Консультирование детей жертв насилия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консультирование детей жертв насилия



Основная цель работы специалиста с жертвами насилия заключается в уменьшении и ликвидации последствий травматических переживаний.

В процессе консультирования таких детей чрезвычайно важно для специалиста установить контакт с ребенком, причем акцент следует сделать на демонстрации заботы о ребенке. Скорее всего, ребенок будет постоянно проверять, адекватными и неадекватными способами, насколько специалист действительно о нем заботится.

Задачи, стоящие перед специалистом:

1) способствовать уменьшению у ребенка чувства стыда, вины, бессилия;

2) помочь в укреплении чувства собственной значимости;

3) сформировать новые поведенческие паттерны;

4) способствовать дифференцированному взаимодействию с окружающими людьми;

5) способствовать развитию самоопределения ребенка, восприятия собственного «Я», в том числе и физического образа «Я».

Специалисты в области работы с детьми, пережившими насилие, полагают, что общепринятой формулы кризисного вмешательства не существует. Например, при длительном насилии необходима, соответственно, длительная работа, причем не только с ребенком, но и со всей семьей.

Наиболее эффективными считаются: когнитивная терапия, гештальт-терапия, психодрама, символдрама, арт-терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия.

Наиболее подходящим вариантом работы с детьми, пережившими насилие, является мультимодальная модель консультирования, в которой сочетаются три основных психотерапевтических направления:

- работа с мыслями,

- работа с эмоциями,

- работа с поведением.

Выбор конкретного метода в практической работе зависит от: – возраста ребенка; – стадии консультирования, то есть над чем в данный момент идет работа: над мыслями, эмоциями или поведением; – уровня когнитивного развития ребенка. Консультирование лучше проводить в игровой или неформально обставленной комнате, нежели в кабинете или классе. Это способствует снятию напряжения, усиливает чувство безопасности и контроля над ситуацией. Считается, что процесс консультирования идет успешнее, если дети могут контролировать дистанцию между собой и взрослым. Вполне естественно, что ребенок, переживший насилие, испытывает особый страх при встрече с незнакомым взрослым, при посещении нового места. Иногда он даже не знает, куда и зачем ведут его родители или учителя. Это может вылиться в изначальное недоверие к специалисту и формирование негативных ожиданий.

Обычно мотивация встретиться со специалистом у ребенка отсутствует. Даже получив травму, ребенок стремится испытывать позитивные мысли и чувства и избегает негативных, поэтому визит к специалисту вряд ли станет для него приятным. Исключение составляют те случаи, когда дети уже знакомы, например, со школьным психологом, проводившим групповые занятия, с которым уже сформированы доверительные отношения. Дети, пережившие насилие, научились не доверять окружающим, поскольку испытали сильную боль от тех, кого они любили. Это означает, что первичное установление контакта специалиста с ребенком и дальнейшее формирование доверительных отношений будет нескорым и непростым. Интервьюирование, или беседа специалиста с ребенком, пережившим насилие, позволит защитить его законные права и интересы только в том случае, если ей будет предшествовать целенаправленная подготовка, а полученные сведения будут надлежащим образом проанализированы.

Таким образом, под беседой с ребенком понимается не просто разговор специалиста и ребенка, но и работа, проделанная до и после разговора.

Исходя из такого широкого понимания слова «беседа», выделяют три стадии: подготовка, проведение и анализ.

В свою очередь, в двух первых стадиях можно выделить несколько фаз. Подготовка к беседе. Стадия подготовки к беседе включает следующие три фазы: сбор информации, составление плана беседы, выбор места и создание условий для беседы.

1) Сбор информации. До начала беседы специалисту необходимо получить максимум информации о случившемся: каков характер перенесенного насилия, где оно произошло, кто подозревается в насилии, какова реакция ребенка на случившееся. Все эти сведения необходимы для того, чтобы правильно спланировать беседу, получить необходимые доказательства. С другой стороны, наличие подобных сведений может подтолкнуть специалиста задавать наводящие вопросы. Помните, что одной из самых грубых ошибок при проведении беседы является стремление получить у ребенка подтверждение уже имеющейся информации или, что еще опаснее, собственного представления о случившемся. Необходимо получить сведения о семье ребенка, включая информацию об отношениях родителей между собой, отношениях с родственниками и детско-родительских отношениях, распорядке дня, интересах и увлечениях ребенка. Целесообразно получить информацию о ребенке из школы или детского сада, узнать, как он учится, каковы его отношения со сверстниками, каковы особенности его поведения. Эти сведения помогут лучше понять рассказ ребенка, позволят увидеть «случившееся» в более развернутом, широком виде. Также необходима информация из медицинских учреждений, позволяющая оценить интеллектуальное и физическое развитие ребенка, данные о перенесенных заболеваниях, частоте и причинах обращения за медицинской помощью.

2) Составление плана беседы. До начала беседы необходимо составить план, в котором нужно указать наиболее важные вопросы, требующие выяснения. Затем необходимо перефразировать эти вопросы так, чтобы они были понятны ребенку, то есть соответствовали его возрастному восприятию и интеллектуальному развитию. Существенным элементом планирования беседы является выбор ее оптимальной длительности. С одной стороны, целесообразно спланировать ее так, чтобы получить все необходимые сведения в течение одной беседы. С другой стороны, если беседа затягивается, то ребенок устает, что негативно сказывается на достоверности получаемой информации. Таким образом, длительность беседы, прежде всего, определяется возрастными и индивидуальными психологическими особенностями ребенка. Так, для маленьких детей или детей с выраженной двигательной гиперактивностью она не должна превышать 30 минут. Несмотря на надлежащую подготовку, не всегда удается получить необходимые сведения в ходе первой беседы. Детям трудно рассказывать о пережитом новым людям, поэтому повторные беседы должен проводить тот же специалист. Существенным обстоятельством, которое необходимо обязательно учитывать при планировании беседы, является готовность ребенка к признанию. С этой точки зрения можно выделить четыре группы детей: Дети, принявшие решение открыться, готовы подробно рассказать все случившееся одному или нескольким людям; Дети, принявшие решение сделать частичное признание, преуменьшают, частично скрывают или отрицают информацию о насилии; Дети, о жестоком обращении с которыми стало известно помимо их воли, не приняли еще решения: признаваться им или нет и психологически не готовы к признанию; Дети, в отношении которых факт насилия только подозревается, причем сами они по тем или иным причинам не хотят рассказывать о случившемся. При планировании тактики беседы с последними тремя группами детей следует принимать во внимание причины, по которым они не хотят рассказывать о случившемся. Можно выделить следующие основные мотивы отказа детей сообщить о перенесенном насилии: страх возмездия со стороны насильника; чувство стыда, застенчивость, опасение, что окружающие станут к ним хуже относиться; в случаях сексуального насилия – получаемое удовольствие или подарки насильника; любовь, привязанность к насильнику, опасение огорчить родителя, не совершавшего насилие, или спровоцировать развод; недоверие к взрослым, уверенность в том, что признание принесет только новые неприятности, а не будет способствовать прекращению насилия.

3) Выбор места и создание условий для беседы. При выборе места проведения интервью необходимо учитывать следующие обстоятельства. Во время беседы присутствие родителей, лиц, осуществляющих воспитание ребенка, или других заинтересованных взрослых нецелесообразно, поскольку ребенок может стесняться их, не хотеть огорчить, стараться говорить то, что эти взрослые хотят от него услышать, или, просто, бояться. Однако дети младше шести лет зачастую испытывают страх или сильную тревогу, оставаясь наедине с незнакомыми взрослыми. В таких случаях следует принять одно из двух решений: можно допустить присутствие во время беседы родителей или других взрослых, но их следует посадить на достаточном удалении сзади или сбоку от ребенка, чтобы они не находились в поле его зрения; можно сказать ребенку, что сопровождающие его взрослые во время беседы будут находиться в соседней комнате, и он будет иметь возможность обратиться к ним в любой момент, затем показать ребенку это помещение. Выбранное для проведения беседы место должно быть удобно для ребенка. Из помещения необходимо удалить все, что может отвлекать его внимание, но при этом не следует создавать «холодную атмосферу». В ряде случаев, особенно при работе с маленькими детьми, во время интервью приходится использовать куклы, чтобы ребенок с их помощью продемонстрировал, что с ним произошло. Заранее приготовьте необходимые игрушки или принадлежности для рисования, если вы беседуете с более старшими детьми, но избытка игрушек в комнате создавать не нужно. Помещение должно быть выбрано так, чтобы во время беседы в него не заходили посторонние. Проводящий беседу не должен отвлекаться на разговоры по телефону. При выборе времени для беседы обязательно учитывайте режим дня, особенно маленьких детей. Беседа, проведенная в дневное время, когда ребенок обычно спит, окажется менее успешной. Перед беседой также необходимо поинтересоваться, когда ребенок ел последний раз, не голоден ли он.

Далее следует проведение беседы. Беседуя с ребенком, важно учитывать следующее:

1. Прежде всего важно оценить собственное отношение к данной проблеме, к насилию и к сексуальному насилию, в частности. Взрослый, у которого имеются собственные проблемы, связанные с сексуальной жизнью, может столкнуться со значительными трудностями в беседе с ребенком. Он с трудом вызовет его доверие и в итоге вряд ли сможет ему помочь. Следовательно, необходимо оценить, имеет ли место какие-либо аспекты феномен переноса.

2. Необходимо обратить внимание на речь ребенка. Часто язык, которым жертва насилия описывает произошедшее, шокирует взрослых, выходит за рамки приличий. Если специалист хочет достигнуть поставленной цели, он должен принять язык ребенка и в разговоре с ним использовать те же слова и названия, которые использует сам ребенок. Нельзя давать две противоречивые инструкции одновременно:

• говори обо всем, что случилось;

• не говори неприличных слов.

3. Необходимо собрать информацию о ребенке, его семье, интересах, ситуации насилия. Однако во время беседы с ребенком следует использовать только те сведения, которые сообщает сам ребенок, ни в коем случае не оказывая на него давление намеками на то, что специалист «все знает и так».

4. Утверждения, вопросы, вербальные и невербальные реакции взрослого должны быть лишены всякого оценочного отношения.

5. Специалист, который намеревается проводить беседу с жертвой сексуального насилия, должен быть готов затратить на это столько времени, сколько потребуется.

6. Ребенок, как правило, ничего не сообщит о насилии, если беседа с ним будет проходить там, где насилие было совершено. Место, где проводится беседа, должно быть удобным для длительной работы, приятным и комфортным для ребенка.

7. Речь взрослого, тон его голоса не должен быть интимным, а скорее легким и деловым. Также не следует навязывать ребенку усиленный и непрерывный контакт глазами — это может его напугать. Кроме того, важно чутко откликаться на приемлемую для ребенка дистанцию между взрослым и ребенком.

8. Необходимо избегать прикосновений и таких форм телесного контакта, как поглаживание руки, трепание по волосам, прижимание к себе, которые дают хороший эффект при установлении контакта в обследованиях и беседах по другим поводам. В данном случае это может напугать ребенка.

9. Во время рассказа ребенка нельзя перебивать, корректировать его высказывания, задавать вопросы, которые предполагают вполне определенные ответы.

10. Нельзя давать обещаний и говорить ребенку: «Все будет хорошо», поскольку воспоминания о насилии и, возможно, судебное разбирательство, вряд ли будут приятны ребенку.

11.В отдельных случаях необходимо заранее определить, кто будет беседовать с ребенком – мужчина или женщина, это зависит от того, кто совершал насилие. Если специалист чем-то напоминает насильника, это может значительно осложнить беседу. Установка контакта при обследовании. Прежде чем расспрашивать ребенка о произошедшем насилии, необходимо установить с ним контакт.

1. Создать доверительное отношение. Ребенок будет более откровенным, сообщит больше подробностей, если будет доверять своему собеседнику.

2. Разговор будет менее болезненным для ребенка, если между ним и взрослым достигнуто доверие. Ребенку будет легче рассказывать, если он будет воспринимать специалиста как доброго, заботящегося о нем и внимательного собеседника.

Существуют различные пути, чтобы начать беседу:

• маленьким детям можно предложить игру и вместе поиграть; через некоторое время можно задать общие вопросы о семье, друзьях и т. д. Если ребенок чувствует себя хорошо, ему стараются объяснить цель обследования;

• можно в начале дать небольшое пояснение о целях обследования, а потом общие темы или игры;

• более старшим детям целесообразно объяснить цели обследования, чтобы уменьшить напряжение, сказать, почему проводится это обследование. Затем, поговорить на нейтральные темы: школа, хобби, свободное время, семья. Трудность при обследовании заключается в том, что ребенку тяжело выразить словами все то, что с ним произошло. Он точнее и легче выразит это своим поведением, действиями. Менее травматично выразить все в игре.

Возможны следующие варианты:

• игра с куклами: для детей от 2 до 7 лет;

• рисование: для детей от 5 лет;

• рассказывание истории: для детей школьного возраста, имеющих языковые способности и достаточный словарный запас. Игра с куклами. Дети, которые не испытали сексуального насилия, воспроизводят в игре свою повседневную жизнь. Дети, пережившие сексуальное насилие, часто ведут себя следующим образом: они раздевают кукол, разглядывают их между ног, делают сексуальные замечания, кладут их вместе в кровать, проигрывают сексуальные роли. Обе группы детей играют так, как это происходило и происходит с ними на самом деле. Специалисты указывают, что дети в возрасте от 3 до 5 лет чаще всего непроизвольно раскрывают факт сексуального насилия; подростки в возрасте от 13 до 17 лет делают это целенаправленно. Дети от 6 до 12 лет не имеют ни малейшей склонности говорить о насилии ни непроизвольно, ни намеренно, и это представляет наибольшую трудность в работе специалистов с ними.

Рассказывание историй Рассказывание историй может быть:

• по стандартным тестам (картинкам);

• по специально разработанным тестам. Специалист просит ребенка рассказать истории по этим картинкам. Необходимо обратить внимание на следующее:

Если отчетливо выражены сексуальные проявления (высказывания, невербальный интерес и т. д.), специалист должен сразу же фиксировать их для себя. Только если сексуальные темы у ребенка проявляются часто, можно говорить о сексуальном насилии. Однако необходимо перепроверить это с помощью как можно большего количества методов, помня о возможных ошибках. Проигрывается, проговаривается, обсуждается то, что ребенка волнует в данный момент. То, что ребенок во время игры или рассказывания историй уделяет большое внимание сексуальной стороне и неадекватно себя ведет, указывает на то, что он испытал сексуальные переживания. Тем не менее иногда и этого бывает недостаточно, чтобы утверждать наличие сексуального насилия. Для более объективной диагностики используются анатомически правильные куклы. Набор кукол включает мальчиков и девочек, мужчин и женщин, бабушек и дедушек, у которых имеются гениталии, ротовые и анальные отверстия, вторичные половые признаки. Такие куклы очень натуралистичны, и материал, полученный с помощью анатомически правильных кукол, является очень информативным как с точки зрения оценки ситуации, так и состояния ребенка. Реакции детей, испытавших и не испытавших сексуального насилия, совершенно разные. Дети, не перенесшие сексуальное насилие, проявляют любопытство, незнание, задают вопросы (иногда глупые), дотрагиваются до половых органов, рассматривают их, нажимают на них и т. д. Они спрашивают, почему у кукол есть то-то и то-то. Через некоторое время интерес угасает. Дети, испытавшие сексуальное насилие:

• проявляют страх, волнение, не хотят подходить к куклам, боятся дотронуться до них; реагируют агрессивно: «Куклы нехорошие, злые»;

• ведут себя так, как будто этого они еще никогда не видели, как будто не знают, как называются интимные части тела, как будто они не замечают различия между куклами мужского и женского пола (особенно у «взрослых» кукол мужского пола);

• маленькие дети с эмоциональными нарушениями используют куклы, чтобы открыто проиграть сексуальные действия. Общие рекомендации по работе с детьми, пережившими насилие. Специалисты в области работы с детьми, подвергшихся насилию, полагают, что общепринятой формулы кризисного вмешательства не существует. Интервенции в форме кризисного вмешательства и краткосрочное психологическое консультирование эффективны в случае единичного инцидента, при длительном насилии необходима и длительная работа, причем не только с ребенком, но и со всей семьей.

Рекомендации учителям, родителям и психологам:

1. Внимательно выслушивать ребенка.

2. Сверяться с ребенком, понимает ли взрослый смысл используемых ребенком слов и наоборот.

3. Обсуждать на примерах, что такое «хорошие» и «плохие» прикосновения.

4. Обсуждать права ребенка, кто может до него дотрагиваться и кому не стоит позволять; кого ребенок имеет право трогать сам.

5. Объяснять ребенку, что «нехорошие» прикосновения могут исходить от близких людей.

6. Обучать ребенка говорить «нет» при попытках «нехороших» прикосновений.

7. Обсуждать с ребенком необходимость рассказывать взрослым о любых инцидентах, которые его смущают и вызывают неловкость. Убедить в том, что его никто ни в чем не будет обвинять.

При завершение беседы поблагодарите ребенка за помощь, выразите ему признательность за сотрудничество вне зависимости от того, сколь информирована была беседа и оправдала ли она ваши ожидания. Если ребенок взволнован, дайте ему возможность успокоиться. Покажите, что хорошо понимаете, как ему было трудно рассказывать, и похвалите за мужество. Спросите, какое впечатление на ребенка произвело общение, ответьте на вопросы, которые у него могли возникнуть. Расскажите ребенку о дальнейшем ходе событий. Это позволит снять у него страх перед будущим. Объясните, когда и с какой целью вы встретитесь в следующий раз. Анализ полученных сведений. Целью стадии анализа являются получение ответа на два вопроса: подтверждают ли полученные сведения, что ребенок пострадал от того или иного вида жестокого обращения; какова достоверность сказанного. Решить указанную задачу можно, только сформулировав и проверив альтернативные гипотезы, объясняющие, почему ребенок дает такие показания. Основными принципами проведения анализа являются объективность, профессионализм и опора на факты. При оценке достоверности показаний ребенка обязательно учитывают время, прошедшие с момента, когда о факте насилия стало известно окружающим – правоохранительным органам, социальным службам, а также число бесед, проведенных ранее. Чем больше времени прошло с момента раскрытия факта насилия, и чем больше число предварительных бесед, тем больше вероятность возникновения искажений в показаниях ребенка. Принимая решение о достоверности сообщенных ребенком фактов, обязательно учитывайте информацию, полученную из других источников. Такими обстоятельствами, подтверждающими достоверность показаний ребенка, являются: наличие нарушений поведения, характерных для данной формы жестокого обращения с детьми; особенности поведения ребенка во время беседы; данные, полученные при медицинском осмотре ребенка; наличие вещественных доказательств; показания незаинтересованных свидетелей.

Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) – это определенной продолжительности психологические симптомы, развивающиеся в ответ на сильно потрясшее травматическое событие. Диагноз ПТСР ставится в том случае, если таковое событие действительно имело место, а также, если у ребенка него наблюдаются: частое повторное переживание травмирующего события в виде ночных кошмаров, навязчивых мыслей; ответная реакция на текущие события происходит в виде общей оцепенелости или избегания; имеются такие постоянные симптомы, как: нервозность, расстройство сна, плохая концентрация внимания. Симптомы ПТСР чаще отмечаются у девочек, при этом для них характерен более высокий уровень навязчивых мыслей, повышенная возбудимость, они чаще испытывают чувство страха и стыда, девочки более уязвимы к повторным стрессам, и у них чаще встречается уверенность, что окружающий мир – плохой. У взрослых людей, переживших травматические события, наблюдаются явления, получившие название «вспышки» (флэшбэк) – неожиданные сенсорные ощущения (визуальные, слуховые, тактильные), связанные с сексуальным насилием, как бы происходящие наяву, а не в воспоминаниях. Запускающим механизмом этих вспышек может быть что-либо, связанное с насилием, например, запах одеколона, рисунок обоев и др. Другим симптомом, связанным с ПТСР, являются повторяющиеся навязчивые воспоминания о пережитом насилии.

 

Выбор подхода к психологическому консультированию жертв насилия зависит от того, какие у детей существуют проблемы в когнитивном, аффективном и поведенческом плане. У жертв насилия чаще всего наблюдаются отклонения во всех вышеуказанных сферах, в частности: Когнитивный уровень: низкая самооценка; иррациональные, разрушительные мысли; проблемы с принятием решения; проблемы с поиском выхода из сложных ситуаций; Аффективный уровень: гнев, злость, тревожность, чувство вины, страх отвержения, фобии, депрессия. Поведенческий уровень: драки, слезы, низкая учебная успеваемость, ночные кошмары, изоляция от окружающих, конфликты с окружающими. Дети избирают следующие формы сопротивления: отказываются говорить, отрицают, что проблема насилия существует, отказываются говорить на «больную» тему, говорят о чем-то несущественном. Избегают контакта глаз, опаздывают или пропускают встречи, невербально закрываются и разговаривают враждебно, не идут на контакт со специалистом (например, прячутся за мебель) и т. п. Специалисту потребуется немало терпения и устойчивости к фрустрациям при работе с такими детьми, особенно если ребенок рассматривает специалиста как часть системы (как часть мира взрослых или школы), которая причиняет боль.

Основная задача специалиста – стать заодно с ребенком, чтобы помочь ему. При консультировании детей, подвергшихся насилию, существуют следующие общие рекомендации.

1. Определение проблемы посредством активного слушания. Для установления контакта с ребенком важно, как специалист слушает. Нужно помнить о свободной, расслабленной позе тела: это помогает ребенку начать говорить. Когда становится очевидно, что ребенок готов обсуждать проблему, важно услышать три момента: в чем состоит проблема, которая не разрешена; что чувствует ребенок в отношении этой проблемы; чего ребенок ждет от специалиста.

2. Уточнение ожиданий ребенка. Специалисту необходимо объяснить ребенку, каким ожиданиям клиента он может соответствовать. Например, специалист не может сам покарать насильника. Тем не менее нужно проинформировать ребенка и его родителей или опекунов о том, что в состоянии сделать специалист, и дать им возможность самим решить, готовы ли они продолжать работу. Если семья отказывается от помощи, специалист может предложить им обсудить другие варианты получения желаемой ребенком помощи.

3. Уточнение шагов, которые уже были сделаны для решения проблемы. Необходимо помнить о том, что больше информации можно получить, задавая вопросы открытого типа, а не закрытого. Рекомендуется вместе с ребенком на бумаге записать перечень тех поступков, которые тот совершал, чтобы решить свою проблему. Подобный прием важен в том случае, когда специалист хочет помочь ребенку отказаться от поступков, которые оказались бесполезными или, хуже того, разрушительными.

4. Поиск новых путей решения проблемы. Следующим шагом может стать сессия, на которой специалист, используя метод мозгового штурма, предлагает ребенку придумать как можно больше новых путей решения проблемы; в данном случае важно не качество, а количество придуманных способов.

5. Заключение договоренности с ребенком о претворении одной из идей решения проблемы в действие. Договориться с ребенком попробовать какие-либо новые шаги бывает трудно, хотя если это удается, то нередко первые же попытки ребенка предпринять новые действия приносят успех. Важно, чтобы поставленные цели были реалистичны, и особенно важно, чтобы ребенок знал: результаты он обязательно будет обсуждать со специалистом. Если что-то не получается, специалист помогает ребенку искать другие пути выхода из ситуации до тех пор, пока ситуация не разрешится.

6. Завершение сессии. Обычный способ завершения сессии состоит в том, что специалист просит ребенка подытожить, что же происходило во время их встречи: например, к каким важным идеям они пришли, какие планы на будущее составили. Также в начале каждой последующей сессии рекомендуется просить ребенка вспомнить, что происходило на предыдущей. Это позволяет, во-первых, обучить ребенка уделять внимание процессу консультирования; во-вторых, специалисту проверить собственную эффективность. В процессе консультирования специалисту важно выяснить не столько то, что именно, например, сказал ребенок, сколько – что он при этом чувствовал. Вся история произошедшего может стать совершенно ясной, если, вместо задавания вопросов, применять технику активного слушания и давать ребенку обратную связь в виде предположительных утверждений (гипотез) о том, какие важные мысли и проблемы его занимают. Иногда в желании помочь ребенку специалисты задают чересчур прямые, директивные вопросы, что вызывает у ребенка желание закрыться и уйти от контакта. Безусловно, в терапии есть моменты, когда необходимо задавать директивные вопросы с целью уточнения или разъяснения. В таком случае вопросы открытого типа более уместны. Они дают возможность ребенку выбрать то, что для него значимо, и не ограничивают свободы выражения своего мнения. Например, открытый вопрос: «Расскажи мне о своей семье» подразумевает потенциальные ответы на такие вопросы, как «Живешь ли ты с обоими родителями?»; «Кого ты включаешь в свою семью?»; Как ты относишься к членам своей семьи?». Необходимо осторожно относиться к вопросу «Почему?», так как он часто ассоциируется с обвинением «Почему же ты это сделал?». Ребенок может интерпретировать подобный вопрос следующим образом: «Почему же ты сделал такую глупость (или ошибку)?». В таком случае ребенок начинает защищаться, как будто от него требуют дать логическое объяснение своему поступку, хотя на самом деле ответ лежит на уровне подсознания, а задача специалиста – помочь ребенку осознать свои мотивы. Обычно ответ на подобные вопросы позволяет понять только одно: как ребенок использует защитный механизм в виде рационализации, пытаясь сознательно объяснить причины своих действий. Специалисты подчеркивают, что вопросы должны быть адекватны уровню развития ребенка и предлагают следующие рекомендации для постановки вопросов дошкольникам: – использовать предложения с количеством слов, не превышающим 5; – использовать имена чаще, чем местоимения; – использовать терминологию ребенка; – вместо того чтобы говорить: «Ты понял, о чем я спрашиваю?», попросить ребенка повторить слова специалиста; – не повторять те вопросы, которые ребенок не понимает; вместо этого перефразировать вопрос; – не задавать несколько вопросов одновременно; – после полученного ответа лучше обобщить, что сказал ребенок, нежели задавать следующий вопрос, – таким образом специалист побуждает ребенка продолжить обсуждение, расширить свой ответ. На последней сессии обязательно обсуждается следующее: – что происходило с ребенком в процессе консультирования; – какая цель была поставлена, достигнута ли она; – какие изменения ощущает ребенок, что реально в его жизни изменилось (отношение к себе и отношения с окружающими); – как ребенок будет решать ситуацию в следующий раз, если она возникнет; – какие у ребенка планы на ближайшее будущее, чем он собирается заниматься, чего хочет достигнуть. Ребенку необходимо дать понять, что забота о нем не заканчивается вместе с окончанием консультирования, поэтому специалист обсуждает время и возможность последующих встреч, чтобы узнать о его жизни. Можно попросить ребенка позвонить или написать либо договориться о кратком визите – обычно подобное отслеживание результатов консультирования происходит через 1 месяц или позже, но не позднее чем через полгода. Помимо этого, специалист при прощании всегда говорит о том, что, если будут возникать какие-то проблемы, дверь всегда открыта; ребенок и его родители всегда могут обратиться за помощью.

Арт-терапия для жертв насилия. Арт-терапия делает ситуацию работы с выражением травматического материала безопасной для пострадавшего. Поскольку насилие является сложным предметом для обсуждения, а его жертвы во избежание разглашения обстоятельств совершенного насилия вынуждены молчать, арттерапевтический подход является для них наиболее приемлемой формой работы со специалистом. Даже не раскрывая психотравмирующего обстоятельства, пострадавший от насилия может благодаря работе с изобразительными материалами получать разнообразные положительные эффекты. Связь между примененным насилием и агрессивностью отмечается многими специалистами. Так называемая «заместительная» (викарная) травматизация проявляется в склонности жертв насилия самим его совершать в отношении других людей или живых существ. Создавая рисунки деструктивного типа, жертвы насилия пытаются «расправиться» с агрессором, однако сцена насилия не воспроизводится на рисунке буквально, изображение насильника обычно отсутствует. Его место занимают другие персонажи и предметы. Для перенесших насилие детей характерно создание изображения ущербных или неполноценных персонажей (возможно, изображенных карикатурно), а также таких, которые испытывают страх, страдания, находящихся в опасной ситуации. Использование фотографий, создание фотоколлажа или ассамбляжа, плаката или иллюстрированной фотографиями «книжки» будет также предполагать изобразительную деятельность. Фотографии могут сочетаться с сочинениями историй или «сценариев», что будет связано и с литературным творчеством. Если при создании коллажа используются образы, взятые из полиграфической продукции, то осознанно или неосознанно идентифицируясь с ними, автор переносит на них свои чувства и потребности, что способствует глубокому самораскрытию и выражению актуального для автора психологического материала. Фотоколлаж представляет своего рода «визуальное размышление» автора о жизни, отражает его картину мира, отношение к себе и к другим людям, своему прошлому, настоящему и будущему. Можно попросить автора создать на основе фотоколлажа историю или сказку с участием реальных или фантастических персонажей. Важно предоставить широкий выбор различных образов (разные эмоциональные выражения, разнообразие животных, национальностей и так далее). Ассамбляж могут представлять собой расположенную на определенной плоскости, например, на листе бумаги группу предметов –разнообразных природных (камни, семена, ракушки, цветы, листья и др.) и техногенных объектов. Некоторые из таких предметов могут являться личными вещами, другие же могут быть найдены на улице или выданы специалистом. Можно использовать и фотографические образы. В некоторых случаях предметы и фотографии могут использоваться в сочетании с графикой, живописью и лепкой. Старшие дети могут рассказать о «жизненном пути», который изображает коллаж. Фрагмент, изображение, композицию ребенок может поместить в рамку. Рамка выполняет защитную функцию. Она дает ощущение безопасности, охраняя то, что в нее помещено (чувства, представления, ценности, опыт автора). Иногда рамка помогает дистанцироваться от сложной ситуации или поменять ракурс ее восприятия. Она подчеркивает художественные достоинства образа, его выразительность, часто бывает связана с проявлением механизма сублимации, обеспечивая трансформацию, «облагораживание» психологически значимого материала. Это повышает самооценку и придает ценность опыту, даже если он был сложен и травматичен (рамка из различных материалов). Поскольку насилие является сложным предметом для обсуждения, в частности из-за того, что его жертвы часто подвергаются шантажу во избежание разглашения обстоятельств преступления, арт-терапевтический подход является эффективным средством установления с ребенком диалога, мобилизации его защитно-приспособительных реакций и достижения лечебно-реабилитационных эффектов.

Групповая терапия с детьми. Групповые дискуссии и упражнения помогают детям решить для себя, кому в этом мире они могут доверять, а с кем следует быть осторожными. При этом следует с большой предусмотрительностью использовать групповое психологическое консультирование для детей, переживших сексуальное насилие, поскольку их раны могут быть слишком свежими, чтобы высказывать свои чувства на группе. Задачей терапии является не только помощь ребенку в преодолении психологической травмы, нанесенной сексуальным злоупотреблением, но и формирование у него жизненных навыков, соответствующих возрасту. Процесс групповой терапии ориентирован на социализацию ребенка. Он способствует формированию здоровых взаимоотношений детей друг с другом и учит их уважать как свои права, так и права других. Одна из главных целей групповой терапии – помочь ребенку развивать самоконтроль и умение вести себя согласно нормам, принятым в обществе. Помимо этого, участие в групповых занятиях повышает самооценку. Именно в ходе групповой работы специалистам легче всего показать ребенку, ставшему жертвой сексуального злоупотребления, что не только он испытывает подобные страхи и сомнения. У детей появляется возможность в спокойной и доброжелательной обстановке разобраться в собственных противоречивых чувствах. Таким образом, именно групповая терапия является оптимальной 38 формой работы с детьми, пережившими сексуальное злоупотребление, поскольку в процессе такой работы у них снижается чувство изолированности, развиваются навыки общения, появляется возможность проанализировать внутренние конфликты и переживания. Детям – жертвам сексуального злоупотребления очень трудно по собственной инициативе обсуждать происшедшее с ними. Поэтому групповая терапия с жертвами насилия, в частности сексуального, особенно эффективна при наличии директивной и структурированной программы.

Другие приоритетные задачи групповой терапии могут быть сформулированы следующим образом:

• изменение агрессивных форм поведения по отношению к окружающему миру, к другим людям, к самому себе;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.187.11 (0.047 с.)