Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
От призрения к осознанию возможности обучения (XII В. - 70-80 гг. XVIII В. )
Анализ литературных источников [Р. Агрикола; Дж. Бруно; Ф. Бэкон; Вольтер; К. А. Гельвеций; Д. Дидро; И. Кант; Я. А. Коменский; Т. Кампанелла; Э. Б. Кондильяк; Г. Лессинг; Дж. Локк; М. Монтень; Эразм Роттердамский; Ж. Ж. Руссо; Дж. Свифт; Ф. Честерфилд; А. Г. Басова, С. Ф. Егоров, 1984; А. И. Дьячков, 1957; Х. С. Замский, 1980; Ю. Каннабих, 1924; Б. С. Преображенский, 1933; А. И. Скребицкий, 1903; В. А. Феоктистова, 1973; Ю. Л. Бессмертный, 1988; И. Р. Григулевич, 1976; Ле Гофф Жан, 1992; А. Ф. Лосев, 1982; Ф. Фолта, Л. Новы, 1987; А. Л. Ястребицкая, 1978; M. Barr, 1913; K. Doermer, 1981; C. Briton, 1965; L. Berlin, 1956; R. French, 1932; F. Copleston, 1985; J. Kyle, 1981; B. Mahendra, 1985; J. Seigel, 1969; M. Winser, 1993] показывает, что в этот период западноевропейские государства проходят путь от осознания необходимости призрения людей с отклонениями в развитии до осознания возможности обучения некоторых из них (глухонемых и слепых). Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей второго периода эволюции отношения к инвалидам, приведем хронологию событий западноевропейской истории, значимых для нашего исследования.
2.1. Хронология важнейших событий политической, экономической и культурной жизни (1198 г. - 70-80 гг. XVIII в).
1198 - открывается первый приют для взрослых слепых (Бавария). Возникает и получает распространение особый тип учреждения - светский приют, где инвалиды могут получить пищу и кров.
2-ая половина XII в - Первый европейский закон, содержащий юридическое определение отличия сумасшествия от идиотии (Англия).
XIII в. Открываются первые психиатрические учреждения при монастырях.
XV - XVI вв. Люди с грубыми физическими и психическими нарушениями становятся жертвами инквизиции, идет активное их преследование и уничтожение как еретиков. Аномальных людей церковь и общество воспринимают как "инакомыслящих" и "инаковыглядящих".
XV в. Опровергается мистическая природа глухоты (Р. Агрикола, Нидерланды).
XVI в. Отношение к людям с грубыми физическими и умственными недостатками со стороны идеологов Реформации недоброжелательно и агрессивно (М. Лютер, Д. Кальвин, Германия).
1578 - Первый документированный успех индивидуального обучения глухонемых (П. Понсе, Испания).
1620 Опубликована первая книга по сурдопедагогике (Ж. Боннет, Испания).
1648 - 1654 - Теоретически и практически доказана несостоятельность взглядов Гиппократа на природу глухоты и утверждений Аристотеля и Августина о необучаемости глухонемых (Дж. Бульвер, Англия). 1662 В Англии проблема глухоты, обучения неслышащего речи ставится монархом как философская. Королевское научное общество отвергает предложение Дж. Бульвера открыть школу для глухонемых, как нереальное и бесполезное.
1692 И. К. Амман публикует книгу «Говорящий глухой, или Способ, по которому рожденный глухим может научиться говорить».
1700 И. К. Амман публикует трактат «Исследование о даре слова» или «Диссертацию» о речи.
XVII в. Накапливается опыт индивидуального обучения глухонемых в Англии, Германии, Дании, Испании, Италии, Нидерландах, Франции.
1770 Открывается первая школа для глухонемых детей (Делепе, Франция).
1784 Открывается первая школа для слепых детей (В. Гаюи, Франция).
Обратимся к более подробному рассмотрению исторических событий второго периода, чтобы понять, в контексте каких общественных и культурных событий формируется в Западной Европе осознание государством и обществом возможности обучения лиц с отклонениями в развитии, в частности - с нарушениями слуха, зрения.
2.2. От призрения церковного к светскому. Началом периода условно можно считать открытие первых приютов для слепых в Баварии (1198) и Франции (1260) по инициативе монархов-полководцев. Известно, что воинственный баварский курфюрст, потерявший зрение в результате травмы на поле боя, учредил богадельню для ослепших солдат. Инициатива Людовика IX Святого (1214 - 1270) также была обусловлена особым отношением короля, дважды возглавлявшего крестовые походы, к ослепшим воинам-крестоносцам. «Уже в половине XI-го века число слепых в Париже... было так значительно, что они, ввиду общих интересов, собирались в ближайшей к столице роще, Garenne, получившей впоследствии название Champouri, исковерканное слово Champ des pauvres. Это была община слепцов, члены которой называли себя братьями, не в смысле монашествующих, а в смысле братства по несчастью и страданиям. Тронутый их положением Людовик IX построил для них особое здание (1254 - 1260), получившее название Maison des Qvinze-Vingts (15 х 20).» [59, с. 466]. В Maison des Qvinze-Vingts (Хосписе), первоначально разместилось 300 обитателей. Согласно легенде, это были рыцари, попавшие в плен и ослепленные мусульманами. Король выкупил их и обеспечил кровом; в первые годы приют содержался за счет королевского бюджета, но так как отпущенных средств оказалось недостаточно, призреваемые получили королевскую привилегию - нищенствовать. Более того, монарх даже повелел обеспечить незрячих поводырями за счет казны. Избыточная опека приюта со стороны двора и церкви (освобождение от налогов, получение даров и наследств, богатых подаяний от согрешивших и искавших папского прощения аристократов) уже не имела ничего общего с благотворительностью. Церковь при богадельне стала одной из самых фешенебельных в Париже. "Располагая крупными доходами, слепые не только жили сибаритами, но пускали деньги в оборот, покупали по соседству земли, строили на них дома, лавки, сдавали их в наем, так что к концу ХVIII столетия образовался целый городок в 5.000 человек, привлекавший знать, находившую здесь все необходимое в роскошных магазинах." [59, с. 467]. Развращающее влияние Maison des Qvinze-Vingts на общественные нравы достигло таких размеров, что в 1775 г. правительство решило принять жесткие меры. Приют был продан за 6,5 млн. франков, а для проживания слепых была куплена за 400 тыс. франков казарма мушкетеров на улице Шератон, возле Бастилии. Деньги, вырученные на купле-продаже, составили основу финансового обеспечения богадельни, обитатели которой содержались за счет ренты с многомиллионной суммы. Более поздние политические события Франции почти не отразились на жизни парижского Хосписа, и он сохранил уклад жизни средневековой богадельни до начала ХХ века [59, 66].
Итак, начало новому периоду отношения государства к лицам с отклонениями в развитии было положено решениями монархов обеспечить инвалидам войны светское призрение. Несмотря на то, что долгое время эта инициатива не находила развития в странах Западной Европы, было бы неверно недооценивать ее значение для изменения официальной политики по отношению к инвалидам, так как был создан прецедент заботы не церкви, а короны, т.е. власти, о слепых подданных. В дальнейшем эта инициатива получит распространение во многих западноевропейских городах.
2.3. Средневековый город: “полноценное большинство” охраняет свою жизнь и права.
Демографический подъем, начавшийся в XII в., привел к тому, что к XIV в. Европа не только достигла удовлетворяющей ее численности населения, но и испытала некоторое его перепроизводство. Это многократно увеличило проблемы продовольственных запасов. Не- хватка еды в ХIII - ХIV вв. нередко принимала катастрофические формы [33]. По словам Жа- ка Ле Гоффа [43], средневековый Запад представлял собой мир, находящийся на крайнем пределе, он без конца подвергался угрозе лишиться средств к существованию. В неурожай- ные годы резко возрастало число голодных смертей, особенно среди бедноты. Статистика позволяет судить о размахе бедствий: так, во Фландрии (1315 - 1317) численность населения Ипра сократилась на одну десятую, в Брюгге из 35 тысяч горожан умерло 2 тысячи. Евро-
пейские Хроники свидетельствуют о многочисленных фактах каннибализма [33, 43].
Жителей континента терзают тяжелые недуги. В ХII - ХIII столетиях свирепствует проказа, численность больных достигает огромных размеров, например, во Франции (1227) пришлось открыть около двух тысяч лепрозориев. В Англии и Италии (1361 - 1366) эпиде- мия чумы поразила преимущественно детей ("детская чума"), в 1418 г. ее жертвами стали па- рижане [43]. Продолжительность жизни европейца в ХI - ХIV вв. колебалась от 22 до 35 лет. Для Средневековья характерна исключительно высокая смертность в младенческом и дет- ском (до 14 лет) возрасте, составлявшая, по мнению демографов, 35-40% [16]. XIV столетие вошло в европейскую историю как мрачный период Великого Мора. "Черная смерть", начав свой путь из центральной Азии, примерно к 1348 г. достигла центральной Европы. Это была не первая, но самая смертоносная эпидемия чумы. По данным хроник, за четыре года (1347 - 1351) население Европы сократилось почти на треть [33, 91].
Сложившаяся ситуация детерминировала дальнейший рост числа больниц. К ХIII в. функции больниц изменяются: "они превращаются в благотворительные учреждения, доступ в которые открыт только бюргерам - полноправным горожанам, а местным жителям, при ус- ловии внесения специального взноса... К ХIV в. больница перестает быть церковным учреж- дением в строгом смысле слова, однако она по-прежнему находится под покровительством церкви, и имущество ее, в силу этого, считается неприкосновенным. Последнее обстоятель- ство имело важные последствия: состоятельные горожане охотно вкладывали свои средства в больницы, обеспечивая тем самым их сохранность" [70, с. 60].
Вслед за первой, возникшей в XIII в. в Италии, появляются новые психиатрические лечебницы. В конце ХIII в. в Каире была открыта больница Мориста для душевнобольных. В 1305 г. в Упсале (Швеция) монашеское братство основало дом "Святого Духа" для странни- ков, куда принимались и люди с психическими расстройствами [34]. Отличительной особен-
ностью любой средневековой психиатрической лечебницы были бессердечные и жестокие методы лечения. Считалось, что “бешеные сумасшедшие скорее и с большей надежностью вылечиваются наказаниями, жестким обращением и пребыванием в камере, чем психиатрией или медициной“ [93, с. 26]. Тем не менее, открытие психиатрических лечебниц было важным шагом на пути к будущей организации медицинской помощи душевно больным. Факты воз-
никновения в Европе домов призрения для сумасшедших, безусловно, свидетельствуют о не- которых позитивных сдвигах в общественном сознании относительно “неполноценных” лю- дей.
Средневековая юриспруденция, как и средневековая медицина, в своих действиях ру- ководствовалась интересами здоровых граждан. Закон и суд защищали “полноценное боль- шинство” от “неполноценного меньшинства”. Вплоть до ХVIII в. государство и закон не счи- тали инвалидов полноценными гражданами. Ранние своды законов почти всех европейских стран жестко фиксировали ограничения гражданских прав инвалидов: они были лишены права наследования, им запрещалось давать показания в суде, заключать контракты, делать официальные заявления и составлять завещания [7, 24, 79, 82].
Гражданское право уделяло большое внимание имущественным спорам. Необходи- мость определять дееспособность их участников, в том числе претендентов на наследство, побудила законодателей зафиксировать права слабоумных и душевнобольных.
Первым таким документом можно считать Акт короля Англии "De praerogative regis" (1255 - 1290), вводящий строгое разграничение между помешанным и идиотом, что имело принципиальное значение для имущественных претензий. "Человек, лишенный понимания со своего рождения" - идиот - не имел имущественных прав. Тогда как помешательство рас- сматривалось как временное состояние умственно полноценного человека, а потому не огра- ничивало имущественных прав. Юрисдикция требовала более обоснованных решений, и примерно через 200 лет сэр Антони Фитцхерберт дал новое определение: "Идиот - это такое лицо, которое не знает цифр, не может считать, не может назвать своих мать и отца, а также не знает, сколько ему лет и т.д., не может понять, что ему в пользу, а что во вред" [2, 28, 84, 88].
Законодательство по-прежнему обходит людей с отклонениями в развитии своим вниманием: европейцев в это время заботят проблемы собственного выживания.
2.4. Первые ростки терпимости к “инаковыглядящим” и “инакомыслящим”.
XII - XIII вв. считаются переломными в истории европейской цивилизации. “В эту эпоху новация, - пишет Г. Б. Корнетов, - доселе подозрительная и осуждаемая, перестает быть таковой, оценивается позитивно и даже обретает знак благородства, торжествуют гра- мотность и знание; в городах распространяется начальное образование для мирян. Универси- тетское штудирование... обращается к знанию, создаваемому человеком на основе исследо- вания, науки” [39, с. 78]. Вслед за университетом в Болонье (1119) открывается Сорбонна (1160), Оксфорд (1167), Кембридж (1209), университеты в Падуе (1222) и Неаполе (1224). С ростом количества университетов в Европе стремительно увеличивается число образованных людей, столь же быстро пополняются ряды дипломированных медиков, педагогов, правове- дов [61, 67].
В это же время (XII - XIII вв.) в Западной Европе окончательно складываются и оформляются устойчивые социальные группы, происходит выраженное сословное структу- рирование общества. Разные сословия, профессионально объединившиеся (например, в цехи) группы населения приобретают собственные права и привилегии.
Коснемся еще одного важного для нашего исследования факта средневековой исто- рии. Начавшиеся в конце XI столетия крестовые походы привели в XIII в. к тому, что му- сульманская и иудейская литература, философия, медицина не только становятся доступны для европейцев, но и активно осваиваются ими [22, 39, 91]. В Италии, Испании, Португалии среди христиан оказалось значительное число иноверцев. Европейцы на протяжении этих двух веков учились понимать, что "иные" люди, несмотря на свое явное внешнее отличие, иной язык, стиль одежды и поведения - это такие же люди. Последнее обстоятельство в ас- пекте проводимого исследования имеет принципиальное значение.
К сожалению, возникшая в крупных торговых городах Средиземноморья терпимость к “инакомыслящим и инаковыглядящим людям” не получила широкого распространения на континенте, в значительной мере из-за идеологического влияния Рима [34, 91].
Анализируя культурно-исторические процессы Средневековья, мы пришли к выводу, что, с точки зрения эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, XII - XIII вв. необычайно значимы:
- в Западной Европе росло число профессионально подготовленных специалистов: медиков, педагогов, юристов; закладываются основы государственной системы образования;
- возникшее сословное разделение явилось первым шагом к сословному воспитанию, которое в дальнейшем приведет к попыткам индивидуального обучения аномального ребен- ка из знатной семьи;
- в западноевропейских городах начало формироваться терпимое отношение к людям, отличающимся от большинства горожан верой, языком, манерой поведения, одеждой, внеш- ностью, темпераментом. Закладывались основы новой культурной традиции европейцев - терпимости к "иным" людям, “инаковыглядящим” и “инакоговорящим”. Можно допустить, что изменение отношения населения (большинства) к иноверцам (меньшинству) способство- вало изменению и отношения к людям с отклонениями в развитии, также составляющим в обществе меньшинство, отличающееся от большинства, но по другим признакам;
- возникли лечебные, учебные и благотворительные нецерковные учреждения, т.е. сложились предпосылки национальных систем здравоохранения и образования.
2.5. Инквизиция: люди с отклонениями в развитии приравниваются к политическим врагам.
Попытки католического Рима сплотить европейские государства в единое христиан- ское сообщество не приводили к желаемым результатам, общество раздирали противоречия и разногласия, в нем царили насилие и ненависть. Напряженность общественной атмосферы усугубляли страх и ужас, вызванные эпидемиями, прокатившимися по континенту в XIII - XIV вв. Не вызывает сомнения, что средневековый человек постоянно пребывал в состоянии повышенного нервного напряжения, психического стресса, а жизнь его ежедневно подверга- лась опасностям. Фрустрация, которую испытывала большая часть населения, привела к рез- кому росту психических расстройств [16, 28, 34, 91].
Умами европейцев, охваченных тревогой и пессимизмом, овладела мысль о близком конце света, о приходе на землю воинства Антихриста, об усилении могущества Сатаны. Идея Апокалипсиса, поддерживаемая проповедниками, богословами, писателями, приобре- тала вселенские масштабы. В атмосфере всеобщего ожидания катастрофы в обществе усили- лись нетерпимость и подозрительность к окружающим. С конца XIII в. концепция Армаге- дона, всепроникающего Дьявола и социального хаоса, трансформируется в поддерживаемую римской курией идею ереси. Церковь начинает поиск еретиков и ведьм, а население по мере сил помогает ей [16, 34 91]. Первыми в поле зрения напуганных обывателей, естественно, попадали "инакомыслящие" и "инаковыглядящие" - сумасшедшие, эпилептики, истерики, глубоко умственно отсталые, глухонемые, люди с врожденными уродствами.
Борьба католической церкви с абсолютизмом, с европейскими монархами (за власть), с реформаторами (за чистоту веры) выводит на европейскую сцену судебно-полицейское уч- реждение для истребления ереси - инквизицию. Эпоха инквизиции оказалась периодом "по-
вышенного общественного внимания" к душевнобольным, глухонемым и людям с выражен- ными интеллектуальными нарушениями. Кодекс инквизиции предполагал поощрение донос- чиков на еретиков и допускал, особенно в ХIII - ХV вв., уничтожение последних. Жертвой оговоров и судебных решений нередко оказывались умалишенные, глухонемые, люди с гру- быми физическими уродствами. Неприятие чужой необычности, неординарности, страх, брезгливость и агрессия большинства к "неполноценным" согражданам обрекали последних на преследование и уничтожение.
С момента благословения Папой Иннокентием VIII (1484) охоты на ведьм началось их тотальное истребление. В Германии два доминиканских монаха издают книгу "Malleus Maleficarum" ["Молот ведьм", 1487], ставшую руководством для преследователей. Приве- денный в "Молоте" перечень примет ведьм включает бессвязную речь, странное поведение, неадекватные поступки. Можно видеть, что люди с физическими и интеллектуальными на- рушениями (как носители перечисленных качеств), легко могли попасть в число жертв рели- гиозных преследований.
Трудно назвать точное число инвалидов, погибших или пострадавших в результате оговора, но несомненно, что оно было значительным. В колдовстве могли обвинить даже ре- бенка, известны случаи казни десяти-двенадцатилетних детей. Баденское земское уложение (1588) содержало развернутый список вопросов для допроса "ведьмы", среди которых был и такой: "Как добывает уродов, которых подкидывает в колыбели вместо настоящих младен- цев, и кто ей их дает? "[16, с. 173].
Блаженный Августин в V столетии отнес исцеление эпилепсии и помешательства к компетенции церкви, а глухонемых отлучил от нее. Спустя тысячу лет "Молот" расширил круг неполноценных и опасных людей, включив в него одержимых и колдунов. Убеждение инквизиторов в том, что "если пациенту можно оказать помощь без лекарств или если лекар- ства ухудшают состояние, значит, болезнь вызвана Дьяволом" [91, с. 68], позволяло считать одержимым любого человека, имеющего физические или психические недостатки. Добычей охотников за ведьмами часто становились умственно отсталые люди по причине неадекват- ности их поступков либо обвиненные как "дети ведьмы" [86, 87].
Один из трактатов по экзорсизму (изгнанию дьявола) убеждал читателя в очевидной одержимости тех, кто притворяется сумасшедшим, глухонемым или слабоумным, другой считал явным признаком одержимости, трудно диагностируемые или не поддающиеся изле- чению болезни [76]. Учитывая уровень развития средневековой медицины, нетрудно пред- положить, что перечисленные симптомы одержимости при желании легко обнаруживались у любого "неординарного" человека. Охота на ведьм продолжалась в Западной Европе более двух столетий и привела к гибели свыше ста тысяч человек [34, 43, 91]. Возможно, отсюда
берут свое начало фашистские идеи о сверхчеловеке и неполноценных людях, подлежащих истреблению [18]. (История геноцида ХХ века доказала, что путь от идеи уничтожения фи- зически и умственно неполноценных людей до фактического истребления стран и народов может оказаться на удивление коротким).
2.6. Реформация: отношение к инвалидам не меняется.
Эпоха Возрождения знаменует начало Нового времени европейской цивилизации, ос- вобождения культуры от церковного попечительства, которое особенно усилилось благодаря Реформации. “Секуляризация или “обмирщение” культуры было связано с ослаблением ве- ры, расширением сферы действия общественно-политических и экономических ценностей, а также с успехами науки, которая отвоевывала у религии одну область за другой“ [94. с. 34].
ХVI век отмечен как время Реформации - антифеодального, антицерковного движе- ния, зародившегося в Германии. Лютер и его последователи отрицали необходимость като- лической церкви с ее иерархией, считая носителем истины Священное писание, и выступали за упразднение института духовенства. По мнению Лютера, между словом Божьим и верую- щим не нужен посредник, человек должен общаться с Богом не на латыни, а на родном язы- ке.
Религиозная война неожиданно придала ускорение развитию образовательной систе- мы в Западной и Центральной Европе. Желание реформаторов изгнать из богослужения не- понятную большинству верующих латынь, естественно привело их к мысли о необходимо- сти:
- дать в руки каждому Библию на родном языке;
- научить всех читать, а значит, ввести всеобщее начальное образoвание;
- проводить обучение на родном языке;
- сделать обучение принудительным, чтобы исключить влияние римской церкви на умы учащихся;
- вменить организацию обучения в обязанность государству [3, 47].
Карл Великий, мечтая возродить Римскую империю, попытался ввести всеобщее обу- чение и открыл школы при церквях. Реформаторы-протестанты, мечтая о независимости Германии от идеологического влияния Рима, попытались ввести принудительное всеобщее государственное начальное обучение. Несмотря на то, что Карл и Лютер в своих решениях руководствовались исключительно идеологическими и политическими интересами, в значи-
тельно меньшей мере думая о просвещении, очевидна плодотворность их деятельности для развития системы образования.
Парадоксально, что великие идеологи Реформации Мартин Лютер (1483 - 1546) и Жан Кальвин (1509 - 1564), находясь в оппозиции к официальному Риму, в отношении к аномаль- ным людям исповедовали взгляды своих ярых врагов - инквизиторов. Они требовали уп- разднения католической церкви, феодальной эксплуатации и боролись за установление ра- венства, но слабоумных советовали сажать в тюрьмы или бросать в реки [14]. Лютер считал, что умственно отсталый ребенок - это просто massa carnis (масса плоти, лишенная души). Кальвин же проповедовал, что умственно отсталые люди одержимы Сатаной [81].
Можно видеть, что идеологи средневековья, принципиально расходясь в догматах ве- ры и взглядах на устройство государства, единодушно считали лиц с грубыми отклонениями в развитии неполноценными и ненужными. В своей идеальной модели мира ни одна из сто- рон не оставляла места людям с отклонениями в умственном или физическом развитии.
Факты избавления от неполноценных детей в средневековой Европе достаточно мно- гочисленны. Конечно, государство, в отличие от Спарты, не поощряло такого рода действий, однако и не противостояло им. Но "прошло много веков, совершился крупный религиозный переворот, изменился взгляд на душу человека, и только тогда, уже в глубине средних веков, сознание европейцев восстало на защиту маленьких людей, борясь законодательным путем, государственной и церковной властью против этого тяжелого явления в прошлом европей- ской культуры" [55, с. 105]. Возможно причиной тому стало уважение к индивидууму как существующему по образу бога.
2.7. Эпоха Возрождения: новый взгляд на людей с отклонениями в развитии.
Эпоха Ренессанса - это время развития гуманистических тенденций в отношениях к людям с психофизическими недостатками. Невозможно переоценить прогрессивную роль фундаментальной идеи принципиального равенства всех людей, одинаковости человеческой природы. Умы философов, писателей, врачей, педагогов привлекают проблемы образования, воспитания детей, их начинает интересовать и волновать жизнь людей, лишенных разума, обездоленных [11, 12, 28, 29, 34, 38, 50].
Эразм Роттердамский (1469 - 1536) утверждает, что подлинного человека формирует не природа сама по себе, а целенаправленное воспитание. В своих педагогических произве- дениях - "Речь о достойном воспитании детей для добродетели и наук", "О приличии детских нравов" - он проводит идею о том, что никому не дано выбирать себе родителей и родину, но
всякий способен сформировать свой нрав и характер. Человека невоспитанного или лишен- ного регулирующего воздействия разума, предающегося своим страстям и инстинктам, Эразм ставит ниже животного. Один из персонажей его "Домашних бесед", утверждает, что "невозможно изменить природные задатки совершенно, но исправить их отчасти - возмож- но". Убеждение в принципиальном равенстве всех людей, независимо от их социального по- ложения, перед лицом воспитания, которое выявляет лучшие свойства человеческой приро- ды, составляет одно из важнейших просветительских стремлений Эразма Роттердамского [69].
Для нашего исследования представляет интерес мнение Джордано Бруно (1548 - 1600) о физических недостатках человека. В философско-поэтической исповеди "О героическом энтузиазме" (1585) итальянский мыслитель писал:"... никому не могут быть поставлены в вину глупость и условия пола, как нельзя ставить в вину телесные недостатки и уродства ибо если при таких условиях и имеются недостатки и ошибки, то приписать это должно природе, а не отдельному лицу." [11, с. 24].
В ХVI в. врачи Западной Европы, прежде всего, Франции и Италии, детально разраба- тывают важные проблемы психиатрии. Это время объективных научных исследований и психиатрических наблюдений. Важным для практических психиатров представляется забота о психическом здоровье, о щадящем отношении к больному, о профилактике обострения его состояния. Людвиг Вивес (1492 - 1540) убежден, что "так как нет ничего в мире совершеннее человека, а в человеке - его сознания, то надо в первую очередь заботиться о том, чтобы че- ловек был здоров, и ум его оставался ясным. Большая радость, если нам удается вернуть в здоровое состояние помутившийся разум нашего ближнего. Поэтому когда в больницу при- ведут умалишенного, то нужно, прежде всего, обсудить, не является ли это состояние чем-то от природы свойственным этому человеку, а если нет, то в силу какого несчастного случая оно образовалось, и есть ли надежда на выздоровление? Когда положение безнадежно, надо заботиться о соответствующем содержании больного, чтобы не увеличить и не углубить не- счастья, что всегда случается, если душевнобольных, и без того озлобленных, подвергают на- смешкам или дурно обращаются с ними" [34, с. 87].
В середине ХVI в. в Испании возникает целая сеть психиатрических заведений в Ва- ленсии, Сарагоссе, Толедо, Валладолиде, Мадриде, обеспечивавших в основном изоляцию душевнобольных, которых держали в цепях и наручниках. Эти учреждения еще не преследо- вали лечебных целей, и основной формой применявшегося в них лечения было "выбивание дури" плетьми. Однако следует помнить, что за стенами этих учреждений умалишенных ждали костры инквизиции [17]. Мы склонны рассматривать инициативу испанских городов
по открытию названных учреждений как попытку противостоять инквизиции, защитить го- рожан от церковного суда и казни.
В период активного развития средневековых городов в Испании, Франции, Германии магистраты вынуждены были обратить внимание на сумасшедших и оказывать им психиат- рическую помощь. Юридические акты ХV в. закрепляют перечень мер, к которым следует прибегнуть в случае психического заболевания. Законодательно регламентируется поведение родственников больного с учетом его материального положения и гражданства. Основное требование - изолировать больного, дабы не нарушались покой и безопасность остальных горожан. Кодекс Бретани возлагал ответственность за больного, в случае отсутствия родст- венников, на приходское духовенство. В Германии забота об одиноких больных поручалась цехам, иногда содержание пациента оплачивал город. Древне-испанский Кодекс предупреж- дал: "Помешанный, маньяк и слабоумный не ответственны за поступки, содеянные ими во время болезни, ответственность падает на родных, если они не сторожили больного и этим не воспрепятствовали тому ущербу, который он нанес другим" [34, с. 64].
В тех случаях, когда родственники не хотели или не имели возможности держать больного дома, его можно было передать под патронаж чужих людей, услуги которых опла- чивал магистрат. Если больной оказывался состоятельным иностранцем, его предписывалось доставить на родину, взыскав издержки, если же он был беден, предлагалось просто выдво- рить его за пределы города. Описаны случаи, когда неимущие душевнобольные многократно пытались возвратиться, но их снова выдворяли, предварительно физически наказав.
Безобидные и спокойные больные предоставлялись сами себе. О жизни тех из них, кто был лишен заботы со стороны близких, реальное представление дает монолог Эдгара из трагедии В.Шекспира "Король Лир" (1605):
«В стране у нас блуждает ведь немало
Бедламских нищих, что безумно воют
И в руки онемелые втыкают
Булавки, гвозди, ветки розмарина
И страшные на вид по деревням
.........
То с бешеным проклятьем, то с молитвой
Сбирают подаянье» [68, акт 2, сцена 3].
Если больной был буйным, и родственники не справлялись с ним, то по их просьбе или по инициативе магистрата больной помещался в тюремный подвал или особую камеру в крепостной стене. Содержание узника в таком случае оплачивал город. "Когда субъект при- знавался идиотом, все доходы от его имущества поступали в корону. Когда же он признавал- ся помешанным - корона брала на себя роль опекуна: охраняла его имущество и доходы, и
возвращала их или ему в случае выздоровления, или наследникам - в случае его смерти." [2, с. 351].
На наш взгляд, принятие подобного закона должно было привести к серьезным пере- косам в диагностике и организации помощи больным, как одной, так и другой категории. Практика средневековой Англии подтверждает наш вывод: врачи под давлением родствен- ников зачастую диагностировали слабоумных как душевнобольных, и, следовательно, в дальнейшем их лечили "не от своей болезни". Видимо поэтому в Англии стало расти число психиатрических больниц, а учреждения для слабоумных не открывались [2, 28, 88, 89]. Вместе с тем включение в законодательство разделов, касающихся слабоумных и умалишен- ных, безусловно, было прогрессивным явлением, знаменуя принципиальное изменение по- ложения людей описываемой категории. Доказательством тому может служить история вра- чебной экспертизы душевнобольного преступника в Нюрнберге [34].
Учитель арифметики Конрад Глазер в 1528 г. сбросил с лестницы свою мать и ученика, женщина при этом погибла, а юноша получил тяжелые повреждения. Глазера поместили в тюрьму, а через несколько дней перевели в частный дом и посадили на цепь, с тем, чтобы он "прояснил свои мысли". Через месяц жена и опекун арестованного возбудили ходатайство о взятии осужденного домой, аргументируя свою просьбу затруднениями в оплате наемной квартиры, а также тем, что дома больному будет спокойнее. Под большой залог арестованный был переведен домой. Окна его комнаты снабдили решетками, а на две- ри соорудили прочный замок, ключ от которого требовалось сдавать в ратушу. Родственники потер- певшего юноши опротестовали снисходительное отношение к убийце. Рассматривая тяжбу, городские советники отклонили требования близких пострадавшего. По их мнению, было бы жестоко оставлять Глазера в пожизненном заключении, и в данном случае не следует наказывать изоляцией, милосердное от- ношение может утешить больного, и будет способствовать возвращению ему рассудка. В 1530 г. Глазер ходатайствует о снятии с него цепей. В ответ спустя тринадцать месяцев город назначает медицин- скую экспертизу. Два врача, осмотрев Глазера на дому, фиксируют улучшение его здоровья и в целях пре- дупреждения рецидива назначают лечение. Эксперты представили бургомистру отчет, в котором выра- зили надежду на выздоровление Глазера. На основании этого заключения через четыре месяца с подсуди- мого сняли цепи и даже разрешили посещать проповедь [цит. по Каннабих Ю.В. История психиатрии].
История нюрнбергской экспертизы отражает изменения, происходящие в обществен- ном сознании. Суд делает прогрессивный шаг, определяя, что психически больной преступ- ник, прежде всего, нуждается в лечении, помощи и снисходительности, а не в жестоком на- казании. Безумие преступника начинает классифицироваться как болезненное состояние, а не как отягчающее обстоятельство.
В трактате "Врачебные консультации" Иероним Меркуриали (1530 - 1606) представил этиологию, диагностику, клинику психических недугов. Практиковавший в Падуе и Болонье врач высказывает мысль о том, что дурное обращение с человеком в годы раннего детства может оказывать влияние на формирование меланхолии. Дети, чьи первые годы жизни про- шли в крайне неблагоприятных условиях, вырастут замкнутыми, невосприимчивыми к радо- стям жизни, постоянно подавленными людьми [34].
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.337 с.) |