Особенности реализации социальной политики в зарубежных странах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности реализации социальной политики в зарубежных странах



 

Социальная политика в странах европейского сообщества реализуется по следующим основным направлениям.

Социал-демократическая модель типична для скандинавских стран (Дания, Швеция, Финляндия). Модель характеризуется тем, что социальные услуги определяются как гражданские права, причем все граждане имеют право на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Работающее население получает дополнительные социальные льготы. От системы государственного социального обеспечения отделено только страхование по безработице, основанное на принципе добровольности. В целом уровень социального обеспечения довольно высок и финансируется в основном за счет налогов.

Как пример социал-демократической модели можно рассмотреть социальную политику Швеции. Этой стране принадлежит приоритет по многим важным начинаниям социально-экономического плана: в проведении активной политики выравнивания доходов и высокой доли перераспределения через госбюджет национального продукта; организации социального диалога; переходе от политики потребительского отношения к окружающей человека природной среде к экологически дружественной политике промышленного развития через ужесточение норм загрязнения и других экологических стандартов, запрет на строительство АЭС.

Швеция первой на Западе перешла на путь развития на основах принципов социально ориентированного рыночного хозяйства. Ее экономическая система ориентирована на достижение следующих социальных целей: обеспечение относительной эталитарности, понимаемой как уменьшение при помощи налогов резкой дифференциации доходов, уменьшение бедности при обеспечении полной занятости. Более 50% ВВП страны проходит перераспределение через государственный бюджет, в том числе более 2/3 этой части валового продукта страны направляется на услуги социальной направленности, включая бесплатное здравоохранение, образование и др.

Гуманность шведской социальной политики проявляется и в том, что работодатели 43% фонда заработной платы отчисляют в фонды пенсионного страхования, а пособия по болезни или уходу за ребенком выплачиваются в размере 90% заработка [10, с.85]. Государство в Швеции превратилось в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения. Новшеством, существенно продвигавшим Швецию по пути социализации, было предложение шведских профсоюзов (еще в 1970-х гг.) создать контролируемые профсоюзами и финансируемые за счет налогов инвестиционные фонды трудящихся, которые приняли бы на себя руководство шведскими корпорациями.

Швеция является пионером также и в отношении организации действенной системы социального партнерства, начало которому было положено еще в 1938 г., когда Шведская федерация профсоюзов и Шведская федерация работодателей заключили «Сальтшебаденское соглашение» о мирном разрешении трудовых конфликтов и заключении трудовых соглашений. Особенностью шведской системы социального диалога явилось то, что на первых порах он функционировал без вмешательства правительства вплоть до 1970-х гг., когда правительство Швеции стало проводить активное вмешательство на рынке труда, усилив регулирование доходов через увеличение налогов. Политическая и экономическая элита Швеции научилась уважать законные интересы всех социально значимых слоев и групп населения без войн и революций. Экономическая политика работает на опережение острых социальных конфликтов, реагируя даже на слабые сигналы, свидетельствующие о неблагополучии. Сложилась своеобразная политическая культура - культура мирного разрешения конфликтов на основе консенсуса, исключающего подчинение одной стороны другой [10, с.87].

Сравнение шведской модели с западноевропейской показывает, что она не так уж оригинальна. Безусловно, эта страна является пионером в создании особой формы общества благоденствия, в то же время эта модель очень близка в своих базовых характеристиках и к германской "концепции социально ориентированного рыночного хозяйства, и к идеям, положенным в принятую Евросоюзом стратегию достижения Социальной Европы. Не случайно, например, то, что Швеция одной из первых стран-участниц Евросоюза полностью адаптировала свое социальное законодательство к общему социальному законодательству ЕС, поскольку социальные стандарты Евросоюза более низкие, чем в Швеции и других скандинавских странах, обеспечивающих своим гражданам более высокий уровень экономической безопасности. Можно сказать, что социально-экономические доктрины, лежащие в основе общественного развития Евросоюза и стран Севера Европы, развиваются во встречном направлении: ЕС идет по пути построения более справедливого в социальном плане общества при уменьшении неравенства в доходах и борьбе с социальным отторжением и обеспечения относительной эталитарности, а Скандинавские страны, несколько либерализировали свою экономику, с тем чтобы уменьшить перегруженность госбюджета социальными расходами, сделав, ее более адресной, сохраняя высокий уровень социальных гарантий.

Корпоративная модель (Германия, Австрия, Франция и страны Бенилюкса). Предполагает развитие системы пособий по социальному страхованию, дифференцированных по видам трудовой деятельности, и, соответственно, интеграцию профсоюзного движения с государством. Данную модель называют «континентальной». В её основе социальное страхование, т.е. социальное обеспечение прямо или косвенно (для членов семьи) распространяется на работающее население. Услуги социального страхования, финансируемые в основном за счет взносов, различаются в зависимости от принадлежности к той или иной профессиональной группе [10, с.91].

Более подробно рассмотрим корпоративную модель на примере Германии. Проанализируем это "германское чудо" или "третий путь", как иногда называют социальную рыночную экономику Германии.

В экономике Германии преобладают следующие принципы:

1. Свободная конкуренция (здесь основополагающим является закон о запрете ограниченной конкуренции 1957г., дающий право свободного выбора местонахождения предприятия, метода производства, свободы в формировании дохода, в выборе техники и способствующий раскрытию творческого потенциала личности). Причем, надо учесть, что многие экономисты критикуют такой подход и считают, что невозможно в условиях социальной рыночной экономики добиться конкуренции цен. Опыт же Германии опровергает их опасения. Многие предприниматели и покупатели предпочитают иметь дело не с ценой, а качеством, с условиями платежа и поставки товара, с рекламой. Законы о качестве конкуренции и о защите качества конкуренции помогают отслеживать качество товаров, накладывая на недобросовестных производителей материальные штрафы и обязательства по возмещению материального ущерба, закон о скидках не допускает более 3% скидок для конечного потребителя.

2. Экономической свободе и ориентации на экономический рост.

3. Свобода внешней торговли, свободный обмен валют и расширение международного разделения труда в рамках мировой экономики, так как немецкая экономика в большой степени зависит от экспорта.

Для решения социальных вопросов в социальной рыночной экономике ставятся следующие цели и задачи:

1. Создание социального порядка фирмы, когда рабочий ценится как человек и сотрудник.

2. Реализация порядка конкуренции как задача права и деятельности правительства.

3. Антимонопольная политика с целью борьбы со злоупотреблением экономической властью.

4. Политика стабилизации, направленная на обеспечение безопасности рабочего, в период экономических спадов.

5. Выравнивание разности в доходах в соответствии с рыночным порядком (прогрессивный подоходный налог, субсидии на детей и субсидии на жилье, бесплатное образование).

6. Политика развития городов и субсидий государства на не дорогостоящее жилье.

7. Передача капитала малым и средним фирмам, чтобы дать возможность конкурировать с крупными фирмами, обладающими большим капиталом.

8. Дальнейшее развитие социальной безопасности.

9. Городское планирование.

10. Введение правительством кооперативных элементов рыночного хозяйства.

11. Минимальные зарплаты, т.е. социальное рыночное хозяйство должно определить минимальную зарплату в результате процесса свободного торга [11, с.2].

Германия продолжает свое экономические развитие и в своих долгосрочных планах (до 2015 г.) намечает следующие шаги:

1. Окончательная интеграция новых федеральных земель в экономическую систему единой Германии.

2. Дальнейшая интеграция в рамках ЕС и расширение Союза за счет стран Центральной и Восточной Европы, усиление привлекательности для инвестирования новых районов на востоке.

3. Проведение существенной перестройки экономики в пользу высокотехнологичных и интеллектуальных производств и расширения интернет-технологий, сотовой связи, научных исследований, увеличение вклада в образование, инвестиций в науку.

4. Пенсионная реформа, когда наряду с государственным социальным страхованием будет развиваться частная система страхования.

5. Решение вопроса безработицы, который на сегодняшний день является одним из острейших.

6. Развитие энергосберегающих технологий за счет экологического налога, решение экологических проблем в "глобальном" масштабе.

Социальная рыночная экономика Германии остается убедительной и неопровержимой, несмотря на глобализацию экономики и усиление конкуренции в мире, другое дело, что возникает необходимость отказа в некоторых, изживших себя или сильно дорогостоящих проектах социальной безопасности, но она продолжает уравновешивать работу рынка с потребностями социальной безопасности.[11, с.3]

Либеральная модель. Данная модель определяется как предполагающая минимально необходимую государственную поддержку социальных низов. Эта модель получила распространение в Великобритании и Ирландии и включает в себя социальное страхование, находящееся на довольно низком уровне, и социальную помощь, играющую для данной модели решающую роль. Внутри англосаксонской модели есть некоторые различия. В то время как в Великобритании государственная система здравоохранения оказывает бесплатные медицинские услуги всем гражданам, в Ирландии государственным медицинским обслуживанием могут пользоваться только граждане, имеющие низкооплачиваемую работу. Рассматриваемая модель в том или ином виде нашла распространение и за пределами европейского континента— в США, Австралии и Новой Зеландии [12, с.256].

Выделяют еще одну модель социальной политики — рудиментарную, представленную в странах Южной Европы. В этих странах лишь в последние десятилетия под влиянием социально-экономических структурных изменений созданы или усовершенствованы системы общего социального обеспечения. Они включают в себя страхование на производстве и социальное страхование. В целом уровень социального обеспечения в этих странах довольно низок. Здесь все еще исходят из того, что социальная защита граждан во многом осуществляется через семью и частную благотворительность. Эта модель интерпретируется как развивающаяся или переходная.

Таким образом, мы видим, что социальная политика в странах европейского сообщества и за пределами европейского континента реализуется по следующим основным направлениям: социал-демократическая модель, типичная для скандинавских стран (Дания, Швеция, Финляндия); корпоративная модель (Германия, Австрия, Франция и страны Бенилюкса); либеральная модель (США, Австралия, Новая Зеландия). Социальная политика в этих странах развивается на достаточно высоком уровне. Социальные услуги здесь определяются как гражданские права, где все граждане имеют право на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Социальная политика этих государств включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме социального партнёрства, которое предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами общественного договора в области экономической и социальной политики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.016 с.)