Раздел 1 методологические основы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1 методологические основы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Шифр Наименование дисциплины (модуля)
Б1.В.03.04 Предупреждение отклонений речевого развития в младенческом и раннем возрасте
Код направления подготовки 44.04.03
Направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование
Наименование (я) ОПОП (направленность / профиль) Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи
Год начала реализации ОПОП  
Уровень образования магистратура
Форма обучения очная

Разработчики:

должность учёная степень, звание подпись ФИО
Доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик кандидат педагогических наук, доцент   Елена Викторовна Шереметьева
       

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (структурного подразделения)

должность учёная степень, звание подпись ФИО
Зав. кафедрой кандидат педагогических наук, доцент   Лилия Александровна Дружинина

 

год обновления        
номер протокола        
дата заседания кафедры        

 

 

 

 

Руководитель ОПОП

Е.В. Шереметьева
    (подпись)   (инициалы, фамилия)

 

 

Одобрено представителем работодателя

 
    (подпись)   (инициалы, фамилия, должность, место работы)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 8

2 ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) И ВИДОВ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) 8

3 Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий.. 9

4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 10

5 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) 11

6 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 12

7 ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 13

8 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 13


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Дисциплина «Предупреждение отклонений речевого развития в младенческом и раннем возрасте» относится к части, формируемой участниками образовательных отношений Блока 1 «Дисциплины/модули» основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки/специальности 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (уровень образования магистратура), направленность/профиль «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи». Дисциплина является обязательной к изучению.

1.2 Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.

1.3 Изучение дисциплины «Предупреждение отклонений речевого развития в младенческом и раннем возрасте» основано на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении обучающимися следующих дисциплин: «Проблемы науки и специального (дефектологического) образования на современном этапе», «Развитие специального образования в России и за рубежом: традиции и современность», «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья», «Концептуальные основы индивидуализации обучения и воспитания лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Концептуальные основы индивидуализации обучения и воспитания лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образования», при проведении следующих практик «Учебная практика (ознакомительная)М1».

 

1.4 Дисциплина «Предупреждение отклонений речевого развития в младенческом и раннем возрасте» формирует знания, умения и компетенции, необходимые для освоения следующих дисциплин: «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи», «Логопедическое сопровождение лиц с сенсорными нарушениями», «Технологии взаимодействия с семьей, воспитывающей ребёнка с нарушениями речи» для проведения следующих практик: «Учебная практика (технологическая (проектно-технологическая))», «Производственная практика (технологическая (проектно-технологическая))».

 

1.5 Цели, задачи дисциплины. Формирование у магистрантов необходимых представлений о теоретико-методологических основах системы оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ОВЗ, ее истории, принципах, своеобразии методов и приемов, о закономерностях психического развития в младенчестве и раннем возрасте, правильного понимания сущности нарушений нормального хода развития..

Задачи дисциплины:

- Формирование у магистрантов знаний сущности основных линий развития в раннем возрасте, сензитивных периодов и возможностей абилитации, компенсации и коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях в овладении речью различного генеза и характера:

- Формирование у магистрантов умений определять нарушенный психоречевого развития ребёнка раннего возраста и моделировать коррекицонно-предупреждающее воздействие в рамках психолого-педагогического сопровождения;

- Овладение магистрантами умениями достраивать недостающее звено в системе интеграции лиц с ОВЗ – психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с различными вариантами нарушенного развития.

 

1.6 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Таблица 1

Код и наименование компетенции по ФГОС Код и наименование индикатора достижения компетенции

УК-3. Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели

ИУК-3.1Знать теоретические основы текущего состояния дел, поиска решения проблемы, формирования команды и ее мотивации на выполнение поставленной цели    
ИУК-3.2. Уметь мотивировать команду на качественный труд, регулярно анализировать состояние дел, рассматривать возникающие проблемы в процессе достижения цели
ИУК-3.3. Владеть навыками планирования собственной профессиональной карьеры и карьеры членов команды; развития самостоятельности и ответственности членов команды

ПК-6 Готовность к научно-обоснованному психолого-педагогическому сопровождению лиц с ТНР

ИПК-6.1. Знает достижения Российских и зарубежных исследователей в области специального образования и смежных наук
ИПК-6.2. Умеет анализировать и систематизировать результаты изучения психофизических особенностей, индивидуальных возможностей, социальных условий воспитания лиц с ТНР для решения исследовательских задач в области специального и инклюзивного образования
ИПК-6.3. Владеет методами и способами стратегического планирования, осуществления научно-исследовательской работы и мониторинга ее результатов  

Таблица 2

Код и наименование индикатора достижения компетенции Образовательные результаты по дисциплине
ИУК-3.1Знать теоретические основы текущего состояния дел, поиска решения проблемы, формирования команды и ее мотивации на выполнение поставленной цели З.1 Методологические основы логопедии раннего возраста, теорию вопроса, модель коммуникативно-речевого развития ребёнка раннего возраста
ИУК-3.2. Уметь мотивировать команду на качественный труд, регулярно анализировать состояние дел, рассматривать возникающие проблемы в процессе достижения цели У.1 Определять основные принципы проектирования коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте
ИУК-3.3. Владеть навыками планирования собственной профессиональной карьеры и карьеры членов команды; развития самостоятельности и ответственности членов команды В.1 Навыками моделирования процессов генеза различных компонентов коммуникативного, психоречевого развития ребёнка раннего возраста
ИПК-6.1. Знает достижения Российских и зарубежных исследователей в области специального образования и смежных наук З.2 Специфику структуры отклонений в овладении речью детьми раннего возраста и возможные дальнейшие нарушения вторичного социального порядка
ИПК-6.2. Умеет анализировать и систематизировать результаты изучения психофизических особенностей, индивидуальных возможностей, социальных условий воспитания лиц с ТНР для решения исследовательских задач в области специального и инклюзивного образования У.2 На основе глубокой диагностики психоречевого развития ребёнка раннего возраста проектировать его индивидуальную программу абилитации или компенсации с привлечением ближайшего социального окружения                                                               
ИПК-6.3. Владеет методами и способами стратегического планирования, осуществления научно-исследовательской работы и мониторинга ее результатов   В.2 Навыками выявления прогностически значимых признаков отклонений в развитии ребёнка раннего возраста, навыками консультирования семей, воспитывающих ребёнка раннего возраста с отклоняющимися вариантами развития различного генеза и характера, моделирования индивидуального коррекционно-предупредительного маршрута

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) И ВИДОВ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) (дневная форма обучения)

       Таблица 3

№ п/п Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

    Л ЛЗ ПЗ СРС Контроль

ТРУДОЕМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) И ВИДОВ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) (заочная форма обучения)

                                                        

№ п/п Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

    Л ЛЗ ПЗ СРС Контроль

Содержание раздела

Практическое занятие 1.

Тема: 1.2. Моделирование процесса коммуникативно-речевого развития как основа для психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста

Кол-во часов: 2.

План:

1. Понятие речевого развития в парадигме коррекционно-предупредительного воздействия.

2. Биологические и социальные предпосылки коммуникативно-речевого развития ребёнка раннего возраста.

3. Психофизиологические процессы как основа для когнитивного становления ребёнка.

4. Коммуникативный аспект речевого развития.

5. Предъязыковые и языковые средства коммуникации ребёнка младенческого и раннего возраста.

6. Моделирование коммуникативно-речевого развития ребёнка раннего возраста.

Список литературы: [5, 7, 9, 12, 14, 21, 22, 26, 43].

Информационное обеспечение: Мультимедийные презентации, подготовленная магистрантами по вопросам плана практического занятия

Паспорт оценочных средств по разделу*

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

УК-3: З.1 Методологические основы логопедии раннего возраста, теорию вопроса, модель коммуникативно-речевого развития ребёнка раннего возраста

Аналитический обзор теоретической литературы по теме «Онтогенез коммуникативных средств в раннем возрасте».

УК-3: У.1 Определять основные принципы проектирования коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте

Эссе по результатам анализа работ А.Г. Рузской и М.И. Лисиной - 8 баллов

УК-3: В.1 Навыками моделирования процессов генеза различных компонентов коммуникативного, психоречевого развития ребёнка раннего возраста

Доклад с мультимедийной презентацией «Неречевые и речевые средства общения ребёнка раннего возраста»

УК-3:З.1, У.1, В.1

Контрольная работа по разделу

Лекция 2

Кол-во часов: 1.

План:

1. Комплексность диагностики отклонений речевого развития в раннем возрасте.

2. Организация диагностики на третьем году жизни.

3. Изучаемые параметры.

4. Диагностические средства

Список литературы: [2, 3, 4, 8, 13, 23, 36, 40].

Информационное обеспечение:

Мультимедийная презентация «Параметры диагностики коммуникативно-речевого развития в раннем возрасте», 11 фрагментов учебного фильма «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста», компьютерная программа «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста»

 

Лекция 2

Лекция 3

Кол-во часов: 1.

План:

1. Методологические принципы психолого-педагогического сопровождения коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте.

2. Теоретические основы проектирования программы коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте.

3. Основные смысловые блоки психолого-педагогического сопровождения коррекционно-предупредительного воздействия.

4. Проектирование процесса коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития а раннем возрасте.

Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25].

Информационное обеспечение: мультимедийная презентация «Коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте»

Практическое занятие 4 Тема: 3.2. Организация и содержание комплексного коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте. Кол-во часов: 2. План: 1. Этапы проведения коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте. 2. Организация работы с родителями, воспитывающих детей с отклонениями в овладении речью. 3. Планирование фронтальных музыкально-логопедических и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью. 4. Специфика работы с родителями детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью. 5. Планирование работы с родителями. 6. Формы работы учителя-логопеда с семьёй ребёнка с отклонениями в овладении речью. 7. Консультационная работа с педагогами и другими специалистами. Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25]. Информационное обеспечение: Видеозаписи музыкально-логопедических занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью; видеозаписи, проведённых студентами фронтальных и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью

Лекция 3

Тема: 3.2. Организация и содержание комплексного коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте.

Кол-во часов: 1.

План:

1. Этапы проведения коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте.

2. Организация работы с родителями, воспитывающих детей с отклонениями в овладении речью.

3. Планирование фронтальных музыкально-логопедических и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью.

4. Специфика работы с родителями детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.

5. Планирование работы с родителями.

6. Формы работы учителя-логопеда с семьёй ребёнка с отклонениями в овладении речью.

7. Консультационная работа с педагогами и другими специалистами.

Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25].

Информационное обеспечение: Видеозаписи музыкально-логопедических занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью; видеозаписи, проведённых студентами фронтальных и индивидуальных занятий с детьми раннего возраста с отклонениями в овладении речью

                 Практическое занятие 5 Тема: 3.3. Логопедическое заключение в раннем возрасте. Кол-во часов: 2. План: 1. Структура логопедического заключения в раннем возрасте. 2. Варианты логопедического заключения в раннем возрасте. 3. Логопедическое заключение как основа проектирования коррекционно-предупредительного воздействия. Список литературы: [1, 5, 14, 16, 25]. Информационное обеспечение: Мультимедийная презентация «Логопедическое заключение в раннем возрасте»

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПК-6: З.2 Специфику структуры отклонений в овладении речью

детьми раннего возраста и возможные дальнейшие нарушения вторичного социального порядка

Реферат «Логопедическое заключение как основа коррекции»

ПК-6: У.2 На основе глубокой диагностики психоречевого развития ребёнка раннего возраста проектировать его индивидуальную программу абилитации или компенсации с привлечением ближайшего социального окружения

Проект психолого-педагогического сопровождения ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью в процессе коррекционно-предупредительного воздействия.

ПК-6: В.2 Навыками выявления прогностически значимых признаков отклонений в развитии ребёнка раннего возраста, навыками консультирования семей, воспитывающих ребёнка раннего возраста с отклоняющимися вариантами развития различного генеза и характера, моделирования индивидуального коррекционно-предупредительного маршрута

Консультация для родителей

ПК-6: З.2, У.2, В.2

Контрольная работа по разделу
     

Таблица 5

Самостоятельная работа

Наименование раздела дисциплины (модуля) Тема для самостоятельного изучения Задание для самостоятельного выполнения студентом Трудоемкость (Кол-во часов) Контроль выполнения работы (опрос, тест, дом. задание и т.д.)
1. Методологические основы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью Объект, предмет, цели и задачи логопедии раннего возраста Выделить объект, предмет и задачи логопедии раннего возраста из монографии «Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста» 4 Домашнее задание с опросом на практическом занятии
2. Методологические основы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью Моделирование процесса коммуникативно-речевого развития как основа для психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста Анализ существующих моделей коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста из монографий «Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста», «От рождения до первой фразы: тернистый путь к общению»   6   Опрос
3. Выявление отклоняющихся типов развития в раннем возрасте Мониторинг коммуникативно-когнитивных процессов Анализ таблиц диагностики психоречевого развития ребёнка раннего возраста из пособия «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста» 4 Опрос
4. Выявление отклоняющихся типов развития в раннем возрасте Коммуникативно-речевой профиль ребёнка как основа индивидуализации психолого-педагогического сопровождения Составление коммуникативно-речевого профиля ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью симулятивным методом 6 Опрос на практическом занятии
5. Выявление отклоняющихся типов развития в раннем возрасте Дифференциальная диагностика в раннем возрасте Определение типа отклонения в овладении речью, по результатам анализа коммуникативно-речевого профиля 6 Опрос
6. Психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте Методологические основы коррекционно-предупредительного Реферирование монографий «Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста», «От рождения до первой фразы: тернистый путь к общению» 4 Опрос
7. Психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте Организация и содержание комплексного коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте   Занятие с ребёнком раннего возраста с отклонениями в овладении речью 6 Конспект индивидуального занятия с ребёнком раннего возраста с отклонениями в овладении речью, самоанализ проведенного занятия
8. Психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте Логопедическое заключение в раннем возрасте Вывести логопедическое заключение в результате обследования психоречевого развития ребёнка раннего возраста с отклонениями в овладении речью 2 Опрос
9. Курсовая работа (при наличии)

См. пункт 5.2.2

защита курсовой работы

                                                                             

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Учебно-методическая литература*

№ п/п Библиографическое описание (автор, заглавие, вид издания, место, издательство, год издания, количество страниц) Количество экземпляров в библиотеке
  1. Основная литература
2. Шереметьева Е. В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста [Текст]/ Е.В. Шереметьева.-Москва:Нац. кн. центр,2012. – 168 с.    
3. Шереметьева Е.В. Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста. – М.: НКЦ, 2013.- 112 с.    
4. Шереметьева, Е.В. От рождения до первой фразы: тернистый путь к общению [Текст]: монография / Е.В. Шереметьева. – Че-лябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2019. 282 с.  

2. Дополнительная литература

2.1. Учебные и научные издания

     
     

2.2. Нормативно-технические издания

     
     

3. Методические указания для студентов по освоению дисциплины

     
     

4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студента

     

                                                                                                                                                                                        


                                                                             

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ... 1

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

2. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 4

 4.         МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

5. ПЕРЕЧЕНЬ образовательНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 4

6. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 4

7. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 4

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ...

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

       В процессе обучения исследовательским навыкам,, проектной и практической подготовки будущих магистров в области системы специального (дефектологического) образования лиц с нарушениями речи на данном этапе интеграционных процессов, обозначенных в Законе об образовании Российской Федерации важная роль принадлежит курсу «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью».

Дисциплина «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью» имеет трудоемкость 2 з.е. (72 часа), из них 20 часов – аудиторная работа (6 часов – лекционные занятия, 14 часов – семинарские занятия) и самостоятельная работа магистрантов (52 часа). На заочной форме обучения имеет трудоемкость 2 з.е. (72 часа). Из них 8 часов – аудиторная нагрузка (2 часа – лекционные занятия, 6 часов – практических занятий), 60 часов отводится для самостоятельной работы студентов. Дисциплина изучается в течение II курса 3 семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается зачётом в 3 семестре.

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью» тесно связан с дисциплинами «Современные проблемы науки и специального дефектологического образования», «Нейропсихологические аспекты сопровождения лиц с нарушениями речи», «Инновационные технологии диагностики и коррекции речевых нарушений», «Современные проблемы логопедии как науки», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения специфики психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи в системе отечественной и зарубежной специальной педагогики. Для освоения дисциплины магистрантам необходимы знания основных моделей оказания помощи детям раннего возраста и тенденций развития системы ранней помощи в нашей стране и за рубежом в рамках инклюзивных и интеграционных процессов. Магистрантам необходимы навыки анализа теоретических источников и интернет-ресурсов, владения иностранными языками и навыками моделирования процессов.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины. При изучении дисциплины магистранты знакомятся с теоретическими и практическими обобщениями специфики оказания ранней предупреждающей помощи детям с отклонениями в овладении речью и их семьям Благодаря этому курсу у магистрантов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления о оказания психолого-педагогической коррекционно-предупреждаюшей помощи детям раннего возраста и их семьям. Это позволит им понимать возможности процессов абилитации и компенсации в младенчестве и раннем возрасте, а значит в перспективе достраивать недостающее звено интеграции – систему выявления и оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в овладении речью а также при изучении других дисциплин.

Изучение и освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения таких дисциплин как «Проектирование коррекционных технологий в логопедической практике», «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с системными нарушениями речи», дисциплин вариативной части основной профессиональной образовательной программы.

1.4. Цели дисциплины:

Формирование у магистантов необходимых представлений о теоретико-методологических основах системы оказания психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ОВЗ, ее истории, принципах, своеобразии методов и приемов, о закономерностях психического развития в младенчестве и раннем возрасте, правильного понимания сущности нарушений нормального хода развития и умения моделировать и реализовывать психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью.

Задачи дисциплины:

- Формирование у магистрантов знаний сущности основных линий развития в раннем возрасте, сензитивных периодов и возможностей, абилитации, компенсации и коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях в овладении речью различного генеза и характера:

- Формирование у магистрантов умений определять нарушенный хлж психоречевого развития ребёнка раннего возраста и моделировать коррекицонно-предупреждающее воздействие в рамках психолого-педагогического сопровождения;

- Овладение магистрантами умениями достраивать недостающее звено в системе интеграции лиц с ОВЗ – психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с различными вариантами нарушенного развития.

 

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Планируемые результаты обучения

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

 
знать уметь

владеть

1.

ПК-2

Способность к проектированию индивидуальных маршрутов развития, образования, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ на основе результатов психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ

З.1 – методологические основы логопедии раннего возраста; З.2 – специфику структуры отклонений в овладении речью детьми раннего возраста и возможные дальнейшие нарушения вторичного социального порядка У.1 определять основные принципы проектирования коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте; У.2 – на основе глубокой диагностики психоречевого развития ребёнка раннего возраста проектировать его индивидуальную программу абилитации или компенсации с привлечением ближайшего социального окружения  

В.1 – навыками моделирования процессов генеза различных компонентов психоречевого развития ребёнка раннего возраста;

В.2 – навыками выявления прогностически значимых признаков отклонений в развитии ребёнка раннего возраста, навыками консультирования семей, воспитывающих ребёнка раннего возраста с отклоняющимися вариантами развития различного генеза и характера

2.

ПК-13

готовность к мониторингу эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процессов в образовательных организациях

З.3 – основные этапы, параметры и показатели мониторинга психоречевого развития детей раннего возраста; этапы коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте У.3 – обследовать психоречевое развитие ребёнка раннего возраста; моделировать индивидуальный коррекционно-предупредительный маршрут

В.3 – навыками проектирования и реализации системы коррекционно-предупредительного воздействие в образовательных организациях

               

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

 

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
1 Раздел 1. Методологические основы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью          
1.1. Объект, предмет, цели и задачи логопедии раннего возраста 2     4 6
1.2. Моделирование процесса психоречевого развития как основа для психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста 2   2 2 6
2 Раздел 2. Выявление отклоняющихся типов развития в раннем возрасте          
2.1. Мониторинг коммуникативно-когнитивных процессов 2   2 6 12
2.2. Коммуникативно-речевой профиль ребёнка как основа индивидуализации психолого-педагогического сопровождения     2 10 12
2.3. Дифференциальная диагностика в раннем возрасте     2 6 10
3. Раздел 3. Психолого-педагогическое сопровождение коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте          
3.1. Методологические основы коррекционно-предупредительного воздействия     2 8 10
3.2. Организация и содержание комплексного коррекционно-предупредительного воздействия при отклонениях речевого развития в раннем возрасте     2 10 14
3.3. Логопедическое заключение в раннем возрасте     2 6 2
  Всего 6   14 52 72

 

 

2.1. Тематическое планирование дисциплины

«Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью» (заочная форма обучения)

 Курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью» имеет общий объём 2 ЗЕТ (72 часа), из них – аудиторная (8 часов: 2 часа – лекционные занятия, 6 часов – практические занятия) и самостоятельная работа студентов (60 часов); 4 часа выделяется на итоговый контроль. Дисциплина изучается в течение IV семестра. Курс завершается зачётом в IV семестре.

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.12 с.)