Принцип саморегуляции: как научиться правильно хотеть 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип саморегуляции: как научиться правильно хотеть



Есть вещи в нашем организме, которые происходят как в сказке, по принципу Иванушки-дурачка, которому стоит только сказать, лежа на печи: «По щучьему велению, по моему хотению...», как все тут же получается само собой. Как говорится, сказка - ложь, да в ней намек. Обратите внимание на один нюанс: от Иванушки-дурачка все же требовалось одно действие, а именно — хотение. Иванушка не просто знал волшебное слово, он еще и умел... хотеть. А хотеть по-настоящему не так-то просто, это целое искусство. Здесь мало только иметь сильную волю. Хотеть по-настоящему — это значит хотеть не только сознательно, но и на уровне подсознания. При занятиях саморегуляцией, при управлении собственным организмом «силой мысли» старайтесь не слишком заботиться о результате, и тогда он сам собой придет. Иными словами, старайтесь не стараться. Если долго не получается, попробуйте представить себе результат, противоположный желаемому. В. Франкл (1990) проиллюстрировал этот принцип «парадоксального намерения» следующим образом: «Если желание заснуть делает засыпание невозможным, то желание не спать парадоксальным образом вызывает сон». Хотеть подобным образом - на сознательном и бессознательном уровнях — значит мобилизовать все внутренние резервы, настроиться, когда все внутренние части собственного «Я» хотят чего-либо единогласно, а не устраивают бесконечные парламентские споры «за» и «против». Хотеть - значит создать для себя установку, т. е. заложенную в подсознании программу действия, запрограммировать свой организм на достижение результата (помните у Кашпировского: «Даю установку...»). И тогда можно начать действовать без сомнений и колебаний, не задумываясь о результате. И там, где встретятся трудности на пути, где ум, сознание заблудится в лабиринте противоречий, подсознание найдет наилучший из возможных выход из тупика. Оно подскажет, что дальше делать, а обстоятельства как бы сами собой будут складываться в вашу пользу.

Иными словами, то, что происходит с человеком, действительно познавшим себя, сумевшим найти опору в своем подсознании, на практике изучившим собственную психологию и физиологию зачастую действительно представляется чудом. Чудеса же, как считают серьезные ученые (сошлемся на известного философа А.Г. Спиркина) тоже имеют и свою психологию, и свою физиологию. Физиология чуда — это освоение навыков психологической саморегуляции, открывающих сознательный доступ к подсознательным ресурсам, к интуитивной мудрости орга-низма. За счет подключения внутренних резервов и более полного использования тех потенциальных возможностей, которые заложены природой в человеческом организме, значительно повышается «коэффициент полезного действия» мозга и организма в целом (в обыденном состоянии, по оценкам разных авторов, не превышающий 5-10%), а также эффективность взаимодействия с внешней средой. Так происходят «чудеса», когда человек вдруг исцеляется от неизлечимой болезни, сбрасывает десятки килограммов лишнего веса, раз и навсегда избавляется от вредных привычек. И так происходят «чудеса», когда человек ходит босиком по горящим углям, нежится на мягком ложе из гвоздей или битого стекла, и еще многое другое, поражающее воображение.

Так вообще происходит всегда, когда человек добивается чего-либо в жизни, совершает что-либо, преодолевая трудности. В общем, стоит только захотеть по-настоящему — и все получится.

Надо только научиться хотеть по-настоящему.

Новая постановка старых вопросов «Что делать?» и «Кто виноват?», или «Вижу цель!»

Читатель, конечно, подумал: «Слышали мы эти сказки. По щучьему велению... и все такое прочее. Легко сказать: вы, мол, сами все это можете. Но как?» Действительно, как же вырваться из этого замкнутого круга, прокрустова ложа проблем? Что здесь зависит от нас самих, что подвластно нашим робким усилиям? Кто внутри нашего организма виноват во всех этих бедах? И что с ним делать? Примем для простоты, что внутренний мир человека складывается из трех частей: разум - эмоции - телесные ощущения (дух - душа - тело в европейской традиции или небо — человек — земля — в восточной. С этими тремя сферами психической жизни человека связаны три группы нервных центров, которые будут описаны в дальнейшем). При этом пресловутые эмоции, озаряющие нашу жизнь теплом и радостью либо, наоборот, делающие ее невыносимой, находятся как бы на стыке разума и тела (рис. 1).

Рис. 1. Три сферы бытия человека: физическая (3), эмоциональная (2) и ментальная (1)

Механизм развития психологической проблемы, поддерживающий ее в «хроническом» состоянии, может функционировать в последовательности (1) -> (2) -> (3). Это очень просто: негативные мысли (как на уровне сознания, так и подсознания) вызывают негативные эмоции. При развитии эмоций возникают связанные с ними внутренние ощущения. Эти ощущения в теле осознаются нами, напоминая (в сознании или бессознательно) о неприятных эмоциях, по ассоциации всплывают те же мысли... и круг замыкается.

 Где же мы можем вмешаться, чтобы разомкнуть порочный круг, где его слабое звено, за которое можно ухватиться, чтобы разорвать цепь, которая нас душит?

Как известно, сознание, перефразируя известную народную мудрость, пусто не бывает. И как в древней притче о кувшине, который может быть наполнен золотом, но может быть наполнен и навозом, так же точно и сознание может быть наполнено полезными, конструктивными мыслями, но может быть наполнено и мыслями деструктивными, саморазрушительными и тем самым служить источником проблем и наполнять наше существование отрицательными эмоциями. Но к счастью, упомянутые три части, заполняющие наш внутренний мир, живут как бы в разном ритме:

• мысли - наиболее скоротечный, мимолетный процесс;

• эмоции - процесс более инертный, медленнее затихающий;

• внутренние физиологические ощущения могут протекать наиболее длительно.

Многие из них сравнительно стабильны (дыхание, пульс, температура). И если мы хотим направить на них внимание, то они всегда под рукой и остаются вроде бы постоянными и в то же время слегка меняются - слегка, но вполне достаточно для наших целей, ровно настолько, чтобы приковывать внимание, удерживать его сколь угодно долго, очаровывая его своеобразной музыкой собственного организма. Их-то, эти ощущения, и можно использовать для того, чтобы загрузить внимание (и сознание) нейтральной информацией, вытесняя негативные мысли и эмоции. Это именно те спасительные поручни, на которые можно опереться, чтобы не поддаться минутной слабости, не впасть в отчаяние, в депрессию, чтобы избавиться от неприятных мыслей и нежелательных эмоций.

Вопреки распространенному представлению, эмоцию нельзя погасить одним лишь усилием воли; при этом гасится только внешнее ее проявление, «сама же эмоция, раз возникнув как субъективное состояние человека [подобным образом. — Прим. наше], не может быть устранена» (Анохин П.К., 1979). В полной мере это становится возможным при использовании навыков психологической саморегуляции. Когда человек захвачен какой-то негативной идеей, то с помощью этих навыков он может отделиться от нее, как бы расфокусировав внимание, одновременно наблюдая за течением мыслей и за другим, более медленным процессом, осознавая присутствующие в данный момент эмоции или телесные ощущения. И так же точно, когда человек находится во власти негативной эмоции, то, наблюдая за своими телесными ощущениями, он может отделиться от эмоции, диссоциироваться от нее. Тем самым достигается приостановка соответствующей физиологической реакции организма, вегетативного обеспечения эмоций. Отсутствие же вегетативного возбуждения может вызывать торможение, ослабление эмоций и даже в дальнейшем препятствовать их возникновению (Рейковский Я., 1979, с. 318). Можно сказать, что осознавание человеком телесных ощущений, вызванных эмоциями, равнозначно тому, что он находится в полном контакте со своими чувствами. Однако подобная возможность от природы присутствует в человеческом организме лишь потенциально; умение «отслеживать» эмоции не дается человеку от рождения, этому надо учиться.

Помните детскую загадку: «А и Б сидели...» Перед подобной загадкой мы находимся и сейчас. Давайте представим подобную ситуацию: оказались за пределами внимания омрачавшие настроение негативные мысли и удалились в сторону досаждавшие неприятные эмоции. Что же осталось? Остались связанные с ними телесные ощущения. А справиться с ощущениями уже гораздо проще. Каждый из нас, несомненно, имеет успешный опыт борьбы с назойливыми ощущениями. Вспомните, к примеру, ситуацию, когда вы проголодались, но обстоятельства не позволяли утолить голод немедленно. Опыт мужественного превозмогания чувства голода в виде сосущего ощущения «под ложечкой» - типичный пример успешной борьбы с внутренними ощущениями. Так же борется с сонливостью на лекции невыспавшийся студент, а курильщик, у которого кончились сигареты, - с желанием курить. И можно твердо заявить, что это тренируемый практический навык, так же, как и умение плавать, ездить на велосипеде, водить автомобиль. Практически каждый может этим пользоваться. Есть только одно существенное отличие умения справляться с негативными мыслями и эмоциями от перечисленных бытовых навыков.

Некоторые люди приходят к такому умению интуитивно. Другим нужно этому учиться. Учиться владеть собой. Учиться избегать вредных последствий стресса.





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.161.98.96 (0.009 с.)