Русская народная сказка «Сивка-бурка» 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская народная сказка «Сивка-бурка»



Задачи. Создавать условия для эмоционального восприятия и запо­минания образного содержания сказки, показать особенности образ­ного языка русских народных сказок; дать детям представление о про­исхождении народных сказок, некоторых жанровых особенностях: оп­ределенный зачин и окончание, трехкратный повтор событий; учить воспроизводить последовательность событий в сказке.

Предварительная работа. Основная часть сказки читается заранее (До фразы «На третий день братья снова собираются ехать...»).

Содержание занятия. Дети приглашаются в «сказочную гостиную» (ею может быть большой диван в группе, ковер, уголок национального быта) к Сказочнице. (В Сказочницу превращается воспитатель, надев Некоторые элементы национальной одежды, например, кокошник или платок на плечи.)

137

«Сказочница» спрашивает детей: любят ли они сказки и какие? Зна­ют ли, откуда берутся сказки? Обобщает высказывания детей, поясняя, что многие сказки мы знаем с детства, их знали и наши мамы, и наши бабушки. Неизвестно, кто их придумал. Но каждый взрослый расска­зывает и читает их своим детям, а те, когда вырастут, — своим. И так передаются сказки из поколения в поколение, «из уст в уста», как рань­ше говорили. Называются такие сказки народными.

Предлагает детям вспомнить сказку, которую начали читать вчера. Беседует с детьми по содержанию сказки:

— Почему конь стал помогать Иванушке?

— Как вы думаете, почему коня звали Сивка-бурка? Это трудно,давайте послушаем слова из сказки: «Одна шерстинка серебряная,
а другая золотая», в старину светлых коней называли сивыми, а золо­тисто-коричневых — бурыми. Вот и получился Сивка-бурка.

— Какое заклинание надо было сказать, чтобы появился конь?

Разыгрывается эпизод из сказки, как Иванушка зовет Сивку-бур­ку. Выбирается пара детей — Иванушка и Сивка-бурка (используют­ся элементы костюма). Иванушка три раза свистит (в свисток) и го­ворит сказочные слова: «Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!» Сивка-бурка прибегает из другого по­мещения.

В это время воспитатель (вместе с детьми) выразительно произно­сит слова из сказки: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». Разыгрывание повторяется несколь­ко раз с желающими детьми.

—   А хотите узнать, чем закончилась сказка? (Чтение* окончания сказки.)

Последующая беседа:

— Понравилась ли вам сказка?

— Как она называется?

— С чего начиналась сказка? (Педагог напоминает детям зачин — первую фразу сказки «Жил-был...»)

— Кто был в этой сказке? (По мере называния педагог выкладывает карточки-символы со схематическим изображением старшего брата,среднего брата, Иванушки, Сивки-бурки, царевны. Названные детьми другие персонажи обозначаются произвольными фигурками — кружка­ми, треугольниками, прямоугольниками и др.)

Далее выкладываются в ряд карточки с изображением трех братьев и детям задается вопрос:

—   Что решил сделать старик, чтобы поймать вора, который «пова­дился пшеницу мять да топтать»? (Воспроизведение содержания этой части сказки с обращением к карточкам с изображением героев каждой ночи.) На первую ночь что произошло? А на вторую? На третью?

Далее выкладывается карточка-символ Сивки-бурки. (Если дети легко справляются с пересказом, то воспитатель может предложить им аналогичным образом рассказать о поездках братьев к терему Елены Прекрасной.)

138

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в русских народ­ных сказках все важные события повторяются три раза:

        Сколько у отца было сыновей? Сколько ночей подряд они ходи­
ли в поле? Сколько раз нужно было свистнуть, чтобы вызвать Сивку-
бурку? Сколько раз Иванушка ездил ко дворцу Елены Прекрасной?

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какими словами начина­лась и заканчивалась сказка?

— Да, очень многие сказки начинаются словами «Жили-были...», а заканчиваются: «Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

 

139

 

ОКТЯБРЬ. 7 НЕДЕЛЯ

Планирование работы

Направленность педагогической работы. Эта неделя посвящена рас­ширению представлений детей об осенних изменениях в природе, о ха­рактерных признаках каждого периода осени, цикличности изменений в природе, о взаимосвязях живых организмов со средой обитания. В ходе исследовательской деятельности (экспериментирования) дети познако­мятся со свойствами разных материалов, будут учиться обобщать резуль­таты сделанных ими наблюдений. На занятиях по художественной лите­ратуре и развитию речи продолжится работа по обогащению словаря де­тей образными словами и выражениями, они познакомятся с явлением многозначности (на примере слова золотой). Продуктивная деятельность детей будет направлена на формирование умений видеть образ и переда­вать его разными способами, приемами и средствами (рисование с нату­ры, печатание, оформление витража, рельефная лепка, создание поделок и композиций из природного материала). Дети будут учиться различать количественный и порядковый счет; ориентироваться в пространстве, определяя положение своего тела среди окружающих предметов.

 

 

День недели временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
1 день Утро Разные виды детских игр
    Занятия 1. Природа. «Как растения готовятся к зиме» 2. Рисование с натуры. «Краски осени. Осенние, листья» 3. Физкультура № 7.1. Разучивание броска мяча вверх и ловли его двумя руками. Закрепление навыка прыжка на месте ноги скрестно—ноги врозь. Развитие гибкости (комплекс ОРУ со скакалками)
    Прогулка Наблюдение в природе* Сбор природного материала для поделок Подвижная игра «Затейники» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение книги Т. Александровой «Кузька» (главы «В маленькой деревеньке» и «В большом лесу»)
    Вечер Игры по инициативе детей Подготовка с детьми пластины — основы для рельефных композиций (предварительная работа к занятию по лепке)
2 день Утро Организация условий для самодеятельных детских игр
    Занятия 1. Художественная литература. «Поэты и писатели об осени» 2. Декоративная рельефная лепка «Танцующие листья» 3. Музыка № 7.1. Слушание музыки: Я. Бетховен, «Весе­ло-грустно», «Песня осеннего дождя» (муз. Н. Сушевой, ел. В. Гудимова). Музыкальное движение: этюды «Весело-грустно» (Л. Бетховен), «Прогулка под осенним дождем» («Песня осеннего дождя», муз. Н. Сушевой, ел. В. Гуди­мова ), «После дождя» (венг. нар. мел.)                      ___

140

 

День недели Временные отрезки ДНЯ Содержание образовательной работы
  Прогулка Наблюдение в природе* Сбор природного материала для поделок Подвижная игра «Затейники» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение книги Т. Александровой «Кузька» (главы «Дождь в лесу» и «Берлога»)
    Вечер Игры по инициативе детей
3 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Развитие речи. «Золотая осень — золотой колос» 2. Аппликация. «Листочки на окошке» 3. Физкультура № 7.2. Разучивание броска мяча вверх и ловля его одной рукой. Закрепление навыка прыжка на месте: одна нога вперед, другая назад. Развитие ловко­сти — выполнение согласованных действий несколькими участниками (вдвоем, держась за руки, садиться, вставать, выполнять повороты, наклоны, прыжки и т. д.)
    Прогулка Наблюдение в природе* Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Кольцеброс» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение книги Т. Александровой «Кузька» (главы «Гости» и «Бездомный домовой»)
    Вечер Игры по инициативе детей Индивидуальная работа с детьми: составление описатель­ных рассказов по витражу «Листочки на окошке»
4 день Утро Разные виды детских игр
    Занятия 1. Математика № 7 2. Конструирование из природного материала. «Друзья — притворяшки» 3. Музыка № 7.2. Пение: Распевка Т. Попатенко «Дож­дик», «Песня осеннего дождя» (муз. Н. Сушевой, ел. В. Гудимова). Музыкальное движение: этюды «Весело-грустно» (Л. Бетховен «Весело-грустно»), «Прогулка под осенним дождем» («Песня осеннего дождя», муз. Н. Су­шевой, ел. В. Гудимова), танец «Полька» (А. Жилинский «Латышская народная полька»)
    Прогулка Наблюдение в природе* Сбор природного материала для поделок Подвижная игра «Ловишки» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение книги Т. Александровой «Кузька» (главы «Осен­ний праздник» и «Поганки на полянке»)
    Вечер Составление альбома «Что от дождика спасет?» из иллюс­траций журналов, каталогов (см. раздел «Познание окру­жающего мира») Игры по инициативе детей

141

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
5 день Утро Игры по инициативе детей
    Занятия 1. Познание окружающего мира. «Как от дождика спастись» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 7.3. Закрепление навыка броска мяча вверх и ловля его двумя руками и одной рукой. Совер­шенствование техники прыжков попеременно на правой и левой ноге. Развитие силы посредством подвижной игры («Бой петухов», «Прыгающие воробушки» и др.)
    Прогулка Наблюдение и труд в природе* Подвижные игры: «Затейники», «Найди себе пару» Игры по инициативе детей
    После обеда Чтение книги Т. Александровой «Кузька» (главы «Дом для плохого настроения», «Дом для хорошего настрое­ния», «Зима за день покажется»)
    Вечер Игры по инициативе детей Физкультурный досуг: ходьба по ориентирам, прыжки на двух, одной ноге; ОРУ с мячом; прокатывание мяча по различным поверхностям, под препятствиями; эстафета с мячами; подвижная игра «Подбрось повыше»; игра-аттракцион «Кто больше поднимет шаров (мячей)», игра малой подвижности «Антошка» и др.

* См. раздел «Природа».

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Игры по инициа­тиве детей предполагают разыгрывание таких сюжетов (из окружающей жизни, книг, мультфильмов и т. д.), которые для детей эмоционально значимы. Предполагается, что в таких играх дети должны сами приду­мывать сюжет, реализовывать свои замыслы, создавать игровые ситуа­ции с готовыми игрушками и пр. Однако это происходит не всегда и не сразу. Воспитатель в таких случаях может выступить в роли незримого помощника и незаметно влиять на детские игры через создание пред­метно-игровой среды. Так, материалы, пособия и игрушки, которые ис­пользовались на занятиях (макеты, поделки, рисунки и пр.), можно предоставить детям в свободное пользование. К этому можно добавить незнакомые детям предметы и игрушки в качестве ассоциативного ря­да, которые могут стать ключевым и способствовать обогащению содер­жания игры новыми действиями и событиями. Так, подставку для щет­ки и совка можно превратить в «бензозаправку», привязав к ее ножке веревку и поместив рядом с машинами. Это дает детям новую идею для игрового сюжета. Если под дуги из мягкого модуля поставить куклу с микрофоном, у детей возникнут ассоциации со сценой, театром, кон­цертом и пр. Мягкие модули, подушки и пуфы, пустые коробки также побуждают к неожиданным действиям. Таким путем осуществляется опосредованное влияние педагога на игровое творчество детей.

142

ПРИРОДА

«Как растения готовятся к зиме»

Задачи. Формировать первичные представления о признаках осе­ни, цикличности изменений в природе, учить наблюдать и обобщать результаты наблюдений: по изменениям погоды, внешнего вида расте­ний, устанавливать"взаимосвязи живой и неживой природы.

Материалы, инструменты, оборудование. Осенние листья разных деревьев и кустарников.

Предварительная работа. Наблюдения на прогулках за погодой и сезонными изменениями в жизни растений.

Наблюдения за погодой. Воспитатель регулярно обращает внимание детей на признаки осени: дни становятся короче, понижается темпера­тура, чаще идут затяжные холодные дожди, дует холодный ветер, а в се­верных регионах выпадает первый снег, солнце все меньше греет.

Наблюдения за растениями. Воспитатель регулярно отмечает с деть­ми, какие изменения происходят в жизни растений (в зависимости от региона эти признаки будут разными): растения перестают расти, ме­няется цвет листьев, продолжается листопад, на клумбах увядают цве­ты, люди укрывают цветники.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям назвать как мож­но больше признаков осени. Что изменилось по сравнению с началом осени? Просит подобрать к объекту природы, который он назовет, «осен­ние» определения. Небо какое? (Голубое или серое, чистое или облачное, хмурое.) Дождик какой? (Мелкий, моросящий или сильный, теплый или холодный.) Деревья какие? (Разноцветные, мокрые, голые.) Загадывает детям загадку: «Весной вырастают, осенью опадают». (Листья.)

Воспитатель обращает внимание ребят на то, что в это время года опадают листья многих деревьев, — происходит листопад. Дошкольни­ки высказывают свои предположения: почему листья опадают? (Об­суждаются любые предположения детей.) Педагог рассказывает, что деревья, кустарники зимой «спят», и из земли в листики не поступают пища и вода. Кроме того, если бы на листьях задерживался снег, могли бы обломиться ветки.

Дети выполняют задание: найти опавшие листья разного цвета, рас­смотреть их, отметить, как изменился их цвет, каким он был раньше и каким стал теперь. (В тундровых или степных регионах, где нет дере­вьев, ведутся наблюдения за изменениями травянистых растений, кус­тарников и кустарничков.)

Воспитатель организует игру «Узнай лист». Педагог выкладывает опавшие листья от разных деревьев и кустарников и предлагает выбрать листья определенного дерева (например, сначала листья клена, затем — березы); собрать только красные (только желтые) листья; ото-

143

брать листья только деревьев, только кустарников, выложить ряды от самого маленького к самому большому, от самого светлого к самому темному.

Педагог обращает внимание ребят, что листья с деревьев опадают каждый год. Куда же они деваются? Чтобы получить ответ на этот во­прос, дети собирают листья одной породы, но разного цвета. (На­пример, листья осин.) Затем выкладывают их в ряд — от самого мо­лодого (зеленого) до самого старого (желательно прошлогоднего, па­утинистого) и рассматривают, как они меняются. Опавшие листья перегнивают, их едят дождевые черви и другие животные. Постепен­но листья становятся частью почвы. В земле-почве появляется боль­ше «пищи» для растений. Кроме того, «одеяло» из опавших листьев согревает землю и не дает замерзнуть корням растений. Воспитатель подчеркивает, что опавшие листья — это не мусор, они нужны в при­роде.

В конце занятия воспитатель делает заключение: осенью становит­ся холоднее, солнце светит, но дает мало тепла. Листья на многих дере­вьях меняют свой цвет и опадают, опадают и плоды с семенами, расте­ния перестают расти и готовятся к зимнему сну.

РИСОВАНИЕ с натуры

«Краски осени. Осенние листья»

Задачи. Учить детей рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев.

Совершенствовать изобразительную технику (смешивать акварель­ные краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего ко­лорита).

Познакомить с новым способом получения изображения — нано­сить краску на листья, стараясь передать окраску, и «печатать» ими на бумаге.

Поощрять детей воплощать в художественной форме свои пред­ставления, переживания, чувства; вызвать желание передавать харак­терные признаки объектов и явлений природы; поддерживать творче­ские проявления.

Предварительная работа. Наблюдение листопада на прогулке. Рас­сматривание и сбор осенних листьев красивой формы и окраски (см. предыдущее занятие по ознакомлению с природой).

Материалы, инструменты, оборудование. Акварельные краски, белые листы бумаги, палитры, кисточки, баночки с водой, простые ка­рандаши или уголь, ластики. Осенние листья, собранные детьми перед занятием или на прогулке. Репродукции картин русских пейзажистов. Посылка (коробка) с листочками.

144

Содержание занятия. Перед занятием дети сидят на ковре. Воспи­татель читает детям стихотворение В. Берестова «Первый листопад»:

 

Быть может, первый листопад

Встречает этот клен.

Впервые праздничный наряд 

Подставил ветру он.

Надеты на его сучки

Шесть листьев вырезных.

 Они красны и широки,

 Совсем как у больших.

 

Воспитатель показывает детям коробку, открывает ее и сообщает, что в нашу группу пришла посылка от Осени. В посылке — красивые листочки. Предлагает детям подойти и выбрать по одному листочку (воспитатель раскладывает листочки на столе, чтобы детям удобнее было рассматривать и выбирать).

Воспитатель предлагает детям сесть на свои места и подумать, что они могут сделать с листьями. После ответов детей советует нарисовать подарки осени — листочки. И нарисовать не просто так, а с натуры, как это делают художники, чтобы листья на наших рисунках были как на­стоящие. Для этого нужно внимательно рассмотреть листок, обвести его пальчиком, чтобы запомнить форму, и сначала нарисовать простым карандашом (чтобы можно было стереть ластиком неточности), а потом раскрасить акварельными красками, точно подбирая цвета на палитре.

Воспитатель показывает детям по очереди два-три листочка и про­сит описать красивыми словами их форму и окраску, например так: «Это лист клена, он похож на корону (воспитатель обводит листок в воздухе, повторяя его форму), осень окрасила этот листок в желтый цвет, будто золотую корону, и ­ добави­ла несколько пятнышек — здесь свет­ло-зеленое, а здесь оранжевое. А это лист каштана, он напоминает ладошку с растопыренными пальчиками (вос­питатель предлагает детям показать ладошки и растопырить пальчики); для листочка каштана осень припасла оранжевую краску, весь листок снача­ла раскрасила оранжевым, потом на одном «пальчике» смешала оранже­вый цвет с коричневым, а на другом — оранжевый с зеленым».

Воспитатель советует детям внима­тельно рассмотреть подарки осени и нарисовать их так, чтобы на рисун­ках листочки были как настоящие. Напоминает, что сначала надо нарисо-


145

 

вать листок простым карандашом. По ходу занятия воспитатель помо­гает детям выбрать верное цветосочетание, советует смешивать краски на палитре, добавляя к светлой более темную по несколько капелек.

За 5-7 минут до конца занятия воспитатель раскладывает на столах детей осенние листочки простой формы небольшого размера (липа, береза) и предлагает познакомиться с очень интересным способом ри­сования, который называется «печать». Показывает осенний листок, наносит на него краску, стараясь передать окраску листка, и приклады­вает к белой бумаге. Дети с восторгом рассматривают отпечаток и при­нимаются «печатать» самостоятельно.

Воспитатель советует продолжить это занятие дома вместе с родите­лями. Напоминает, как в начале года создавали картинки из силуэтов руки (бабочек, цветы, птиц), подсказывает, что из отпечатков листоч­ков тоже могут получиться очень красивые картины.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Поэты и писатели об осени»

Задачи. Учить детей сравнивать произведения разных авторов, оп­ределять их характер, замечать образные выражения, эпитеты; демонст­рировать вариативность образа, воплощенного в разных произведени­ях; соотносить литературный и музыкальный образ, выражения настро­ения в слове и цвете. Закрепить представления об отличии рассказа и стихотворения. Развивать память при заучивании стихотворения.

Материалы, пособия. Полоски цветной бумаги (наборы цветных ка­рандашей и пр.) для передачи цветом своего настроения; грамзапись «Осенней песни» П. И. Чайковского и фрагмента «Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям узнать, о чем сегодня пойдет речь на занятии, отгадав загадку:

 

 

Пусты поля.

Мокнет земля.

Дождь поливает.

 Когда это бывает?

(Осенью)1

 

— Осень — очень красивое время года. Перед тем как расстаться со своей одеждой, осень надевает самый красивый наряд — разноцветные платья из листьев, цветов, пожелтевшей травы. Сегодня мы поговорим

1 См.: Четыре времени года / Сост. Веретенникова С. А., Клыков А. А. — М: Учпедгиз, 1954. С. 144.

146

том, как разные поэты и писатели рассказывают об осени в своих произведениях.

Чтение рассказа «Осенний ковер» по Б. Трофимову***.

«Красный, желтый, бурый, золотистый, желто-зеленый, пятнистый ложится на землю лист. Укрывает ее теплым лоскутным одеялом. Сол­нышко греет ярко, но греет уже не так, как летом. Пришла осень.

Однако в лесу даже стало веселее и наряднее. Кроны деревьев рас­цвечены всеми оттенками — от зеленых до пурпурных. Среди разно­цветного, пестрого убранства берез и осин еще солиднее, чем летом, выглядят темно-синие ельники и сосняки. По болотам краснеет клюк­ва, кое-где мелькают гроздья брусники».

Вопросы по тексту:

— О каком периоде осени говорится в этом рассказе?

— Как вы об этом догадались?

— С чем сравнивает автор опавшие листья? (С лоскутным одеялом.)

—   Какие слова использовал автор, чтобы показать красоту осени?

Предлагается послушать отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад» (название педагог не говорит).

 

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы неба, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца...

 

Сравнение рассказа и стихотворения:

— Какого цвета лес в этом стихотворении?

— С чем автор сравнивает лес? (С расписным теремом.) А просве­ты неба? (С окошками.)

— Если бы это стихотворение написали вы, то как бы вы его назва­ли? (Предложения детей.) А поэт Иван Бунин назвал свое стихотворе­ние «Листопад».

— Какое настроение возникает после чтения стихотворения? Вы­берите цвет своего настроения (можно предложить выбрать цвет из на­бора цветной бумаги или цветных карандашей). Пусть те цвета, кото­рые вы выбрали, будут настроениями ранней осени.

— Какие слова можно подобрать, чтобы описать раннюю осень?

— (Разноцветная, яркая, веселая, красивая, золотая и др.)

147

Повторное чтение стихотворения.

Предлагает детям послушать еще одно стихотворение, которое на­писал поэт Константин Бальмонт — «Осень».

 

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

 И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

 Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

 Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

 Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья,

Скоро осень проснется —

 И заплачет спросонья.

 

— Какая осень изображена в этом стихотворении? (Воспитатель подтверждает ответы детей словами текста.)

Изменилось ли ваше настроение, когда вы слушали это стихотворе­ние? Какое настроение у этой осени? Выберите цвет этого настроения. Как еще можно сказать об осени, описанной в этом стихотворении, ка­кая она? (Холодная, дождливая, сонная, мокрая, плачущая, грустная и пр.) Давайте еще раз послушаем это стихотворение. (Повторное чте­ние.)

— Два поэта написали стихи об осени, но почему эти стихи такие разные?

Воспитатель говорит детям, что передать настроение можно не только стихами, но и с помощью музыки. Предлагает послушать отры­вок из «Осенней песни» П. И. Чайковского и фрагмент «Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди и сказать, к какому стихотворению подходит первый музыкальный отрывок, а к какому — второй, и поче­му они так решили.

Заучивание наизусть двух первых четверостиший из стихотворения К. Бальмонта «Осень».

После занятия. После сна повторить с детьми выученное стихотво­рение. Приведенные стихотворения или отдельные четверостишия можно использовать при наблюдениях в парке, сквере, на участке дет­ского сада, рассматривая иллюстрации и т. п.

 

Снова со всех дорожек

 ветер

лето сметает.

 Сел на скамейки дождик

и никого не пускает.

(Э. Мошковская)

148

 





Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.230.9.187 (0.012 с.)