Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как организовать эффективную помощь
Призвание врача — обеспечить здоровье людей, ведущих нездоровый образ жизни. В статье А. Холмогоровой и соавт. (2001) описывается организация работы в отделениях психосоматической медицины и психотерапии университетских клиник Германии. Часть больных проходит амбулаторное лечение, остальные пациенты, в зависимости от диагноза, лечатся в различных специализированных подразделениях. В каждом из них работает своя команда специалис- 19 тов. В качестве психотерапевтов выступают психологи и врачи, прошедшие специальную подготовку. Каждый пациент получает в совокупности не менее 18 часов психотерапии в неделю: два индивидуальных психодинамических сеанса, два групповых занятия, 1—2 сеанса телесно-ориентированной и арттерапии, от 1 до 10 сеансов системной семейной терапии. Медикаментозное лечение назначает врач-психиатр, необходимую помощь в решении социальных вопросов оказывает социальный работник. Специально подготовленные медсестры создают терапевтическую среду в отделениях, ведут поддерживающие беседы с больными, участвуют в семейной и групповой работе в качестве котерапевтов. Пациенты помогают медсестрам, составляют меню, закупают продукты и т. д. Команда подразделения собирается два раза в неделю, чтобы обсудить ход работы с каждым больным и выработать совместный план дальнейших действий. Крометого, ведущие специалисты-психотерапевты (как правило, руководители подразделений) два раза в неделю проводят супервизию наиболее сложных случаев. Наконец, раз в неделю команды всех подразделений собираются вместе для краткого отчета о ходе работы. К сожалению, в нашей стране психосоматическая помощь организована гораздо хуже. В больнице психиатра вызывают на консультацию, если в отделение попадает больной, состоящий на психиатрическом учёте, или если больной начинает неадекватно себя вести. В первом случае консультант выясняет, какие психотропные препараты больной принимал перед поступлением, и при наличии показаний назначает их. Во втором случае могут быть два варианта. Больных с острым психозом переводят в психиатрический стационар, остальные продолжают лечение в отделении под наблюдением психиатра; нередко от консультанта требуется решить вопрос об отсутствии противопоказаний к плановой операции.
В структуре крупных многопрофильных больниц имеются психосоматические отделения (ПСО), в которых лечатся психически больные с сопутствующими тяжелыми соматическими болезнями. В таких отделениях есть свой терапевт, при необходимости он вызывает консультантов из других отделений. В свою очередь, психиатры ПСО консультируют соматически больных из других отделений при развитии у них психической патологии. Если состояние больного требует специального наблюдения и кратковременного психиатрического лечения, его переводят в ПСО, при необходимости длительного лечения больного переводят в психиатрическую больницу по месту жительства. 20 В. А. Руженков (1994) рекомендует психиатру или психотерапевту, приступающему к работе в общесоматическом учреждении, начать с проведения следующих мероприятий. На врачебной конференции ознакомить всех врачей с Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав гражданам при ее оказании» от 02.07.1992. Это поможет врачам разъяснять пациентам причину, вызвавшую необходимость консультации, и получать их согласие. Следует рассказать врачам о применяемых методах диагностики и лечения, эффекте различных методов психотерапии при определенных психосоматических расстройствах, перечислить показания для направления на консультацию. Необходимо провести цикл лекций по клинике, диагностике и лечению психических расстройств, наиболее часто встречающихся в общесоматической практике: скрытые депрессии, пограничные нервно-психические расстройства, органическое поражение ЦНС. Приказ Минздрава РФ № 294 от 30.10.1995 «О психиатрической и психотерапевтической помощи» содержит положения о враче-психотерапевте, специалисте по социальной работе и социальном работнике, о психотерапевтическом кабинете и психотерапевтическом отделении, нормативы их оснащения и штаты. В частности, в психиатрических стационарах предусмотрена одна ставка каждого из упомянутых специалистов на 50 коек, в многопрофильных и специализированных больницах — один психотерапевтический кабинет на 200 коек. Психотерапевтический кабинет должен включать помещения для проведения индивидуальной и групповой психотерапии, кабинеты медицинского психолога и социального работника; в техническое оснащение кабинета входят персональный компьютер и аудиосистема. Психотерапевтическое отделение на 25 — 30 коек разворачивается на базе многопрофильной или специализированной больницы и предназначено для проведения интенсивной личностно-ориентированной психотерапии. При этом используются методы терапевтической среды: межличностное взаимодействие персонала отделения с пациентами, самоуправление больных, дифференцированный режим. В Приказе МЗ РФ № 391 от 26.11.1996 приводятся требования к непрерывной профессиональной подготовке медицинских психологов, а также методические рекомендации по взаимодействию медицинского психолога и врача-психотерапевта.
В настоящее время в учреждениях, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь в стране, работает около 2000 врачей-психотерапевтов, 1400 психологов и 350 специалис- 21 тов по социальной работе. Для полной реализации требований Приказа МЗ РФ «О психиатрической и психотерапевтической помощи» количество психотерапевтов должно быть не менее 8000, медицинских психологов — 4000, специалистов по социальной работе — не менее 2500, социальных работников со средним образованием — не менее 9000. В европейских странах и США достигнуты показатели в 10 — 25 раз выше. В России этот вакуум заполняют 300тысяч разного рода «целителей». В результате 49 — 57% больных, нуждающихся в квалифицированной психотерапевтической помощи, лечится у невропатологов поликлиник, 34 — 47% — у терапевтов (Карвасарский, 2002). Почти некому готовить специалистов и проводить просветительную работу среди врачей и больных. Врачи направляют больных на консультацию к психотерапевту, не знакомя их со спецификой этой специальности, в результате многие больные отказываются от консультации или ограничиваются получением рекомендаций при однократной беседе. Пока можно только мечтать о принятом на западе бригадном стиле работы, когда с больным работает врач узкого профиля, психотерапевт, психолог и социальный работник, регулярно встречаясь для согласования своей тактики. И дело не только в том, что расходы на медицину в России составляют лишь 2,9% от ВВП (в США — 13%). Дело еще и в нашем менталитете. В поликлиниках ставки психотерапевта редко заняты. Амбулаторные врачи перегружены, мало знают о психосоматических заболеваниях и редко интересуются внутренней картиной болезни. Лишь в солидных клиниках можно встретить психолога, который робко пожалуется на пренебрежительное отношение врачей. Но самое главное — большинство больных тоже не понимают, какое отношение вопросы этих специалистов имеют к его болезни. Психотерапевта они воспринимают как дополнительную живую таблетку от своих симптомов: от нервного напряжения, плохого настроения, бессонницы. Они охотно расслабляются под убаюкивающий голос психолога во время аутогенной тренировки и не занимаются потом самостоятельно. Те, кто боится «химии» и верит в магию внушений, ждут чуда от гипноза. Психосоматические заболевания потому и относятся к психическим расстройствам, что у многих больных, даже если они жалуются на какие-то симптомы, нарушено осознание болезни.
© Врачи в лучшем случае знают кое-что о болезнях, но в здоровье они совершенно не разбираются (Прентис Малфорд). 22 Литература Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: Познание и врачевание от древности и до наших дней. — М., 1995. Атватер И., Даффи К. Г. Психология для жизни. Упорядочение образа мыслей, развитие и поведение человеке наших дней. — М., 2003. Байкова И. А. Психосоматические расстройства: Классификация, клиника, диагностика, лечение: Методические рекомендации. — Минск, 1999. Гиндикин В. Я. Соматогенные и соматоформные психические расстройства: Клиника, дифференциальная диагностика, лечение: Справочник. — М., 2000. Гуггенбюль-КрейгА. Власть архетипа в психотерапии и медицине. — СПб., 1997. ГуревичП. С. Клиническая психология. — М., 2001. КаннабихЮ. История психиатрии. — М., 1994. Карвасарский Б. Д. (ред.) Психотерапия. — СПб., 2002. Карсон Р., БатчерДж., Минет С. Анормальная психология. — СПб., 2004. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. Прага, 1983. Кулаков С.А. Основы психосоматики. — СПб., 2003. Минченков А. В., Елпидифоров Н. Б. Методы структурной психосоматики. - СПб., 2001. Палеев Н. Р. и др. Проблемы психосоматики и соматопсихиатрии в клинике внутренних болезней // Вестник Рос. Акад. мед. наук. — 1998. - №4. Психолог в соматической клинике: Интервью с О. А. Максаковой // Моск. психотер. журнал. — 1997. — № 1. Психосоматика. Хрестоматия. Минск, 1999. Пуэнеску-Подяну А. Трудные больные: Неопределенно выраженные, трудно объяснимые страдания. — Бухарест, 1976. Рад М., фон. Психоаналитическая психосоматика // Ключевые понятия психоанализа. - СПб., 2001. - С. 188-194. Руженков В. А. Организация и принципы работы психиатра в соматическом стационаре: Метод, рекомендации. — М., 1994. Сарториус Н. Понимание МКБ-10: Классификация психических расстройств: Карманный справочник. — К., 1997. Семичев С. Б. Предболезненные психические расстройства. — Л., 1987. Семке В. Я. Истерические состояния. — М., 1988. Семке В. Я., Пологий Б. С. Пограничные состояния и психическое здоровье. Томск, 1990. 23 Сидоров П. И., ПарняковА. В. Введение в клиническую психологию: Учебник для студ. мед. вузов: В 2 т. — М. — Екатеринбург, 2000. СмулевичА. Б. (ред.) Ипохондрические и соматоформные расстройства. - М., 1992. Теппервайн К. От тебя заболеешь!: Как научиться понимать язык симптомов: Почему многие отношения так вредны для здоровья. - М., 1999.
ТополянскийВ.Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. - М., 1986. УрванцевЛ. П. Психология в соматической клинике: Учеб. пособие. — Ярославль, 1998. Фролова Ю. Г. Психосоматика и психология здоровья: Учеб. пособие. - Минск, 2003. Харди И. Врач, сестра, больной: Психология работы с больными. — Будапешт, 1981. Холмогорова А. и др. Взаимодействие специалистов в комплексном лечении психических расстройств // Моск. психотер. журнал. — 2001. — №4. Холмогорова А., Гаранян Н. Эмоциональные расстройства и современная культура: На примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств // Моск. психотер. журнал. — 1999. - №2. Шувалов А. В. Справочник практического врача по психиатрии, наркологии и сексопатологии. — М.,2001. Ясперс К. Общая психопатология. — М., 1997. НЕМНОГО ТЕОРИИ Чтобы понять механизмы развития психосоматического расстройства у данного человека, необходимо ответить по крайней мере на два вопроса: почему подобная жизненная ситуация вызвала у него такую реакцию и почему она затронула именно эти органы и системы? Ответы на указанные вопросы ищут в физиологии, эмоциональной сфере, особенностях личности, глубинных психологических (психодинамических) механизмах, объектных отношениях, в семье и социальных взаимодействиях.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.8.247 (0.015 с.) |