Развитие конституционной монархии в Англии. Формирование парламентарной монархии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие конституционной монархии в Англии. Формирование парламентарной монархии.



Хабеас корпус акт 1679 г.

 

Хабеас корпус акт (Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями) был принят 26 мая 1679 г.

Он содержит

- гарантию от бессудных арестов,

- гарантирует независимость депутатов,

- горизонтальную структуру парламента.

Появился Хабеас Корпус Акт по инициативе партии Вигов как гарантия для оппозиции, провозгласив неприкосновенность личности.

Арестованное лицо вправе обратиться с просьбой выдать приказ Хабеас корпус доставить тело арестованного к лорду-канцлеру или судьям. За отказ – штраф для судьи (в сумме 500 фунтов) в пользу потерпевшего и отстранение от должности.

Акт давал гарантию от судебных преследований.

Билет 4.

Развитие конституционной монархии в Англии. Формирование парламентарной монархии.

В конституционном развитии Англии XVIII в. можно выделить два основных направления: возвышение парламента и становление кабинета министров.

Парламент. Как и прежде, парламент Англии был двухпалат­ным. Верхняя палата (палата лордов) состояла из лиц, занимаю­щих места либо по наследству, либо по должности, либо по назначению короля.

Нижняя палата (палата общин) формировалась на основе избирательного права. Обе политические партии (тори и виги) стре­мились ограничить круг избирателей, однако виги отстаивали иму­щественный ценз вообще, а тори — ценз земельный.

В 1710 г. был издан закон, установивший высокий имущественный ценз. Господство аристократии в парламенте обеспечивали высокий имущественный ценз и старая средневеко­вая избирательная система.

С 1707 г. королевская власть перестала пользоваться правом вето, тем самым передав парламенту всю полноту законодатель­ной власти.

В 1716 г. был принят Семилетний акт, продлевающий срок полномочий парламента до семи лет. Это сделало его еще более независимым от короны, как, впрочем, и от избирателей. Заседа­ния парламента проходили тайно, лица, разглашавшие суть парла­ментских прений, подвергались преследованию. Парламент прочно занял свое место в системе государственной власти.

Кабинет министров. В XVIII в. в Англии был создан кабинет министров — орган, занимающий особое место в государственном строе.

Лишив короля законодательной власти, парламент стремился ограничить его деятельность в исполнительной области, оттеснив монарха от управления делами кабинета и поставив деятельность кабинета под свой контроль. Это вполне успешно было достигнуто с помощью конституционного прецедента.

Согласно одному из первых неписаных правил, обеспечивающих самостоятельность кабинета министров, кабинет заседает без короля. Утверждался принцип неответственности монарха лишал его реальной власти. Ни одну из многочисленных прерогатив ко­роль не мог осуществить самостоятельно.

В течение XVIII в. продолжает развиваться важнейшая функ­ция парламента — финансовая. Был установлен прямой контроль над всеми государственными финансами, что безусловно способст­вовало усилению могущества парламента.

Конституционная монархия переросла в парламент­скую, отличительной чертой которой является существование от­ветственного правительства. Такое правительство формируется из лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и коллективно ответственно перед палатой общин.

 

Билет 5.

Образование США.Декларация независимости 1776г. Статьи конфедерации 1781г.

На протяжении 17-18 вв на побережье Атлантического океана образ-сь 13 колонии Англии.Они имели разл.статус.Там были: корол.колонии во гл. с губернат., частновладельческие колонии и т.д.НО! Общ. Было:наличие общего права; наличие выборного законодательства.На протяжении 18в. м/у колониями и метрополией обостряются противоречия.

Причина обострения противоречий:

Стремление метрополии превратить колонии в аграрно-сырьевой придаток. Америк.буржуазия не выдерживала конкурен.с англ.буржуазией.

Принцип Англии: «Ни одного гвоздя не будет произведено в колонии» Противоречия носили эк-кий хар-р.

Война за независимость 1774-83гг

С целью усиления колонистов созыв.континент.конгресс. И с 3 конт.конгресса — Декларация Независимости (1776г).Колонисты объявляют всему миру свои цели и задачи.

Осн.идеи декларации:

1)Идея естественных прав человека, все люди сотворены равными...Жизнь, свобода и стремление к счастью.

2)Идея общ-го договора. Для обеспеч.прав учреждены спец.Согласие подвластных.И если прав-во нарушает эти права, то подвластные получают право на восстание.

3)В случае нарушения прав — подвластные получают право на восстание.Колонисты объявляют разрыв с метрополией.

Далее, колонисты излагают обширный перечень обид,претеснений,ущемлений прав.

Завершается декларация (3 часть)провозглашением отделения 13 независимых гос-в(штатов) от Англии. В ходе войны возникла необходимость объедин.ресурсов штатов для успешного отражения англ.войск -->Создается конфедерация 1781.

Отриц.достоинства конфедерации:

1.Конфедерация США — это не союзное гос-во, а союз самост-х кос-в

2.Статьи конф-ции — это не основной закон гос-ва, а разновид-ть м/ународного договора.

3.Внешний орган крнф-ции — Конгресс(собрание дипломюагентов) — а это не парламент

«-» конф-ции:

1.Узость полномочий конгресса (внеш.политика, торговля и война)

2.Организационное бессилие

3.Отсутствовала единая финансовая система

4.Не было властной вертикали, все решения конгресса исполнялись исполнительными органами штатов.

Конгресс состоял из делигатов из 13 штатов в кол-ве 2-7 человек.Для принятия важных решений требовалось 9 голосов из 13. Закономерно то, что конф-ция начала разваливаться после победы в войне за независимость. Конф-ция была «верёвкой из песка»

 

Билет 7.

Конституция Франции 1791 г.

 

3 сентября 1791 г. был утвержден Собранием. Вскоре его подписал король, который под давлением нарастающей силы народного движения принес присягу на верность Конституции.

Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утвержде­ния национального суверенитета и представительного правления.

Провозглашалось унитарное государственное устройство. Высшим органом законодательной власти становилось однопалатное Национальное собрание, которое избиралось на два года и не могло быть распущено коро­лем. Депутаты наделялись правом неприкосновенности: они не могли быть подвергнуты уголовному преследованию и суду за мысли или действия, высказанные или совершенные ими при исполнении своих обязанностей. Главным назначением Национального собрания являлось при­нятие законов. Законопроект, принятый Собранием, подлежал ут­верждению королем. Но если отвергнутый королем законопроект был вновь принят следующими двумя новыми составами Нацио­нального собрания, то он приобретал силу закона (т. е. королев­ское вето было только отлагательным).

Исполнительная власть вручалась королю, которому предстоя­ло осуществлять ее е помощью назначаемых им министров. Король возглавлял вооруженные силы, назначал часть командного состава, утверждал назначение высших чиновников, осуществлял общее руко­водство внутренним управлением и внешними отношениями.

Исполнительная власть короля значительно ограничивалась. Он мог действовать только в рамках законов, принятых Собранием. Вводилась контрасигнатура — распоряжения короля приобретали за­конную силу лишь после подписания их соответствующим минист­ром, который и нес ответственность за принятое решение. Минист­ры назначались королем, но могли быть преданы суду Националь­ным собранием за неправомерные действия по своему ведомству.

Управление на местах возлагалось на выборные органы, которые действовали под руководством и контролем соответствую­щих министров. Король мог отменить решения местных властей, если они противоречили законам и постановлениям правительства, а в случае неповиновения отстранить их от должности, поставив об этом в известность Собрание. Последнее отвергало или утвер­ждало принятое решение, могло предать виновных суду.

Судебная власть осуществлялась выбранными на срок судьями. Они могли быть смещены только за преступления по должности, ус­тановленные в судебном порядке. Для рассмотрения уголовных дел учреждался суд присяжных. Создавался кассационный суд. Особое значение имели разделы Конституции, посвященные избирательной системе. По сути здесь решался главный во­прос — кто будет править страной.

Депутаты Национального собрания должны были избираться на основе двухстепенных выборов, в которых могли участвовать только активные граждане. Ими признавались лица, имеющие французское гражданство, которым исполнилось 25 лет от роду, проживающие в определенном месте в течение установленного за­коном времени, уплачивающие прямой налог в размере оплаты не менее трех рабочих дней, не находящиеся в услужении, внесен­ные в список национальной гвардии. Право быть выборщиками по­лучили те активные граждане, размеры дохода которых в зависимо­сти от места их проживания равнялись оплате труда за 100—200 рабочих дней, те, которые нанимали или арендовали имущество стоимостью, эквивалентной оплате труда за 400 рабочих дней.

В Конституции нашли воплощение принципы национального су­веренитета и представительного правления. Коро­левская власть становилась конституционно ограниченной.

Билет 12.

Конституция Франции 1793г.

Новая Конституция была принята Кон­вентом 24 июня 1793 г.

По установившейся традиции она состоя­ла из Декларации прав человека и гражданина и собственно кон­ституционного акта. Демократические по своему содержанию, они должны были дать народу политическую платформу для его спло­чения. В них нашли законодательное закрепление государствен­но-правовые взгляды якобинцев, формировавшиеся под влиянием идеологов левого крыла Просвещения.

В Конституции 1793 г. воплотились некоторые важные демократи­ческие принципы организации государства. Торжественно подтвер­ждалось установление республики. Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу, и как следствие этого уста­навливалось всеобщее (но только мужское) избирательное право. Возможность избирать предоставлялась всем гражданам, имею­щим постоянное место жительства не менее шести месяцев (ст. 11). Каждый француз, пользующийся правами гражданства, мог быть избран на всем пространстве республики (ст. 28).

Французское гражданство предоставлялось каждому родившемуся и имеющему место жительства во Франции. По достижении 21 года он допускался к осуществлению прав французского граж­данина. Эти права мог получить также каждый иностранец по достижении 21 года, проживающий во Франции в течение од­ного года, живущий своим трудом, приобретший собственность или женившийся на француженке, или усыновивший ребенка, или принявший на иждивение старика; наконец, каждый иностранец, имеющий, по мнению Законодательного корпуса, достаточные за­слуги перед человечеством (ст. 4).

Органом законодательной власти стал Законодательный корпус (Национальное собрание), который «един, неделим и действует постоянно». Он состоял из одной палаты и избирался на один год. Законодательный корпус составлял так называемые предложения законов. Их пред­метом были наиболее важные сферы законодательства: граждан­ское и уголовное право, бюджет, объявление войны и т. д. (ст. 54).

Предложения законов направлялись на утверждение первичных собраний, которые образовывались в составе 200—600 граждан, имевших право участвовать в голосовании. Если через 40 дней после рассылки предложения закона в половине департаментов плюс одна десятая часть первичных собраний в каждом из них не отклоняли его, проект считался принятым и становился зако­ном. В случае отклонения проекта предусматривался опрос всех первичных собраний, решение которых по данному вопросу, как следует полагать, становилось окончательным.

Билет 13.

Образование Парижской коммуны. Ее государственный строй. Гражданское и трудовое законодательство.

Организация и цели Парижской Коммуны. В ночь на 18 марта 1871 г. отряд правительственных войск попытался захватить пушки парижской Национальной гвардии, приобретенные на сред­ства, собранные трудящимися. Это должно было явиться первым шагом на пути разоружения рабочих.

Но неожиданное нападение не удалось. Солдаты, отказавшись стрелять в горожан, стали брататься с народом. Правительство и высшая бюрократия в панике бежали в Версаль. Вслед за ними из революционной столицы ушли вконец дезорганизованные вой­ска. Власть в городе оказалась в руках Центрального комитета Национальной гвардии.

Существенной особенностью событий 18 марта 1871 года явилась их стихийность. Поражение в войне с Германией, резкое ухудше­ние и без того тяжелого положения народа, неспособность правя­щих кругов справиться со сложившейся в стране ситуацией, нако­нец, попытка открытого военного подавления — все толкнуло трудящихся Парижа на восстание, вручившее власть столичной Национальной гвардии, состоящей в основном из рабочих.

К парижскому пролетариату примкнула городская мелкая бур­жуазия, положение которой в то время было весьма тяжелым.

Руководящее ядро восставших делилось на «большинство» и «меньшинство». Первое состояло в основном из новых якобинцев (сторонников идей и принципов якобинской республики 1793—1794 гг.) и бланкистов — последователей революционера О. Бланки. Бланкисты искренне боролись за интересы трудящих­ся. Это были смелые и мужественные революционеры. Но эконо­мические условия, в которых должно было произойти коренное изменение социально-экономического положения трудящихся, они представляли смутно. Главное внимание они сосредоточивали на способах захвата политической власти, полагая, что революция может быть проведена силами небольшой, хорошо законспириро­ванной организации. Значительную часть «меньшинства» состав­ляли последователи учения П. Ж. Прудона. Прудонизм в конеч­ном счете был утопической доктриной, цель которой — снятие противоречий в обществе путем создания особых объединений, основной ячейкой которых должно было стать мелкое индивиду­альное хозяйство. Прудонисты отрицали необходимость последова­тельной политической борьбы. Они заявляли о своем стремлении к полной и немедленной отмене всякого государства. «Большинст­во» и «меньшинство», несмотря на различия в теории, по основ­ным политическим вопросам выступали достаточно сплоченно.

На следующий день после бегства правительства (19 марта) перед восставшими встала задача учреждения новой власти. Некоторые ее важные элементы уже действовали. Национальная гвардия являлась единственной военной силой в Париже. В пер­вые же дни восстания были разгромлены полицейская префектура с правительством в Версаль, передавались кооперативным ассо­циациям рабочих. Предусматривалось учреждение третейского суда, «который в случае возвращения хозяев должен будет уста­новить условия передачи мастерских рабочим товариществам и размер вознаграждения, которое эти товарищества должны бу­дут уплатить бывшим хозяевам».

Одновременно Коммуна опубликовала программный документ относительно основных принципов предлагаемого государственного строя Франции— Декларацию к французскому народу (19 апреля 1871 г.).

Оставаясь единой демократической республикой, Франция должна была предоставить гражданам всей страны право созда­вать автономные коммуны, организованные по типу Парижской, правомочия отдельной коммуны могли быть ограничены только одинаковыми правами всех прочих коммун, союз которых обеспе­чивал единство страны. К ведению каждой коммуны относились вотирование местного бюджета, управление местным имуществом, организация собственного суда, полиции и национальной гвардии, образование. Неотъемлемым правом граждан коммуны объявля­лось их участие в ее делах путем свободного выражения своих взглядов и свободной защиты своих интересов, а также полная гарантия свободы личности, свободы совести и труда. Должност­ные лица, выборные или назначенные после победы по конкурсу, должны находиться под постоянным общественным контролем и могут быть отозваны. Центральное правительство — «централь­ная администрация», как оно называлось в Декларации,— мысли­лось в виде собрания делегатов от отдельных коммун.

«Коммунальная революция» рассматривалась как начало новой эры «экспериментальной, позитивной, научной политики».

Версальское правительство развернуло в Париже активную подрывную деятельность (шпионаж, подкуп, саботаж, диверсии, террористические акты). Пользуясь провозглашенным правом сво­боды печати для всех, корреспонденты выходивших в Париже проверсальских газет посещали наиболее ответственные участки фронта, после чего печатали подробнейшие военные обзоры. Они служили дополнительным источником информации для версальцев, имевших возможность получать эти газеты в тот же день. (Только после долгих и мучительных колебаний Коммуна приняла решение ограничить свободу печати.)

Билет 18.

К-ция Фр.(КФ)1946.

 Закрепила ряд новых политич-х п-ципов. Демократизация общественной жизни, предоставление широкого круга ПиС, гарантии конституционной зак-ти. В КФ б. включен новый блок эк-ких и соц. прав: равноправие мужчин и женщин, народов зависимых стран, соц.-эк-кие права: пр. на труд, отдых и материальное обеспечение в случае нетрудоспособности, пр. рабочих на объединение в профсоюзы, на забастовки, коллективное определение условий труда и на участие в управлении предприятиями, пр. на всеобщее бесплатное светское образование и др. Расширялась сфера рег-ния политич. и внешнеполитической деят-ти гос-ва (положения о мирной внешней политике, об отношениях с колониями и т.п.). КФ расширяла пределы вмешат-ва гос-ва в эк-кую и соц.сферу жизни общества, изменяла характер отношений м/д личностью и гос-вом, возлагая на гос-во новые обяз-ти. Права собственника сочетаются с "общим благом" и огранич-ся общественными интересами. Форма правления - парламентарная республика, нижняя палата парламента – Нац. собрание - провозглашалась единственным законодательным органом страны, к-рый не м.никому делегировать свои законод-ые полномочия. Нац.собрание имело исключит. пр. законод-ой иниц-вы в финансовых вопросах, ратификации и денонсации важнейших международных дог-ров, объявления войны. Собрание, д.б. утверждать состав нового прав-ва, к-ое несло перед ним всю полноту ответ-ти. КФ сохранила двухпалатную стр-ру парламента. Но вторая палата - Совет республики – б. наделена т. совещательными функциями, и ее рекомендации не б.обязательными для Нац. собрания. Совет республики избирался косвенными выборами в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Нац. собранием. Состав палаты д.б. периодически обновляться. Главой гос-ва являлся президент республики, к-рый избирался на совместном заседании палат парламента сроком на 7 лет. Президент б. лишен ряда важных прерогатив (роспуск нижней палаты, назначение по своему выбору высших должностных лиц и др.). Любые акты президента, в т.ч. назначение на высшие должности, требовали контрасигнации председателя кабинета и одного из министров. Исполнительная вл. вручалась Совету министров во главе с его председателем, главой прав-ва. Этот орган осуществлял непосредственное гос-ное управление страной. Но деят-ть кабинета б. поставлена под контроль нижней палаты. Назначение председателя Совета министров и министров декретом президента могло производиться т. после вынесения вотума доверия со стороны Нац.собрания. КФ практически сохраняла в неприкоснов-ти старую суд. систему и местное управление, подчиненное строгому контролю со стороны прав-ва. Для руководства судами создавался Высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент. Совет ведал вопросами назначения и продвижения судей, исполнял ф-ции дисциплинарного суда в отношении членов судебного ведомства.                                    

Билет 36.

Борьба за образование единого германского государства. Конституция Германской империи 1871 г. Характер политичес­кого режима Германии в конце XIX в.

На развитие Германии оказало влияние:

- Пруссия; - Политическая раздробленность.

Политическая раздробленность сохранялась в Германии до начала XIX века. Рейнский союз 1806 год – первая попытка объединения Германии(16 гос-в) под протекторатом Франции.

Парижский трактат 1815 г. – Германский союз (конфедерация 35 гос-в), при этом запрещалось этим гос-вам создавать единое гос-во. 1866 год – северогерманский союз под эгидой Пруссии. 1871 год – Германская империя в результате нескольких войн (Пруссия – Австрия, Франция – Пруссия (1870)).

Полит. Раздробленность обусловила:

- экон. Отставание Германии от других европейских стран;

- Германия не успела к колониальному разделу;

- Реваншистская политика Г (передел мира);

- объединение Германии произошло под эгидой Пруссии и обусловило её господство.

Стержнем прусского гос-ва становится армия. Пруссия сформировалась как милитаристское гос-во.

КОНСТИТУЦИЯ:

- закрепляла доминирование Пруссии в единой Германии (император – король Пруссии; рейх-канцлер – премьер-министр Пруссии; в верхней палате парламента – 17 голосов из 58 – Пруссия) Для пересмотра конституции против должно быть 14 голосов. Более 60% населения и территории принадлежало Пруссии.

Форма правления – федерация.

Законодательная власть – 2палатный парламент.

Верхняя палата – Союзный Совет – назначался правительствами союзных государств.

Нижняя палата – рейхстаг - избирался на 3 года всеобщим мужским избирательным правом. Полномочия рейхстага были сравнительно небольшими. Союзный Совет располагал значительно большими полномочиями, имел законодательную власть, обладал собственным аппаратом.

Председателем верхней палаты был канцлер империи, назначаемый королём Пруссии.

Полномочия правительства:

- внутренняя и внешняя политика;

- руководство армией;

- средства связи;

На долю местных правительств приходилось исполнение имперских указаний.

Билет 37

ГГУ 1900г.

1896-1900(введен в действие). Создав-ля в 2 приема. 1 редакция б. принята неудовлетворительной, 2-б.принята. Стр-ра: пандектная.Общая часть-1 книга(всего 5 книг). Всего 2385 параграфоф+вводный з-н(218 ст.). Особенности: сложный и спец.язык, доступный только спец-там; статьи строятся по принципу матрешки(1 ст. отсылает к др.); каучуковые нормы неопред-го хар-ра; содержит неопред-ные формулировки(добрые нравы..). Для физ.л. делится правоспос-ть и дееспос-ть, = гр-н перед з-ном. Прописаны юр.л., они делятся на публичные(созд-ся гос-вом, цель-гос.цели) и частные(частными лицами для частных целей). Все юр.лица делятся на союзы и учреждения. Союз -объед-ние неск-ких физ. и юр.л. Делятся на хозяйств-ные(цель-прибыль) и нехоз-ные. Разный порядок образования: для нехоз.-свободный явочный, для хоз.-усложнённый разрешения правит-ва. Учрежд. Созд-ся учредит-лями на основе целевого имущ-ва, выгоды получают 3 лица. Не преследуют хоз.целей(больницы, музеи..). Предусм-л условия прекращения юр.л.: частно-прав.причины(несостоят-ть, их воля)+гос-во м. принудит-но, если деят-ть угрож. обществ.интересам. Вещное пр.: вещи движ (четко определены).и недвиж. Закрепл-ся правомочия собств-ка (его пр.-абсолютное вл.вещью). Зем.соб.не т.на поверхн-ть, но и недра. Обязат.пр. Из дог-ров и деликтов. П-ципы: свобода дог-ра, =сторон в дог-ре, обязат-ть исп-ния, отв-ть за неип-ние. Брачн.сем.пр. Брак гр-кий. Возраст 21, 16. Развод-санкция за виновное поведение супруга. Глав-во мужа в семье. Режим имущ-ный з-ный и по брачн.дог-ру. Но муж не м.претендовать на личное им-во жены. Вл.отца и матери, но т.отец имел пр.умеренного н-ния. Бастарды по отнош.к матери-з-ные, к отцу-нез-ные, но имеют пр.на алименты до 16 лет. Насл.пр. Н-ние по з-ну и по завещ. По з-ну нет пределов н-ния. Свобода завещ. ограничив-ся обязат.долей(половина з-ной доли) нисходящим(родители, супруг..).

 

Билет 38

Ноябрьская революция.

Неудачи на фронтах весной и осенью 1918г. создали в Германии революционную ситуацию.Под влиянием рев-ции в России в немецких городах, в армии и на флоте стали возникать Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов. Революция началась восстанием военных моряков в Киле в начале ноября 1918 г. Крупнейшие города - Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен - присоединились к восставшим. Повсеместно возникавшие Советы рабочих и солдатских депутатов брали власть в свои руки. 9 ноября 1918 г. революция победила в Берлине. Кайзер (император) Вильгельм бежал в Голландию. Германской империи не стало. Имперское правительство передало вл. социал-демократам. Получив признание Берлинского совета депутатов трудящихся, Временное социал-демократическое правительство объявило о выборах в Учредительное собрание, чтобы успокоить буржуазию и землевладельцев. Но при этом социал-демократы не остановились перед кровавыми расправами с революционным народом: была разогнана берлинская демонстрация 15 января 1919г. и подавлена Баварская советская республика в Мюнхене (март 1919 г.). Формально революция завершилась 11 августа 1919 года провозглашением Веймарской республики. Веймарская конституция (К.) (название по месту принятия). Ее авторство принадлежит юристу либерального толка Гуго Прейсу, министру внутр.дел. В. к. оформила происшедшую в результате ноябрьской рев-ции замену полуабсолютистской монархии буржуазно-демократической парламентской республикой во главе с президентом. В. к. закрепила неприкоснов-ть основ буржуазно-юнкерского строя, гарантируя частнокапиталистическую собственность на ср-ва произв-ва. В.к. вводила всеобщие выборы и пропорциональное представит-во при выборах в рейхстаг. Президент, избираемый народным голосованием, был наделён как глава исполнит. вл.широкими полномочиями. Ему принадлежало пр. вводить осадное положение, приостанавливать действие демократических институтов, издавать чрезвычайные декреты. Прав-во во гл. с рейхсканцлером назначалось президентом. Значительно усилив централизацию власти, В. к. сохранила федеративную структуру страны. Германия состояла из 15 республик (земель) и 3 «вольных городов», пользовавшихся значительной автономией. Учреждался рейхсрат, в который входили представители правительств земель; в рейхсрате преобладала реакционная Пруссия. В.к. открывала определенную возм-ть для деятельности рабочих орг-ций и провозглашала ряд демократических ПиС (св. слова, печати, собраний, союзов). Но права эти носили формальный хар-р, ограничивались разными оговорками и м.б.ликвидированы указом президента. Положения В. к. о «президентской диктатуре» широко использовались в республике для подавления революционного движения и впоследствии облегчили приход к власти фашистов. С установлением в Германии в 1933 фашистской диктатуры В. к. не была формально отменена, но фактически перестала действовать.

 

Билет 39

Фашистская диктатура.

Фашизм в Германии появился после окончания первой мировой войны.В 1921 году складываются организационные основы фашистской партии, основанной на так называемом фюрерпринципе, неограниченной вл."вождя" (фюрера). Гл. целью создания партии станов. распр-ние фашистской идеологии, подготовка спец. террористического аппарата для подавления демократических, антифашистских сил и для захвата вл. В 1923 фашисты предпринимают попытку захватить гос.вл. ("пивной путч"). Провал путча заставляет фашистских главарей изменить тактику борьбы за вл. С 1925нач-тся "битва за рейхстаг" путем создания массовой базы фашистской партии. В 1928 фашисты получают 12 мест в рейхстаге. В 1932 г. по числу мандатов фашистская партия получает больше мест, чем любая другая партия, представленная в рейхстаге.30 января 1933 г. Гитлер по распоряжению Гинденбурга занимает пост рейхсканцлера Германии. Механизм фашистской диктатуры. С приходом к вл. Гитлер оформляет свой тоталитарный режим,разрушая Вейморскую республику и формирует тоталит-ное гос-во.Фактич.в основе вл.Гит.лежат 2 декрета: 1) от 1933 28фев «об охране народа и гос-ва»,приостан-ет действие 7 ст. Вейм. конст-ции, к-ые гарантировали ПиС гр-н (неприкоснов-ть личности, жилища, тайна переписки, св. слова, св. собраний, св. союзов, неприкоснов. частн.соб-ти).На его основании распущены и запрещены все политич.партии и профсоюзы. 2) 23марта 33г «о ликв-ции бедственного положения народа и гос-ва», рейхстаг передал полномочия канцлеру(писать з-ны,кон-ть бюджет,внешн.политика,поправки к Кон-ции). Гитлер:имеет полномочия през-та;он глава прав-ва;верх.главноком-щий;пишет з-ны;фюрер нацистской партии. Признаки тотал-го режима:кон-ль ментальности (индивид-го и массового сознания);жесткий поведенческий кон-ль(треб-ся постоянная демонстрация преданности и поддержки);ср-ва кон-ля поведения и сознания-массовые репрессии. Автор.режим репрессирует противников режима, а тотал.-произвольно (каждый 9).

 

Билет 40

Образование ФРГ. Германия раскалывалась на две части: ФРГ и ГДР. В связи с этим в апр.1949 б. принят Оккупационный статут, разраб-ный западногерманскими оккупац-ми властями. Статут сохранял эк-кий и политич. кон-ль США, Англии и Франции в Западной Германии, в частности, предоставив им пр. осущ-ть надзор за соблюд-ем Основного з-на ФРГ и конституций земель, отменять все местные з-ны, противоречащие им. 8 мая 1949 г. Основной закон ФРГ б. принят Парламентским советом и утвержден военными губернаторами США, Франции, Англии. Термины "Учредительное собрание" и "конституция" б. сняты из употребления по настоянию самих немцев.Основной закон д.б. обозначать "временный хар-р" устан-ных им конституц-ных порядков. После одобрения его всеми землями Западной Германии в конце мая 1949 г. он вступил в действие в кач-ве постоянной Конституции ФРГ. 23 мая 1949 г. считается днем образования гос-ва ФРГ. Институт военных губернаторов был преобразован в институт "военных комиссаров" западных держав в Германии. Б.проведены первые выборы в бундестаг и создан бундесрат, через 3дня избраны президент и федеральный канцлер. Но и после выборов ФРГ, даже формально, не стала обладать полнотой суверенитета, т.к. сфера внешних отношений, внешней торговли и др. оставалась прерогативой верховных комиссаров. В 1951 г. Оккупационный статут б.пересмотрен в сторону большего расширения полномочий гос. органов ФРГ, в частности, б. снят кон-ль над федеральным и земельным з-вом, правительственным органам ФРГ б. переданы нек-ые полномочия в сфере внешней торговли и валютного рег-ния. Конституция 1949 г. 1 раздел посвящается правам чел.,провозглашается "ненарушимость чел-го достоинства", "неприкоснов-ть" и "неотчужд-ть" прав чел.среди к-ых –пр. на жизнь и личную неприкосновенность, =всех перед з-ом. Особое место занимает пр. на петиции (жалобы) в органы гос. вл.отдельных лиц и их объединений. Защита соц.прав не получила в Основном законе значит-ого места, более полно она закреплена в конституциях отдельных земель.

Билет 41

Хабеас корпус акт 1679 г.

 

Хабеас корпус акт (Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями) был принят 26 мая 1679 г.

Он содержит

- гарантию от бессудных арестов,

- гарантирует независимость депутатов,

- горизонтальную структуру парламента.

Появился Хабеас Корпус Акт по инициативе партии Вигов как гарантия для оппозиции, провозгласив неприкосновенность личности.

Арестованное лицо вправе обратиться с просьбой выдать приказ Хабеас корпус доставить тело арестованного к лорду-канцлеру или судьям. За отказ – штраф для судьи (в сумме 500 фунтов) в пользу потерпевшего и отстранение от должности.

Акт давал гарантию от судебных преследований.

Билет 4.

Развитие конституционной монархии в Англии. Формирование парламентарной монархии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.217 (0.061 с.)