Материалы, инструменты, оборудование. Мяч. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалы, инструменты, оборудование. Мяч.



Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ Н. Калининой*** «Про снежный колобок»1:

«Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снеж­ный колобок. Нашел угольки — сделал глаза; нашел палочки — сделал нос и рот. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман.

Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика — лужа. Что такое?

Открыли дверку, посмотрели, а из кармана — кап-кап-кап — вода капает.

Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка.

Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.

А колобок где?»

Воспитатель спрашивает детей: «А вы как думаете, ребята, где коло­бок?» (Рассуждения детей.)

Предлагает еще раз послушать, как Алеша слепил колобка.

Затем предлагает послушать, что было потом, и спрашивает детей: «Как можно отразить это содержание в рисунке?» Выслушивает пред­ложения детей.

-------------

См.: Читаем детям / Под ред. Сахиповой 3. Г. — Л.: Просвещение, 1987.

389

Далее обсуждает с детьми: «Что же случилось, когда Алеша про­снулся после тихого часа?» Выслушивает высказывания детей и пред­лагает послушать, как об этом говорится в рассказе.

Затем воспитатель обращается к детям: «Кто хочет рассказать начало истории о снежном колобке? (Заслушать.) Кто расскажет, что было даль­ше? (Выслушать ребенка.) Теперь расскажите, чем все закончилось? Кто хочет рассказать историю с начала до конца? (Выслушать желающих.)

Далее организуется игра с мячом в кругу «Быстро отвечай». Воспи­татель говорит: «Я буду бросать мяч и задавать вопросы. Надо переки­нуть мяч назад и быстро ответить». Задаются вопросы:

— Как называется комок из снега? (Снежок.)

— Как называется звездочка из снега? (Снежинка.) Цветок, вырастающий из-под снега? (Подснежник.)

— Как назвать по-другому молодой лес, маленький лес? (Лесок.)

— Как назвать тропинку в лесу? (Лесная.)

— Как называется человек, который охраняет лес? (Лесник.)

— Как называется сказочный человечек — хозяин леса? (Лесовичок.)

— Как люди ласково называют зиму? (Зимушка.)

— Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

— Как называется теплая одежда, которую люди носят зимой?
(Зимняя.)

Педагог предлагает детям поиграть со словами:

— Я буду называть слово, а вы добавлять слог -ок. Посмотрим, что
получится. (Лес — лесок, нос — носок, голос — голосок, колос — коло­
сок.) Какой слог ударный в слове «лесок» (носок, голосок, колосок)?

Затем дети идут по кругу и читают скороговорку1:   

 

Белый снег,

Белый мел,

Белый заяц

Тоже бел.

(Е. Измайлов)

(Меняют темп речи и силу голоса.)

Педагог предлагает детям послушать слова «снежок», «лужок», «кружится» — в этих словах слышится звук... (ж). А в словах «за­стелил», «замерз», «изморозь» — слышится звук... (з). Послушайте, как звучит слово «снежок»: сне — жок. Сколько частей — слогов в этом слове? Один из слогов в слове произносится громче, доль­ше: шу — ба. Это ударный слог «шу». Мы его как будто ударяем, выделяем голосом. Шууу — ба. А какой ударный слог в слове «лу­жок»? «Снежок»?

 

1 Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. — М.: Педаго­гика, 1977. С. 78.

 

390

КОНСТРУИРОВАНИЕ из снега на участке1

«Поделки из снежных комков»

Задачи. Показать детям возможности использования снега для конструирован ия.

Учить детей создавать снежные скульптуры из круглых комков. Раз­вивать фантазию, воображение, творчество.

Закреплять представления о свойствах снега: он пушистый и искри­стый при сильном морозе, мягкий и липкий при небольшом морозце; облитая водой скульптура превращается в ледяную.

Содержание занятия. Занятие проводится на улице (если позволя­ют погодные условия) в свободной непринужденной обстановке. Перед занятием воспитатель спрашивает у детей: любят ли они лепить и из че­го? Знают ли, из какого материала делают свои работы настоящие скульпторы? (Из камня, дерева, глины, металла и пр.) Предлагает детям слепить небольшие скульптуры из снега на участке детского сада.

Выйдя на улицу, воспитатель предлагает детям определить: подхо­дит или нет сегодняшний снег для лепки? Чтобы убедиться, предлага­ет слепить из снега небольшие снежки. Обращаясь к имеющемуся опыту детей, спрашивает — а почему не всегда можно лепить из снега? В какую погоду снег мягкий и липкий? Интересуется: что дети любят лепить из снега? Чтобы они хотели слепить сегодня?

Предлагает сделать общую скульптуру всем вместе. Говорит, что де­лать скульптуры можно, например, из снежных комков. Спрашивает де­тей, приходилось ли им что-нибудь лепить из снежных комков? (Как правило, в опыте многих детей есть изготовление снежной бабы.) Выслу­шивая предложения детей по теме лепки, педагог выбирает наиболее ре­альные для коллективного изготовления. Важно учесть, что поделка должна быть составлена из многих комков разного размера, чтобы никто из детей не остался в стороне от общего дела. Это может быть гусеница, крокодил, неваляшка, заяц, ледяная избушка лисы или дом Мороза Ива­новича и пр. (см. рис.). Воспитатель распределяет между детьми: кто [ для какой части поделки катает комки. Следует обратить внимание детей на то, что если комок нужен для нижней части поделки — он должен быть большой, чтобы постройка была устойчивой. (Если детей в группе этот день много, можно одновременно делать несколько построек, разбившись на группы по желанию детей.) В процессе строительства педагог 5ращает внимание детей на то, что вертикальные постройки создаются по типу неваляшки — из нескольких комков разного размера, размещенныx друг на друге по убыванию величины, изменяются лишь мелкие де­тали: ушки, носики, хвостики и пр. Для горизонтальных же построек (змея, крокодил и др.) сначала на снегу рисуется контур, который за­тем заполняется снежными комками разной величины. Если дети вы-

Если позволяют природные и погодные условия

391

 

 

брали для постройки ледяную избушку или дом Мороза Ивановича, действия детей воспитатель может сопровождать словами стихотворе­ния Л. Кузьминой:

Ваня вылепил снежок,

Покатал в снегу комок,

Будет он катать пока

Нарастит снежок бока.

С каждым шагом шар толстеет,

Распухает, тяжелеет...

На подмогу звать пора —

Шар огромный, как гора.

Пригодится этот ком:

Будем строить крепость — дом,

 А из небольших шаров

 Слепим мы снеговиков!

Готовую снежную скульптуру можно раскрасить гуашью или полить окрашенной водой. В конце прогулки или вечером проверьте с детьми: стала ли скульптура ледяной.






После занятия. В течение нескольких следующих дней с желающи­ми детьми можно создавать на прогулках постройки другими способа­ми — из снежных кирпичей, предварительно утрамбовывая снег или из общей снежной глыбы, убирая лопаткой лишний снег (это наиболее трудный способ для детей пяти-шести лет).

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Путешествие на Север»

Задачи. Учить детей уважать культуры, отличные от их собствен­ной. Формировать первоначальные представления детей об образе жизни людей на Севере, о зависимости образа жизни людей от клима­тических условий.

392

Предварительная работа. Чтение сказки С. Топелиуса «Сампо-Ло-паренок».

Материалы, инструменты, оборудование. Иллюстрации с изобра­жениями пейзажей Севера в разное время года, традиционных домов и одежды жителей Севера.

Содержание занятия. Воспитатель читает детям отрывки из стихо­творения Ю. Кушака «Почтовая история». Во время чтения воспитатель может пояснять детям слова и выражения, которые окажутся им незна­комыми, например «как сообщает пресса», т. е. как пишут в газетах, «в берестяном» — сделанном из бересты, коры березы, «полярный лет­чик», летчик, который работает на Севере, за Полярным кругом и т. д.

Один полярный летчик

Письмо мне показал.

— Какой печальный почерк! —
Я с ужасом сказал. —

И грустные помарки,

И грустный-грустный слог,

И грустный — вместо марки —

Березовый листок!

Хоть верьте, хоть не верьте,

Но вот оно само —

В берестяном конверте

То самое письмо:

«Белые мишки,

Бедные мишки!

О вашем страшном горе

Узнали мы из книжки.

Как сообщает пресса,

Живете вы без леса,

Одни, на голой льдине,

Где вьюги и мороз,

Где меда нет в помине,

Ромашек и стрекоз!..

Мы шлем с приветным словом

Вам пять больших конфет

— На каждой нарисован
Семейный наш портрет.
А также шлем посылку:
Солому на подстилку,
Вязанку хвойных веток,
Валенки для деток

И напоследок —

Целую колоду Липового меду!

Ваши бурые родственники!»

— А что же дальше? — я спросил.

— А вот что, — летчик пробасил. —

393

Прошло три месяца с тех пор —

Пришло письмо в сосновый бор:

«Бурые мишки,

Добрые мишки,

Наши шоколадные

Сестренки и братишки!

Как видно на картинке —

У вас кругом ни льдинки...

Письмо мы пишем дома,

При звездах, у окна.

Спасибо за солому —

Она была вкусна.

И валенки, и валенки

Без дела не лежат —

Мы сделали в них спаленки

Для наших медвежат.

А липкий мед — ну так хорош!

Им что ни склей — не оторвешь.

И мы вот этим клеем

Сейчас письмо заклеим.

Мы высылаем пять мешков

Сосулек свежих и снежков,

Коньки, моржовые клыки...

Мороженую рыбу,

Мороженого — глыбу,

И целую бочку

Рыбьего жира!

Ваши белые родственники».

— С тех пор, — сказал мне летчик, —

И в дождик, и в мороз

Мешков, посылок, бочек

Я много перевез!..

Воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им история про белых и бурых медведей, придуманная автором. Воспитатель обсужда­ет с детьми, почему белым медведям не нужна была солома на подстил­ку, пробовали ли когда-нибудь белые медведи мед и т. д.

Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации с изображением северных пейзажей, обсуждает с детьми, что еще могли бы отправить друг другу бурые и белые медведи.

Воспитатель спрашивает у детей, что они знают о жизни на Севере, тепло там или холодно. Воспитатель рассказывает детям, что на Севе­ре зимой бывает очень холодно, и зима длится очень долго — семь ме­сяцев (с октября по апрель). А лето на Севере очень короткое и не жар­кое. Летом там очень много комаров и мошки, которая забивается по­всюду и кусает. От мошек можно спастись, надев специальный защитный костюм. Воспитатель спрашивает у детей, пробовали ли они когда-нибудь бруснику, клюкву, морошку. Рассказывает, что летом на Севере растет много морошки, клюквы, брусники.

На Севере зимой — полярная ночь, а летом — полярный день. Это значит, что зимой во время полярной ночи солнце несколько месяцев

394

не показывается на небе, и даже днем там темно; а летом, наоборот, солнце не заходит совсем, и ночью светло, как днем.

Воспитатель рассказывает, что издавна люди, живущие на Севере, пасли стада оленей и охотились на тюленей, моржей и китов. Олень — это самое красивое, что есть на севере. Он питается оленьим мхом яге­лем и ягодами. Стада оленей переходят (кочуют) с места на место в по­исках пищи, многие народы, которые живут на Севере, переезжают вслед за стадами оленей, ведут кочевой образ жизни. Поэтому чум — традиционный дом народов Севера — легко собрать и разобрать, поло­жить на нарты (узкие легкие сани) и увезти с собой.

Чум строится из шестов (тонких стволов деревьев) и покрывается сверху сначала брезентом, а затем дерном (кусками земли с травой) или шкурами. В середине чума — очаг, где готовят пищу, по краям — спаль­ные места, есть низкий стол и иногда шкафчик, где хранится посуда. Мелкие вещи хранят в карманах, пришитых изнутри чума. Воспита­тель показывает детям, как собирается чум — соединяет между собой несколько карандашей и накрывает их сверху куском ткани.

Люди, живущие на Севере, научились строить дома даже из снега, называются такие дома — иглу. Воспитатель обсуждает с детьми, будет ли холодно людям в таком доме. Вспоминает с ними, что они узнали о воздухе, который не пропускает тепло. Делает с детьми вывод, что в доме, построенном из снега, не холодно, потому что людей согревает воздух, находящийся между снежинками.

Олени дают северным народам пищу, одежду, из их рогов делают пу­говицы, игрушки, вытачивают детали, необходимые для жизни в чуме. Северные народы носят одежду, сшитую из меха животных, украшен­ную разноцветными узорами (орнаментами) из бисера, ниток, кусоч­ков кожи. Детские игрушки делают из дерева, кости, веточек (напри­мер, погремушка — сосновая веточка со снятой корой, на конце кото­рой осталась кисточка хвои). Любимые детские игры — в оленей, рыб и птиц.

Воспитатель обсуждает с детьми, как нужно вести себя на улице зи­мой.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА МОРОЗЕ

1. На холоде лучше надевать несколько слоев одежды.

2. Если мороз больше двадцати градусов, нужно смазывать лицо и открытые части тела от обморожения.

3. Нельзя дотрагиваться до холодного железа языком или мокрой Рукой: кожа прилипнет.

4. Если на морозе быть без варежек: кожа потрескается и образуют­ся цыпки.

5. На морозе опасно громко кричать, есть мороженое: можно охла­дить горло и простудиться.

После занятия. На занятии по лепке дети делают коллективную ра­боту «Упряжка оленей», на занятии по аппликации создают панно

395

«Где-то на белом свете, там, где всегда мороз». На прогулке дети могут попробовать построить вместе с воспитателем небольшой снежный дом — иглу. Для этого нужно вырезать из плотного снега кубы и сло­жить их от окружности круга (диаметром приблизительно два метра), постепенно придвигая к центру. Строители находятся внутри строяще­гося дома, снаружи им помогают, особенно при кладке последних бло­ков. В заключение вырезается дверь.

ЛЕПКА коллективная

«Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним...» («Упряжка оленей»)

Задачи. Познакомить с новыми скульптурными приемами лепки, показать возможность дополнения образа разными материалами (рога из веточек).

Продолжать учить передавать движение и придавать поделке устой­чивость (использовать трубочки или зубочистки в качестве каркаса для тонких ног копытных животных).

Учить детей создавать из отдельных лепных фигурок красивую сю­жетную композицию.

Воспитывать интерес к сотрудничеству в коллективной работе.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, фотогра­фий, альбомов, знакомящих с жизнью на Крайнем Севере. Подготов­ка основы для коллективной композиции.

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, стеки, тру­бочки или зубочистки, салфетки, веточки для оленьих рогов, ниточки или веревочки для изготовления упряжки.

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям фотографию или картину (репродукцию), скульптуру, изображающую упряжку оле­ней. Проводит краткую, но очень эмоциональную беседу о жизни на Крайнем Севере с опорой на занятие по ознакомлению с окружающим миром. Подчеркивает роль оленей, как первых помощников человека в крайне суровых условиях жизни. Обращает внимание на то, что и люди, и олени, и собаки, живущие среди вечных льдов и снегов, — очень друж­ные, всю работу делают вместе, потому что только так они могут выжить.

Предлагает детям создать скульптурную композицию «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним...». Показывает, как в этой ком­позиции олени будут везти легкие сани с людьми и грузом.

Дети рассматривают изображение оленя, описывают его, чтобы пере­дать характерные особенности: крупное туловище, тонкие ноги, ветвис­тые рога, — и сами определяют способ лепки оленя. Воспитатель подска­зывает, что в тонкие ноги для устойчивости фигурки можно поместить зу-

396

бочистки (спички) или просто сделать ноги из трубочек для коктейля. А ветвистые рога можно смоделировать из пластилина (вытягивая и при­щипывая ветвистые выросты) или смастерить из маленьких веточек.

После занятия. На следующем занятии дети создают аппликацию «Где-то на белом свете...». Из нее и вылепленных упряжек составляют диараму «Мы поедем, мы помчимся...»

 





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 23.20.20.52 (0.016 с.)