ЛЕПКА на форме «Необыкновенные часы» 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛЕПКА на форме «Необыкновенные часы»



Задачи. Продолжать учить детей создавать в лепке модели функ­циональных предметов, передавая пластическими средствами свои представления об их внешнем виде и назначении (корпус, циферблат со стрелками, часовой механизм внутри, кнопка звонка на будильнике, маятник на настенных или напольных часах, ремешок на наручных и т. д.). Совершенствовать технику лепки на готовой форме. Воспитывать интерес к .познанию бытовой культуры и более точному отражению своих представлений и впечатлений в изобразительной деятельности.

Предварительная работа. Рассматривание разных часов (или их изображений), описание внешнего вида часов, определение времени по часам (до получаса).

Материалы, инструменты, оборудование. Разные виды часов или их изображения, пластилин, стеки, картонные коробки и упаковка для лепки на форме, пуговицы или бусины, набор цифр из кассы букв и слогов (для уточнения представлений о начертании цифр), пово­ротные диски или клеёнка, салфетки бумажные и матерчатые.

Содержание занятия. Воспитатель показывает несколько разных часов (или их изображения), предлагает сравнить их, уточняет пред­ставления детей об устройстве часов (корпус с часовым механизмом, Циферблат с делениями и стрелками), обращает внимание на элемен­ты оформления (разная форма корпуса и циферблата, декоративные элементы в виде кукушек, мелкой пластики — скульптур), особен­ности материала (камень, дерево, металл, пластик).

Затем педагог предлагает детям слепить из пластилина сказочные часы. Обсуждает, как оформить часы: слепить циферблат, цифры или

27*                                                                                             419


деления в виде кружков (чёрточек) и стрелки — большую и малень­кую. И конечно же сделать свои часы необыкновенными — сказоч­ными: например, слепить их в виде избушки на курьих ножках, или с маятником из еловых шишек, или превратить в сказочное существо (корпус будет туловищем дракона, медведя, слона, совы и т. д.).

Затем педагог просит детей придумать способы лепки циферблата и стрелок, подсказывает рациональные способ получения шести или двенадцати одинаковых делений:

— раскатать длинный-длинный столбик (валик) и разделить стекой —
сначала пополам, потом каждую половинку еще раз пополам и т. д.;

— вылепить опорные цифры (3, 6, 9, 12), закрепить их на цифер­
блате, а промежутках разместить кружки, столбики (чёрточки) или
пуговицы (бусины).

Воспитатель советует детям самим продумать приёмы оформления. Дети обсуждают свои замыслы и начинают лепить сказочные часы.

После занятия. Завершение оформления часов. Выставка поде­лок. Узнавание времени по часам (на занятиях по математике и в повседневной жизни).

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Занятие № 14

Задачи. Продолжать знакомить детей с часами, их разнообразием, с принципом работы песочных часов; развивать чувство времени. Формировать у детей понимание отношения части и целого. По­знакомить с составом числа 8 (из двух меньших чисел).

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный мате­риал: дидактические часы, картинки с изображением часов; песочные часы (желательно на 1 минуту); набор кружков (одна сторона одного цвета, другая — другого) — 8 штук; два набора цифр.

Раздаточный материал: альбомный лист бумаги; различные пред­меты двух видов или двух цветов — по 8 штук каждого вида или цвета (мелкие игрушки, фигурки и т. п.), цифры.

Содержание занятия. В верхней части доски перед детьми заранее выложен ряд чисел от 0 до 10, который постоянно находится на до­ске все последующие дни.

Воспитатель выясняет с детьми, какое сегодня число, какой день недели и выделяет его рамкой на календаре. Спрашивает детей, ка­кой день недели был вчера, будет завтра, какой сейчас месяц, какое время года. (В дальнейшем эта работа может быть перенесена на ежедневное утреннее время.)

420


На столе у воспитателя несколько экземпляров часов разной формы с разным видом циферблатов (наручные часы, будильник, на­стенные, с традиционным циферблатом и электронным табло и др.), песочные часы. Воспитатель спрашивает детей: «Что это такое?» Дети: «Часы». Воспитатель: «Чем они похожи и чем отличаются?» Важно, чтобы дети заметили, что на одних часах есть цифры и стрелки, на других (электронных) — только цифры, на песочных — ни цифр, ни стрелок. Спрашивает, умеет ли кто-нибудь из них определять время по часам, говорит, что теперь они будут учиться это делать.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает циферблат и стрелки. Педагог объясняет, как часы устроены: по кругу циферблата нанесены цифры от 1 до 12; маленькая стрелка указывает, сколько сейчас часов; а большая — сколько сейчас минут. Большая (минутная) стрелка про­ходит весь круг за 1 час. За это время маленькая (часовая) стрелка передвигается только от одной цифры до другой. Воспитатель обра­щает внимание детей на настоящие часы, висящие в группе на стене, и говорит, что сейчас часы показывают... (называет время).

Обращает внимание на то, что между цифрами еще есть черточки, просит посчитать интервалы (промежутки) между черточками. Их пять. Это минуты. Для большой стрелки расстояние от одной цифры до другой означает 5 минут.

Далее воспитатель показывает часы, на циферблате которых — арабские цифры, и другие — с римскими цифрами. Указывая на последние, говорит, что это тоже цифры. Только не те, которые нам хорошо знакомы. Их придумали древние римляне, поэтому они на­зываются римскими.

На глазах у детей воспитатель под рядом из чисел, изображенных арабскими цифрами начинает строить ряд из римских. Объясняет принцип образования римских чисел — сначала считать палочки: один — I — одна палочка, два — II — две палочки, три — III — три палочки. Затем под арабской цифрой 5 воспитатель ставит римскую цифру V и говорит: «Это пять. Римляне договорились, что будут ставить палочку слева, если число меньше пяти, и палочки справа, если число больше пяти». Под цифрой 4 воспитатель ставит рим­скую цифру V и спрашивает: «Четыре больше или меньше пяти? На сколько?» Дети: «Меньше. На один». Воспитатель: «Куда умный римлянин поставит палочки — слева или справа? Сколько палочек он поставит?» Дети: «Слева. Одну палочку». Воспитатель пишет палоч-ку. Под цифрой 6 воспитатель ставит римскую цифру V и уточняет У детей, на сколько число шесть больше пяти, с какой стороны и сколько нужно поставить палочек (справа, одну). Аналогичным об­разом, воспитатель знакомит детей с римским изображением чисел семь и восемь. Затем изображает римской цифрой число десять — X, предлагает детям догадаться, почему римляне писали его так. Дети присматриваются и замечают, что изображение этого числа состоит

421


из двух пятерок, соединенных уголками. Воспитатель предлагает детям подумать, как римляне изображали число девять. В результате выясняется, сколько палочек и с какой стороны нужно поставить. Далее по аналогии с предыдущим разбирается изображение чисел одиннадцать и двенадцать.

Воспитатель предлагает детям внимательно присмотреться к числам того и другого ряда. Сделав небольшую паузу, она убирает (или стирает) верхний ряд арабских цифр, перед детьми остаются только римские. Воспитатель называет то или иное число, а дети, поднимаясь со своих мест (можно парами), подходят к доске и по­казывают его.

Педагог говорит, что теперь они будут чаще обращаться к часам, учиться определять по ним время.

Воспитатель показывает детям песочные часы и говорит: «Это песочные часы. Внутри песок. Вы тут видите стрелки? А цифры?» (Дети отвечают.) «А что вы видите?» Дети: «Песок». Воспитатель: «Когда песок из верхней части пересыплется в нижнюю, пройдет одна минута. Есть песочные часы на три минуты, на пять, на десять и больше, в них больше песка. Но наши — на одну минуту. Как вы думаете, одна минута — это много или мало? Что можно успеть сделать за одну минуту?» (Дети предполагают все, что угодно.) Вос­питатель: «Давайте попробуем это почувствовать: будем рисовать в течение одной минуты, пока песок в наших часах пересыпается. А потом посмотрим, что мы успели нарисовать за одну минуту». Детям дается немного времени, чтобы они могли придумать, что они будут рисовать, и одновременно приготовить свое рабочее место: они берут лист бумаги и фломастеры. Воспитатель: «Когда вы будете готовы к работе, поднимите руки над головой, я переверну часы, а вы сразу же приступите к выполнению рисунка. Когда упадет по­следняя песчинка, вы закончите работу, независимо от того успели вы выполнить задуманное или нет». Воспитатель: «Готовы? — пере­ворачивает часы: — Работайте!»

Минута прошла. Все вместе выясняют, кто что успел сделать, по­чему не получилось. Например, задумал слишком много; смотрел, как сыпется песок; рисовал очень медленно; передумал — стал рисовать что-то другое; фломастеры упали на пол и др.

У воспитателя на доске расположено восемь кружков одного цвета (например, красного). Сбоку от кружков, повыше — цифра 8. Воспитатель просит детей пересчитать, сколько кружков. Дети пере­считывают. Воспитатель: «Тут стоит правильная цифра?» Дети: «Да». Переворачивает один кружок (крайний справа), спрашивает: «Сколько красных кружков и сколько синих?» Дети отвечают: «Семь красных

422


и один синий». Воспитатель обводит круговым жестом всю группу: «А вместе?» Дети: «Восемь». Воспитатель под цифрой 8 выставляет первый вариант состава числа 8: 7 и 1 (союз «и» можно писать мелом на доске или заранее заготовить семь карточек с буквой «и»).

Затем переворачивает второй справа кружок и просит детей ска­зать, сколько красных. Дети отвечают: «Шесть». Воспитатель ставит цифру 6 под цифрой 7. «А сколько синих?» Дети: «Два». Воспитатель ставит цифру 2 и говорит: «Шесть и два, а вместе?» Дети хором: «Восемь».

Аналогично демонстрируются остальные пять вариантов состава числа восемь: 5 и 3, 4 и 4, 2 и 6, 3 и 5, 1 и 7. Каждый раз при опре­делении состава числа воспитатель использует круговой жест, как бы соединяя обе части числа, а дети называют результат — «восемь».

У детей на столах лежат различные предметы двух видов — по восемь штук каждого вида (мелкие игрушки, фигурки и т. п.). Воспи­татель предлагает детям выложить любой из вариантов состава числа 8, при этом она обращает их внимание на подсказку из выложенных на доске цифрами вариантов состава этого числа.

Воспитатель называет один из вариантов состава числа 8 и про­сит детей, имеющих такой же вариант, встать, а их соседей — по­смотреть, правильно ли. Подобным образом воспитатель проверяет 3—4 варианта состава числа 8.

В конце занятия организуется игра «Эхо». Воспитатель говорит де­тям: «Мы в горах. Я кричу вам слово, а горы отвечают». Воспитатель громко и протяжно произносит слово «понедельник». Дети, как «эхо», повторяют это слово. Воспитатель: «Теперь я буду «эхо»». Какой сле­дующий день недели?» Дети громко и протяжно произносят: «Вторник». Воспитатель громко и протяжно: «Вторник», — вторит им. Дети: «Сре­да». Воспитатель: «Среда». И так далее до «воскресенья». Если после названного «воскресенья» со стороны детей наступила пауза, «эхо» — воспитатель — спрашивает: «Какой день идет за воскресеньем?» Дети: «Понедельник». Игра продолжается и повторяется еще два-три раза.

Если дети ошибаются в последовательности называния дней недели, то «эхо»-воспитатель отвечает «правильным» днем недели. Например, дети — «вторник», воспитатель — «вторник», дети — «четверг», воспитатель — «среда».

КОНСТРУИРОВАНИЕ из бумаги «Коробка превращается...»

Задачи. Закрепить умение детей делать выкройки-«развёртки» куба и бруска (параллелепипеда), создавать на их основе и путём их комбинации разнообразные поделки. Развивать образное мышление, фантазию, умение добиваться результата.

423


 

424


Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги квадратной формы разного размера и цвета, цветная бумага для оформления поделок, клей, ножницы.

Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям, что они научились мастерить поделки, основой которых являются коробочки в форме куба или бруска. Просит детей вспомнить, как делаются такие коробочки, добиваясь словесного описания всех поэтапных действий (если дети плохо помнят эту последовательность, можно вывесить технологические карты со схемами изготовления коробок). Затем педагог спрашивает детей, можно ли смастерить игрушку или какой-то предмет, комбинируя две разных коробки? Прикладывает коробки друг к другу в разных вариантах и просит детей сказать, на что похожа эта комбинация.


Далее воспитатель предлагает детям задумать поделку из комби­нации двух коробок одинаковой или разной форм — по их желанию. Она быстро обходит детей и просит каждого сказать свою задумку ей на ухо: это нужно для того, чтобы увидеть, ориентируется ли ребенок на свои возможности в задуманном, может ли сам воплотить замысел в результат и в какой степени ему необходима помощь взрослого. Эти наблюдения помогут понять, формируются ли у ребенка (и в какой степени) умение создавать замысел и планировать его воплощение. Дети выбирают необходимые им материалы и инструменты и приступают к изготовлению поделок. Педагог оказывает помощь по мере необходимости. Готовые поделки рассматриваются. Воспитатель интересуется, кому из детей какая поделка нравится больше дру­гих и почему, затем говорит свое мнение, обосновывая его. Важно учить детей не только отмечать явные преимущества той или иной работы, но и находить что-то оригинальное, необычное в не очень удачных поделках. Дети могут использовать готовые поделки по своему усмотрению.


 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДОСУГ

по сказке-балету «Щелкунчик» (2)

«Мыши», «Битва», «Превращение Щелкунчика. Мари и Принц»

Педагог говорит детям:

— Сегодня вы услышите продолжение сказки о Щелкунчике.
...Вот и закончился веселый новогодний праздник. Гости поблаго­
дарили хозяев за прекрасный вечер и разошлись по домам.

Гостиная пуста. Ночь. Дом спит. Вдруг скрипнула дверь. Это Мари тайком прокралась в комнату. Девочке до слез жалко больного Щелкунчика, и перед сном ей захотелось еще раз его приласкать. «Милый, хороший Щелкунчик, как больно было тебе!» — сказала она. Девочке показалось, что Щелкунчик благодарно улыбнулся ей в ответ.

Часы пробили полночь. Мари с ужасом увидела, что на часах вместо совы сидит Дроссельмейер. Она хотела убежать, но от страха ноги у нее как будто приросли к полу. Вокруг стали происходить странные вещи: елка с игрушками начала расти и постепенно стала огромной, игрушки ожили. «Отовсюду послышалось странное хихи­ канье и писк, и за стеной пошли беготня и топот, будто от тысячи крошечных лапок, и тысячи крошечных огоньков глянули сквозь щели в полу. Но это были не огоньки, нет, а маленькие блестящие глазки, и Мари увидела, что отовсюду выглядывают и выбираются из-под пола мыши. Вскоре по всей комнате пошло: топ-топ, хоп-хоп! Все ярче све­тились глаза мышей, все несметнее становились их полчища; наконец они выстроились в том же порядке, в каком Фриц обычно выстраивал своих солдат перед боем»1.

Грозной серой лавиной мышиная рать двигалась прямо к елке. Во главе ее шел сам мышиный король. Сейчас вы услышите музыку мышей. (В аудиозаписи звучит фрагмент «Мыши».)

Педагог спрашивает детей, какая эта музыка, каких мышей они представили себе, слушая ее. Выслушивает ответы детей и гово­рит:

— Правильно, ребята, музыка мрачная, звучит напряженно и
зловеще. Кажется, будто скребут сотни коготков; звуки шипящие,
шуршащие... Мыши заполнили всю комнату. Часовой поднял по
тревоге игрушечное войско: строилась пряничная гвардия, выступали
полки оловянных солдатиков, готовились к бою гусары. А командо­
вал всем игрушечным войском Щелкунчик: «Трубачи, трубите сбор!
Барабанщик, бей общее наступление!»

Битва началась.

Гофман Э. Т. А. Щелкунчик и мышиный король. Перевод И. Татариновой // литературные сказки зарубежных писателей. — М. Детская литература, 1982. С. 68.

425


В музыке битвы можно услышать трубные сигналы, барабанную дробь, воинственные возгласы, топот бегущих ног. Музыка напря­женная и взволнованная. (Дети слушают в аудиозаписи фрагмент «Битва».)

Ах, как храбро сражалась армия Щелкунчика! Сам Щелкунчик, раненый и больной, тоже проявлял чудеса героизма! Но мышиный король вводил в бой все новые и новые силы. Разбита пряничная гвардия, в беспорядке отступила артиллерия, неприятельское войско окружило Щелкунчика со всех сторон. Вот уже мышиный король с победным писком подскочил к Щелкунчику, еще миг...

И тут Мари словно очнулась. «О, мой бедный Щелкунчик! вос­кликнула она, рыдая, и, не отдавая себе отчета в том, что делает, сняла с левой ноги туфельку и изо всех сил швырнула ею в самую гущу мышей, прямо в их короля»1.

В тот же миг все исчезло: пропали мыши, опустела комната. И только один Щелкунчик лежал на полу, неподвижный и безды­ханный. С плачем бросилась к нему Мари: «О, милый Щелкунчик! Ты не мог погибнуть! Ведь я так люблю тебя!»

И вдруг произошло чудо: Щелкунчик открыл глаза. Но что это?! Разве это Щелкунчик — маленький уродец? Прекрасный юноша, принц, протягивал руки своей спасительнице. Волшебная сила косну­лась и Мари, она выросла, она больше не ребенок. Молодая девушка оперлась на руку Принца, она готова следовать за ним повсюду.

Сейчас вы услышите музыку превращения Щелкунчика в ска­зочного Принца. (В аудиозаписи звучат фрагменты «Превращение Щелкунчика. Мари и Принц».)

Вам понравилась эта музыка? Что вы можете о ней сказать? («Нежная», «красивая», «добрая», «тягучая» и т. п.). Да, ребята, музы­ка сказочная, необычайной красоты. Она плавная, певучая и совсем не похожа на прерывистую музыку мышей и битвы.

Педагог завершает занятие обещанием продолжить знакомство детей с этой сказкой:

— В следующий раз я расскажу вам, что случилось дальше с Мари и Принцем.





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.250.158 (0.009 с.)