Уровни и формы научного познания. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровни и формы научного познания.



Эмпирический уровень (от греч. empeiria – опыт) – опытное знание, в ходе которого происходит сбор опытных данных, фиксация фактов, их первичная систематизация, создание понятий.

Факт (от лат. Faktum – сделанное, совершенное) – объективно существующее событие или явление. Научный факт – это описание факта на языке науки. Научным фактом называют знания о единичном событии или явлении.

Теоретический уровень – происходит обобщение полученных понятий в категории; формулируются принципы и законы, создаются научные теории.

Категории – это предельно общие понятия, в которых отражены наиболее существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. С помощью категорий формулируются научные утверждения, из которых строятся теории.

Научный принцип – это основополагающее начало, исходный пункт теории или концепции.

Законы – это существенные, необходимые, многократно повторяющиеся связи в объективном мире. Научным законом называется формулировка объективно существующих необходимых связей мира при помощи научных категорий и понятий.

Теория – это система обобщенного знания о существенных закономерностях какой-либо отдельной части действительности. Теория направлена на развитие дальнейшей преобразовательной деятельности человека – практики.

Гипотеза – выдвигаемое предположение, требующее доказательств. Гипотеза – это всегда вероятное знание.

Методы научных исследований. Важнейшую роль в научном познании занимает методология – учение о способах познания.

Эмпирические методы основаны на опыте: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент.

Наблюдение – отражение предмета, связанное с фиксацией его свойств и качетсв.

Моделирование – метод исследования объекта на основе построения его модели (уменьшенной копии).

Теоретические методы основаны на рассуждениях. К теоретическим методамотносят логические методы: синтез, анализ, индукцию, дедукция, абстрагирование, отвлечение.

Универсальные методы познания – метафизика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и в развитии.

Диалектика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явлений во всеобщей связи и развитии.

Художественное познание – познание окружающего мира с помощью художественных образов. Признаки художественного познания: субъективность, эмоциональность, познание мира через чувственный образ, переживания автора.

Обыденное познание – познание, формирующееся стихийно, на основе жизненного опыта.

Социальное познание – познание, в котором объект и субъект познания совпадают (общество познает самого себя). Признаки социального познания: совпадение субъекта и объекта познания, ограничение эксперимента как способа познания, субъективность полученных знаний, сложность выявления закономерностей развития общества.

 

Раздел 5

Человек

Антропология – наука, изучающая естественноисторическое происхождение человека и человеческих рас.

Бытие – в философской литературе часто употребляется как синоним понятию «существование», «мир», «жизнь», «космос», «действительность», «реальность». Это наиболее общее т абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще.

Человек – единичный представитель человеческого рода Homo Sapiens. Существо биосоциальное. Биологическое – обладающее наследственными признаками: прямохождение, разум, большой мозг, цепкие руки. Социальное – может развиваться только в обществе, усваивая ценности данного общества.                                                                                                                              

Индивид – конкретный представитель человеческого рода.

Индивидуальность – неповторимые качества и черты, присущие конкретному индивиду.                                                                                                                                  

Личность – это совокупность социальных черт и качеств человека. Это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств, которые он реализует в общественной жизни. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализация – процесс усвоения индивидом ценностей данного общества в ходе воспитания и самовоспитания. В результате процесса социализации люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе. Процесс социализации длится всю жизнь.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Агенты первичной социализации: родители, братья, сестры, близкие родственники. Агенты вторичной социализации: учителя, должностные лица, окружение человека.

Институты социализации – это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Первичные институты: семья, школа. Вторичные институты: средства массовой информации, армия, церковь.

Десоциализация – утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, первичного образа жизни. Это может происходить с человеком на вторичном этапе социализации.

Ресоциализация – восстановление утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному образу жизни.

Адаптация – ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования.

Обучение – процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире.

Взросление – социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет.

Духовный мир человека – включает в себя духовные потребности в познании окружающего мира, знания человека, его убеждения, чувства, эмоции, цели, которые ставит перед собой человек.

Ценности – предмет устремления человека, важный момент смысла его жизни. Социальные ценности – общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни. Личностные ценности – идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации её поведения.

.Мировоззрение – взгляды человека на окружающий мир и на место человека в нем

 

Типы мировоззрения:

  • обыденное (житейское) – опирается на жизненный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;
  • религиозное – в основе лежат религиозные взгляды, представления, убеждения человека;
  • научное – опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;
  • гуманистическое – объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.

Деятельность – форма активного отношения человека к окружающему миру или к самому себе, в ходе, которой человек преобразует окружающий мир или самого себя.

Виды деятельности: - трудовая, игровая, общение, учебная;

                                 - духовная, материальная, практическая.

Структура деятельности: наличие субъекта, объекта, цели, мотива, потребностей, действий, приемов и способов, результата.

Субъект – это тот, кто совершает деятельность

Объект – это то, на что направлена деятельность

Цель – предвосхищаемый образ результата, к которому стремится человек. Это то,  на что направлена деятельность.

Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности. Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения.

Убеждения – это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Интерес – это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющих для них важное общественное значение, притягательность. В основе интереса лежит понимание необходимости каких-либо действий для достижения осознанной цели, т.е. осознанная потребность. Интересы зависят от положения человека в обществе, от его принадлежности к той или иной социальной группе. Интересы различаются по степени общности и бывают индивидуальными, групповыми, общественными. По сфере направленности бывают экономические, политические, социальные, духовные.

Потребности – это нужда человека в чем-либо. Потребности бывают биологические (физиологические, витальные) – в еде, самосохранении, в тепле; социальные – в общении, в труде; духовные – в образовании, самосовершенствовании.

Действия – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.

Труд – это совокупная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, всего богатства общества; основная форма жизнедеятельности общества. К материальным благам относятся продукты питания, одежда, жилье, транспорт, техника, услуги. К духовным благам относятся достижения науки, искусства, идеологии. Для трудовой деятельности характерно: употребление и изготовление орудий труда; целенаправленность процессов труда; общественный характер труда; направление труда на преобразование внешнего мира. Основные элементы труда: рабочая сила, средства труда, предмет и материалы труда.

Предметы труда – те материалы (металл, глина, камень, пластмасса), на преобразование которых, направлена деятельность человека.

Средства и орудия труда – все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда.

Технология – приемы и способы, применяемые в процессе производства.                     

Производительность труда – количество произведенной продукции за единицу времени.

Эффективность труда – соотношение материалов и трудовых затрат, с одной стороны, полученных результатов, с другой.

 Уровень разделения труда – распределение конкретных производственных функций между участниками трудового процесса(в масштабе общества и в конкретных трудовых процессах).  

Духовная деятельность - творческий процесс производства и воспроизводства духовных ценностей (идей, знаний, представлений..), а также их сохранение, распределение, распространение, потребление.                                                                                                                         

Творческая деятельность – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Игра – деятельность, которая в отличие от труда, ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс. Игра позволяет с одной стороны, осуществлять реальное действие, с другой, носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации, действовать в воображаемой обстановке. Для игры характерно выполнение определенных условий и ролей.

Общение – особая форма социального взаимодействия и межличностных отношений людей. Важнейшее универсальное средство общения – язык, хотя люди используют в этом процессе неязыковые средства: мимику, жесты… Потребность в общении – одна из фундаментальных потребностей человека:

  • человек не может удовлетворить свои потребности, жить и развиваться вне других людей, вне общества;
  • производство средств существования предполагает общение людей по поводу согласия трудовых взаимодействий;
  • культурные стандарты, нормы социальной жизни передаются и поддерживаются в обществе посредством общения;
  • общаясь с другими людьми, человек вырабатывает критерии социальной оценки и самооценки;
  • в условиях общения осуществляется коммуникация – процесс передачи и обмен информацией, мыслями, чувствами, способами и результатами деятельности.

Коммуникация – передача информации в одностороннем порядке.

 

Виды общения:

  • между двумя реальными субъектами
  • реальный субъект и иллюзорный партнер (человек – животное);
  • реальный субъект и воображаемый партнер (внутренний диалог, человек – Бог);
  • два воображаемых партнера (литературные герои).

Социальные нормы (норма – правило, образец) – предписания, которые являются общими указаниями для социального действия. Норма предполагает ожидаемое правильное поведение, а следовательно не может существовать без согласия и более или менее сильного принуждения.

Виды социальных норм: обычаи и традиции, моральные нормы, религиозные нормы, правовые нормы, политические нормы, эстетические нормы.

Обычай – общеобязательное правило поведения, которое сформировалось в результате многократного повторения одних и тех же действий и поступков людей, и поэтому приобрело устойчивую силу привычки, нормы. Некоторые из обычаев перешли в разряд правовых норм. Например, принятый в хозяйственном обороте обычай возвращать долги впоследствии приобретает правовой статус (обычное право).

Традиция – исторически сформировавшееся общеобязательное правило поведения, которое устанавливает и закрепляет социальные устои общества (этнические, национальные, семейные). Традиция часто вырастает из обычая: особо важные для существования определенно компактно проживающего сообщества людей обычаи передаются из поколения в поколение. Традиции являются важной и очень древней формой самосознания людей, ставших членами определенного общества. У многих народов таковыми они остаются, и по сей день.

Норма морали (нравственности) – общеобязательное правило поведения, которое вырабатывается в соответствии с бытующими в обществе представлениями о добре и зле, в формировании которого принимает участие все члены общества. Исполнение норм морали обеспечивается силой общественного мнения, авторитетом, совестью. Следование нормам морали, в отличие от иных видов социальных норм, зависит от свободного выбора самого индивида, поэтому для их выполнения необходим достаточно высокий уровень самосознания человека. Мораль (нравственность) означает сознательный выбор такого способа поведения, который ведет к гармонизации отношений всех членов общества. В этом состоит универсализм нравственности, её ориентации на общечеловеческие ценности.

Норма права – общеобязательное правило, модель должного поведения, которое устанавливается или санкционируется государством, и исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства. Норма права призвана регулировать наиболее жизненно важные общественные отношения, которые требуют защиты и создания условий для их реализации. Деятельность по формированию норм права и контролю над их исполнением осуществляется органами государства.

Политические нормы – правила поведения, касающиеся отношений между личностью и властью, между социальными группами и между государствами, и находят свое отражение в международных актах, конвенциях.

Религиозные нормы – правила поведения, которые поддерживаются, прежде всего, верой сторонников религии в наказание за грехи. Религиозные нормы выделяются на основании сферы их функционирования; в действительности же эти нормы совмещают в себе элементы, характерные для правовых и моральных норм, а также традиций и обычаев.

Эстетические нормы – правила, закрепляющие представления людей о прекрасном и безобразном.

Отклоняющееся (девиантное) поведение – поведение не соответствующее социальным нормам, принятым в данном обществе. Девиация может быть как негативной (пьянство, алкоголизм, наркомания, преступность), так и позитивной (изобретательство, необычные рекорды книги Гинесса).

Деликвентное поведение – преступное поведение.

Конформизм – следование существующим нормам в обществе, пассивное принятие существующего социального порядка вещей.

Социальный контроль – система предписаний, запретов, убеждений, мер принуждения, которая обеспечивает соответствий действий индивида принятым образцам и упорядочивает взаимодействие между индивидами. Социальным контролем называют также институт, который обеспечивает следование нормам. Социальный контроль присутствует в любом обществе. Это проявляется в том, что к любому обществу можно применить понятия нормы и санкции.

Внешний социальный контроль – совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность индивида. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный контроль основан на инструкциях, предписаниях, нормах и нормативных актах, неформальный контроль базируется на реакциях окружения.

Негативные санкции – это наказания, которые направлены на то, чтобы исключить нежелательное поведение или, по крайней мере, уменьшить его вероятность. Негативные санкции могут осуществляться с помощью штрафа, тюремного заключения (формально негативные), словесного осуждения (неформально негативные).

Формально позитивные санкции – грамота, доска почета, статья в газете; неформально позитивные – улыбка, одобрение.

Внутренний социальный контроль – это осуществляемый человеком самоконтроль, направленный на согласование собственного поведения с нормами. Регуляция в данном случае осуществляется не в рамках взаимодействия, а в результате чувства вины, стыда, которые возникают при нарушениях усвоенных человеком норм. Совесть часто называют внутренним контролером человека.

Конфликт – отсутствие согласия между двумя и более сторонами (конкретными лицами или социальными группами). Конфликт – это далеко не всегда отрицательное явление. Хотя конфликт обычно приносит дезорганизацию и вред. Можно выделать следующие позитивные функции конфликта:

  1. коммуникативную функцию: в ситуации конфликта люди и другие субъекты социальной жизни лучше осознают как свои стремления и желания, так и желания и цели противоположной стороны. Благодаря этому позиция каждой из сторон может, как укрепиться, так и трансформироваться;
  2. функцию разрядки напряженности: выражение своей позиции и отстаивание её в противоборстве с противником является важным средством выражения негативных эмоций, что также может привести к нахождение компромисса.
  3. консолидирующую функцию: конфликт может консолидировать общество, так как открытое столкновение позволяет сторонам конфликта лучше узнать мнение и притязания противоположной стороны.

Типы конфликтов: межличностный конфликт – это столкновение между двумя или более конкретными людьми; межгрупповой конфликт – столкновение между сообществами людей.

Способы управления конфликтной ситуацией:

  • уклонение от конфликта, т.е. не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями;
  • сглаживание – не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, мотивируя это тем, что у всех участников конфликта есть потребность в сохранении солидарности. В результате может наступить внешние мир и гармония, но проблема будет «законсервирована» и сохраниться;
  • принуждение – попытка заставить принять свою точку зрения любой ценой. Конфликт можно взять под контроль, показав, что обладаешь самой сильной властью, подавляя своего противника;
  • компромисс – выработка решения, которое частично удовлетворяет всех участников конфликта, а это предполагает хотя бы частичное принятие точки зрения другой стороны;
  • решение проблемы – признаются реальные различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для сторон.

 

Парадигма (греч. Paradeigma – пример, образец) – в широком смысле – модель любого вида человеческой деятельности, принятая в качестве образца. Вместе с тем смысл понятия неоднозначен и допускается господствующая в данное время в конкретной отрасли знания научная теория. Парадигмой может быть совокупность общепринятых методов исследования, критериев выбора теории.

 

Раздел 6

Социология

Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Специфика социальной системы заключается в том, что её элементами являются индивиды, группы, социальные общности, поведение которых определяется социальными ролями.

При взаимодействии с внешней средой система способна изменять свою структуру (изменяются отношения между элементами).

Социальная структура общества - часть социальной системы, объединяет в себе два компонента: социальные связи и социальный состав.

Социальная связь - это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно. Установление связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды.

Социальный состав – набор элементов, составляющих социальную структуру.

Социальная структура – устойчивая связь элементов в социальной системе, строение общества или социальной группы.

Элементы социальной структуры: индивиды, занимающие определенные позиции (статус), а также объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы и общности (социальные, территориальные, этнические).

Социальная (стратификационная) структура - расслоение, иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность институтов и отношений между ними. Термин стратификация происходит от латинского слова stratum – слой, пласт.

Страты – большие группы людей, отличающиеся по своему положению в обществе.

Исторические типы социальной стратификации – рабство, касты, сословия, классы.

Рабство – возникло в древности и сохраняется до сих пор. Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи, и классическое, при котором раб считается собственностью хозяина.

Касты – замкнутые социальные группы, членство в которой передается человеку по рождению. Кастовый строй был распространен в Индии, где существовало четыре основные касты: брахманы – священнослужители; кшатрии – воины; вайшьи – купцы; шудры – крестьяне, ремесленники, рабочие. Особое место занимали неприкасаемые, которые не входили ни в одну касту.

Сословие – относительно замкнутые группы людей, обладающие закрепленными в законе правами и обязанностями, передаваемыми по наследству.

Классы – большие группы людей, отличающиеся по отношению к средствам производства и размером той доли богатств, которой они располагают. В зависимости от исторического периода в обществе существовали такие классы: рабы и рабовладельцы; феодалы и зависимые крестьяне; буржуазия и пролетариат; средний класс.

Закрытое общество – социальное перемещение из низших страт в высшие, либо полностью запрещены, либо существенно ограничены.

Открытое общество – перемещение из одной страты в другую не ограничено

Типы социальных общностей:

· этническая структура - род, племя, народность, нация;

· демографическая структура – деление населения по полу и возрасту;

· поселенческая структура – городские или сельские жители;

· классовая структура – буржуазия, пролетариат, крестьяне.

· профессионально-образовательная.

Статус – правовое, социальное положение субъекта в обществе, общности, социальной группе.

Статус предписанный  дается человеку от рождения: пол, национальность, сын, дочь, раса.

Статус достигаемый – образование, специальность, профессия, положение в обществе.

Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культурном и общественном мнении.

Авторитет – степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.

Социальная роль – образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе, фактически показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (в законодательном акте), так и носить и неформальный характер.

Ролевая система - совокупность ролей, выполняемых одним человеком одновременно. Основные социальные роли: роль труженика, роль потребителя, роль гражданина, роль члена семьи.

Ролевой конфликт – невозможность человека выполнять одновременно несколько социальных ролей (например, совмещение учебы и работы студентом, ухудшает его успеваемость; женщина не может совместить обязанности домохозяйки и осуществление карьерного роста).

Социальная группа – совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом; объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное с системой отношений.

Типы социальных групп: а) по численности: большие и малые;

                                          б) по характеру взаимодействий: первичные (семья), вторичные (спортивная команда);

                                          в) по способу организации и регулирования взаимодействия: формальные (класс, бригада, т.е., созданные официальными органами) и неформальные (уличная компания друзей);

                                          г) по количеству ценностей: односторонние, многосторонние;

                                          д) по определению статуса: статусные группы – классы, слои, касты.

Социальные общности – относительно устойчивая совокупность людей, отличающиеся более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.

Типы социальных общностей: семья, род, племя, классы, социальные группы, народности, нации, профессиональные общности, трудовые коллективы.

Социальные слои – социальные общности, выделяемые по одному или нескольким близким признакам дифференциации общества – доходам, престижу, уровню образованию, культуре.

Социальные отношения – определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества.

Социальная дифференциация – расчленение социального целого на части и элементы. Прежде всего, она включает разделение труда, появление различных профессий, статусов, ролей. Виды дифференциации: по гражданству, национальности, роду занятий, экономическому статусу, религиозной принадлежности. Часто употребляется в связи с делением общества на богатых и бедных.

Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в социальной структуре общества; это любой переход индивидам из одной социальной позиции в другую по горизонтали, так и по вертикали.

Горизонтальная социальная мобильность – это переход или перемещение индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне, т.е. без изменения статуса (например, изменение гражданства, смена места работы без повышения или понижения в должности).

Вертикальная социальная мобильность – это перемещение индивида из одной социальной страты в другую, разные по уровню (например, повышение или понижение по службе).

Люмпены – «люди дна», асоциальные элементы.

Социальные лифты – социальные институты, помогающие человеку подниматься по социальной лестнице, перемещаться между стратами (армия, семья, школа, церковь, собственность)

Маргинал – это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом, кроме того, оказавшийся неспособным адаптироваться к новой социокуьтурной среде той страты, в рамках которой он существует. Маргинал – человек пограничного состояния.

Маргинализация - процесс, происходящий в обществе, когда распадаются привычные социальные связи, большие массы населения отрываются от своего привычного местоположения, не могут адаптироваться в новой социальной среде. Такое состояние общества происходит в ходе революций, народных войн.

Критерии социальной стратификации: размер богатства, уровень образования, доступ к власти, социальное происхождение.

Социальный институт – организованная система связей и социальных норм, правил, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующие их в систему социальных статусов и ролей.

Функции социальных институтов: социализация и интеграция новых поколений в общество; социальный контроль за деятельностью и направленностью поведения всех членов общества. Социальными институтами являются: семья, школа, армия, церковь, собственность. Выделение социальных институтов тесно связано с рассмотрением общества как системы, имеющей свои потребности. Г.Спенсер полагал, что общество нуждается в активной обороне (армия), производстве средств поддержания существования (сельское хозяйство, фабрики, заводы), в обмене (торговля) и координации этих видов деятельности (государство).Социолог Дж. Ленски выделил шесть основных потребностей, вокруг которых и группируются социальные институты.

 

Потребность Институты
1) потребность в коммуникации между членами общества, которая обеспечивается также единым литературным языком - средства массовой информации (печать, радио, телевидение, Интернет) -средства массовой коммуникации (телеграфная связь, почта, телефон) -прочие институты (издательства, выпускающие научные книги)
2) потребность в производстве товаров и услуг -производство
3)потребность в распределении товаров и услуг -торговля
4) потребность в защите членов общества от физических, биологических опасностей -армия -специальные организации, обеспечивающие безопасность граждан (МЧС)
5) потребность в поддержании численности населения и воспроизводстве новых членов взамен выбывающих из социальной жизни -семья -система образования
6) контроль за поведением и деятельностью членов общества (урегулирование конфликтов, создание благоприятных условий для общественно-полезной деятельности) - политические институты милиция - прокуратура - судебная система    

 

Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанная узами супружества и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Семья является одновременно и социальным институтом и малой группой.

Семья как малая группа – малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединяются общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении друг с другом, что является основой возникновения, как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Играет огромную роль в воспитании и становлении личности, её социализации, является проводником тех ценностей и норм поведения, которые приняты в обществе.

Семья как социальный институт удовлетворяет важную потребность людей в воспроизводстве рода.

Типы семей:

· моногамия – брак одного мужчины и одной женщины;

· полигамияа) полигиниябрак одного мужчины с несколькими женщинами;

                                   б) полиандрия – брак одной женщины с несколькими

           мужчинами;

  • патрилинеальная семья – наследование фамилии и социального положения ведется по отцу, матрилинеальные – по матери;
  • патриархальная семьяглава семьи – отец, матриархальная – мать;
  • гомогенная семьясупруги являются выходцами из одного социального слоя, гетерогенная – из разных социальных слоев;
  • нуклеарная семьясовременная семья, состоящая из матери, отца и детей;
  • традиционная (патриархальная семья) – глава семьи – старший в роду. Совместно проживают несколько поколений, строгое распределение обязанностей между членами семьи, женщина является домохозяйкой.
  • Современная (демократическая) семья – совместное решение вопросов, совместно проживает только одно поколение, женщина наряду с домашним хозяйством и воспитанием детей занимается карьерой, нет четкого разграничения обязанностей между членами семьи.

Брак – юридически оформленный добровольный и свободный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов.

Условия вступления в брак: позитивные –

  1. Взаимное добровольное согласие вступающих в брак.
  2. Достижение брачного возраста (18 лет). При наличии уважительных причин по просьбе брачующихся брачный возраст может быть снижен до 16 лет.

Негативные условия вступления в брак:

  1. Состояние в другом зарегистрированном браке хотя бы одного из лиц, вступающих в брак.
  2. Наличие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Близкими родственниками признаются: родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, бабушка, дедушка и внуки), а также родные братья и сестры, причем родство может быть полным, так и неполным (когда сестра и брат имеют только общую мать или отца).
  3. Наличие отношений усыновления или удочерения между лицами, желающими вступить в брак.
  4. Признание судом недееспособности хотя бы одного из брачующихся вследствие психического расстройства.

Основания, при которых брак признается недействительным:

  1. Несоблюдение лицами, вступившими в брак, установленных законом условий его заключения.
  2. Сокрытие лицом, вступающим в брак, наличия венерического заболевания или ВИЧ – инфекции.
  3. Заключение фиктивного брака т, е. такого брака, в который супруги или один из них вступили без намерения создать семью.

Брак признается недействительным со дня его заключения.

Права и обязанности супругов – возникают с момента государственной регистрации брака. Они разделяются на две группы.

Первую группу составляют личные неимущественные права и обязанности. Так, супруги имеют право избрать общую фамилию, фамилию одного из них, двойную фамилию, образовавшуюся путем присоединения фамилии жены к фамилии мужа. У супругов есть право оставаться при своей добрачной фамилии. Супруги совместно решают все вопросы ж





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.92.164.9 (0.017 с.)