Семинарское занятие №4 Психологические особенности развития ребёнка в 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарское занятие №4 Психологические особенности развития ребёнка в



Семинарское занятие № 1

Вопросы для обсуждения

1 Понятие и предмет возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими науками, изучающими человека.

2 Задачи возрастной психологии.

3 Теоретическая и практическая возрастная психология: перспективы развития.

4 Методы исследования в возрастной психологии.

5 Представления о развитии человека в период античности, средневековья, в период Возрождения.

6 Исследование психологического развития детей в Новое время (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо и др.).

7 Выделение возрастной психологии в самостоятельную науку.

8 Становление и развитие отечественной возрастной психологии.

9 Лев Семёнович Выготский – выдающийся отечественный психолог (биография). Вклад Л.С.

Выготского в психологию.

10 Работа Л.С. Выготского «Проблема возраста».

 

Психолого-педагогические практические задания и задачи

1. Заполните таблицу: вклад отечественных и зарубежных психологов в возрастную психологию.

Отечественные и зарубежные психологи   Вклад в возрастную психологию
   
   
   
   
   
   
   

2. Заполните таблицу, анализируя основные методы возрастной психологии.

Метод исследования в возрастной психологии виды Требования к проведению метода Недостатки и достоинства метода
наблюдение      
эксперимент      
беседа      
тест      

3. Представьте ситуацию, предложенную психологом А. Пьероном. Вообразите, что нашу планету постигла катастрофа. Остались в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло. Все материальные и духовные ценности сохранились. Что в этом случае стало бы с человечеством, с историей человечества? Как будет происходить психическое развитие детей?

 

 

Семинарское занятие № 2

Вопросы для обсуждения

1. Источники, движущие силы психического развития. Условия психического развития.

2. Основные понятия возрастной психологии: ведущий вид деятельности и социальная ситуация развития.

3. Сензитивные периоды развития, новообразования.

4. Кризисы возрастного развития.

5. Проблема возрастной периодизации: три группы периодизаций – по одному внешнему признаку, по одному внутреннему признаку, по нескольким существенным признакам.

6. Зарубежные теории развития.

7. Возрастная периодизация Л.С. Выготского и её основные критерии: социальная ситуация развития, новообразования возраста, кризис.

8. Проблема возраста в психологии. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина.

9. Концепция Д.И. Фельдштейна.

10. Современные отечественные периодизации психического развития (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.).

 

Заполните таблицу, характеризуя основные периодизации возрастного развития человека (отечественных и зарубежных психологов).

Периодизации Отечественных и зарубежных психологов Стадии развития и их критерии Плюсы и минусы периодизации
     
     
     

Семинарское занятие №3

 Вопросы для обсуждения

1. Кризис рождения.

2. Ведущий вид деятельности в младенчестве.

3. «Комплекс оживления» и его значение для психического развития младенца.

4. Социальная ситуация развития в младенчестве.

5. Познавательная сфера в младенческом возрасте и роль взрослого в её развитии.

6. Кризис одного года и его проявления.

Психолого-педагогические практические задания и задачи

1. Арина лежала в кроватке и, когда мама зашла в комнату, вдруг начала улыбаться, поворачивая голову к маме, размахивать ручками и ножками и весело гулить. Мама решила, что у её дочки будет исключительное чувство юмора, ведь девочка заметила смешных утят, нарисованных на новом халате

мамы.

Права ли мама, если учитывать, что Арине 6 недель? Чем объясняется такое поведение малышки?

2. Бабушка часто говорит своей дочери, что внука, Ваню (3 мес.), не стоит часто брать на руки, а то он привыкнет и в кроватке лежать совсем не будет. Но дочь не соглашается с мнением своей матери и при любой возможности берет Ваню на руки.

Кто прав, а кто нет в данной ситуации? Дайте психологический анализ ситуации.

3. Родители долго ждали появления на свет своего дитя. Когда же сын, наконец, родился, они были очень счастливы и в дальнейшем отслеживали каждые изменения в его развитии. Положив однажды двухмесячного Мишу на животик, они заметили, что он начинает совершать ползающие движения. Родители решили, что их ребенок одаренный.

Что же произошло на самом деле и правы ли родители?

Раннем возрасте

вопросы для обсуждения:

1. Социальная ситуация развития в раннем возрасте.

2. Ведущая деятельность в раннем возрасте.

3. Новообразования раннего возраста.

4. Развитие психических процессов в период раннего возраста.

5. Развитие речи в раннем возрасте.

6. Кризис трёх лет и его поведенческие проявления. Л.С. Выготский о кризисе трёх лет.

7. Особенности развития детей раннего возраста в условиях детского дома.

8.. Особенности восприятия ребёнком своего имени в раннем детстве.

9. Особенности развития психических процессов у детей с депривациями зрения, слуха.

10. Особенности психологического и физического развития мальчиков и девочек в раннем детстве.

 

Письменное задание:

Дайте рекомендации родителям по преодолению кризисных явлений (кризис 3 лет)

 

Период дошкольного возраста

вопросы для обсуждения:

1. Возрастные рамки дошкольного детства. Младший, средний и старший дошкольник.

2. Социальная ситуация развития дошкольника.

3. Развитие психических процессов в дошкольном возрасте.

4. Развитие личности дошкольника.

5. Особенности общения со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте.

6. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Особенности игры в младшем, среднем, старшем дошкольных возрастах.

7. Психологические особенности детского рисунка.

8. Детская ревность как реакция ребёнка дошкольного возраста на появление младшего ребёнка в семье.

9. Психологические особенности развития близнецов.

10. Ребёнок и стресс: психологическая помощь дошкольнику в стрессовой ситуации.

11. Раннее обучение иностранному языку: за и против.

12. Гендерные особенности психологического развития дошкольников

 

Период дошкольного возраста

 Просмотр художественного фильма и его обсуждение

Вопросы для обсуждения:

1. Готовность к школьному обучению. Виды готовности.

2. Диагностика уровня готовности ребёнка к школе.

3. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.

4. Кризис семи лет.

5. Адаптация ребёнка в школе.

6. Развитие личности младшего школьника (эмоционально-потребностная сфера, мотивационная

сфера, самосознание).

7. Мотивация учебной деятельности младшего школьника: специфика, виды и развитие.

8. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

9. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.

10. Структура учебной деятельности.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте.

2. Ведущая деятельность в юношеском возрасте.

3. Основные новообразования возраста (рефлексия, осознание собственной индивидуальности,

появление жизненных планов, готовность к профессиональному самоопределению, формирование

мировоззрения и т.д.)

4. Особенности построения отношений со взрослыми и сверстниками в юношеском возрасте.

5. Готовность к профессиональному самоопределению как основное новообразование ранней юности.

6. Любовь в юношеском возрасте.

7. Юношеская дружба.

8. Гендерные различия в юношеском возрасте.

9. Юношеская субкультура.

10. Кризис 17 лет.

11 Психологические особенности подростков и юношей, попавших в игровую зависимость.

12. Зависимость от социальных сетей: психологические особенности личности зависимого.

13. Ранний подростковый и юношеский алкоголизм и наркомания: психологические причины, профилактика, последствия.

14. Социально-педагогические и психологические причины вовлечения подростков и юношей в неформальные объединения.

Вопросы для обсуждения:

1. Молодость как социально-историческая категория.

2. Развитие личности в молодости.

3. Особенности самосознания в молодости.

4. Особенности семейных взаимоотношений.

5. Психологические особенности кризиса молодости.

6. Охарактеризуйте кризис 30 лет, выделите его особенности.

Вопросы для обсуждения:

1. Социальная ситуация развития в зрелости.

2. Психологическая характеристика взрослости.

3. Кризисы возрастного развития.

4. Факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин профессионализма («акме»).

5.Закономерности развития в стадии поздней зрелости.

6. Характеристика личности старого человека.

7. Кризис индивидуальной жизни в стадии старости.

 

 

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1 Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш. – Барнаул, 2015

2 Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости (Полный жизненный цикл развития человека) / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – Москва, 2001

3 Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: учебное пособие / И.Ю. Кулагина. – Москва: Сфера, 2009

4 Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – Санкт-Петербург, 2004

5 Марцинковская, Т.Д. История детской психология / Т.Д. Марцинковская. – Москва.

6 Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – Москва, 2009

7 Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – Москва, 2009

8 Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – Москва, 2010

9 Петровский, А.В. История и теория психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону, 1996

10 Шульц, Д.П. История современной психологии / Д.П. Шульц С.Э. Шульц; пер. с англ. – Москва:Евразия, 1998

Дополнительная литература

1 Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. –Москва: Академия, 2006

2 Волков, Б.С. Психология ранней юности: учебное пособие для студ. пед. вузов / Б.С. Волков. – Москва: Сфера, 2001

3 Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: учебник / Л.С. Выготский. – Москва, 2006

4 Возрастная психология: детство, отрочество, юность / ред.: В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – 5-е изд. – Москва: Академия, 2005 – 624 с.

5 Кулагина, И.Ю. Личность школьника: От задержки психического развития до одаренности: учебное пособие для студентов и преподавателей / И.Ю. Кулагина. - Москва: Сфера, 1999

6 Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - Москва; Воронеж, 1996

7 Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - Москва: Педагогика-пресс, 1994

8 Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов/ К.Н. Поливанова. - Москва: Академия, 2000

9 Петровский, А.В. История и теория психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов-на- Дону, 1996

10 Психология развития: учебник / под ред. Т.Д. Марцинковской. - Москва: Академия, 2013

Семинарское занятие № 1

Вопросы для обсуждения

1 Понятие и предмет возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими науками, изучающими человека.

2 Задачи возрастной психологии.

3 Теоретическая и практическая возрастная психология: перспективы развития.

4 Методы исследования в возрастной психологии.

5 Представления о развитии человека в период античности, средневековья, в период Возрождения.

6 Исследование психологического развития детей в Новое время (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо и др.).

7 Выделение возрастной психологии в самостоятельную науку.

8 Становление и развитие отечественной возрастной психологии.

9 Лев Семёнович Выготский – выдающийся отечественный психолог (биография). Вклад Л.С.

Выготского в психологию.

10 Работа Л.С. Выготского «Проблема возраста».

 

Психолого-педагогические практические задания и задачи

1. Заполните таблицу: вклад отечественных и зарубежных психологов в возрастную психологию.

Отечественные и зарубежные психологи   Вклад в возрастную психологию
   
   
   
   
   
   
   

2. Заполните таблицу, анализируя основные методы возрастной психологии.

Метод исследования в возрастной психологии виды Требования к проведению метода Недостатки и достоинства метода
наблюдение      
эксперимент      
беседа      
тест      

3. Представьте ситуацию, предложенную психологом А. Пьероном. Вообразите, что нашу планету постигла катастрофа. Остались в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло. Все материальные и духовные ценности сохранились. Что в этом случае стало бы с человечеством, с историей человечества? Как будет происходить психическое развитие детей?

 

 

Семинарское занятие № 2

Вопросы для обсуждения

1. Источники, движущие силы психического развития. Условия психического развития.

2. Основные понятия возрастной психологии: ведущий вид деятельности и социальная ситуация развития.

3. Сензитивные периоды развития, новообразования.

4. Кризисы возрастного развития.

5. Проблема возрастной периодизации: три группы периодизаций – по одному внешнему признаку, по одному внутреннему признаку, по нескольким существенным признакам.

6. Зарубежные теории развития.

7. Возрастная периодизация Л.С. Выготского и её основные критерии: социальная ситуация развития, новообразования возраста, кризис.

8. Проблема возраста в психологии. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина.

9. Концепция Д.И. Фельдштейна.

10. Современные отечественные периодизации психического развития (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.).

 

Заполните таблицу, характеризуя основные периодизации возрастного развития человека (отечественных и зарубежных психологов).

Периодизации Отечественных и зарубежных психологов Стадии развития и их критерии Плюсы и минусы периодизации
     
     
     

Семинарское занятие №3

 Вопросы для обсуждения

1. Кризис рождения.

2. Ведущий вид деятельности в младенчестве.

3. «Комплекс оживления» и его значение для психического развития младенца.

4. Социальная ситуация развития в младенчестве.

5. Познавательная сфера в младенческом возрасте и роль взрослого в её развитии.

6. Кризис одного года и его проявления.

Психолого-педагогические практические задания и задачи

1. Арина лежала в кроватке и, когда мама зашла в комнату, вдруг начала улыбаться, поворачивая голову к маме, размахивать ручками и ножками и весело гулить. Мама решила, что у её дочки будет исключительное чувство юмора, ведь девочка заметила смешных утят, нарисованных на новом халате

мамы.

Права ли мама, если учитывать, что Арине 6 недель? Чем объясняется такое поведение малышки?

2. Бабушка часто говорит своей дочери, что внука, Ваню (3 мес.), не стоит часто брать на руки, а то он привыкнет и в кроватке лежать совсем не будет. Но дочь не соглашается с мнением своей матери и при любой возможности берет Ваню на руки.

Кто прав, а кто нет в данной ситуации? Дайте психологический анализ ситуации.

3. Родители долго ждали появления на свет своего дитя. Когда же сын, наконец, родился, они были очень счастливы и в дальнейшем отслеживали каждые изменения в его развитии. Положив однажды двухмесячного Мишу на животик, они заметили, что он начинает совершать ползающие движения. Родители решили, что их ребенок одаренный.

Что же произошло на самом деле и правы ли родители?

Семинарское занятие №4 Психологические особенности развития ребёнка в

Раннем возрасте

вопросы для обсуждения:

1. Социальная ситуация развития в раннем возрасте.

2. Ведущая деятельность в раннем возрасте.

3. Новообразования раннего возраста.

4. Развитие психических процессов в период раннего возраста.

5. Развитие речи в раннем возрасте.

6. Кризис трёх лет и его поведенческие проявления. Л.С. Выготский о кризисе трёх лет.

7. Особенности развития детей раннего возраста в условиях детского дома.

8.. Особенности восприятия ребёнком своего имени в раннем детстве.

9. Особенности развития психических процессов у детей с депривациями зрения, слуха.

10. Особенности психологического и физического развития мальчиков и девочек в раннем детстве.

 

Письменное задание:

Дайте рекомендации родителям по преодолению кризисных явлений (кризис 3 лет)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.091 с.)