Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Финансы и финансовая система государства; публичные (общественные) финансы.
Сущность финансов их роль, в обеспечении экономического роста. Финансы представляют собой экономический отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Субъекты и объекты финансовых отношений. Субъектами финансовых отношений выступают: 1. Государство в качестве управляющей структуры общества;
2. Субъекты хозяйствования как производители ВВП; 3. Физические лица - наемные работники; 4. Финансовые институты, которые обеспечивают перераспределение финансовых ресурсов (выступают своеобразными финансовыми фильтрами); 5. Международные финансовые учреждения и организации. Объектом финансовых отношений являются финансовые ресурсы, а именно стоимость ВВП и НБ (стоимость накопленных материальных ценностей и природных ресурсов). Характерными признаками финансов являются: - Финансовые отношения выступают формой экономического базиса, имеют обменно-распределительный, т.е. производный характер по отношению к ВВП; - Денежная форма отношений - функционирования финансов определяется движением денежных потоков, в результате чего у субъектов возникают входящие и исходящие потоки, опосредующие движение стоимости от одного субъекта к другому; - Формирование централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов, получения доходов и осуществления расходов. В широком смысле под доходами понимают все поступления, которые обеспечивают рост экономических выгод субъектов, финансирования их расходов. В узком - только та часть поступлений, отражающий прирост стоимости. - Эквивалентность отношений обмена и распределения и неэквивалентность отношений перераспределения. Финансы как экономическая категория имеют взаимосвязь с другими экономическими категориями: - Ценой - государство с помощью дотаций и доплат влияет на уровень цен, а также через налоги, изменяя таким образом пропорции общественного распределения (при этом финансы имеют более широкий диапазон распределения, чем цена-государство, используя финансовые рычаги, может влиять на уровень цен (в частности, через налоги, нормы амортизационных отчислений государство влияет на структуру цены и уровень доходов субъектов финансовых отношений); - Зарплатой - через налоги регулируется уровень доходов населения, уровень зарплаты бюджетников определяет ее уровень в предпринимательской сфере. - Кредитом - при недостатке собственных финансовых ресурсов субъекты привлекают кредитные ресурсы, а при избытке финансовых ресурсов их часть преобразуется в кредитные ресурсы, они обеспечивают кругооборот средств и способствуют повышению эффективности производства (разница между финансами и кредитом заключается в том, что при финансировании движение средств является односторонним, а кредитные отношения характеризуются двусторонним движением стоимости). Финансовая система: основные и обеспечивающие элементы. Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе. Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов. Государственный бюджет – это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические). Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.
Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др. Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80–90 % формируется за счет налогов с предприятий и населения. Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности. Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление. В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага. Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Финансовые фонды – важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой: · позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества; · обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; · дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство. Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы. В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь.
Государственные и муниципальные финансы; финансы хозяйствующих субъектов; финансы домашних хозяйств. Финансовая система – это совокупность блоков, звеньев, подзвеньев финансовых отношений. Блоки финансовой системы РФ: • государственные финансы; • финансы юридических и физических лиц. Каждое звено финансовой системы выполняет свои функции, но вместе они образуют единую финансовую систему страны. Государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций. Государственные финансы включают в себя государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. Государственные внебюджетные фонды — это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территориальных нужд. Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Финансы юридических лиц – это совокупность экономических отношений по формированию и использованию денежных фондов организаций, предпринимателей, физических лиц, предназначенных для обеспечения процесса воспроизводства. Финансы юридических лиц делятся на две группы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. Финансы физических лиц (частные финансы) — это финансовые отношения, где субъектами управления выступают физические лица. Частные финансы формируются за счет следующих источников: • заработная плата; • доходы от предпринимательской деятельности; • доходы от операций с личным имуществом; • доходы от владения ценными бумагами и денежных накоплений в финансово-кредитной сфере; • доходы в виде льгот и выплат со стороны государства и т.д. Виды денежных расходов физических лиц: 1. Налоги (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и т.д.). 2. Потребительские расходы (расходы на приобретение повседневных товаров и товаров длительного пользования). 3. Сбережения (депозиты и срочные вклады, ценные бумаги, иностранная валюта, страхование жизни, имущества и т.д.). 4. Накопления (покупка ювелирных изделий, антиквариата, произведений искусств и др.); Из расходов семейного бюджета создается финансовый портфель – совокупность активов, составляющих богатство отдельной семьи. Внебюджетные фонды, их роль в финансировании социальных услуг населению. Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки определенных групп населения. Другие фонды появляются в связи с возникновением новых ранее неизвестных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В этом случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании данного внебюджетного фонда.
Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального, региональных и местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов. Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников: * специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; * отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций; * средства бюджета; * прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом; * займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.027 с.) |