Основные формы рельефа и некоторые подробности горной местности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные формы рельефа и некоторые подробности горной местности



АЛЬПИНИСТСКАЯ ПОДГОТОВКА

 

 

ЛЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ 1

Введение

Горы занимают значительную часть земной суши. Горной страной или горами обычно называют высоко поднятые участки земной коры с сильным расчленением. Это и тысячекилометровые горные хребты, и цепи, и отдельные вершины, изолированно поднимаю­щиеся на фоне окружающей поверхности, и горные массивы - группы близко расположенных вершин, сходных по размерам, и высоко поднятые над уровнем моря плоскогорья.

Общепринятого определения горных областей пока не существует. Обычно не усматривается между горами и возвышенностями ни качественных, ни даже количественных различий. Столь же условен и термин высокогорье, отражающий в основном характерные черты ландшафта.

Тем не менее поскольку именно высота над уровнем моря более, чем другие геоморфологические характеристики, определяет большинство особенностей горных областей, принято к высокогорью относить поднятия выше 2000 м над уровнем моря. Общая площадь таких территорий (включая нагорья) превышает 16 млн. ' кв. км, т.е. более 10% всей земной суши. Такое понимание высокогорья соответствует и альпинистской практике. И хотя наша Земля в общем равнинная планета, нет на ней ни одного континента без достаточно протяженных горных систем.

Человечество сосуществует с горами на всем протяжении своей истории. Совокупность климатогеографических условий высокогорья и их отличие от равнины постоянно вызывали необходимость приспособления человека к этим условиям как в биологической, так и в социальной сфере.

Труднодоступность горных районов вела к изоляции отдельных племен, защищала их от вторжений, способствовала возникновению обособленных культур, сохранившихся в какой-то степени до настоящего времени. Примером того могут служить княжества Восточных Гималаев, отдельные племена в американских Кордильерах, курдские общины на границе Турции и Ирана, разноязыкие народности Дагестана. Даже в центре Европы (Андорра, Лихтенштейн, отдельные швейцарские кантоны) можно найти следы этой обособленности.

'Вместе с тем необходимость торгового и культурного общения с ближайшими и отдаленными соседями заставляла население гор­ных районов искать пути и средства преодоления естественных препятствий, возможности использования собственных природных ресурсов.

Горы стали восприниматься человеком не только как проявление грозных, порой обожествляемых сил природы, но и как источник средств существования.

Вертикальная зональность ландшафта порождала характерные условия сельского хозяйства и выдвигала специфические хозяйственные проблемы. Зона альпийских пастбищ не только способствовала развитию высокопродуктивного животноводства, обеспечивающего натуральные потребности местного населения, но и создавала ресурсы для выгодной торговли. Сохраняющиеся до сих пор в горах значительные лесные массивы в сочетании с транспортными возможностями горных рек вели к интенсификации лесного хозяйства.

В горной местности нередки и достаточно доступны ценные минеральные ресурсы, местные строительные материалы.

Возникли такие специфические формы сельского хозяйства, как террасное земледелие с соответствующими ему способами ирригации. Параллельно формированию хозяйственной сферы становилось необходимым строительство дорог и мостов, требовавших в условиях горной местности неординарных технических решений. То же самое можно сказать о возведении защитных сооружений, жилищном и хозяйственном строительстве.

Все перечисленные обстоятельства, несмотря на чрезвычайное разнообразие природных условий в горных районах, расположенных на разных континентах и разных широтах, в какой-то мере идентичны и, как показывают многочисленные труды ученых-этнографов, накладывают своеобразный отпечаток на уклад жизни, обычаи и традиции народов горных стран.

Но современный мир с его техническими достижениями во многом стирает естественные границы. Горы, даже самые высокие и недоступные, теперь гораздо меньше препятствуют общению и деятельности людей.

Именно прогресс науки и техники по-настоящему определил, какое значение имеют горы как один из факторов существования Жизни на нашей планете, как источник необходимых энергетических и биологических ресурсов для человечества, как естественная лаборатория, позволяющая моделировать геологические процессы, изучать прошлое Земли, исследовать многообразные явления биосферы.

Горы - колоссальный естественный аккумулятор, консервирующий на своих ледниках и склонах всю избыточную влагу, переносимую воздушными массами. Они неизбежно вызывают осадки, как бы выжимая влагу даже из относительно сухого континентального воздуха. В этом непрерывном круговороте горы зимой пополняют свои запасы влаги, а летом отдают их равнинам. Только горные ледники содержат около 30 млн. куб. км льда, а покровные ледники Арктики и особенно Антарктиды - во много раз больше. Ученые подсчитали, что объем льда, заключенного в современных ледниках, равен суммарному стоку всех рек земного шара за 650 - 700 лет.

Горы с их оледенением и вечными снегами - поистине неиссякаемый источник жизни, сохраняющий для нас и наших потомков драгоценную чистую пресную воду, дефицит которой все яснее обозначается в последние годы.

Не менее велико значение гор как области накопления энергетического потенциала для многочисленных гидроэлектростанций. Известно, что почти все великие реки и их притоки берут свое начало в горах и на возвышенностях. Чем больше перепад высот, тем большая мощность падающего потока может быть преобразована в механическую, а затем и в электрическую энергию. В условиях непрерывно растущей потребности в энергии ресурсы гидроэнергетики при экологически правильном к ним отношении представляют значительный и далеко не полно используемый резерв.

Горные реки переносят измельченные горные породы, содержащие органические вещества, откладывают их на равнинных речных поймах, делая последние более плодородными. Сформировался и интенсивно развивается целый комплекс наук, где основным объектом изучения являются особенности высокогорья: геоморфология, орография, гляциология, селеведение и др. Изменения, возникающие в биосфере, в частности вопросы адаптации человеческого организма к условиям высокогорья, также являются предметом специальных отраслей физиологии и медицины. Соответ­ствующие исследования ведутся многими специализированными высокогорными станциями и экспедициями.

Изучение подробностей горного рельефа, особенно различных дислокаций и обнажений, позволяет географам и геологам устанавливать и датировать стратиграфию земной коры и даже прогнозировать наличие полезных ископаемых, направление их поиска.

Возможность разместить стационарные и временные научные лаборатории на большой высоте, где воздух прозрачен и сух, привлекает внимание исследователей самых различных научных направлений: астрономов, актинометристов, радиофизиков, биологов, климатологов и т. п.

Особо перспективной представляется возможность измерений различных параметров одновременно на разных высотных уровнях с последующим их сопоставлением и установлением возможных закономерностей. Влияние высоких гор на перемещение воздушных масс определяет климатические условия целых регионов на различных континентах.

С давних пор известно, что климат высокогорья, особенно в лесной и альпийской зонах, благотворно влияет на человеческий организм. На горноклиматических курортах многих стран мира с успехом лечат различные заболевания. Ученые установили, что гипоксия, вызываемая понижением барометрического давления по мере возрастания высоты над уровнем моря, в определенных условиях помогает излечивать бронхиальную астму и некоторые болезни, связанные с гипоксией (болезни крови, специфичные лейкозы, явления аллергии и даже отдельные формы шизофрении).

Многие горные районы богаты минеральными источниками, используемыми для укрепления здоровья и для лечения. Относительно большое число долгожителей горных районов также объясняют благотворным влиянием высокогорья.

Горы демонстрируют бесконечное разнообразие земной природы, которая не может не привлекать человека, ищущего новых впечатлений, активного взаимодействия с могучей природой, новых форм человеческих взаимоотношений. Понятно поэтому развитие различных форм горного туризма и спортивного освоения гор. Это и горнолыжный спорт, начиная с классического троеборья и кончая современным фристайлом, спусками по снежной целине с высоких гор, и дельтапланеризм, использование парашюта в горах, санный спорт разных видов и сплав по бурным горным рекам. Люди настойчиво осваивают горы.

Особой формой освоения горных стран является и альпинизм, ставящий своей целью восхождения на горные вершины по все усложняющимся маршрутам.

К сожалению, сегодня во многих" горных долинах возникает достаточно острая проблема загрязнения воздуха и угнетения естественного ландшафта, связанная со стихийным и плохо контролируемым развитием постоянных и временных поселений, промышленных предприятий и электростанций, массовым наплывом кратковременных экскурсий и походов.

Многие районы массового посещения туристов и отдыхающих доводятся - а некоторые уже доведены - до полной деградации. Исчезают леса, меняется флора альпийской зоны, вымирают животные. Столь популярные среди туристов и горнолыжников Приэльбрусье, Домбайская поляна, Архыз теряют свою первозданную красоту и превращаются в скучные поселения городского типа со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Природа гор очень хрупка. Многочисленные климатогеографические факторы, регулирующие ее жизнь, столь тесно переплетены между собой, что нарушение одного из них неминуемо и пагубно отражается на остальных.

Борьба за сохранение естественного экологического равновесия обеспечивается не только государственными природоохранными мероприятиями, но прежде всего соответствующим поведением многочисленных туристов, спортсменов и альпинистов.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1.

Рис. 1 Самостраховка и самозадержание при помощи ледоруба.

 В зависимости от характера маршрута применяются различные способы страховки:

- через скальный выступ (рис. 2);

- через плечо               (рис. 3);

- через поясницу         (рис. 4);

- через крюк                (рис. 5);

- через ледоруб            (рис. 6);

- комбинированный    (рис. 7).

    Прежде чем организовать страховку, необходимо обеспечить надежную самостраховку любым способом.

Страховка через скальный выступ наиболее распространенный и надежный способ страховки. Для страховки нужно выбрать надежный выступ и перекинуть через него веревку.

 

                                 

Рис.2 Страховка через скальный выступ

 

Для страховки через плечо нужно определить направление возможного рывка, выбрать площадку и упор для ноги. Веревку, идущую от страхуемого, направить вдоль выставленной вперед ноги, вокруг руки, под мышку, по спине, через плечо и захватить кистью другой руки.

  Для предотвращения срыва страхующего при рывке применяется самостраховка за скальный выступ (рис. 2) или за крюк (рис. 5).

 

                                                          

 

Рис.3 Страховка через плечо

  Страховка через поясницу требует наличия площадки и удобного упора для ног. Веревка проходит по пояснице и держится руками перед собой (рис. 4).

 

                                                      

 

Рис. 4 Страховка через поясницу

Страховка через крюк производится на трудных скальных и ледовых участках, где исключена возможность страховки через выступ.

Рис.5 Страховка через крюк

Скальные крючья забиваются в вертикальные и горизонтальные трещины обязательно до упора ушка в скалу. Надежность крюка при его забивке подтверждается звуком высокого тона. В ушко крюка продевывается кольцо, защелка которого обращена от скалы, и через него пропускается веревка (рис. 5).

Для ледового крюка очищается верхний слой льда или вырубается горизонтальная ступенька до прочного льда. Крюк забивается частыми несильными ударами, при этом не допускается скалывание льда. После забивки следует подождать 2-3 минуты, дав возможность крюку вмерзнуть. Затем продеть кольцо с защелкой и засыпать крюк обломками льда.

Страховка через ледоруб применяется на снеговых и фирновых склонах. Для страховки надо утрамбовать в снегу площадку, вбить в снег или фирн ледоруб так, чтобы головка ледоруба доходила до снега. Веревка должна огибать древко ледоруба таким образом, чтобы её конец находился в руках страхующего

 (рис. 6).

Рис.6 Страховка через ледоруб

Массовая страховка организуется при преодолении горного препятствия подразделением. Основная веревка закрепляется концами на скальных выступах или у крючьев, образуя перила. Участок преодолевают, привязавшись к веревке (перилам) схватывающим узлом, при движении снизу вверх или сверху вниз и с помощью кольца с защелкой (карабина) – при движении по горизонтальной поверхности.


 


Указания к проведению занятий.    

 Изучение способов самостраховки с использованием ледоруба, страховки через плечо и поясницу проводится на травянистых склонах с площадками для страхующего. Остальные вышеуказанные способы разучиваются на легких, не крутых скальных участках. Обучаемые отыскивают выступ, обрабатывают его, организуют самостраховку под непосредственным наблюдением руководителя.

Разучивание способов страховки производится двойками, связанными между собой одной 40-метровой веревкой. Один из них на верху организует самостраховку, после чего страхует нижнего, который, пройдя участок, становится страхующим.

При организации комбинированной страховки руководитель лично проверяет надежность забивки крючьев и обработку выступов.

Страховка при помощи ледоруба в основном отрабатывается на снежном склоне. Страхующий вбивает древко ледоруба в снег до головки, накладывает веревку, а руководитель следит за техникой выполнения. Для организации массовой страховки натягиваются перила, по которым обучаемые преодолевают участок маршрута с использованием схватывающего узла. Для организации самостраховки и страховки на ледовом склоне необходимо вырубить лунку, крюк забить легкими частыми ударами молотка, засыпать льдом и ждать 2-3 минуты его примерзания, затем приступить к отработке учебного вопроса.

Техника страховки с применением веревки совершенствуется на всех занятиях, связанных с преодолением препятствий.

     

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3, 4

ЗАВЯЗЫВАНИЕ УЗЛОВ

С целью обеспечения надежной самостраховки и страховки необходимо уметь вязать узлы, которые по своему предназначению делятся на следующие группы:

- для грудной обвязки – «проводник», «булинь» (рис.7, 8 а,б);

- для связывания двух веревок – «морской», «брамшкотовый» и (рис.9, 10 а,б);

- специальные узлы – «стремя», «схватывающий», «вспомогательные» (рис. 11 а,б;, 12 а,б; 13 а,б).

  «Узел проводника»  предназначен для вязания петли на любом отрезке веревки. Его можно вязать петлей, а также одним концом для привязывания к страховым перилам. Следует помнить, что он рассчитан на нагрузки по направлению петля-веревка. И поэтому его нельзя использовать как прямой узел для выключения из-под нагрузки дефектного куска веревки.

                                                                      

 

                                                             

 

Рис.7 Узел для грудной обвязки:   «проводник»

Техника вязания. Надо отрезок веревки сложить вдвое и завязать обычным узлом (как контрольный) на двойной веревке. При этом необходимо следить за правильностью (параллельностью) расположения веревок в узле. 

«Узел проводника» используют при вязании беседки. Для этого веревку складывают вдвое и на конце её завязывают «узел проводника». Затем обводят сложенную вдвойне веревку вокруг таза и крепят карабин за боковые петли веревки и протягивают между ног вторую веревку- обвязку

«Узел булинь» вяжется на конце веревки и применяется для грудной обвязки, для закрепления веревки на выступе, дереве, камне (рис.8 а,б).

                                         

 

Рис.8 а. Узел для грудной обвязки: - «булинь», а- контрольный узел

 

                                       

Рис.8 б Узел для грудной обвязки: - вязка «булиня» с одним концом    веревки, цифры последовательность операций.

  Техника вязания. Охватив дерево (выступ) веревкой и сделав на длинной части веревки петлю, необходимо заложить петлю, затем снизу продеть в неё другую. Продев в последнюю петлю короткий конец веревки, необходимо потянуть за основную часть веревки, перебрасывая при этом первую (нижнюю) петлю через вторую. Петли затянутся и узел готов.

Для большей надежности узла на свободном конце веревки делается контрольный узел.

Вязание грудной обвязки на конец веревки производится на верхней части груди у подмышек. Определить длину свободного конца веревки следующим образом. Нужно, встав в основную стойку и забросив веревку за спину так, чтобы из-под левой руки выходила основная веревка, а из-под правой – свободный конец, прижать веревку согнутыми в локтях руками к туловищу. Выпуская из правой кисти свободную веревку вниз до касания земли, определяют необходимую для подтяжек длину веревки. Затем начинают вязать булинь, делая петли от себя на основной веревке. Чтобы правая рука была свободна для вязания узла, веревку перебрасывают через предплечье наружу. При окончательном затягивании узла следует учесть, что обвязка будет нормальной по размеру, если при сильном вдохе она не будет сдавливать грудь.

После затяжки узла делают подтяжки. Для этого нужно просунуть петлю от свободного конца веревки под грудную обвязку и перекинуть через голову на противоположное плечо, затем, подтянув этим же свободным концом вверху обвязку на спине, перебросить его через другое плечо вперед и завязать на обвязке по другую сторону от узла.

«Морской узел» («прямой») (рис. 9)предназначен для связывания веревок одинаковой толщины. Учитывая, что «морской» узел рассчитан на усилия, направленные вдоль веревок в разные стороны, его лучше использовать в случае необходимости «вывести из работы» поврежденный участок веревки.

 

 

                                        

Рис.9 Узел «морской»

 

Техника вязания. Необходимо взять небольшие концы (30 см) веревок, сложить скрестно один на другой сначала правый на левый, затем левый на правый и завязать. Узел напоминает две петли, удерживающие друг друга. Для страховки на оставшихся концах необходимо завязать контрольные узлы.

«Брамштоковый» узел предназначены для связывания веревок разной толщины. Они применяются для подвязывания к основной веревке вспомогательной петли для её продергивания. Они надежны, хорошо держат и легко развязываются (рис.10 а, б).

Техника вязания. Для вязания брамшкотового узла необходимо сделать петлю из толстой веревки, затем тонкой веревкой обкрутить петлю от себя вниз. Петлю тонкого конца большим пальцем левой руки оттянуть вниз, и накручиваемый конец дважды обвивает сдвоенную петлю толстой веревки.

Техника вязания «академического узла» сходна с техникой вязания «морского» («прямого») узла, с той лишь разницей, что при вязании академического узла делается одна петля тонкой веревкой вокруг толстой веревки. 

                                                    

Рис.10 Узел брамшкотовый: а - одинарный; б - двойной (на концах отмеченных стрелками вязать контрольные узлы)

     Узел «стремя» (рис. 11 а, б) применяется для устройства петель со стременами, для вязания транспортировочных устройств, незатягивающихся двойных петель.

                

Рис.11 Узел «стремя»: а - вязка; б - закрепление стремени в карабине

 

«Схватывающий узел» (рис. 12 а, б) используют при движении по закрепленной веревке, при организации самостраховки, при закреплении вспомогательной веревки на основной. Следует помнить, что ненагруженный схватывающий узел легко передвигается вдоль основной веревки, под нагрузкой он затягивается, схватывается. Учитывая, что узел плохо держит на жесткой веревке, его нельзя использовать при работе с обледенелой веревкой.

                  

Рис.12 Схватывающий узел: а- вязка петель; б - вязка концом репшнура

Техника вязания. Вяжут схватывающий узел петлей (рис. 12 а) и свободным концом (рис. 12 б). После завязывания узел расправляют. В работе следят, чтобы оба конца петли, выходящие из узла, были загружены равномерно. В случае неравномерной нагрузки концов петли получится перекос и веревка может сползти и оплавиться.

В случае использования схватывающего узла для самостраховки во время движения вдоль закрепленной основной веревки длина петли не должна превышать 30 см, т.к. в случае зависания трудно будет самостоятельно дотянуться до схватывающего узла.

На крутых подъемах узел передвигают указательным и большим пальцами, подталкивая его. На спусках узел передвигают мизинцем, безымянным и средним пальцами, кисть руки охватывает основную веревку ниже узла. Нельзя захватывать узел кистью руки, т.к. при срыве кисть непроизвольно сжимается и узел, будучи не загружен, не затянется.

Узел «Брахмана» и «карабинный» (рис. 13 а, б) используют вместо схватывающего при работе на жестких и обледенелых веревках.

                      

Рис.13 Вспомогательные узлы: а - «Брахмана»; б- карабинный

 

 

Техника вязания. В карабин защелкивают репшнур, оба конца которого проходят вокруг веревки. Затем концы ещё дважды закладывают в карабин и, пройдя третий раз в обхват веревки, выводят через карабин.

 

Самодельная обвязка.

Последовательность вязки страховочной системы на конце веревки:

а — связочная веревка; б — свободный конец веревки; в — узел беседки;

г — булинь; д — подтяжки.

Для петель ног вяжется двойной булинь или заячьи уши.

В БЕСЕДКЕ чем короче петля, тем дольше не растянется, ЗАКРЕПЛЯЕМ узлом рыбацким или грейп-вайном.

 

Грудная обвязка из веревки

Если вы уже научились вязать булинь, соорудить верхнюю страховочную систему из веревки не составит труда.

Последовательность вязки беседки, верёвкой длиной 3 – 5 метров.

Рис.14 Использование ледоруба в качестве опоры при подъеме по склону

 

 

Рис.15 Схема расположения ступеней при подъеме зигзагом вверх по склону.

А - точки промежуточной страховки

 

- подъем «боком» к направлению движения применяется на очень крутых склонах. Ступни обеих ног ставятся параллельно друг другу, вышестоящая нога поднимается и её ступня устойчиво ставится на грунт, после чего поднимается нижестоящая нога и становится рядом, после чего движение повторяется.

При подъеме «боком» ледоруб можно использовать как дополнительную точку опоры (рис.16).

                                          

                                                                                         

Рис. 16 Подъем и траверс боком к склону

Спуск по травянистым склонам производится теми же способами, что при подъеме, техника движения такая, как при подъеме.

 

Осыпи  - это продукт разрушения скал. Обычно они располагаются под скальными массивами. Представляют собой нагромождения скальных обломков, покрывающих склоны на значительном протяжении, или конусообразные кучи камней под кулуарами и желобами.

 Обломки скалы, возвышающихся над ледниками, попадают на ледники и, переносимые ими, образуют морены.

Когда ледник отступает, у конца языка по обеим берегам остаются груды береговых морен. Со временем они уплотняются и их преодоление не требует особой технической подготовленности. Степень трудности преодоления осыпей зависит от крутизны склона, величины обломков и их устойчивости. Более опасны осыпи, которые лежат на гладких скалах (бараньи лбы) и на ледовых склонах. Они более подвижны и сползают из-под ног со значительной скоростью. Поэтому движения по осыпям требует большой осторожности и внимательности. Делая очередной шаг ногой, прежде чем перенести на нее тяжесть тела, нужно опробовать ногой надежность опоры. Подъем по мелкой осыпи усложняется еще и тем, что масса обломков сползает вниз. На таких участках усиление на ногу должен быть осторожным и постепенным.        

      Подъем по средней осыпи производится осторожно, перепрыгивая с камня на камень. Нужно выбирать прочно лежащие камни, удобные для постановки ноги.

     При подъеме по крупной осыпи нужно выбирать путь по менее крупным обломкам, чтобы не приходилось то вылезать на большую глыбу, то спрыгивать на маленький обломок. Способы передвижения по осыпям в основном такие же, как на травянистых склонах: «в лоб», «зигзагом», «траверсированием». В случае падения самозадержание производится тем же способом, что и при движении по травянистым склонам.

  Лучшим маршрутом для движения по морене является её гребень. По осыпи возможно двигаться в любом направлении.

 Указания по проведению занятий.

Для проверки готовности к занятию, осмотра, объявления темы, целей занятия и указания места проведения обучаемые строятся в безопасном месте на ровной площадке. После вводной части разводятся по местам занятий и приступают к отработке учебных вопросов.

Подъем в «лоб» отделение отрабатывает в одной шеренге с интервалом в 2-3 шага, руководитель следует позади на расстоянии 5 – 6 м и дает указания по устранению недостатков. Перед более крутым участком он показывает приемы и порядок движения «зигзагами». Обучаемые в колонну по одному отрабатывают прием.

Место руководителя - сбоку на расстоянии 5 – 6 м. Перед очень крутым участком он показывает подъем «боком» и способ

самозадержания ледорубом при срыве. Личный состав тренируется в самозадержании ледорубом, после чего продолжает отрабатывать преодоление крутого склона боком. В верхней части крутого участка руководитель дает указание по траверсированию склона. После отработки траверсирования, по команде, обучаемые отрабатывают спуск.

Техника преодоления травянистых склонов (подъем и спуск) совершенствуется при следовании на любые занятия.

 

Указания по соблюдению требований безопасности

Во избежание несчастных случаев и предупреждения травм не рекомендуется проводить занятия:

- одновременно несколькими группами, расположенными друг над другом;

- на травянистых склонах, заканчивающихся обрывом;

- на склонах, покрытых ненадежно лежащими камнями;

- на склонах, над которыми возвышаются скальные массивы.

- на осыпях, где продолжается камнепад (признаки определения: на лежащих обломках имеются свежие царапины, обломки с теневой стороны не покрылись мхом или не заросли);

- на сползающих осыпях, которые заканчиваются обрывом;

- после сильного дождя или усиленного таяния снегов.

В случае необходимости назначаются наблюдатели и организуется страховка.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5 (в зимний период)

 

Меры предосторожности

Не рекомендуется проводить занятия на снежных склонах:

- где ещё не сошли лавины;

- над которыми имеются отвесные скалы;

- которые в нижней части обрываются или становятся круче.

Склон, даже небольшой крутизны, на котором много рыхлого снега, траверсировать опасно.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6

СКАЛЬНЫХ РЕЛЬЕФОВ

    Скальные участки подразделяются на:

- легкие скалы, по которым можно идти без помощи рук, лишь иногда используя их для поддержания равновесия или страховки;

- скалы средней трудности, на которых применяются основные способы скалолазания;

- трудные скалы, на которых необходима страховка, самостраховка, а также применение искусственных точек опоры.

 

     Для успешного преодоления участков скал необходимо:

- выбрать направление и наметить путь от ориентира к ориентиру;

- прежде чем использовать опору, необходимо опробовать её надежность;

- сохранять правила трех точек опоры (на две ноги и руку или на две руки и ногу), что является основой безопасности скалолазания;

- чередовать нагрузку на различные группы мышц, двигаться плавно, без рывков;

- распределять нагрузку на ноги, руки должны поддерживать равновесие;

- избегать опоры на колени;

 

- при возможности двигаться на распорах с использованием трения частей тела;

- передвигаться по вертикали, пересекать скальный участок только в случае крайней необходимости;

- в зависимости от характера зацепов изменять основное вертикальное положение корпуса – «ближе к скале» или «дальше от скалы»;

- применять страховку во всех случаях, когда возможен срыв, который может привести к падению и повреждениям.

При лазании по вертикальным (рис. 17 ), наклонным и     горизонтальным расщелинам применяются распоры, трения, заклинивания рук и ног:

- при движении по крутому участку (вверх, вниз и вдоль него) для опоры рук и ног используются различные мелкие неровности скалы – углубления, выступы и расщелины. Ступни ног на место опоры ставятся горизонтально, наклонно или вертикально, но по возможности на всю подошву. Усилие при опоре ногой следует направлять перпендикулярно к плоскости опоры. Для увеличения устойчивости тела и надёжности опоры ног дополнительно упираться ладонями в небольшие выступы и неровности скального склона сверху, сбоку, снизу или делать захват кистью (рис. 18);

- при движении в камине используют распоры и трение туловища (рис. 19);

- по острым гребням необходимо продвигаться «верхом» или сбоку гребня, держась за гребень руками (рис. 20);

- по крутым плитам необходимо двигаться с опорой на руки и ноги, лицом или спиной к склону, в зависимости от участка (рис. 21);

- по карнизам необходимо передвигаться переступанием ногами, держась руками за зацепы и неровности;

- если скалы низко нависают над карнизом, следует пробираться ползком (рис. 22).

 

Рис.17 Движение по расщелинам заклиниванием корпуса, рук и ног

 

 

Рис.18 Прохождение трещин и расщелин различной ширины:

а, в – с помощью пальцев; г, е – положение кисти в расщелине;

  ж, и - положение кулака в расщелине

 

Рис.19 Варианты движения в камине различной ширины:

а - в узком; б - среднем; в - широком

 

Рис. 20 Преодоление узкого гребня: а - откинувшись; б - верхом по гребню

 

 

 

Рис.21 Подъем и спуск по плитам

Рис.22 Преодоление балкона с низким потолком

 

При лазании по скальным стенам (участкам крутых скал) применяются все приёмы скалолазания, а на не очень отвесных и сглаженных участках дополнительно применяются лесенки, площадки, скальные и саморасширяющиеся крючья.

Для ускорения движения на таких участках, после прохождения первого, верёвка закрепляется, а остальные поднимаются по первому на стременах.

Спуск по лёгким скалам и по склонам средней трудности производится такими же способами, которые применяются для подъёма, а по крутым скалам и стенкам организуется по верёвке сидя.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7

Взаимоконтроль

Взаимоконтроль это самый простой способ позволяющий отфильтровать самые простые, но при этом самые фатальные ошибки! Он базируется на двойном внимании, под которое попадает каждое звено цепи безопасности и позволяет исключить ошибки обусловленные невнимательностью или отвлечённостью во время подготовки к маршруту. Мы очень настоятельно рекомендуем всем скалолазам проводить этот взаимоконтроль, поскольку даже самые опытные спортсмены не застрахованы от Blackout.

  • Повторяй взаимоконтроль перед каждым маршрутом, этим ты показываешь своё адекватное отношение к риску, с которым связан твой спорт.
  • Всегда завязывай на свободном конце верёвки узел, лучше всего восьмёрку – она не проскочит через страховочное устройство. Делай это повсеместно – и в зале и на скалодроме, доведи до автоматизма.

Оба спортсмена взаимоконтролируют своего напарника в самых важных пунктах: 1. восьмёрка завязана правильно и затянута со всех концов; 2. беседка затянута и пряжка правильно протянута; 3. страховое устройство правильно заправлено и вщёлкнуто, пропустить верёвку пару раз туда-сюда на метр; 4. все карабины закручены, проверка пальцем, не только визуально; 5. на конце верёвки завязан узел.


 

 

Страховка восьмёркой

Преимущества: удобство в пользовании, лёгкая работа с верёвкой, очень динамичное торможение после рывка.

Недостатки: довольно слабое трение, образование барашков на верёвке из-за проворачивания, отсутствие возможности параллельной страховки двойной верёвкой.


Страховка узлом УИАА

Преимущества: самое универсальное страховое устройство (HMS-карабин), довольно высокое трение при рывке, динамичное торможение

Недостатки: износ верёвки, образование барашков, довольно утомительный процесс страховки.

Положение рукво время страховки узлом УИАА. Спуск партнёра на узле УИАА.

 

Страховка Гри-гри

Преимущества: самостоятельно блокирующий автомат при срыве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.241 (0.202 с.)