Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приемы, подходы и методы, используемые в политологии.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Приемы, подходы и методы, используемые в политологии. Институциональный подход ориентирован на изучение полит институтов: гос-ва, его органов, правит программ и др средств регулирования полит деят, полит партий и иных общ организаций. Сравнительный - направлен на сравнительный анализ различных полит систем (разных стран), а также элементов этих систем: парламентов, партийных и избирательных систем, форм правления и полит режимов. Исторический - основан на изучении полит явлений в их развитии. Социологический -направлен на выяснение зависимости полит процессов от развития общества в целом, от его соц структуры, от системы эк отношений, от идеологии и полит культуры общества. Нормативно-ценностный - выяснение значения для общества тех или иных полит процессов, их роли в повышении благосостояния общества, в реализации свободы и справедливости. Системный - полит система рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующаяся. Функциональный - анализируются те конкретные механизмы, кот позволяют полит системе достигать самосохранения и приспособления к окружающей общественной среде. Функционально-структурный анализ исходит из рассмотрения полит системы общества в качестве целостной системы с взаимосвязанными элементами. Бихевиористский - основывается на рассмотрении полит системы как организма, функционирующего по своим законам, имеющего свою внутреннюю логику развития. Антропологический - базируется на обосновании политики природой человека. Значение политологии. 1) познавательная ф-ция. Развитие теории полит. науки дает возможность глубоко освоить различные проблемы полит. бытия и хорошо разбираться в полит. жизни общества. 2) прогностическая. Изучая полит. реальность, политология прогнозирует события и дает консультации как решить те или иные проблемы, изучая различные стороны полит. деятельности, полтитологи дают прогнозы в избирательных кампаниях, дают консультации представителям администрации, профсоюзам, вырабатывают рекомендации политикам, бизнесменам, предоставляют материал СМИ. Современная пол-гия глубоко вторгается в полит. жизнь, давая советы, прогнозы, предположения, рекомендации заинтересованным лицам, инстанциям, организациям.
Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима (Платон, Аристотель, Цицерон) Платон (427-397 гг. до н.э.) Платон стремится утвердить идею незыблемости, общезначимости и государственных установлений. В своих произведениях «Государство», «Законы» Платон впервые сформулировал целостное учение об общественном устройстве, центральное место в кот. занимает представление об идеальном государстве. Государство возникает вследствие того, что отдельный человек не способен самостоятельно удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде. Задача государства обеспечить реализацию общих интересов граждан. Обеспечению общих интересов должны быть подчинены их частные интересы. Идеальное государство – это сообщество граждан, кот делятся на 3 сословия: философы, воины и трудящиеся. Философам должна принадлежать власть, поскольку они обладают добродетелью мудрости и поэтому способны руководствоваться разумно понятыми общими интересами. На воинов возлагались задачи проведения в жизнь решений философов и охраны общественного порядка. Трудящиеся должны были производить материальные блага. Рабство у Платона как бы вынесено за скобки, как условие деятельности свободной части общества – граждан государства. Идеальная форма правления государством - аристократическая либо монархическая, смотря по тому, принадлежит ли сознание высших идей нескольким или одному. Но есть еще 4 формы: тимократия, олигархия, демократия и тирания. Тимократия – власть честолюбцев. Честолюбие влечет за собой страсть к обогащению. В результате она перерастает в олигархию – господство немногих богачей. Здесь гос-во раскалывается на 2 части: 1 –богатые, 2 – бедные. Между ними идет непрерывная борьба, она заканчивается перерастанием демократии – власти большинства. Здесь осуществляется власть демоса, черни, толпы. При отсутствии разумного регулятора свобода ведет к анархии, хаосу в гос. делах. В условиях общественно беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демократия перерастает в тиранию.
Цицерон. Основное внимание он уделяет разработке проблемы правового равенства и государства. Государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщим требованием природы, включающих в том числе и веление человеческой природы. Гос-во основано на разуме и справедливости, оно является делом народа и возникает в результате согласия в вопросе права и общности интересов. Причина образования гос-ва – забота людей об охране собственности. В основе права лежит требование не вредить другим и не покушаться на чужую собственность. 3 формы гос. устройства: царская власть, власть оптимистов (аристократия) и власть народа (демократия). Каждая имеет свои положительные и отрицательные стороны, и в чистом виде не может быть принята. Наилучшее гос устройство – сочетание этих трех форм. На 1ом месте – верховная власть, затем доля власти первейшим гражданам и чтобы некоторые вещи предоставлялись демократии и решению народа. Задача гос власти – поддержание основного равновесия при сохранении господства аристократии.
Августин (354-430 гг.) Трактат «О граде Божьем» («О государстве Бога»). В нем борьба двух противоположных сообществ: града земного и града небесного. Человечество делится на два рода людей: 1ый состоит из тех, кто живет по человеческим стандартам, другой – из тех, кто живет согласно божественной воле. Эти два рода – государства. Они сформировались на основе различной смысложизненной ориентации. В земном гос-ве господствует похоть власти, одолевающей в такой же мере его правителей, в какой и подвластные им народы, в небесном – те, кто поставлен у власти и кто им подчиняется, служат друг другу по любви, правителя, руководя, подчинены – им повинуясь. Августин разделяет и противопоставляет друг другу идеальное гос-во и эмпирические гос-ва. Эмпирические гос-ва несовершенны и извращены, но вместе с тем они способствуют удовлетворению материальных потребностей и поддержанию порядка. Августин подчеркивает временный, преходящий хар-р гос. власти, кот. допущена Богом для того, чтобы исправить человека в его падшем состоянии. Гос. власть следует считать относительным благом, которым следует пользоваться, но не наслаждаться. Наслаждаться следует таким абсолютным благом, выразителем которого является христианская церковь. Гос-во и церковь должны существовать вместе, но неслиянно. Авг. Утверждал принцип раздельного и независимого существования 2х властей в гос-ве – духовной и светской. Но есть возможность существования другой теории – теория теократии, утверждающая подчиненность в иерархическом порядке светского духовному, земного небесному, подчиненность гос-ва церкви. Гос-во рассматривается как «орудие Бога», правителей – «слуг господних» и утверждает право применять методы принуждения в интересах церкви. Фома Аквинский (1225-1274 гг.) Августина и Фому роднит теократическая концепция гос-ва. Он считал, что светской власти подчинены лишь тела людей, но не их души. Верховная всеобъемлющая власть, распоряжающаяся духовной жизнью людей, принадлежит церкви. Насколько Бог выше человека, настолько духовная власть выше земного гос-ва. Он принимает положение, что человек - политическое животное», общественное существо, гос-во возникает как естественное образование. По мнению Фомы, гос-во берет свое начало от Бога. Жизнь в социальной общности естественная для людей. Всякое сообщество выполняет определенные цели. Возникает необходимость в том, чтобы кто-нибудь руководил этим сообществом и вел его к цели кратчайшим путем. Это гос-во. «Всякая власть от Бога». Фома вводит различия между сущностью власти и ее формой. По сущности всякая власть происходит от Бога, т.е. должна существовать какая-то организация, обеспечивающая порядок и ведущая сообщество людей к определенной цели. Сущность власти – сам институт гос-ва, без кот. не может сущ-ть общество. Форма – способ правления, структура власти. Форма правления может происходить и не от Бога. Правитель, как и каждый человек, имеет свободную волю и поэтому способен творить зло, т.е. устанавливать противоречащие воле Бога порядки. Демократия, по мнению Фомы, коллективный тиран. Право восстания против гос власти в 2х случаях: 1) если власть выступает против законов Бога и элементарных принципов; 2) в случае превышения властью ее компетенции (напр. установления чрезмерных налогов). Решающее суждение о законности происхождения и использования той или иной конкретной формы власти правителями принадлежит церкви. Таким образом, гос. власть выступает не как непосредственное, а опосредованное церковное установление Бога.
Томас Гоббс (1588-1679 гг.) «О гражданине» и трактат «Левиафан или материя, форма и власть гос-ва церковного и гражданского». Гос-во как человеческое установление. Оно возникло на основе общественного договора из естественного догосударственного состояния. Все люди равны от природы в отношении физических и умственных способностей. Из равенства способностей следует равенство людей на достижение ими своих целей: каждый в естественном состоянии имеет право на все. Т.к. люди имеют одинаковые права на все и стремятся осуществить эти свои права, между ними неизбежно возникает борьба, из-за нее становится невозможной нормальная жизнь, поэтому люди приходят к соглашению. В результате общественного договора создается гос-во. Воля гос-ва в силу соглашения многих людей считается за волю их всех с тем, чтобы гос-во могло распоряжаться силами и способностями отдельных членов в интересах общего мира и защиты. Люди устанавливают гос власть на условиях полного и безоговорочного подчинения. Она едина и ничем не ограничена, действует бесконтрольно и не перед кем не ответственна, стоит над законами гражданскими, которые только от нее получают свою силу. Создавая гос-во, люди переносят принадлежащие им права или на одно лицо, что образует монархию, или на собрание представителей всех сословий, что образует республику, или на представителей одного сословия, что образует аристократию. Гоббс – сторонник абсолютной монархии, он считает невозможным какое-либо разделение власти между различными органами гос-ва.
Джон Локк. «Два трактата о правительстве». Локк считает, что первоначальным состоянием человечества были естественная свобода и равенство. Основные устои – личная свобода и уважение к частной собственности. Локк – сторонник конституционной монархии. В ней он выдвинул учение о разделении властей на законодательную, исполнительную, союзную (федеративную). Законодательная осуществляет право издавать законы, исполнительная – проводит законы в жизнь, а союзная – занимается вопросами политики. Судебная власть у Локка входит в состав исполнительной. Этот принцип означает, что каждая из них должна находиться в руках особого органа. Эти власти неравноправны, законодательная – верховная, повелевает другими властями. (но например ее ограничивает право собственности гражданина). Локк заложил основу для социогентрической парадигмы политики. Встает вопрос о взаимодействии гос-ва и гражданского общества. Гос-во – это не только какой-то тип общественного устройства или форму правления, а независимое сообщество людей, кот. создается для поддержания общественного порядка и для сохранения частной собственности. Использует термин «политическое общество», кот. включает в себя все виды добровольных союзов и соглашений между людьми при выборе ими способов и форм правления. Монтескье (1689-1755 гг.) «О духе законов». В анализ полит. сферы вводит действие не только различных социальных факторов (религии, нравов, черт характера, образа жизни, обычаев), но и факторы географической среды. Факторы, воздействующие на формы правления: почва, ландшафт, величина территории страны. Республика требует по своей природе небольшой территории, иначе она не удержится. Монархия – средней величины. Деспотия – обширных размеров гос-ва. Главный вклад Монтескье в полит жизнь связан с обоснованием теории разделения властей. Цель разделения властей – гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления властей, обеспечить их свободу. Это возможно только при относительно независимом существовании законодательной, исполнительной, судебной власти. Свобода и равенство рассматриваются как фундаментальные свойства человеческой природы, а следовательно, и «гос-во разума». Понимая свободу как независимость, он считал, что в общественной жизни сталкиваются отдельные свободы, а потому свобода есть право делать все, что дозволено законом, отсюда – «разрешено все, что не запрещено законом».
Джеймс Мэдисон (1751-1831). Он выдвинул концепцию сдержек и противовесов, кот. обеспечиваются при федерально-республиканской форме правления. Народ был признан единственным источником власти, следование принципам непосредственной демократии создало почву для формирования в обществе двух фракций: большинства и меньшинства. Большинство, находящееся у власти, стремится и дальше ограничивать права меньшинства. Для преодоления тирании большинства Мэдисон продолжил систему сбалансированного распределения власти – система «сдержек и противовесов». Также он утвердил принцип равноценности всех трех ветвей власти, что обеспечивает возможность контролировать и сдерживать друг друга.
Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.). «О причинах неравенства», «Об общественном договоре или принципах полит. права». Субъекты политики – социально неоднородные группы, между кот. постоянно возникают противоречия и борьба. Происхождение гос-ва выводит из неравенства людей. Два вида неравенства: физическое, проистекающее из различия в возрасте, здоровье и т.п., и полит. состояние, состоящее в различных привилегиях, которыми одни люди пользуются в ущерб другим. Собственность являлась главной причиной социального неравенства, а вместе с ней и гражданского общества, гос-ва. В основе гос-ва лежат сознательный план, соглашение между людьми. Основная задача общественного договора – в отыскании такой формы ассоциации, которая бы защищала и охраняла общей силой личность и собственность каждого члена и в кот. каждый, соединяясь с другими, оставался бы в то же время свободным. Верховная власть в договорном гос-ве должна принадлежать народу. Требование народного суверенитета – основа полит. учения Руссо. Суверенитет неотчуждаем и неделим, поэтому отвергается представительно правление и разделение властей на законодат. и исполнит. Карл Маркс (1818-1885 гг.). Концепция политической сферы в учении базируется на след. предпосылках: 1. Обусловленность полит. сферы сферой экономической. Полит. сфера явл-ся надстройкой над базисом – совокупностью производственных отношений. Земные основы гос-ва коренятся в материальных интересах людей. Гос-во порождается не свободной волей людей, а есть закономерный результат разделения труда и связанного с ним образования социальных классов. 2. Относительная самостоятельность и активная роль политики по отношению к экономике и др. сфер общественной жизни. Политика выступает не только как отражение экономических отношений, но и как важный инструмент их формирования. Сформировавшаяся полит. сфера развивается на основе собственных закономерностей и внутренних импульсов. 3. Политика – это результат и форма классовой борьбы. Классовая борьба это борьба политическая, направленная на завоевание удержание власти. Полит. власть капиталистического общества – это система диктатуры буржуазии. «гос-во – это комитет по управлению делами буржуазии». 4. Классовое деление общества не вечно. Сущ-т закономерность движения человеческой истории к уничтожению классов и общества без классов. Отсюда вытекает положение о закономерности отмирания гос-ва и всякой политики. В коммунистическом обществе должна быть достигнута гармонизация частных и общественных интересов. Макс Вебер (1864-1920 гг.) Политика – это область общественных отношений по поводу власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между гос-вами, будь то внутри гос-в между группами людей, кот. она в себе заключает. Вебер акцентирует внимание на социокультурных факторах полит. развития (ценностях, идеалах, верованиях). Наиболее существенная идея – политика является особым видом человеческой деятельности. С одной стороны, она представляет собой предприятие, аппарат легитимного господства, а с другой – специфическую профессиональную деятельность, пронизывающую всю общественную жизнь. Все общество делится на 3 категории. 1ая – политик по случаю (рядовые избиратели). 2ая – политики по совместительству (партийные активисты). 3ья – профессионалы. Политика, как самостоятельная сфера общественной жизни формируется лишь с возникновением государственно-административного аппарата, как «Штаба полит. предприятия всего обществе», с обособлением управленческой деятельности в особую профессию людей, связанную с контролем и распределением власти. Вебер разработал теорию власти, бюрократии, лидерства и другие разделы политологии.
Функции: 1. Поддержание, укрепление целостности об-ва как сложно дифференцируемой соц системы. 2. Разработка целей всего об-ва и составляющих его коллективных субъектов, и мобилизация ресурсов на реализацию этих целей. 3. Авторитарная – Обязательное распределение дефицитных ценностей и благ. 4. Предотвращение, регулирование групповых конфликтов. 5. Обеспечение взаимопонимания, взаимодействия. Типология прав. Негативные - предохраняют индивида от нарушающих его свободу вмешательств и ограничений и дают ему возможность действовать по своему усмотрению. Позитивные – фиксируют обязанности государства предоставлять индивиду те или иные блага. К ним относят весь блок социальных благ. Разделение прав на 1..гражданские, т.е. те которые позволяют сохранить индивидуальность человека (жизнь, свободу, достоинство личности) 2.. политические права граждан – свобода мнений, убеждений и их выражение, получение достоверной информации о деятельности гос органов, доступа к любым должностям гос органов 3.. социально-экономические. Способности, труд, отдых 4.. культурные – доступ к культурным ценностям. 5.. экономические гарантия и реализация прав: 1.. юридические 2.. социально – экономические
Достоинства 1..наличие возможности свободного выбора 2..учет мнения большинства 3..отсутствие монополии на власть 4..уважение прав и свобод граждан 5..наличие конкуренции мнений и возможности согласования интересов. Недостатки 1.. опасность тирании большинства 2.. опасность перерастания полит конкуренции в полит конфронтации 3.. замедленный процесс принятия решений 4.. вероятность прихода к власти в результате выборов непрофесионалов (професионализм по отношению к тому классу, права которого он собирался защищать)
Содержание и особенности авторитарных политических систем. При авторитарном режиме общественная жизнь носит более свободный характере. Руководство общественной жизнью со стороны гос-ва не столь тотально, нет строгого организованного контроля над эк, соц, семейно-бытовой, духовной сферой общества, допускается существование оппозиционных партий, действуют различные институты гражданского общества. Авторитаризм не стремится навязать обществу гос. идеологию, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в полит. мышлении, мнениях и действиях, мирится с существованием оппозиции, различные полит. силы могут придерживаться несовпадающих мировоззренческих установок. Авторитарный режим – это полит. режим, в кот. созданы частичные возможности для выражения соц. интересов, а отношения гос-ва и личности построены больше на принуждении, чем убеждении, без применения средств вооруженного насилия. Признаки: 1) гос. власть поставлена в рамки права и действует на основе Конституции и других законов. 2) полит. права и свободы граждан в значительной мере ограничены. «Все, что не разрешено – запрещено». 3) полит. власть сконцентрирована в руах одного человека или одного органа гос-ва. 4) отсутствует четкое разделение властей (влияние исполнит. на судебную, исполнит. и законодат. в руках главы гос-ва при ограничении роли парламента) 5) допускается полит. плюрализм. 6) формирование органов власти, а также циркуляции правящих элит осущ-ся волевым введением их в руководящие структуры. 7) в обществе доминирует гос. идеология, но допускаются и др. идейные течения. 8) относительная автономия от гос-ва эк, соц, культурной, семейно-бытовой сфер жизни общества. 9) цензура над издательской деят-тью и средствами СМИ. Существуют авторитарные режимы: * старые, традиционные (доиндустриальный период, слабо развиты рыночные отношения, сильны традиция, религия, общинные связи, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, в этих странах отсутствует разделение властей, полит. конкуренция) и * новые, современные (основаны на развивающихся рыночных отношениях и характерны для стран, совершающих модернизацию и переходящих от традиционных обществ к индустриальному, от тоталитарно к демократическому). * Олигархический тип (Латинская Америка) – эк. и полит. власть сосредоточена в руках нескольких влиятельных лидеров. * «Военные режимы». *Теократические режимы – полит власть концентрируется в руках духовных сил. (Иран).
Правовое государство. Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Признаки правового государства. 1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. 2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. 3. Взаимная ответственность личности и государства. 4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность, суверенитет народа.. 5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов. 6. Стабильность законности и правопорядка в обществе. Функции: экономическая (регулирование рыночных отношений, экономики), правоохранительная, социальная (обеспечение социальных потребностей граждан), политическая (многопартийная система, принцип разделения властей, местное самоуправление), в духовной сфере. Приемы, подходы и методы, используемые в политологии. Институциональный подход ориентирован на изучение полит институтов: гос-ва, его органов, правит программ и др средств регулирования полит деят, полит партий и иных общ организаций. Сравнительный - направлен на сравнительный анализ различных полит систем (разных стран), а также элементов этих систем: парламентов, партийных и избирательных систем, форм правления и полит режимов. Исторический - основан на изучении полит явлений в их развитии. Социологический -направлен на выяснение зависимости полит процессов от развития общества в целом, от его соц структуры, от системы эк отношений, от идеологии и полит культуры общества. Нормативно-ценностный - выяснение значения для общества тех или иных полит процессов, их роли в повышении благосостояния общества, в реализации свободы и справедливости. Системный - полит система рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующаяся. Функциональный - анализируются те конкретные механизмы, кот позволяют полит системе достигать самосохранения и приспособления к окружающей общественной среде. Функционально-структурный анализ исходит из рассмотрения полит системы общества в качестве целостной системы с взаимосвязанными элементами. Бихевиористский - основывается на рассмотрении полит системы как организма, функционирующего по своим законам, имеющего свою внутреннюю логику развития. Антропологический - базируется на обосновании политики природой человека. Значение политологии. 1) познавательная ф-ция. Развитие теории полит. науки дает возможность глубоко освоить различные проблемы полит. бытия и хорошо разбираться в полит. жизни общества. 2) прогностическая. Изучая полит. реальность, политология прогнозирует события и дает консультации как решить те или иные проблемы, изучая различные стороны полит. деятельности, полтитологи дают прогнозы в избирательных кампаниях, дают консультации представителям администрации, профсоюзам, вырабатывают рекомендации политикам, бизнесменам, предоставляют материал СМИ. Современная пол-гия глубоко вторгается в полит. жизнь, давая советы, прогнозы, предположения, рекомендации заинтересованным лицам, инстанциям, организациям.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.071 с.) |