и теории. - М.: Проспект, 2010.

.   Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. - 2 изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2006.

.   Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996.

.   Оппенгейм Л. Международное право. Т. 1: Полут. 1: Пер. с 6-го англ. изд., доп. Лаутерпахтом Г. Международное право.М.: Иностр. лит., 1948.

.   Спиридонов Л. И. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. Курс лекций. Учебное пособие. Санкт-Петербург. 1995.

15. Топорнин Б. Н. Европейское право Юристъ М. 2010.

.   Ушаков Н. А. Международное право: Учебник. - М: Юрист, 2000.

.   Хартли Т.К. Основы права Европейского Сообщества. Введение в конституционное и административное право Европейского сообщества. М. 1998.

.   Четвериков А. О. Правовой режим пересечения внутренних и внешних границ государств-членов Европейского Союза. Учебное пособие. Москва. Вольтерс Клувер. 2010.

.   Шамсон Р.Т. Соотношение межгосударственного и внутригосударственного (национального) права: теоретические аспекты. Диссертация.

.   Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Вып. 2. М., 1911.

Интернет-ресурсы:

<http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/schengen/schengenconv.htm>

<http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/schengen/schengen_code.htm>

<http://eulaw.ru/content/visa-code>

<http://eulaw.edu.ru/documents/legislation/schengen/schengenagr.htm - 17.04.2011>

<http://www.eurotreaties.com/amsterdamtreaty.pdf>

<http://www.visatoday.ru/?a=instruction>

<http://eulaw.edu.ru/documents/articles/eu9.htm>



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.57.9 (0.177 с.)