ЛЕПКА декоративная из пластилина или цветного соленого теста 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛЕПКА декоративная из пластилина или цветного соленого теста



«Весенний ковер» (плетение из жгутиков)

Задачи. Продолжать знакомить детей с видами народного декора­тивно-прикладного искусства (ковроделием). Учить лепить коврик из жгутиков, имитируя технику плетения.

Показать аналогии между способами создания образа в разных ви­дах изобразительной деятельности.

Развивать глазомер, мелкую моторику и синхронизировать движе­ния обеих рук.

Предварительная работа. Рассматривание ковриков и ковров.

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин или соленое тесто (на выбор), стеки, салфетки, квадраты или прямоугольники из цветного картона, которые будут использоваться на занятии как осно­ва композиции.

Содержание занятия. «Дети, как вы думаете, что такое ковер и для чего нужны ковры? (Ответы детей, что это веши, предметы бы­та, используемые для тепла, уюта и красоты.) Искусство создания этих изделий так и называется — ковроделие («ковро-делие» — «ко­вры делать»). Искусство ковроделия издавна известно как у нас в стране, так и во многих других странах. Из какого материала дела­ются ковры? Обычно из шерсти, часто из шелка. Если в стране раз­водят овец, — ковры делают из овечьей шерсти. Если разводят верб­людов, — из шерсти верблюдов. А если таких животных с густой хо-Рощей шерстью поблизости нет, люди делают ковры из волокон и стеблей растений, сухой травы. Обычно ковры красиво оформлены Разными узорами, по которым можно узнать, в какой стране они сде­ланы. Бывают маленькие коврики, на которых еле-еле помещаются Две ноги, а бывают огромные ковры, которыми можно застелить большой зал.

Мы с вами попробуем сплести весенние ковры. Мы будем делать °врики не из шерсти и даже не из бумаги, а из жгутиков пластилина.

595

Посмотрите, как мы будем выполнять свою работу. Сначала раска таем жгутики — пять—семь одного цвета и столько же другого. Затем подравняем жгутики по длине — выложим в ряд и отрежем лишние «хвостики» стекой, чтобы все-все наши «ниточки» были одинаковой длины. Количество «ниточек» можно разделить пополам на две «куч­ки» без счета, просто чередуя: одну сюда, другую туда. После этого возьмем картон подходящего цвета и начнем ткать: сначала выложим «ниточки» одного цвета, размещая их сверху вниз — вот так, на не­большом расстоянии друг от друга, а потом будем брать по одной «ни­точке» другого цвета и переплетать, чтобы было красиво. Когда ков­рик получится, его можно украсить узорами из цветов, ягод, бабочек, звездочек, снежинок».

Воспитатель советует часть жгутиков для плетения сделать из сине­го или голубого цвета, будто это ручейки, другую часть — из зеленого, будто это зеленеющий берег и белого — будто полоски не растаявшего снега. На пересечении этих ручейков-бережков можно разместить желтенькие цветы мать-и-мачехи — раскатать шарики желтого цвета, сплющить в лепешки (диски) и надрезать стекой по «берегу» (краю), будто это лепестки.

В конце занятия воспитатель предлагает детям полюбоваться весен­ними ковриками друг друга и выложить их в один большой весенний ковер, на который можно смотреть сверху, будто птицы или бабочки летают-порхают и смотрят на землю.

 


 



 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Урок дружбы»

Задачи. Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со взрослым и сверстниками, принимать участие в общем разговоре, а также рассуждать, аргументировать высказывания.

Учить детей пересказывать короткие тексты; подбирать точные эпитеты к заданному слову.

Развивать фонематический слух, речевое внимание, дикцию, инто­национную выразительность речи.

596

Материалы, инструменты, оборудование. Мяч. \

Содержание занятия. Воспитатель собирает детей вокруг себя, предлагает им послушать пословицу: «Дружба и братство дороже всякого богатства». Спрашивает их, как они понимают эту посло-

вицу-

— А эту пословицу вы как понимаете: «Друг познается в беде».

(Высказывания детей.)

— Были ли в вашей жизни такие случаи, когда друг познавался
в беде?

Педагог читает детям рассказ М. Пляцковского «Урок дружбы».

«Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды бабушка принесла Чи-ку пшено. Целый ящик. Но Чик ничего не сказал своему другу Чирику. Сам съел все пшено. Только десять зернышек упало на землю. Чирик нашел эти зернышки и пошел к Чику.

— Чик, я нашел десять зернышек. Давай разделим поровну.

— Не надо, — сказал Чик. — Ты нашел, ты и съешь.

— Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик.

Чику стало стыдно. Ведь он не дал Чирику ни одного зернышка. Взял Чик пять зернышек и сказал своему другу:

— Спасибо, Чирик, за зернышки и за урок».

Воспитатель обсуждает с детьми, какой урок дружбы получил воро­бей Чик.

Затем организует игру с мячом: «Встаньте в круг. Я буду бросать мяч, а вы называйте слова. Какие слова можно сказать о хорошем друге? Ка­кой он?» (Надежный, верный, мужественный, добрый, отзывчивый, честный, правдивый, внимательный, строгий и пр.)

— Подумайте, кто ваш самый надежный друг. Расскажите, какой
он.

— Какие еще пословицы о дружбе вы знаете? (Нет друга — ищи,
а нашел — береги. Птица сильна крыльями, а человек дружбой. Если
дети затрудняются с ответом, воспитатель называет пословицы сама
и обсуждает их с детьми.)

Воспитатель спрашивает у детей, кто хочет еще раз пересказать рас­сказ «Урок дружбы».

Далее проводится работа по звукопроизношению.

— Давайте произнесем вместе чистоговорку:

Сидел воробей на сосне,

Заснул — и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.1

Максаков A . M . Развитие правильной речи ребенка в семье. — М.: Педаго­гика, 1977. С. 109.

597

Дети медленно читают чистоговорку и идут по кругу. Чистоговор-ка читается еще три-четыре раза в разном темпе и с разной силой го­лоса.

Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру с мячом и объ­ясняет правила игры: «Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте словом, которое я выделила, слова „да" и „нет" не говорите». Напри­мер, воспитатель бросает ребенку мяч и спрашивает: Сидел воробей на сосне? (Сидел.) Сидел воробей на сосне? (Воробей.) Сидел воробей на сосне? (На сосне.) Заснул и свалился во сне? (Заснул и свалился.) И так далее. Игра продолжается по мере сохранения интереса детей. Роль ве­дущего выполняет сначала воспитатель, а потом дети.

598

АПРЕЛЬ. 27 НЕДЕЛЯ

 Планирование работы

Направленность педагогической работы. Дети будут знакомиться со свойствами разных камней, выделять их признаки, классифициро­вать по разным основаниям, учиться подбирать точные определения [для характеристики их особенностей. Узнают о многообразном ис­пользовании их человеком. Познакомятся с новым — модульным — видом изобразительной техники: создадут узорчатые камушки из пластилина и выложат из них простые картины, сделают мозаичную аппликацию. Будут учиться создавать художественные образы на ос­нове природных форм (камешков). Почувствуют себя «архитектора­ми», конструируя постройки по элементарному чертежу. Читая сказ­ку П. Бажова «Серебряное копытце», дети расширят свои представле­ния об уральских самоцветах, природе и людях этого края. На занятии по развитию математических представлений дети упраж­няются в прямом и обратном счете. Особое внимание будет уделено ориентировке на плоскости, формированию координации движений, развитию мелкой моторики, умения согласовывать свою деятель­ность с партнером.

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы

1 день

Утро Игры по инициативе детей Составление «коллекции» камней
Занятия 1. Природа. «Камни и их свойства» 2. Лепка модульная. «Разноцветные камешки и картины» 3. Физкультура № 27.1. Разучивание сохранения равнове­сия на одной ноге после остановки во время ходьбы. За­крепление навыка ползания по ограниченной поверхнос­ти в сочетании с упражнениями на координацию. Разви­тие гибкости (увеличение подвижности позвоночного столба — вращения с различной амплитудой в шейном, поясничном отделах; повороты и другие специальные уп­ражнения)
Прогулка Наблюдение на прогулке* Игры по инициативе детей Подвижная игра «Совушка»
После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
Вечер Игры по инициативе детей Дидактическая игра с камешками «Найди похожий»
2 день Утро Игры по инициативе детей

599

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
  Занятия 1. Познание окружающего мира. «Зачем человеку камни"" нужны» 2. Конструирование из строительного материала. «Строим по рисунку» 3. Музыка № 27.1. Слушание музыки: И. Морозов «Доктор Айболит» (муз. сказка для фортепиано и чтеца; фрагмент). Музыкальное движение: этюды «Ласточка прилетела», «Бабочка» (И. Морозов «Доктор Айболит»)
    Прогулка Наблюдение на прогулке* Игры по инициативе детей Подвижная игра «Кто лучше прыгнет»
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей Дидактическая игра с камешками «Узнай на ощупь»
3 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Математические представления № 27 2. Аппликация модульная (мозаика). «Дом мы строим из камней» 3. Физкультура № 27.2. Разучивание техники челночного бега. Совершенствование умения лазать по гимнастичес­кой стенке в сочетании с выполнением различных зада­ний. Развитие ловкости (осваивание элементов спортив­ных игр — баскетбола)
    Прогулка Наблюдение на прогулке* Игры по инициативе детей Подвижная игра «Кто лучше прыгнет»
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Дидактическая игра с камешками «Найди свой камень» Игры по инициативе детей
4 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Развитие речи. «Сами виноваты» 2. Рисование. «Превращения камешков» 3. Музыка № 27.2. Слушание музыки: С. Прокофьев «Та­ нец русских самоцветов» из балета «Сказ о каменном цветке». Музыкальное движение: творческое движение — С. Прокофьев «Танец русских самоцветов» (из балета «Сказ о каменном цветке»)                                             
    Прогулка Наблюдение на прогулке* Игры по инициативе детей Народная эскимосская игра «Жонглирование»                   
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Игры по инициативе детей Дидактическая игра с камешками «Что исчезло?»               

600

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
5 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Художественная литература. Сказка П. Бажова «Сереб­ряное копытце» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 27.3. Закрепление навыка метания правой и левой рукой на дальность. Закрепление умения сохранять равновесие на одной ноге после бега. Развитие быстроты (подвижные игры «Конь-огонь», «Машина», «Толкни и догони» и др.)
    Прогулка 'Наблюдение на прогулке* Игры по инициативе детей Подвижная игра «Чья команда быстрее» (передача предме­та из рук в руки, перенос кучки камней с места на место) Подвижная игра «Кто лучше прыгнет»
    После обеда Чтение по выбору педагога или желанию детей
    Вечер Работа с коллекцией камешков Игры по инициативе детей

* См. раздел «Природа».

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Знакомство детей с миром камней может иметь продолжение в играх, особенно если взрос­лый окажет поддержку. Камешки могут использоваться в качестве строи­тельного материала для обозначения игрового пространства (дорожки, клумбы для цветов, клетки в зоопарке и пр.). Разноцветные камешки раз­ной формы и величины могут быть «подарками» для друзей. Можно наде­лить камешки игровым значением, превратив их, например, в обитателей зоопарка. С помощью фломастеров можно изобразить на них мордочки животных или каких-либо других героев и включить в любимые сюжеты.

Педагог может поощрять и поддерживать инициативу детей в созда­нии разных построек: ангаров, гаражей для военной техники, бассейн­ов, стадионов, ипподромов, цирков, театров. Умения, полученные на занятиях по конструированию, не только обогащают предметно-игро­вую среду, но способствуют появлению новых сюжетов.

Жонглирование (Народная эскимосская игра)

В эту игру играют, как правило, девочки весной или летом. Игра Развивает ловкость и внимательность.

Одновременно играть могут два-три человека. Для игры каждому не­обходимо два округлых камешка величиной с куриное яйцо.

Намечается цель, до которой должны дойти участвующие в игре девочки, жонглируя камешками (только одной рукой). Финиш намечается в труднодоступном месте. Игра продолжается до тех пор, пока не будет достигнута цель или пока камешки не упадут. Тот, кто остался с камешками в руке — победитель.

601

ПРИРОДА

«Камни и их свойства»

Задачи. Познакомить детей с разнообразием камней, их свойства­ми, развивать навыки классификации.

Материалы, инструменты, оборудование. Ящик ощущений или волшебный мешочек, разнообразные природные камешки (включая морские, два достаточно крупных кремня и кусочек мела), лупы, ми­сочки с водой, кусочки пластилина, монетки.

Предварительная работа. Наблюдения на прогулках, сбор камеш­ков и оформление коллекций.

Наблюдения на неделю (материал распределяет по дням сам воспи­татель).

Наблюдения на прогулке (проводятся в районах, где уже нет снежно­го покрова или же там, где есть крупные камни, не покрытые снегом).

Воспитатель спрашивает детей, можно ли найти камни на террито­рии детского сада, в ближайшем парке. Если есть возможность, дети посещают берег реки, озера, моря с целью найти как можно больше разных камней. Можно поиграть: по просьбе воспитателя дети ищут только круглые (большие, серые и т. п.) камни, находят самые большие (маленькие, самые неровные, самые гладкие и т. п.). Выигрывает тот, кто найдет наибольшее количество нужных объектов. Не выбрасывай­те находки, соберите небольшие камешки в пакеты и принесите в дет­ский сад, тщательно промойте и сложите в ящик: это будет материал для игр. На одной из прогулок воспитатель обращает внимание детей на различные постройки из камня.

Воспитатель просит родителей собрать камни для коллекции или принести их из дома, затем вместе с детьми оформляет коллекцию кам­ней. В коллекции должны быть не очень крупные камни (чтобы ребен­ку было удобно брать их в ладошку), без острых граней. Из природных камней рекомендуется иметь гранит, кремень, мрамор, мел, каменный уголь, известняк и камни, характерные для вашего региона. Для кол­лекции искусственных камешков подойдут: керамзит, кусочки кафеля, обработанное морем стекло, кусочки кирпича, асфальта, бетона. От­дельно можно создать коллекцию морской или речной гальки (такие камни трудно определить, поэтому можно им давать свои названия) и коллекцию декоративных, поделочных камней (она создается с по­мощью родителей, которые могут принести временно в группу остатки старых бус, небольшие изделия из камня и т. п.).

Сначала воспитатель предлагает детям разделить камешки по груп­пам, например, по степени схожести, величине, цвету и т. п. Коллек­ции оформляются следующим образом. Берется коробка из-под кон­фет. В каждую ячейку помещается камушек, на него наклеивается но-

602

мер. Пронумерованный список с названиями камней можно прикле­ить к внутренней стороне крышки. Если вы не знаете точное название камня, предложите детям придумать свое, условное, исходя из тех или иных особенностей камня. В течение недели дети самостоятельно иг­рают с камешками в экспериментальном уголке или в уголке природы.

Содержание занятия. Занятие начинается с работы с ящиком ощу­щений.

1-й вариант. Воспитатель кладет в ящик ощущений (или в волшеб­ный мешочек) несколько предметов, среди которых один-два камня, и предлагает кому-нибудь из детей определить, что находится внутри ящика, и вынуть именно камни. Как ребенок определяет, что у него в руках камень, а не другой предмет? Какой камень на ощупь? (Глад­кий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплый, холодный, тя­желый, легкий и т. д.)

2-й вариант. В ящике ощущений лежат только камни. (Количество камней соответствует количеству детей.) Каждый ребенок вытаскивает один образец, предварительно рассказав о его особенностях, которые он определил на ощупь. Когда все камни окажутся на столе, дети срав­нивают их.

3-й вариант. Взрослый описывает камень, а ребенок на ощупь нахо­дит его среди других образцов, например: «Выбери, пожалуйста, круг­лый, гладкий, маленький камешек». В этом случае камни в ящике ощу­щений должны хорошо отличаться друг от друга по ряду признаков.

Воспитатель предлагает детям исследовать разные камешки и орга­низует опыты.

Дети внимательно их рассматривают, выясняют, какими бывают ка­мешки, находят самый большой и самый маленький (самый красивый и самый невыразительный).

Воспитатель просит дошкольников выложить камни в ряд — от са­мого большого к самому маленькому, от самого шершавого к самому гладкому и т. п.

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и на ощупь выбрать са­мый гладкий, самый круглый камешек, потом — самый неровный. Внимательно рассмотреть самый круглый морской камень. Он называ­ется галькой. Почему у него нет острых углов? А раньше были? Можно взять несколько камешков в ладошки и потрясти их. Чувствуется, как они стучат друг о друга. Округлые камешки — из моря. Вода двигает камни, ударяет их друг о друга; трутся они и о песок. Острые углы по­степенно исчезают, камешек становится округлым.

Дети рассматривают камешки через лупу. Что они видят (кристал­лики, трещины, узоры)?

Ребенок берет в одну руку камешек, в другую — кусочек пластили­на и сжимает обе ладошки. Сравнивает, что произошло с камешком, а что с пластилином, и объясняет почему. (Камешек твердый, тверже тастилина.) Пробует постучать комочком пластилина о камень и дву­мя камнями друг о друга. В чем разница?

603

Дети пробуют нацарапать что-нибудь на камешке монеткой или другим твердым предметом. Что получается? Можно посмотреть на ре­зультат через лупу.

Воспитатель предлагает подумать, что произойдет, если положить камешек в воду? (Каждый ребенок формулирует свое предположение.) Камешек утонет или будет плавать? Дети бросают камешек в воду и на­блюдают за происходящим. (На воде образуются круги.) Может ли ка­мешек плавать?

Ребенок опускает в миску еще несколько камешков, трогает их пря­мо в воде и вынимает. Воспитатель может положить в емкость большой камень и полить его водой. Что изменилось? Какого цвета мокрые ка­мешки по сравнению с сухими? Какие из них красивее?

Воспитатель рассказывает, что раньше у людей не было зажигалок и спичек, но зато был камень кремень. Показывает, как можно полу­чить огонь ударом двух кремешков друг о друга. Видна ли искра? Дети нюхают камни и определяют запах после удара. Твердый кремень или мягкий? Почему говорят «крепкий, как кремень»?

Может ли камень издавать звуки? Воспитатель предлагает постучать по очереди разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются?

Воспитатель предлагает выяснить, каким камешком лучше всего ри­совать на фанерке. Дети пробуют сделать это мелом, углем, кремнем, графитом. (То же самое можно сделать на асфальте во время прогулки.)

Воспитатель предлагает потрогать разные камни: они холодные или теплые? Зажать камешек в кулачке: стал ли он теплее? Подержать под лампой: что изменилось? (Камни нагреваются.)

В заключение воспитатель делает вывод: камни бывают разными, они отличаются по цвету, форме, величине. Есть камни шершавые, есть гладкие. Камни твердые, они тонут в воде (большинство из них), меняют свой цвет в воде, некоторыми из них можно рисовать.

После занятия. Воспитатель предоставляет детям возможности для самостоятельных игр, экспериментирования с камешками. Проводит игры, например «Камень, ножницы, бумага». Эту игру можно исполь­зовать в качестве разминки, паузы. Дети делятся на группы по два-три человека и договариваются, какими движениями они будут обозначать эти предметы. Например, открытые ладошки означают бумагу, сжатые кулачки — камень, два выпрямленных пальца (остальные сжаты в ку­лак) — ножницы. Взрослый говорит: «Камень, ножницы, бумага!» Ус­лышав последнее слово, участники игры при помощи рук изображают один из указанных предметов. Каждый из них доказывает, что его «предмет» победил. Так, ножницы режут бумагу, значит, они «сильнее», зато камень может затупить ножницы, а его, в свою очередь, можно за­вернуть в бумагу и т. п. Выигрывает тот, чей «предмет» может «побе­дить» все остальные.

Что исчезло. Воспитатель кладет на стол несколько камней, хорошо отличающихся друг от друга по внешнему виду. Дети запоминают, ка-

604

кие камешки лежат перед ними. Затем отворачиваются, а воспитатель убирает один камешек. Задача детей определить, какой именно камешек исчез, и описать его. Чем больше камней выкладывается, и чем меньше они различаются, тем сложнее задача. В эту игру можно играть и во время прогулок, нарисовав на земле квадраты, в каждый из кото­рых выкладывается один камешек.

Найди свой камень. Каждый ребенок выбирает наиболее понравив­шийся камень из коллекции (если эта игра проводится на улице, то сам его находит), внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает. Затем все камни складываются в одну кучку и перемешиваются. Задание: найти свой камешек.

 

ЛЕПКА модульная

«Разноцветные камешки и картины»

 

I Задачи. Познакомить детей со способом неполного смешивания пластилина разных цветов в одном комке для получения «мраморной» окраски; сориентировать на поиск гармоничных цветосочетаний.

Совершенствовать технику лепки округлых форм круговыми дви­жениями ладоней; инициировать поиск способов изменения формы шара для более точной передачи формы камней (сплющивания всей формы или только ее части, вытягивания, сдавливания и др.).

Предварительная работа. Знакомство с коллекцией камней. Рас­сматривание, ощупывание с закрытыми глазами и обследование кам­ней разных форм и размеров, с различной поверхностью (шерохова­той, зернистой, гладкой, округлой, вытянутой, заостренной).

Материалы, инструменты, оборудование. Камни разной формы и расцветки; наборы пластилина; лупа; контурные рисунки для выкла­дывания.

Перед занятием. Дети рассматривают через лупу камни разной фор­мы и размера, играют с ними, вместе со взрослым выкладывают на по­лу «каменные» рисунки. Это могут быть контурные или силуэтные изо­бражения осьминогов, морских звезд, рыбок и других существ, привле­кательных для детей.

Содержание занятия. Воспитатель может прочитать детям рассказ Г. Р. Лагздынь «Живой камушек».

«Берег моря сплошь покрыт мелкими камушками. Камушки круг­лые, плоские, продолговатые, овальные: серые, черные, с красными, зелеными, оранжевыми прожилками. Но больше всего серых, гладких, белесых от высохшей на них морской соли. Море без конца катает их, шлифует, полирует.

605

Я рассматриваю камушки, глажу и подкидываю на ладони, склады­ваю в кучки. Вдруг вижу: между камушков пробирается жучок. Жучок похож на божью коровку, только спинка песчаного цвета, со светлым мраморным рисунком. С камушка на камушек, ловко перебирая тре­мя парами лапок, карабкается жучок. Вот он соскользнул, перевер­нулся, полежал на своей мраморной тарелке, сложив на груди лапки, и снова побежал. Я попробовала его взять. И только прикоснулась, как замер жучок, лежит, словно мертвый, лапок не видно, все под се­бя подобрал.

Положила я жучка на ладонь, на красивую мраморную спинку, нож­ками вверх. Тихо лежит жучок, только усики вздрагивают. Наверно, волнуется?..

— Беги, жучок! Беги!

Снова с камушка на камушек куда-то по своим делам, пробирается жучок с полированной спинкой, так похожий на маленький, обкатан­ный морем камушек».

Воспитатель с таинственным видом достает из кармана необычной по форме и расцветке камень, внимательно рассматривает его, пово­рачивая, поглаживая, и описывает замеченное: «Мой камень похож на спящего котенка, здесь расширяется, а вот здесь слегка заострен; он гладкий и прохладный. Но больше всего мне нравится его расцветка — как изморозь на траве и земля видна». Показывает камень детям и со­общает, что сейчас попробует слепить из пластилина такую же красо­ту. Отщипывает небольшие кусочки пластилина двух-трех цветов (в случае с нашим примером пластилин белого, зеленого и серого цве­та), сминает их в один комок и смешивает их до получения «мрамор­ных разводов». Предлагает детям сравнить полученную расцветку с расцветкой камня. Затем начинает лепить, время от времени сверя­ясь с формой камня и сопровождая свои действия пояснениями: «Сначала раскатаю между ладонями шар, а потом буду уточнять фор­му. С этой стороны нужно дать сплющить, а здесь слегка вытянуть и заострить».

Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать с цветом пла­стилина в поисках оригинальных расцветок и красивых цветосочета-ний. Советует не брать много исходных цветов. Сначала лучше ограни­читься двумя-тремя, затем можно поэкспериментировать с тремя—пя­тью цветами. При этом педагог поддерживает стремление детей к созданию гармоничных, радующих глаз цветосочетаний.

Затем дети выбирают понравившиеся камни (природные или ис­кусственные) и лепят с натуры, стараясь подобрать цветовую гамму и по возможности точно передать форму. Взрослый напоминает детям не забывать обращаться к натуре.

Когда дети слепят достаточное количество камешков, педагог пред­лагает составить из них необычную пластилиновую картину как моза­ику или выложить пластилиновыми камешками большой контурный рисунок (см. рис.).

606

Объясняет, что техника мозаики (модульной лепки) напоминает конструирование из отдельных деталей. Эта техника позволяет очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одина­ковых элементов:

из бесформенных кусочков: отщипывают, отрывают или отрезают стекой небольшие кусочки и составляют из них какой-то очень «живой», зачастую спонтанный образ (куча мала, тучка, полянка);

из шариков: отрывают кусочки и раскатывают круговыми движе­ниями ладоней в небольшие шарики. От лепки из бесформенных кусочков отличается только тем, что модули имеют более правильную форму, что позволяет создавать более сложные образы (змея, гусеница,бусы).

Элементы мозаики (модули) можно объединить по-разному :

— соединить произвольно «на глаз» (гнездышко, кустик, прическа);

заполнить силуэт, вырезанный или выложенный длинными пластилиновыми
жгутиками; этот прием особенно интере­ен в рельефной лепке и позволяет пере­
дать фактуру (бугристость) или декоративность силуэтных изображений (рыбка, черепаха)

 

После занятия. Рисование на камнях, вырезание камешков из цветной, «мра­морной» и жатой бумаги на следующих занятиях по изодеятельности. Дальней­шее экспериментальное освоение цвета в пластилине — получение разных цвето­сочетаний «под мрамор». Использование способа цветового смешивания в лепке других образов.

 

 

 


 

 

 

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Зачем человеку камни нужны»

Задачи. Учить выделять особенности разных камней и описывать их, сравнивать камни с другими предметами.

Знакомить детей с разнообразием камней и тем, как их использует человек, а также со свойствами разных предметов и материалов (лег­кими и тяжелыми).

Предварительная работа. Составление «коллекции» разных кам­ней, подготовка выставки предметов, сделанных из камня (украшения, фигурки, вырезанные из камня, в вазочки, письменные приборы и т.п.)

607

 

Знакомство со свойствами камней на предыдущем занятии по озна­комлению с природой.

Материалы, инструменты, оборудование. «Коллекция» разных камней (известняк, мел, кремень, каменный уголь), предметы, сделан­ные из камня. Весы с двумя чашками.

Содержание занятия. Воспитатель рассматривает разные камни из созданной детьми «коллекции» и просит описать их: острые, зазубрен­ные, плоские, гладкие, шершавые, колкие, поблескивают, с крапинка­ми, ровного серого цвета, зернистые и др. Сравнить, на что похожи разные камни: круглый, как шарик; похож на нож и т. п.

Воспитатель читает детям стихотворение Е. Алексеевой:

Я иду по берегу,

Плещется волна,

А сквозь воду камушки

Мне видны со дна.

Вдруг блеснуло золото —

Это только миг.

Наклониться хочется

К каждому из них.

Разглядеть получше

Я их захочу,

Вытащу на сушу,

На солнце разложу.

Что случилось с ними?

Белый сероват,

Красный стал коричневым,

Камни не блестят.

Камушки волшебными

Кажутся в воде,

А сухие камушки

Не видны нигде.

Воспитатель спрашивает у детей, собирали ли они когда-нибудь красивые камушки на берегу реки или моря, видели ли камушки, кото­рые и сухими остаются красивыми, где они их видели. Рассматривает с детьми украшения и поделки, сделанные из разных камней (фигурки животных, брелки для ключей и т. п.). Желательно, чтобы среди кам­ней были уральские самоцветы: малахит, змеевик, родонит, яшма. Рас­сказывает, что в нашей стране есть место, где добывают много краси­вых камней, из которых сделаны эти поделки. Называется это место Урал. Уже очень-очень давно люди научились добывать камни из-под земли и обрабатывать их, делать из них разные красивые вещи; вазы, броши, кольца, подставки, ожерелья, подвески и т. п.

608

Затем воспитатель обсуждает с детьми, зачем еще нам нужны кам­ни. Вместе с ними выясняет, что из камней строят дома, мосты, выкла­дывают дороги. Булыжники использовались людьми до того, как они научились делать асфальт. Ими выложены улицы в старинных городах. Брусчатка — мостовая, сделанная из ровных, подогнанных друг к дру­гу камней, самая прочная. Так выложена Красная площадь, которая выдерживает много десятков лет не только прогулки людей, но и пара­ды тяжелой военной техники.

Конечно, дома делают из прочных и удобных в обработке камней, а отделывают более красивыми — мрамором, гранитом. Воспитатель спрашивает детей, как можно соединить, «склеить» камни между со­бой. Рассказывает, что цемент, которым соединяют камни и кирпичи, когда строят дома, делают из извести и глины. Измельчают камень-из­вестняк (тот, который пишет белым на асфальте), добавляют глину, во­ду, песок, подогревают, и получается цемент.

Камни долго нагреваются, но потом долго сохраняют тепло, поэто­му в бане используют каменку —- над печкой кладут камни, протапли­вают, а потом парятся, выплескивая на камни воду.

Камнями дети могут рисовать на асфальте, но один удивительный камень — графит — есть внутри каждого простого карандаша. Воспи­татель рассматривает с детьми небольшой кусочек грифеля, рассказы­вает, что этот камень такой мягкий, что оставляет след даже на бумаге. Некоторые цветные краски тоже делают из камней (охру, умбру). Рас­тирают цветные минералы мелко-мелко, делают из них пудру, а затем смешивают, например, с маслом и рисуют получившейся смесью.

Воспитатель спрашивает детей, можно ли из камня получить огонь. Рассказывает, что раньше, когда люди еще не придумали ни спичек, ни зажигалок, они использовали особый камень, который называется «кремень». Если сильно стукнуть двумя такими камнями друг о друга, то высекается искра. Затем воспитатель показывает детям кусочек угля и рассказывает, что есть еще один интересный камень, который может гореть и давать тепло. Называется он «каменный уголь» и добывается в шахтах из-под земли. И даже есть такой камень, который мы едим, — это каменная соль.

В заключение воспитатель вместе с детьми вспоминает, как люди используют разные камни.

После этого воспитатель читает детям стихотворение Марины Бо-родицкой про девочку по имени Галька.

Привели на море Гальку,

«Собирай, — сказали, — гальку!»

Галька гальки набрала —

Встать на ножки не смогла1.

Бородицкая М. Думай, думай, голова! — Ярославль: Акад. развития: Акад. Холдинг, 2004. С. 48.

609

Педагог уточняет у детей, как звали девочку, что она собирала на море, как называются гладкие морские камушки, обточенные морски­ми волнами, обсуждает с детьми, почему девочка не смогла подняться, собрав много гальки.

Воспитатель спрашивает детей, какие камни по весу: тяжелые или легкие. Предлагает детям попробовать сначала на глаз, а затем практи­чески в эксперименте сравнить, какие предметы могут весить столько же, сколько весит тот или иной камень. Дети подбирают предметы и взвешивают их на весах. На одну чашку весов кладут камень, на дру­гую — подобранные ими предметы приблизительно того же размера, что и камень (деревянные и пластмассовые кубики, маленькие мягкие игрушки, кусочки ткани и др.).

На занятии и в течение недели воспитатель обсуждает с детьми, как нужно поднимать и переносить вещи.

ПРАВИЛА ПОДЪЕМА И ПЕРЕНОСА ВЕЩЕЙ

1. Не следует поднимать слишком тяжелые предметы. Нельзя под­нимать друг друга.

2. В сумке носят предметы, которые не могут ее прорвать. В сумке з ткани можно носить более тяжелые вещи, чем в полиэтиленовой.

3. Тяжести можно перевозить в сумке на колесах, в чемодане с ко­лесиками, на тележке.

4. В рюкзаке вещи носят на длинные расстояния. К спинке рюкзака кладут мягкие вещи, чтобы на спину человека не давила тяжесть,
вниз рюкзака — тяжелые, наверх — легкие.

5. Хрупкие и бьющиеся предметы при переноске заворачивают в бумагу, ткань или используют специальную упаковку.

После занятия. На занятии по художественной литературе дети уз­нают о знаменитом уральском сказителе Павле Бажове, познакомятся с его сказкой «Серебряное копытце». Слепят узорчатые пластилино­вые камушки и составят из них мозаичные картины, «построят дом из камней» на занятии по аппликации. На прогулке воспитатель показы­вает, как можно складывать из камней упрощенную фигуру человека (два столбика — ноги, потом большой плоский камень — тело, а свер­ху шея и голова), и предлагает детям попро





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.87.33.97 (0.012 с.)