Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинарское занятие №4 Психологические особенности развития ребёнка вСтр 1 из 2Следующая ⇒
Семинарское занятие № 1 Вопросы для обсуждения 1 Понятие и предмет возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими науками, изучающими человека. 2 Задачи возрастной психологии. 3 Теоретическая и практическая возрастная психология: перспективы развития. 4 Методы исследования в возрастной психологии. 5 Представления о развитии человека в период античности, средневековья, в период Возрождения. 6 Исследование психологического развития детей в Новое время (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо и др.). 7 Выделение возрастной психологии в самостоятельную науку. 8 Становление и развитие отечественной возрастной психологии. 9 Лев Семёнович Выготский – выдающийся отечественный психолог (биография). Вклад Л.С. Выготского в психологию. 10 Работа Л.С. Выготского «Проблема возраста».
Психолого-педагогические практические задания и задачи 1. Заполните таблицу: вклад отечественных и зарубежных психологов в возрастную психологию.
2. Заполните таблицу, анализируя основные методы возрастной психологии.
3. Представьте ситуацию, предложенную психологом А. Пьероном. Вообразите, что нашу планету постигла катастрофа. Остались в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло. Все материальные и духовные ценности сохранились. Что в этом случае стало бы с человечеством, с историей человечества? Как будет происходить психическое развитие детей?
Семинарское занятие № 2 Вопросы для обсуждения 1. Источники, движущие силы психического развития. Условия психического развития. 2. Основные понятия возрастной психологии: ведущий вид деятельности и социальная ситуация развития. 3. Сензитивные периоды развития, новообразования. 4. Кризисы возрастного развития. 5. Проблема возрастной периодизации: три группы периодизаций – по одному внешнему признаку, по одному внутреннему признаку, по нескольким существенным признакам.
6. Зарубежные теории развития. 7. Возрастная периодизация Л.С. Выготского и её основные критерии: социальная ситуация развития, новообразования возраста, кризис. 8. Проблема возраста в психологии. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина. 9. Концепция Д.И. Фельдштейна. 10. Современные отечественные периодизации психического развития (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.).
Заполните таблицу, характеризуя основные периодизации возрастного развития человека (отечественных и зарубежных психологов).
Семинарское занятие №3 Вопросы для обсуждения 1. Кризис рождения. 2. Ведущий вид деятельности в младенчестве. 3. «Комплекс оживления» и его значение для психического развития младенца. 4. Социальная ситуация развития в младенчестве. 5. Познавательная сфера в младенческом возрасте и роль взрослого в её развитии. 6. Кризис одного года и его проявления. Психолого-педагогические практические задания и задачи 1. Арина лежала в кроватке и, когда мама зашла в комнату, вдруг начала улыбаться, поворачивая голову к маме, размахивать ручками и ножками и весело гулить. Мама решила, что у её дочки будет исключительное чувство юмора, ведь девочка заметила смешных утят, нарисованных на новом халате мамы. Права ли мама, если учитывать, что Арине 6 недель? Чем объясняется такое поведение малышки? 2. Бабушка часто говорит своей дочери, что внука, Ваню (3 мес.), не стоит часто брать на руки, а то он привыкнет и в кроватке лежать совсем не будет. Но дочь не соглашается с мнением своей матери и при любой возможности берет Ваню на руки. Кто прав, а кто нет в данной ситуации? Дайте психологический анализ ситуации. 3. Родители долго ждали появления на свет своего дитя. Когда же сын, наконец, родился, они были очень счастливы и в дальнейшем отслеживали каждые изменения в его развитии. Положив однажды двухмесячного Мишу на животик, они заметили, что он начинает совершать ползающие движения. Родители решили, что их ребенок одаренный.
Что же произошло на самом деле и правы ли родители? Раннем возрасте вопросы для обсуждения: 1. Социальная ситуация развития в раннем возрасте. 2. Ведущая деятельность в раннем возрасте. 3. Новообразования раннего возраста. 4. Развитие психических процессов в период раннего возраста. 5. Развитие речи в раннем возрасте. 6. Кризис трёх лет и его поведенческие проявления. Л.С. Выготский о кризисе трёх лет. 7. Особенности развития детей раннего возраста в условиях детского дома. 8.. Особенности восприятия ребёнком своего имени в раннем детстве. 9. Особенности развития психических процессов у детей с депривациями зрения, слуха. 10. Особенности психологического и физического развития мальчиков и девочек в раннем детстве.
Письменное задание: Дайте рекомендации родителям по преодолению кризисных явлений (кризис 3 лет)
Период дошкольного возраста вопросы для обсуждения: 1. Возрастные рамки дошкольного детства. Младший, средний и старший дошкольник. 2. Социальная ситуация развития дошкольника. 3. Развитие психических процессов в дошкольном возрасте. 4. Развитие личности дошкольника. 5. Особенности общения со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте. 6. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Особенности игры в младшем, среднем, старшем дошкольных возрастах. 7. Психологические особенности детского рисунка. 8. Детская ревность как реакция ребёнка дошкольного возраста на появление младшего ребёнка в семье. 9. Психологические особенности развития близнецов. 10. Ребёнок и стресс: психологическая помощь дошкольнику в стрессовой ситуации. 11. Раннее обучение иностранному языку: за и против. 12. Гендерные особенности психологического развития дошкольников
Период дошкольного возраста Просмотр художественного фильма и его обсуждение Вопросы для обсуждения: 1. Готовность к школьному обучению. Виды готовности. 2. Диагностика уровня готовности ребёнка к школе. 3. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. 4. Кризис семи лет. 5. Адаптация ребёнка в школе. 6. Развитие личности младшего школьника (эмоционально-потребностная сфера, мотивационная сфера, самосознание). 7. Мотивация учебной деятельности младшего школьника: специфика, виды и развитие. 8. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте. 9. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. 10. Структура учебной деятельности.
Вопросы для обсуждения: 1. Социальная ситуация развития в юношеском возрасте. 2. Ведущая деятельность в юношеском возрасте. 3. Основные новообразования возраста (рефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к профессиональному самоопределению, формирование мировоззрения и т.д.) 4. Особенности построения отношений со взрослыми и сверстниками в юношеском возрасте. 5. Готовность к профессиональному самоопределению как основное новообразование ранней юности. 6. Любовь в юношеском возрасте. 7. Юношеская дружба. 8. Гендерные различия в юношеском возрасте. 9. Юношеская субкультура. 10. Кризис 17 лет. 11 Психологические особенности подростков и юношей, попавших в игровую зависимость.
12. Зависимость от социальных сетей: психологические особенности личности зависимого. 13. Ранний подростковый и юношеский алкоголизм и наркомания: психологические причины, профилактика, последствия. 14. Социально-педагогические и психологические причины вовлечения подростков и юношей в неформальные объединения. Вопросы для обсуждения: 1. Молодость как социально-историческая категория. 2. Развитие личности в молодости. 3. Особенности самосознания в молодости. 4. Особенности семейных взаимоотношений. 5. Психологические особенности кризиса молодости. 6. Охарактеризуйте кризис 30 лет, выделите его особенности. Вопросы для обсуждения: 1. Социальная ситуация развития в зрелости. 2. Психологическая характеристика взрослости. 3. Кризисы возрастного развития. 4. Факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин профессионализма («акме»). 5.Закономерности развития в стадии поздней зрелости. 6. Характеристика личности старого человека. 7. Кризис индивидуальной жизни в стадии старости.
Список рекомендуемой литературы Основная литература 1 Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш. – Барнаул, 2015 2 Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости (Полный жизненный цикл развития человека) / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – Москва, 2001 3 Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: учебное пособие / И.Ю. Кулагина. – Москва: Сфера, 2009 4 Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – Санкт-Петербург, 2004 5 Марцинковская, Т.Д. История детской психология / Т.Д. Марцинковская. – Москва. 6 Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – Москва, 2009 7 Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – Москва, 2009 8 Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – Москва, 2010 9 Петровский, А.В. История и теория психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов-на-Дону, 1996 10 Шульц, Д.П. История современной психологии / Д.П. Шульц С.Э. Шульц; пер. с англ. – Москва:Евразия, 1998 Дополнительная литература 1 Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. –Москва: Академия, 2006 2 Волков, Б.С. Психология ранней юности: учебное пособие для студ. пед. вузов / Б.С. Волков. – Москва: Сфера, 2001
3 Выготский, Л.С. Психология развития ребенка: учебник / Л.С. Выготский. – Москва, 2006 4 Возрастная психология: детство, отрочество, юность / ред.: В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – 5-е изд. – Москва: Академия, 2005 – 624 с. 5 Кулагина, И.Ю. Личность школьника: От задержки психического развития до одаренности: учебное пособие для студентов и преподавателей / И.Ю. Кулагина. - Москва: Сфера, 1999 6 Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - Москва; Воронеж, 1996 7 Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - Москва: Педагогика-пресс, 1994 8 Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов/ К.Н. Поливанова. - Москва: Академия, 2000 9 Петровский, А.В. История и теория психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Ростов-на- Дону, 1996 10 Психология развития: учебник / под ред. Т.Д. Марцинковской. - Москва: Академия, 2013 Семинарское занятие № 1 Вопросы для обсуждения 1 Понятие и предмет возрастной психологии. Связь возрастной психологии с другими науками, изучающими человека. 2 Задачи возрастной психологии. 3 Теоретическая и практическая возрастная психология: перспективы развития. 4 Методы исследования в возрастной психологии. 5 Представления о развитии человека в период античности, средневековья, в период Возрождения. 6 Исследование психологического развития детей в Новое время (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо и др.). 7 Выделение возрастной психологии в самостоятельную науку. 8 Становление и развитие отечественной возрастной психологии. 9 Лев Семёнович Выготский – выдающийся отечественный психолог (биография). Вклад Л.С. Выготского в психологию. 10 Работа Л.С. Выготского «Проблема возраста».
Психолого-педагогические практические задания и задачи 1. Заполните таблицу: вклад отечественных и зарубежных психологов в возрастную психологию.
2. Заполните таблицу, анализируя основные методы возрастной психологии.
3. Представьте ситуацию, предложенную психологом А. Пьероном. Вообразите, что нашу планету постигла катастрофа. Остались в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло. Все материальные и духовные ценности сохранились. Что в этом случае стало бы с человечеством, с историей человечества? Как будет происходить психическое развитие детей?
Семинарское занятие № 2 Вопросы для обсуждения 1. Источники, движущие силы психического развития. Условия психического развития. 2. Основные понятия возрастной психологии: ведущий вид деятельности и социальная ситуация развития. 3. Сензитивные периоды развития, новообразования. 4. Кризисы возрастного развития.
5. Проблема возрастной периодизации: три группы периодизаций – по одному внешнему признаку, по одному внутреннему признаку, по нескольким существенным признакам. 6. Зарубежные теории развития. 7. Возрастная периодизация Л.С. Выготского и её основные критерии: социальная ситуация развития, новообразования возраста, кризис. 8. Проблема возраста в психологии. Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина. 9. Концепция Д.И. Фельдштейна. 10. Современные отечественные периодизации психического развития (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман и др.).
Заполните таблицу, характеризуя основные периодизации возрастного развития человека (отечественных и зарубежных психологов).
Семинарское занятие №3 Вопросы для обсуждения 1. Кризис рождения. 2. Ведущий вид деятельности в младенчестве. 3. «Комплекс оживления» и его значение для психического развития младенца. 4. Социальная ситуация развития в младенчестве. 5. Познавательная сфера в младенческом возрасте и роль взрослого в её развитии. 6. Кризис одного года и его проявления. Психолого-педагогические практические задания и задачи 1. Арина лежала в кроватке и, когда мама зашла в комнату, вдруг начала улыбаться, поворачивая голову к маме, размахивать ручками и ножками и весело гулить. Мама решила, что у её дочки будет исключительное чувство юмора, ведь девочка заметила смешных утят, нарисованных на новом халате мамы. Права ли мама, если учитывать, что Арине 6 недель? Чем объясняется такое поведение малышки? 2. Бабушка часто говорит своей дочери, что внука, Ваню (3 мес.), не стоит часто брать на руки, а то он привыкнет и в кроватке лежать совсем не будет. Но дочь не соглашается с мнением своей матери и при любой возможности берет Ваню на руки. Кто прав, а кто нет в данной ситуации? Дайте психологический анализ ситуации. 3. Родители долго ждали появления на свет своего дитя. Когда же сын, наконец, родился, они были очень счастливы и в дальнейшем отслеживали каждые изменения в его развитии. Положив однажды двухмесячного Мишу на животик, они заметили, что он начинает совершать ползающие движения. Родители решили, что их ребенок одаренный. Что же произошло на самом деле и правы ли родители? Семинарское занятие №4 Психологические особенности развития ребёнка в Раннем возрасте вопросы для обсуждения: 1. Социальная ситуация развития в раннем возрасте. 2. Ведущая деятельность в раннем возрасте. 3. Новообразования раннего возраста. 4. Развитие психических процессов в период раннего возраста. 5. Развитие речи в раннем возрасте. 6. Кризис трёх лет и его поведенческие проявления. Л.С. Выготский о кризисе трёх лет. 7. Особенности развития детей раннего возраста в условиях детского дома. 8.. Особенности восприятия ребёнком своего имени в раннем детстве. 9. Особенности развития психических процессов у детей с депривациями зрения, слуха. 10. Особенности психологического и физического развития мальчиков и девочек в раннем детстве.
Письменное задание: Дайте рекомендации родителям по преодолению кризисных явлений (кризис 3 лет)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.091 с.) |