Законодательная и нормативно-правовая база биоэнергетики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательная и нормативно-правовая база биоэнергетики



Мировая индустрия биотоплива характеризуется наличием широкого спектра мер законодательного и нормативно-правового обеспечения развития биоэнергетики, а также государственных программ, направленных на увеличение производства биотоплива в конкретной стране и их рыночной доли.

Для стимулирования производства биотоплива в разных странах разработан комплекс мер - законодательное регулирование, индикативное планирование объемов производства, льготное налогообложение, бюджетная поддержка и т.д.

Государственное регулирование и законодательная система в Европе, относящиеся к индустрии биотоплива, получили развитие с 1980-х годов, но это развитие происходило различными путями в различных странах. В 2003 году Европейский союз принял Директиву по распространению биотоплива (2003/30), которая призывала увеличить долю рынка биотоплива в ЕС до 2% в 2005 году и до 5,75% к 2010 году. Разработка Директивы была мотивирована необходимостью сокращения выпуска парниковых газов в транспортном секторе в ответ на подписание ЕС Киотского протокола и укрепления энергетической безопасности путем снижения зависимости от импорта нефти. Кроме того, Директива дала существенный толчок развитию сырьевой базы для производства биотоплива. Здесь ставка делается на новых членов ЕС. Поставленные цели в большинстве стран ЕС считают вполне достижимыми. Поскольку Директива учитывает исключительно долю рынка, а не объемы производства, то при недостаточном предложении биотоплива в какой-то из стран ЕС становится возможным импорт недостающих объемов.

Так как производство биотоплива (особенно моторного) остается более дорогим по сравнению с нефтяным топливом, национальная налоговая политика также сыграла ключевую роль в развитии данной отрасли в Европе. До 2003 года решения о налоговом стимулировании принимались исключительно на уровне отдельных государств. В Германии, Франции, Италии, Швеции, Австрии, Чехии в различных формах практиковалось освобождение от налоговых выплат. Эти же страны, а также Дания, Нидерланды, Финляндия, Норвегия использовали различные механизмы налогообложения (углеродные налоги), призванные сократить использование традиционного топлива и стимулировать потребление возобновляемого. Огромное количество индивидуально принятых законов создало серьезные бюрократические проблемы и привело к значительной разнице в уровне налогообложения в различных странах - членах ЕС.

Решение данной проблемы с помощью общеевропейской системы стандартизации стало одной из ключевых целей ЕС.

Проблема была решена в 2003 году с принятием ЕС Директивы по налогообложению энергии (2003/96). Директива представляет помимо прочего, правила деналогообложения биотоплива. Директива значительно упрощает процесс совершенствования налогообложения в топливном секторе в отдельных странах. Она направлена на устранение неравной конкуренции, существовавшей между различными энергопродуктами. Изначально в сфере европейского налогообложения рассматривалась продукция, имеющая нефтяную основу, но не уголь, природный газ или электроэнергия. Теперь же эта проблема решена. Директива имела цель повысить мотивацию к более эффективному энергопотреблению и позволить странам - членам ЕС предложить компаниям налоговые стимулы в обмен на их инициативу по уменьшению объемов выхлопных газов. Директива значительно сократила бюрократические издержки: теперь страны - члены ЕС не должны предоставлять предварительные запросы относительно деналогообложения в Брюссель. В январе 2004 года в ответ на определенную озабоченность со стороны новых членов ЕС Европейская комиссия разработала серию переходных мер для помощи этим государствам гармонизировать свою систему с Общеевропейской налоговой директивой.

Кроме того, развитию биоэнергетики в странах ЕС способствует введение национальных экологических стандартов на топливо (например, введение стандарта Евро-4 с 2005 года и запланированное введение стандарта Евро-5 с 2009года).

Меры государственной поддержки в странах ЕС в настоящее время могут быть структурированы следующим образом:

· поддержка сельхозпроизводителя;

· возврат до 30% средств, вложенных в строительство биотопливных предприятий;

· освобождение от топливного налога на объем добавленного биотоплива в топливную смесь;

· наличие системы квотирования объема субсидированного биотоплива (в каждой стране отдельно).

Принятый в Германии в 2004 году Закон о возобновляемой энергии сделал экономически привлекательным строительство и эксплуатацию установок для получения биогаза. Новый закон о возобновляемых видах энергии (EEG) стимулирует фермеров, имеющих биогазовые установки, производить и продавать излишки электроэнергии за счет более высокой ее стоимости при поставках в централизованные сети. Была провозглашена государственная политика, проводимая под девизом от фермера-сельхозпроизводителя к фермеру-производителю электроэнергии. Это сразу же дало положительные результаты. Возросло строительство биогазовых установок. В настоящее время функционируют более 1 тыс. установок. Специалисты считают, что к 2010 году их мощность достигнет 1,2 ГВт.

Согласно принятым в том же 2004 году дополнениям к Закону о возобновляемых видах энергии, фермеры, имеющие биогазовые установки мощностью до 150 кВт, включительно, получают вознаграждение за произведенную электроэнергию (дополнительно к установленной стоимости электроэнергии) 11,5 цента за 1 кВт*ч, а имеющие установки мощностью до 500 кВт - не менее 9,9 цента. При мощности установок до 5 МВт вознаграждение составляет 8,9 цента. Дополнительно увеличивается вознаграждение, если биогазовые установки работают исключительно на возобновляемом сырье, навозе, отходах и на смеси этих материалов. Минимальное вознаграждение повышается на 6 центов за 1 кВт*ч, если мощность установки менее 500 кВт, и на 4 цента для крупных установок. Вводятся также другие надбавки. Минимальное вознаграждение увеличивается еще на 2 цента, если помимо электроэнергии вырабатывается еще и тепловая энергия, а также, если электроэнергия производится с использование передовых технологий. К числу таких технологий относятся термохимическая газификация, сбраживание твердого субстрата и др.

В 2006 году Бундестаг принял Закон о квотах на биотопливо, согласно которому нефтяная промышленность обязана увеличивать долю биотоплива в общегодовом объеме реализации предприятиями бензина и дизельного топлива (включая долю биотоплива). Регулирование квот осуществляется в соответствии с изменениями Федерального закона по защите от эмиссии.

Правительство США в области возобновляемых энергоресурсов проводит целенаправленную поддержку. Принята серия важных законодательных и регулирующих актов, которые помогли выйти отрасли на сегодняшний уровень в качестве одного из самых быстрорастущих сегментов энергетики. Основной вклад был внесен такими инициативными актами, как Стандарт Американского общества по тестированию и материалам (ASTM standard), Акт по энергетической политике (Energy Policy Act), Санкция Агентства по защите окружающей среды (EPA approval), а также несколько указов Президента США.

Стандарт ASTM был опубликован в последней версии (D-6751) в декабре 2001 года. Он разрешал использование смесей нефтяного топлива с биотопливом.

Акт по энергетической политике, принятый в 1992 году Конгрессом, ставил задачей уменьшить зависимость США от импорта нефтепродуктов путем предписания определенным транспортным структурам приобретать машины, способные работать на ненефтяном топливе. В 1998 году в Акт были внесены изменения, позволяющие использовать альтернативное топливо, не покупая специализированной техники. В то время как Стандарт ASTM стал лишь первым шагом для отрасли, акт по энергетической политике 1998 года оказался действенным фактором ускоренного роста биотопливной индустрии.

В 1999 году Президент США Билл Клинтон подписал указ 13134, который способствовал более объемному использованию биотоплива наряду с нефтяным топливом. Реализация указа была призвана утроить использование биоэнергии и продуктов, имеющих биологическую основу, к 2010 году. Указ 13149 от 2000 года предполагал 20-% сокращение использования нефтяного топлива для государственного транспортного парка.

В 2002 году вступил в силу Закон о сельском хозяйстве, раздел Энергия, по которому создание заводов по производству биотоплива стало национальной задачей. Предоставлены преференции при покупке биотоплива и других биопрепаратов, гранты для работ по таким направлениям, как биоэтанол, биодизель, возобновляемые энергоресурсы в сельском хозяйстве.

Разработанная программа Министерства энергетики США по биомассе ставит своей задачей поддержку научных исследований по переработке биомассы в биотопливо, биоэнергию и биопродукты на условиях партнерства государственного и частного секторов.

В связи с ростом цен на энергоносители Президент США Джордж Буш неоднократно заявлял о необходимости избавиться от нефтяной зависимости. По его мнению, этой цели можно добиться путем перехода на этаноловое топливо. В 2005 году Президент подписал Закон об энергетической политике (Energy Policy Act), который предусматривает субсидии и налоговые льготы производителям этанола.

В настоящее время в США рассматривается внедрение стандарта возобновляемого топлива, в соответствии с которым определенную долю общего объема топлива, потребляемого страной, должно будет составлять возобновляемое топливо американского производства, как например, биоэтанол и биодизель. Введение нового стандарта должно сократить импорт сырой нефти к 2018 году более чем на 250 млн. тонн. Кроме того, определенный вклад в регулирование биотопливной индустрии США был внесен Энергетическим законопроектом (Energy Bill), программами по субсидированию, а также индивидуальными инициативными программами штатов.

Показательна государственная политика Бразилии в этой области. В конце 60-х - начале 70-х годов была проведена большая исследовательская работа с целью найти источник топлива, альтернативный нефти. Им стал этанол, получаемый из сахарного тростника. В 1975 году была принята Национальная программа производства спирта (Pro-Alcool) c целью использования этанола как топливного заменителя бензина и увеличения его производства для промышленного использования. К 1985 году, спустя десятилетие действия программы, в производство 13 млрд. галлонов (50 млрд. литров) было инвестировано 6,5 млрд. долларов США, создано 500 тыс. новых рабочих мест, 2,5 млн. машин ездили на чистом этаноле, а весь бензин на заправочных станциях Бразилии содержит 20 % смеси этанола.

Таблица 1.1 - Меры законодательного обеспечения развития биоэнергетики, принятые в различных странах, приведены ниже в таблице.

1

Страна

США

Меры законодательной поддержки
Налоговые льготы - по закону о налоге на энергию 1978 г. Последняя редакция (2004 г.): льгота 51 цент на баллон этанола. В 2005 г. - решение Сената - стандарт на биотопливо. Стандарт Американского общества по тестированию и материалам D-6751 (2001 г.). Акт по

 

продолжение таблицы 1.1

    энергетической политике. Санкция Агентства по защите окружающей среды.
2 ЕС Директива ЕС 2003/30 ЕС, стимулирующая производство возобновляемых источников энергии для транспорта, требует довести долю биотоплива до 5,75 % от общего объема. Директива по качеству топлива. Стандарт ЕС ЕN 14214. Директива по налогообложению (2003/96) позволяет странам ЕС требовать урезания акцизов на биотопливо с 2004 г.
3 Германия Решение Правительства - достичь к 2010 г. 6,75 % доли биотоплива во всей потребляемой энергии. Закон о пошлинах на минеральные масла (2004 г.). По закону о ВИЭ - полное освобождение от налоговых выплат за использование неразбавленного биотоплива в сельском хозяйстве. Специальные механизмы налогообложения, стимулирующие потребление возобновляемого топлива.
4 Франция Налоговые льготы. Программа производства биотоплива - финансовая схема, действующая на национальном уровне. Имеются квоты на производство биотоплива. Специальные механизмы налогообложения, стимулирующие потребление возобновляемого топлива.
5 Бразилия Правительственные декреты ежегодно устанавливают состав топлива по содержанию биотоплива (устаналивают % добавок биотоплива). Имеется закон, предписывающий производство определенных объемов биотоплива. Федеральное правительство утвердило схему субсидий на производство биотоплива.
6 Италия Ежегодно утверждаются объемы производства. Льготы предоставлены на топливо растительного происхождения.
7 Испания Полное освобождение от налогов на биотопливо, как на чистое, так и в примесях.

 

 

продолжение таблицы 1.1

8 Ирландия Освобождение от уплаты налога осуществляется в рамках отдельных пилотных проектов. Программа развития производства биотоплива ДИН 590.
9 Швеция Нейтральные по СО2 виды топлива освобождены от налога на СО2 и от налога на энергию с 2004 г. по пятилетней программе. Специальные механизмы налогообложения, стимулирующие потребление возобновляемого топлива.
10 Великобритания С 2002 года действует налоговая льгота: 20 пенсов на 1 литр биодизеля. Аналогичная мера поощрения введена на этанол с 2004 года.
11 Нидерланды Решение Правительства, предусматривающее налоговые льготы для биотоплива с 2006 года.
12 Канада Действующая стратегия предусматривает субсидии на строительство заводов, производящих биотопливо. В ряде провинций - обязательные продажи этанола - 5 % от общего объема топлива.
13 Австралия Федеральная правительственная программа поддержки производства биотоплива. Федеральное правительство утвердило схему субсидий на производство.
14 Япония Министерство экологии предписывает 3 % содержание этанола в топливе.
15 Китай С 2000 г. принята Национальная программа производства биотоплива. Правительство субсидирует строительство заводов, производящих биотопливо.
16 Финляндия В настоящее время нет налоговых льгот на биотопливо (освобождаются от налогов только сельхозкооперативы, применяющие природный газ и биогаз). В прошлые годы поощрялись пилотные проекты по производству биотоплива. Дискутируется вопрос о необходимости стимулирования производства биотоплива.
17 Дания Не имеет льготного налогообложения на биотопливо. Придерживается мнения, что подобное стимулирование

продолжение таблицы 1.1

    слишком дорого по сравнению с сэкономленным количеством СО2. Дания заявляет о том, что не хочет в будущем стимулировать производство биотоплива.
18 Норвегия Специальные механизмы налогообложения, стимулирующие потребление возобновляемого топлива.
19 Аргентина В 2006 г. принят Закон 26.093 Порядок регулирования и содействия производству и использованию биотоплива. Биотопливо не облагается налогами.
20 Индия Благодаря принятым Правительством мерам в структуре источников энергии биотопливо в некоторых штатах составляет 5 % от потребляемого топлива.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.3 (0.015 с.)