Регулирование фондового рынка России и Франции. Органы регулирования фондовых рынков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование фондового рынка России и Франции. Органы регулирования фондовых рынков



 

Регулирование фондового рынка - это упорядочение деятельности всех его участников (эмитентов, инвесторов, посредников, организаций и прочих участников) и операций между ними со стороны уполномоченных органов. Различают внешнее регулирование (подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, других организации и международным соглашениям) и внутреннее регулирование (подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам - уставу, правилам и прочим документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее сотрудников). Таким образом, регулирование фондового рынка охватывает все виды деятельности и операций, осуществляемых на нем, - эмиссионных, посреднических, инвестиционных, спекулятивных, залоговых, трастовых и прочие виды сделок.

Регулирование фондового рынка осуществляется органами или организациями, уполномоченными на осуществление регулятивных функций. Поэтому различаются:

· государственное регулирование (со стороны государственных органов);регулирование рынка профессиональными участниками (или саморегулирование) рынка - процесс, который в России развивается двояко: государство передает часть своих полномочий по регулированию определенным организациям профессиональных участников рынка, однако они и сами могут договориться о предоставлении созданной организации некоторых прав регулирования;

· общественное регулирование (осуществляемое через общественное мнение), потому что именно реакция широких слоев населения является причиной проведения государством или профессиональными участниками рынка регулирующих мероприятий.

Основные цели регулирования:

· поддерживать порядок на рынке и создавать нормальные условия работы всех его участников;

· защищать участников от мошенничества и недобросовестности юридических и физических лиц;

· обеспечивать свободный процесс ценообразования в зависимости от спроса и предложения;

· создать эффективный рынок со стимулами для предпринимательской деятельности и адекватным вознаграждением;

· создавать новые и поддерживать необходимые для общества рынки и рыночные структуры и нововведения и прочие цели.

Сам процесс регулирования фондового рынка включает:

· создание законодательной базы функционирования рынка - разработку законодательных и подзаконных актов, которые закладывают основу нормального оперирования на рынке;

· отбор профессиональных участников рынка, потому что современный фондовый рынок не может нормально функционировать без наличия профессиональных посредников, которыми не могут стать любое лицо или организация. Для этого необходимо соответствовать определенным требованиям, устанавливаемым уполномоченными организациями;

· контроль со стороны соответствующего органа за соблюдением выполнения всеми участниками рынка правил;

· систему санкций за нарушения норм и правил (начиная от устных и письменных предупреждений и штрафов и кончая уголовными наказаниями и исключением из рядов участников рынка).

К основным государственным органам, регулирующим рынок ценных бумаг в России на федеральном уровне, относятся Главное правовое управление и Контрольное управление Администрации Президента РФ. Первое непосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; второе осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг. Правительство РФ. Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием рынка ценных бумаг через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распоряжений Президента РФ, а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных исполнителей по подготовке нормативных актов

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. Образована Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1009, согласно которому ФКЦБ России является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.[2;c 42-45]

Предшественником Федеральной службы по финансовым рынкам была Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России), чьи функции были переданы ФСФР России согласно Указу Президента Российской Федерации 9 марта 2004 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти». Помимо упразднённого ФКЦБ, ФСФР перенял функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упразднённого Министерства труда и социального развития Российской Федерации (от автора: хуже названия для регулятора финансовых рынков я ещё не видел)и функции по контролю деятельности бирж упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (что и КАК раньше регулировали на биржах, даже представить страшно), функции по надзору и контролю в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерства финансов РФ.

Здесь можно сделать вывод, что Россия движется в правильном направлении и создаёт централизованную организацию по надзору за финансовыми рынками.

Основные полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам заключаются в следующем:

· Регулирование эмиссии и обращения ценных бумаг;

· Контроль и надзор в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, Пенсионного фонда РФ, государственной управляющей компании и товарных бирж;

· Внесение предложений о совершенствовании законодательства и разработка проектов законодательных и нормативных правовых актов;

· Обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· Организация исследований по вопросам развития финансовых рынков.

· Аттестация участников рынков. Существует Базовый экзамен и экзамены 6 серий, в зависимости от сдачи которого вы получаете аттестат и разрешение на деятельность:

Базовый экзамен ФСФР: Сдача базового экзамена является обязательным условием допуска к сдаче специализированного экзамена. По итогам сдачи данного экзамена аттестат не выдается.

Экзамен ФСФР Серии 1.0: Сдав экзамен и получив аттестат, вы становитесь специалистом финансового рынка по брокерской, дилерской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами.

Экзамен ФСФР Серии 2.0: Сдав экзамен и получив аттестат, вы становитесь специалистом финансового рынка по организации торговли на рынке ценных бумаг (деятельности фондовой биржи) и клиринговой деятельности.

Экзамен ФСФР Серии 3.0: Сдав экзамен и получив аттестат, вы становитесь специалистом финансового рынка по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

Экзамен ФСФР Серии 4.0: Сдав экзамен и получив аттестат, вы становитесь специалистом финансового рынка по депозитарной деятельности.

Экзамен ФСФР Серии 5.0: Сдав экзамен и получив аттестат, вы становитесь специалистом финансового рынка по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Экзамен ФСФР Серии 6.0: Сдав экзамен и получив аттестат, вы становитесь специалистом финансового рынка по деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Министерство финансов РФ (Минфин России). Министерство финансов выступает на рынке ценных бумаг в качестве:

представителя эмитента государства, выполняющего все функции по выпуску государственных ценных бумаг на федеральном уровне; государственного органа регулирования рынка. В качестве эмитента государства Министерство финансов России разрабатывает цели и условия выпуска ценных бумаг, заключает договоры на первичное их размещение, оказывает организационно-техническое содействие в создании первичного и ликвидного вторичного рынков государственных долговых обязательств, создает систему льгот, обеспечивающих спрос на них, определяет цены первичного размещения и т.п. Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Центральный банк является профессиональным участником рынка ценных бумаг, активно ведущим операции с ценными бумагами, а также государственным органом регулирования рынка. Во Франции основным органом, регулирующим фондовый рынок, является Комиссия по биржевым операциям (СОВ). Основной целью СОВ является поддержка конкурентоспособности рынка, за которым она осуществляет наблюдение, и укрепление кредитоспособности французского финансового рынка. Основными принципами деятельности фондового рынка, на достижение которого направлена деятельность СОВ, является прозрачность, надежность и справедливость.[3; c38-41]

Функции СОВ: защита сбережений, независимо от того, были ли эти средства инвестированы в финансовые инструменты (акции, долговые ценные бумаги) или вложены в другие ценности, на приобретение которых публично была объявлена подписка (паи в фондах недвижимости);

проверка инвестиционной информации. СОВ должна завизировать информационные отчеты эмитентов, которые последние обязаны публиковать в случае объявления подписки на ценные бумаги (допуска к котировкам на бирже). СОВ унифицирует форму документов, составляемых эмитентом при совершении таких операций, как внесение вклада в уставной капитал, слияние компаний. СОВ проверяет всю предоставляемую компаниями информацию: как публикуемую, так и непубликуемую официально. Обеспечение должного функционирования финансовых рынков. СОВ состоит из председателя и девяти членов. Председатель назначается Советом министров на шестилетний срок. Другие девять членов на четырехлетний срок с возможностью назначения на второй срок. Среди этих девяти человек трое назначаются судебными органами; по одному члену назначают директор Банка Франции, Совет по финансовым рынкам и Национальный совет по счетоводству; троих назначают председатели органов законодательной власти (Сенат, национальное собрание, Совет по экономическим и социальным делам).

Комиссия имеет свой внутренний регламент, который детально описывает все правила относительно обсуждения каких-либо вопросов. Она же определяет положения и правила, обязательные для выполнения всеми профессиональными участниками фондового рынка.

Комиссия по биржевым операциям консультирует по применению издаваемых положений, чтобы гарантировать всем участникам рынка максимальную юридическую безопасность.[1; c 23-24]. 2.3.Фондовые биржи России и Франции

В первой половине 90-х годов Россия начала переход к рыночной организации экономики. Приватизация промышленности и других объектов государственной собственности заложила основы формирования российского фондового рынка. Основное количество бирж, которые возникли в России в 1990 - 1992 гг. пришлось на товарные и товарно-фондовые. Появились постановления, регламентирующие деятельность фондовых бирж. Новое поколение бирж возникает в России в начале 90-х гг. В конце 1991 г. в стране насчитывалось около 400 бирж. Только в Москве открылось более 20 бирж. Среди них: Московская Центральная фондовая биржа, Российская фондовая биржа, Южно-Уральская фондовая биржа и др. В 1995 г. в России насчитывалось около 60 фондовых бирж, что составляло более 40% их мирового количества (около 150). В настоящее время торговлю ценными бумагами проводят отдельные фондовые биржи. В 1998 г. глубокие финансовые потрясения временно приостановили работу бирж. С 15 января 1999 г. фондовая биржа вновь стала функционировать. На конец 1999 г. в России зарегистрировано 15 фондовых бирж. Наиболее устойчивое положение у Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) и Санкт-Петербургской фондовой биржи (СПФБ).

В настоящее время, фондовых бирж в России довольно много. Давайте рассмотрим Российскую Торговую Систему (РТС).

Группа РТС представляет собой интегрированную торгово-расчетную инфраструктуру, организационно представленную НП "Фондовая биржа "Российская Торговая Система", ОАО "Фондовая биржа "Российская Торговая Система", ЗАО "Клиринговый центр РТС", НКО "Расчетная палата РТС", ЗАО "Депозитарно-Клиринговая Компания" и НП "Фондовая биржа "Санкт-Петербург". Основная цель Группы РТС - формирование и развитие экономически эффективной саморегулируемой инфраструктуры для образования цены на российские ценные бумаги и финансовые инструменты.

На РТС существует собственный индекс. Это - единственный официальный индикатор Российской Торговой Системы, который рассчитывается один раз в 30 минут в течение всей торговой сессии, начиная с 12:00 и заканчивая в 18:00. Значение индекса на 12:00 является значением открытия, на 18:00 -значением закрытия. При расчете значений индекса используются цены акций, входящих в Котировальные листы 1-го и 2-го уровней, а также акции, отобранные на основе экспертной оценки. Индекс рассчитывается как отношение суммарной рыночной капитализации акций, включенных в список для расчета индекса, к суммарной рыночной капитализации на начальную дату, умноженное на значение индекса на начальную дату и на корректирующий коэффициент.

Расчет рыночной капитализации производится на основе данных о ценах акций и количестве выпущенных эмитентом акций, с учетом доли акций, находящихся в свободном обращении.

Индекс РТС является базовым активом для фьючерсных контрактов на срочном рынке FORTS.В базу Индекса РТС входит 50 наиболее капитализированных и ликвидных акций. Информационный комитет РТС, в состав которого входят специалисты компаний-членов РТС и независимые эксперты, осуществляет также внесение изменений в методики расчета индексов.

За неделю с 19 по 23 марта 2007 года объем торгов на Биржевом рынке РТС составил 268,4 млн. рублей. Всего за прошедший период на Биржевом рынке было заключено 2257 сделок.

Участники торгов совершали операции со 127 ценными бумагами (без учета акций ОАО "Газпром").

Лидерами повышения прошедшей недели стали привилегированные акции ОАО «Магаданэнерго» (+33,33%), обыкновенные акции ОАО «Дагестанская региональная генерирующая компания» (+31,60%) и обыкновенные акции ОАО «ПМП» (+25,80%).

Лидеры понижения: привилегированные акции ОАО «Автоваз» (-10,78%), обыкновенные акции ОАО «Казаньоргсинтез» (-7,46%) и привилегированные ОАО «Сургутнефтегаз» (-6,88%). На прошлой неделе 1-ю позицию по объему торгов занял Сбербанк России, г. Санкт-Петербург, 2-е место ЗАО ИК «Тройка Диалог», 3-е место ЗАО «ФИНАМ». [11; c 43-36]


 

Лидеры по объему торгов.*

Наименование эмитента,  тип акций Код Объем торгов,  руб. Доля в общем объеме торгов
1 ОАО РАО ЕЭС России, АО EESRG 34 611 709 12,89%
2 ОАО Саяно-Шушенская ГЭС, АО SSHGG 20 972 260 7,81%
3 ОАО НЛМК, АО NLMKG 20 701 293 7,71%
4 ОАО Сбербанк России, АО SBERG 18 306 850 6,82%
5 ОАО Энергия, АО ENGYG 16 667 549 6,21%
6 ОАО Сбербанк России, АП SBERPG 13 419 616 5,00%
7 ОАО ЛУКОЙЛ, АО LKOHG 13 013 113 4,85%
8 ОАО РТК Капитал, АО RTKKG 8 650 760 3,22%
9 ОАО ГМК Норильский никель, АО GMKNG 8 088 378 3,01%
10 ОАО Корпорация ИРКУТ, АО IRKTG 7 201 770 2,68%
11 ОАО Уралсвязьинформ, АО URSIG 7 172 419 2,67%
12 ОАО Волжская ГЭС, АП VOLGPG 5 712 884 2,13%
13 ОАО УРАЛСИБ, АО USBNG 5 683 003 2,12%
14 ОАО МТС, АО MTSSG 5 638 584 2,10%
15 ОАО АК Транснефть, АП TRNFPG 5 628 230 2,10%
16 ОАО Сибирьтелеком, АО ENCOG 5 406 118 2,01%
17 ОАО Корпорация ВСМПО-АВИСМА, АО VSMOG 4 570 894 1,70%
18 ОАО Мечел, АО MTLRG 3 973 475 1,48%
19 ОАО ЮКОС, АО YUKOG 3 358 457 1,25%
20 ОАО Волжская ГЭС, АО VOLGG 2 996 641 1,12%

Во Франции 24 сентября 1724 г. легально была утверждена Парижская биржа. В настоящее время Парижская фондовая биржа (ПФБ) имеет статус специализированного финансового института и представляет собой акционерное общество, держателями акций которого являются члены биржи. Всего во Франции семь работающих бирж: биржи Бордо, Лилля, Лиона, Марселя, Нанси и Нанта).

Функции Парижской биржи:

· разработка правил функционирования рынка, которые должны быть одобрены советом по финансовым рынкам (CMF);

· допуск ценных бумаг к котировке на бирже;

· принятие новых членов биржи;

· обеспечение публичности торгов и распространение информации об изменении курсов;

· регистрация сделок между участниками с помощью клиринговой палаты и обеспечение гарантий оплаты и поставки ценных бумаг;

· предоставление эмитентам услуг по котировке их ценных бумаг и осуществление финансовых операций.

Сначала доступ на рынок был открыт только для агентов по обмену, а позже для биржевых обществ, то сейчас биржевым посредником может стать любое финансовое учреждение, осуществляющее свою деятельность во Франции, в том числе и иностранное.

Статус биржевого посредника имеют все кредитные и инвестиционные компании, лицензированные соответствующими органами и ставшие членами биржи, для осуществления операций, связанных с покупкой и продажей ценных бумаг. Члены биржи, действуя по поручению клиентов или за свой счет, вводят заявки в систему САС, которые автоматически ранжируются по цене, а в пределах одной цены - в зависимости от времени поступления. После открытия рынка центральный компьютер рассчитывает цену открытия, по которой можно продать и купить наибольшее число акций. Одновременно система трансформирует заявки, подлежащие исполнению по рыночной цене, в лимитивные заявки с ценой открытия. Все заявки на покупку выше цены открытия и на продажу ниже цены открытия удовлетворяются полностью. Заявки с ценами, равными цене открытия, исполняются в зависимости от наличия встречных заявок. Не исполненные по цене открытия заявки остаются в компьютеризированной книге заявок.

В течение биржевого дня торговля идет по принципу непрерывного двойного аукциона. Поступление новой заявки приводит к немедленному осуществлению одной или нескольких сделок, если в книге заявок имеется встречное предложение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.159 с.)