МОДУЛЬ 10. Прощание с группой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

МОДУЛЬ 10. Прощание с группой



Окончание групповых занятий вызывает у детей и взрослых двойственные чувства. С одной стороны, они испытывают облегчение от того, что работа, участие в которой было не для всех добровольным, завершается и у них появляется возможность «начать жить самостоятельно». С другой стороны, им грустно из-за неизбежного расставания. За время работы дети и взрослые, как правило, привязываются к группе. Задания этого модуля позволят детям и взрослым подвести итоги длительной и напряженной работы группы. Основные задачи этого модуля состоят в следующем:

1. Помочь участникам группы увидеть связь между негативными чувствами, которые у них вызывает предстоящее окончание работы, и их прошлыми проблемами (личными потерями, социальной изоляцией).

2. Сделать акцент на положительных чувствах, связанных с завершением программы, подготовить членов группы к окончанию групповой работы.

3. Вспомнить, как проходила работа группы, уделяя особое внимание наиболее значимым моментам и личным успехам каждого участника.

4. Определить, с какими участниками группы необходима дальнейшая терапевтическая работа.

Примеры практических заданий модуля 10 (4 занятия).

Упражнение 1 «С тех пор, как я в группе». Дети заполняют анкету, цель которой – узнать, что изменилось в их ощущениях и поведении за время прохождения программы. Специалисты используют ответы детей и свои наблюдения, чтобы оценить индивидуальную динамику каждого участника группы и обеспечить объективную обратную связь. В одной из групп девочка согласилась с утверждением: «Я могу разговаривать с моими родителями». Она молчала четыре года, прежде чем стало известно о том, что ее совратил отец. Теперь же она смогла сразу рассказать матери, что к ней приставал сосед. Эта девочка сказала, что она смогла постоять за себя, потому что больше не чувствовала себя беспомощной, благодаря поддержке и ощущению собственной значимости, которые дала ей группа. Анализируя ответы, специалист может выявить тех, кто нуждается в дальнейшей терапии.

АНКЕТА «С тех пор, как я в группе»

  Часто Иногда Редко Никогда
Я не боюсь говорить о том, что произошло со мной        
Я могу просить у других то, что мне нужно        
Другим детям нравится играть со мной        
Я чувствую себя в безопасности        
Мне хочется сказать кому-нибудь что-нибудь приятное        
Люди понимают, что я чувствую        
Я могу спокойно разговаривать со своими родителями        
Мне нравится ходить в школу        
Я не боюсь сказать другим, что они меня злят        
Члены моей семьи ладят друг с другом        

 

Упражнение 2 «Моя группа». Ребята заполняют рабочий листок. В нем они перечисляют чувства, которые могут возникнуть у них в связи с окончанием программы, и дают оценку своему опыту работы в группе. Специалист проводит общую дискуссию, посвященную окончанию группы. Участники обсуждают, что в групповом опыте оказалось для них наиболее полезным и что бы они сделали иначе, если бы сами планировали следующую группу. Обычно дети выражают положительное отношение к группе. Они говорят, что «это было здорово», часто отмечая полученную возможность найти новых друзей и узнать, что и в жизни других детей произошли похожие события, что они не одиноки в своей беде.

РАБОЧИЙ ЛИСТОК «Моя группа»

1. Мне _______________________ от того, что скоро работа группы завершится.

2. Самым трудным за время занятий для меня было __________________.

3. Мне бы хотелось, чтобы _____________________________.

4. Для меня участие в занятиях группы стало ____________________.

5. Мне бы хотелось, чтобы ___________________________.

6. С одной стороны, я ________________ тому, что занятия группы подходят к концу, с другой я чувствую _______________________________________.

7. То, что я приобрел здесь новых друзей _______________.

8. Когда я рассказывал(а) группе о том, что произошло со мной, я ___________________ и ______________________.

9. Если бы я был(а) ведущим группы, я бы __________ чаще и реже _________.

10. Еще я хотел (а) бы сказать всем участникам нашей группы, что ___________.

Упражнение 3 «Фильм о моей жизни». Этому упражнению можно уделить не одно, а два или даже три занятия. Детям дается следующая инструкция: «Представьте себе всю вашу будущую жизнь как художественный фильм, в котором вы играете. Каждый из вас – и сценарист, и режиссер, и исполнитель главной роли. Вам решать, о чем этот фильм, вам выбирать, какие в нем будут действовать персонажи, где будут происходить события. Нарисуйте на бумаге портрет героя будущего фильма, но не обычный автопортрет, а портрет того, кем бы вы хотели стать. При этом не важно, будет ли этот рисунок выполнен в реалистической, абстрактной или в какой угодно другой манере. Важно, чтобы он отражал вас таким, каким вы хотели бы видеть себя в будущем. Отдохните немного и посмотрите на рисунок. Скажите себе: «Это я. Такой, каким я сделал себя сам. Нравлюсь ли я себе таким?» Если нет или не совсем, все можно исправить. Внесите необходимые изменения, уберите ненужное, добавьте детали. Сделайте все, чтобы вы были довольны. Не торопитесь. Теперь вы нравитесь себе? Тогда опишите словами то, что вы вложили в портрет себя в будущем. Наш герой готов к действиям. Пора сочинять сценарий, режиссировать, ставить фильм. Пусть этот сценарий начнется с самого ближайшего будущего, лучше всего – с завтрашнего дня. Придумывайте, что хотите; главное условие – это должен быть фильм про победителя. Конечно, я не предлагаю вам придумать фильм, где у героя все только хорошо, очень хорошо или просто замечательно. Такого не может быть в реальной жизни, и смотреть такой фильм будет невыносимо скучно. Пусть в вашем сценарии будут и неудачи, и провалы, но это значит, что вы должны придумать самые интересные пути преодоления жизненных трудностей. 77 Если вы выберете для сценария путь избегания трудностей, то фильма про победителя не получится. Запишите этот сценарий и вспоминайте его. Вспоминайте о том, что у вас есть возможность творить свою жизнь и самого себя».

Упражнение 4 «Я - подарок для человечества». Детям дается следующая инструкция: «Каждый человек – это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо любому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность. Подумайте над тем, что вы действительно являетесь подарком для человечества. Аргументируйте свое утверждение, например: я подарок для человечества, потому что я...».

Упражнение 5 «Машина времени». Специалист предлагает участникам поговорить об их жизни и пофантазировать о том, что можно было бы сделать иначе, представить, что они перенеслись в какое-то время своей жизни, которое им бы хотелось изменить. Участникам предлагается зарисовать это событие так, как оно могло бы произойти, включая те действия, которые им следовало бы сделать, чтобы добиться другого развития событий. Во время обсуждения каждый ребенок сначала рассказывает о реальном событии из своего прошлого, а затем описывает, каким образом он изменил это прошлое. Остальные участники обсуждают различные пути изменения его прошлого. Упражнение 6 «Прощание» Дети получают бланки прощальных писем каждому участнику группы и специалисту и заполняют их. Специалист тоже пишет каждому ребенку письмо, в котором подчеркивает его успехи и достижения в процессе работы. Затем письма раздаются адресатам, и каждый зачитывает их вслух всей группе. Детям очень важно знать, что к ним хорошо относятся, их ценят, что кому-то их будет не хватать. Некоторые дети выражают желание написать прощальные письма тем участникам группы, которые перестали посещать занятия раньше срока. Следует поддержать это стремление детей и заверить их, что письма будут отправлены.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.005 с.)