Прекращение статуса «юридического лица с иностранными инвестициями» в РФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прекращение статуса «юридического лица с иностранными инвестициями» в РФ



 

В соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 4 Закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" коммерческая организация утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников (при наличии нескольких иностранных инвесторов в составе ее участников - в случае выхода всех иностранных инвесторов). С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные настоящим Федеральным законом.

Пример из практики: "Общество с ограниченной ответственностью "КНАУФ ГИПС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решений от 30.12.2003 N 1, от 23.01.2004 N 4, требования от 30.12.2003 N 59, принятых Зеленоградской таможней.

Решением от 23.03.2004 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 18.05.2004 решение оставлено без изменения.

Требования о проверке законности решения от 23.03.2004, Постановления от 18.05.2004 в кассационной жалобе общества основаны на том, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов нормы материального и нормы процессуального права применены неправильно.

Отзыв на кассационную жалобу в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не направлен.

В судебном заседании арбитражного суда кассационной инстанции, которое состоялось 18.08.2004, представители лиц, участвующих в деле, относительно кассационной жалобы дали следующие объяснения:

- представитель общества объяснил, что все доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает и полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене;

- представитель Зеленоградской таможни объяснил, что возражает против доводов, содержащихся в жалобе, поскольку эти доводы неосновательны.

Законность решения от 23.03.2004, Постановления от 18.05.2004 проверена арбитражным судом кассационной инстанции в соответствии с требованиями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражным судом первой инстанции установлены имеющие значение для дела следующие фактические обстоятельства.

В связи с прекращением деятельности ООО СП "Тиги-Рихтер" в результате реорганизации в форме присоединения к ООО "КНАУФ ГИПС" Зеленоградской таможней с 17.10.2003 по 09.12.2003 проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам, касающимся уплаты таможенных платежей.

По результатам этой проверки таможенным органом принято решение от 30.12.2003 N 1, согласно которому установлена задолженность общества по оплате НДС в размере 6 524 856 рублей и таможенной пошлины в размере 3 840 612 рублей 80 копеек, а также начислены пени на НДС и на таможенные пошлины.

На основании названного решения обществу 30.12.2003 направленно требование N 59 об уплате НДС и таможенной пошлины.

Решение N 1, принятое таможенным органом 23.01.2004, касается взыскания упомянутых денежных средств в бесспорном порядке.

Проверив оспариваемые решения и требование, арбитражный суд установил соответствие этих актов законам и иным нормативным правовым актам.

При этом арбитражный суд исходил из того, что при ввозе технологического оборудования на территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставный капитал ООО СП "Тиги-Рихтер" иностранному учредителю была представлена льгота по уплате таможенных платежей.

Впоследствии состав участников ООО СП "Тиги-Рихтер" был изменен. Российской участник ОАО СП "Тиги-Рихтер" было преобразовано в ООО "КНАУФ ГИПС", а иностранный участник - фирма "Рихтер-Сюстем-Фервальтунг Гмбх" из состава ООО СП "Тиги-Рихтер" выбыла посредством продажи своей доли ООО "КНА УФ ГИПС" по договору от 06.06.2002 и дополнительному соглашению к нему от 27.03.2003 N 5. ООО СП "Тиги-Рихтер" присоединено к ООО "КНАУФ ГИПС", и согласно свидетельству, выданному 30.06.2003, деятельность названного юридического лица была прекращена.

Выпуск товаров и транспортных средств, сопряженных с обязательствами лица о соблюдении установленных организацией требований или условий, согласно статье 18 Таможенного кодекса Российской Федерации является условным.

Условно было выпущено в свободное обращение и оборудование, ввезенное на территорию Российской Федерации иностранным учредителем в качестве вклада в уставный капитал.

Следовательно, названное оборудование, в отношении которого была представлена льгота по таможенным платежам, в силу статьи 29 ТК РФ могло использоваться только в тех целях, в связи с которыми льгота была предоставлена.

Льгота по уплате таможенных платежей предоставлена иностранному учредителю в целях использования им оборудования как предприятием с иностранными инвестициями.

Со дня выхода иностранного инвестора из состава коммерческой организации такая организация в соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями. С этого дня указанная коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные настоящим Федеральным законом"[20].

Вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ, отнесено действующим законодательством к прямым инвестициям.

Как следует из п. 3 ст. 55 ГК РФ, филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. О порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации, действует Временное положение, утвержденное Минюстом РФ 31 декабря 1999 г.[21] (далее - Временное положение).

Согласно п. 3 ст. 4 Закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица (головная организация) при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам.

Необходимо заметить, что дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными Законом об иностранных инвестициях, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации (п. 4 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях).


Заключение

 

Юридическое лицо с иностранными инвестициями представляет собой создающееся на территории России коммерческое юридическое лицо, в котором иностранный инвестор (инвесторы) владеет не менее чем 10 процентами доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале указанной организации, для осуществления предпринимательской деятельности. Под корпоративными формами инвестиций понимаются хозяйственные товарищества и общества, к которым относятся коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Особый правовой статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями обеспечивается самим присутствием иностранных инвестиций в установленном размере, с объемом вкладываемых учредителем (участником) инвестиций, а не с самой организационно-правовой формой, которая в то же время служит правовой формой инвестиций.

При определении схемы допуска иностранных инвесторов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории РФ, критерием могут быть списки отраслей и видов деятельности, разделенных по группам. В группу «закрытых» для иностранных субъектов войдут отрасли, в которых во всех случаях не допускается деятельность коммерческих организаций с иностранными инвестициями. В группу «ограниченных» отраслей следует отнести такие отрасли хозяйства, в которых иностранное присутствие возможно в зависимости от совершения иностранными инвесторами определенных правовых действий (получения разрешений, прохождения экспертизы и т.п.).

Специфика реализации коммерческими организациями с иностранными инвестициями гражданской правосубъектности в имущественном обороте предопределена предъявляемыми к их деятельности требованиями публичного характера по защите интересов и безопасности принимающего инвестиции государства. Реализация гражданской правосубъектности коммерческими организациями с иностранными инвестициями носит регламентированный и отчасти ограниченный характер.


Библиографический список

 

I.Нормативно-правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)// "Российская газета" от 25 декабря 1993 года.

2. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации N 51-ФЗ от 21 октября 1994 года//Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.

3. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации"//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 2. Ст. 56.

4. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 28. Ст. 3493.

5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3431.

6. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"//Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 4. Ст. 251.

7. Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1872.

8. Временное положение "О порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации" (утв. Минюстом РФ 31 декабря 1999 г.)//СПС консультант Плюс.

II. Монография

 

1. Бакшинскас В.Ю. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. М., 2008.

2. Богуславский М.М. Международное частное право. М., 1999.

3. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М., 2006.

4. Воропаев А.В. О гражданско-правовой природе иностранных инвестиционных отношений// Право и политика. 2007. N 1.

5. Гришакин Д.А. Административно-правовые методы регулирования иностранных инвестиций //Административное и муниципальное право. 2008. N 9.

6. Доронин Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М., 2007.

7. Звеков В.П. Международное частное право. М., 2005.

8. Комарова Т.Л., Полевая Е.В. Правовые режимы иностранных инвестиций//Международное публичное и частное право. 2008. N 3.

9. Кучера А., Никитина М. Новый Закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации//Законодательство и экономика. 2000. N 1.

10. Лукашова Е.В. Создание организации с иностранными инвестициями в РФ//Международное публичное и частное право. 2007. N 1.

11. Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования. М., 2006.

12. Марышева Н.И. Международное частное право. М., 2004.

13. Москалев М.А. Правовая сущность инвестиционной деятельности частных иностранных инвесторов как формы финансовых отношений. // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. № 3.

14. Саркисян Г.Р. Особенности правового режима иностранных инвестиций в России//Право и политика. 2006. № 11.

15. Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М., 2008.

16. Федченко С.И. Организации с иностранными инвестициями: регистрация и учет в налоговых органах // Российский налоговый курьер. 2004. N 21.

17. Фишер П. Россия и мировые притоки прямых иностранных инвестиций: проблемы и перспективы//Вопросы статистики. 2005. №9.

III. Материалы практики

 

1..Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 августа 2004 г. N КА-А40/7197-04//СПС Консультант Плюс.

2. Решение арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-6060/03-53-62 от 10 февраля 2005 г. // СПС Консультант Плюс.


[1] Фишер П. Россия и мировые притоки прямых иностранных инвестиций: проблемы и перспективы//Вопросы статистики. 2005. №9. С. 25.

[2] Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М., 2008. С. 11.

[3] Богуславский М.М. Международное частное право. М., 1999. С. 172.

[4] Комарова Т.Л., Полевая Е.В. Правовые режимы иностранных инвестиций//Международное публичное и частное право. 2008. N 3.

[5] Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 28. Ст. 3493.

[6] Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации N 51-ФЗ от 21 октября 1994 года//Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301.

[7] Гришакин Д.А. Административно-правовые методы регулирования иностранных инвестиций //Административное и муниципальное право. 2008. N 9. С. 51.

[8] Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования. М., 2006. С. 37.

[9] Бакшинскас В.Ю. Правовое регулирование хозяйственной деятельности. М., 2008. С. 221.

[10] Доронин Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М., 2007. С. 38.

[11] Москалев М.А. Правовая сущность инвестиционной деятельности частных иностранных инвесторов как формы финансовых отношений. // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. № 3.

[12] Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации"//Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 2. Ст. 56.

[13] Решение арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-6060/03-53-62 от 10 февраля 2005 г. // СПС Консультант Плюс.

[14] Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"//Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 4. Ст. 251.

[15] Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1872.

[16] Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3431.

[17] Федченко С.И. Организации с иностранными инвестициями: регистрация и учет в налоговых органах // Российский налоговый курьер. 2004. N 21. С. 39.

[18] Лукашова Е.В. Создание организации с иностранными инвестициями в РФ//Международное публичное и частное право. 2007. N 1. С. 51.

[19] Кучера А., Никитина М. Новый Закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации//Законодательство и экономика. 2000. N 1..

[20] Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 августа 2004 г. N КА-А40/7197-04//СПС Консультант Плюс.

[21] Временное положение "О порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации" (утв. Минюстом РФ 31 декабря 1999 г.)//СПС консультант Плюс.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.03 с.)