Методы работы социального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы работы социального работника с несовершеннолетними с противоправным поведением



Наилучшими методами решения этой проблемы остаются до сих пор методы, раз­работанные и успешно испытанные А. С. Макаренко в его педагогической деятельности. В последние десятилетия в нашей стране широко развернулись психолого-педагоги­ческие исследования по этой проблеме. Наибольшую изве­стность получили труды Д. И. Фельдштейна. Он указыва­ет четыре группы несовершеннолетних правонарушителей.

Представители первой группы характеризуются на­личием ряда примитивных, аморальных потребностей и антиобщественных взглядов и представлений. Они эгои­стичны, озлоблены, агрессивны, осознанно совершают правонарушения, не любят трудиться. Для исправления поведения таких подростков их нужно вовлекать в общественно полезные трудовые дела, используя прису­щее им упорство в достижении поставленной цели, стрем­ление к первенству, частично осознанное чувство их со­циальной неполноценности.

Ко второй группе относятся подростки с деформиро­ванными потребностями, подражающие представителям первой группы. Они индивидуалистичны, неуживчивы, притесняют слабых. Коррекционная работа заключает­ся в изменении обстановки и привычных форм поведе­ния, высказывании доверия к ним, одобрении их дости­жений, вырабатывании умения не только подчиняться, но и командовать.

У подростков третьей группы наличествуют как дефор­мированные, так и позитивные потребности и взгляды. Но последние не стали регуляторами их поведения. Эго­изм и слабоволие обрекают их на асоциальныепоступ­ки. Полезной для них в воспитательном отношении яв­ляется ритмичная и напряженная трудовая деятельность, работа, дающая возможность проявить себя и самоут­вердиться.

К четвертой группе можно отнести не верящих в себя, внушаемых, заискивающих перед более сильными това­рищами подростков. Представители этой группы — слу­чайные правонарушители. Они слабовольны и неустойчи­вы перед дурным влиянием. У подростков этой группы важно пробудить интерес к нормальной жизни, создать перспективу развития личности, подвести их к включе­нию в полезную трудовую деятельность. Им необходима постоянная работа в коллективе, систематический конт­роль и оценка их деятельности, личная ответственность, активное участие в соревновании.

Рассмотрим способы социально - педагогической коррекции агрес­сивного поведения подростков. В длительном процессе их перевоспитания требуется обратить особое внимание на преодоление атрофии нормальных человеческих чувств у подобных правонарушителей. В целях исправления не следует: закреплять отрицательную оценку за подобными молодыми людьми, препятствовать их участию в обычных молодежных объединениях, слишком настой­чиво и бесцеремонно вовлекать в общие дела коллекти­ва учащихся. Наоборот, при перевоспитании правонару­шителей требуется выдержка, умение терпеливо и на­стойчиво объяснить неправильность их взглядов и пове­дения, переубеждать и открывать для молодежи достой­ные и увлекательные жизненные перспективы.

Агрессивность может проявляться у школьников средних классов в стычках между отдельными группа­ми. Спор между проживающими по соседству подрост­ковыми группами обычно идет из-за территориальных «сфер влияния»: клубов, кинотеатров, танцплощадок и т. п. Соперников туда стремятся не допускать. Для пре­дотвращения подобных действий рекомендуется органи­зация совместных массо­вых мероприятий, объединяющих подростков из сосед­них дворов. При этом важно помнить, что в подготовке этого мероприятия должны принять самое активное уча­стие лидеры этих дворовых групп подростков.

С несовершеннолетними, присваивающими чужие вещи, необходимо провести большую разъяснительную работу, показав негуманность их действий по отноше­нию к пострадавшему и сформировав правильное содер­жание понятия «честность» как важной личной и граж­данственной черты. Но дело этим не ограничивается. Следует предпринять все возможные меры по ликвида­ции педагогической запущенности такого школьника.

Стремление подростка испытать себя в рискованном деле (набег на соседский сад, сельскохозяйственные угодья и т. п.) не позволяет ему глубоко и серьезно задуматься над непра­вильной формой его осуществления. Поэтому необходима разъяснительная работа воспитателей по вскрытию проти­воправности таких действий. Требуется также, чтобы под­росток понимал не только свои интересы, но и встал на позицию пострадавшего. Наконец, необходимо больше и чаще вовлекать подростка в различные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удов­летворить указанные выше потребности.

2.2.Анализ деятельности учреждения

 

 

Работу социального педагога с несовершеннолетними – правонарушителями проанализируем на примере Майкопской воспитательной колонии.

Сегодня к жизни в Майкопской воспита­тельной колонии приспосабливаются 33 под­ростка из Северной Осетии, Карачаево-Черкесиии, Адыгеи, Ставропольского края. Директор общеобразовательной школы МВК УФСИН России по РА Ирина Алексеевна Краевая, заместитель начальника МВК Б.А.Абрамян.

Здесь находятся такие как Сергей, который убегал из дома, воровал, ню­хал клеи, в 9 лет прибился к бомжам и устро­ился вместе с ними жить на кладбище. Отыс­кал себе перину, соорудил шалаш.

Другой пример «теплых отношений» отцов и детей — жалостливое письмо матери. В семье помимо старшего, который досиживает в МВК срок за вооруженный разбой, подрас­тают еще двое — четырех и двух лет. Мать найти работу не может, семья в прямом смыс­ле слова голодает. И просит убитая горем ро­дительница единственного кормильца за ре­шеткой: как освободишься, придумай что-ни­будь, но деньги достань. Где он будет доста­вать, и так понятно.

В общем, тех, кто попадает в колонию, труд­но назвать обычными детьми. Некоторые из них в силу своего «подзаборного» существо­вания не знают элементарных вещей, не обучены грамоте. А в умственном и фи­зическом развитии лет на пять отстают от сво­их благополучных сверстников. Одни впервые за свои 17 лет увидели по телевизору мультики и смеялись как 5-летние дети. Кто-то при­шел в восторг от того, какая это удобная вещь — подушка, дивился белому постельному бе­лью, банным дням 2 раза в неделю, кто-то пер­вый раз в жизни наелся досыта. Такие вот со­циальные маугли, живущие по законам чело­веческих джунглей. Неудивительно, что все ра­ботники Майкопской колонии в голос призна­ются: работа с подростками самая трудная, по­скольку в силу переходного возраста и неус­тойчивой психики они взрывоопасны.

 Проголодавшийся Сер­гей 16-ти лет с особой жестокостью убил ба­бушку и забрал на пропитание 73 рубля. Та­кая теория социальной справедливости или, проще говоря, «естественный отбор», для них вполне приемлемы. 17-летний Олег совершен­ное убийство называет не иначе как «бедой», приключившейся по недоразумению. И «нор­мальная жизнь закончилась» для него не в тот момент, когда свершилось непоправимое.

В них сидит не просто накопивше­еся отчаяние, горечь непонимания, тоска от не­нужности, но и нездоровый эгоцентризм, кото­рый не прошибут никакие гуманистические ак­сиомы. О том, как можно жить по-человечески, не грабя и не убивая, понятие очень слабое, вызывающее нигилизм. Так что задача персо­нала ВК, как не раз подчеркивали сами работ­ники колонии, это не тюремное наказание, а

реабилитация ребенка после того дна, на котором он пребывал, обучение новым правилам человеческого общежития. Получается пара­докс — учить жизни в обществе в изоляции от самого общества. Но такова сегодня система «перевоспитания» падших, а педагоги и воспи­татели стремятся выполнить эту сверхзадачу.

Попытки наставить малолетних преступни­ков на путь истинный часто оцениваются об­ществом одной фразой — «горбатого могила исправит».

Но работники колонии в это не верят. Они стараются помочь подросткам.

Помогают им предста­вители Духовного управления мусульман РА:нодарского края, Майкопской и Ады­гейской епархии Русской православной церк­ви, которая входит в состав попечительского совета. Еженедельные духовные беседы с от­цом Георгием у многих ребят вызывают не­поддельный интерес.

Большинство их них в прошлой жизни не только не умели учиться или работать, но и отдых их можно назвать специфическим: уко­лоться, надышаться, напиться и забыться. Педагоги и воспитатели стараются изменить понятие «свободное время». Для воспитанников организуется спортивные секции, кружки по инте­ресам.

Ребята теперь учатся в школе и осваива­ют в ПТУ 2-3 «хлебные» профессии, по плану воскресного дня с удовольствием играют в бас­кетбол и футбол, сражаются в шахматы. Тра­диционным для МВК стало участие во все­российских спортивных соревнованиях «Звез­ды надежды», проводимых во всех ВК страны Детским социальным фондом «Республика Спорт» совместно с ФСИН, при участии Феде­рального агентства по физической культуре, спорту и туризму. Оказывается, дети остаются детьми, даже преступив закон. Все равно в тайниках души живет тяга к прекрасному. И пусть к новогоднему празднику с трудом уда­ется запомнить слова и мотив детской песен­ки «В лесу родилась елочка» и выучить четве­ростишье, да и загадки даются с трудом, зато сколько удовольствия приносит президентский сладкий подарок и хоровод вокруг пушистой елки, купленной на рынке лично заместите­лем начальника МВК по воспитательной ра­боте. Здесь царят особая радость и несколь­ко иное понятие Нового года (сколько еще «мотать» осталось?).

За 6 месяцев до ос­вобождения отправляется запросы в службу за­нятости по месту жительства. Оттуда получа­ют справку-обязательство о том, что подрос­ток включен в список соискателей, но и толь­ко.

У воспитателей колонии есть программа, по которой они с работют с несовершеннолетними.Она дает возможность воспитателю не делить детей на "плохих" и "хороших", у каждого из них имеются "хорошие" и "плохие" стороны. У детей, находящихся в колонии, часто нарушено равновесие между "хорошими" и "плохими" сторонами: преобладают плохие. Но у каждого ребенка есть и хорошие стороны. Задача воспитателя, оказывающего ребенку помощь, - увеличить количество хороших и уменьшить количество плохих сторон. Для этого необходимо знать, какие сильные стороны у подростка имеются и в чем он отстает. С этой целью воспитатели должны иметь диагностическую карту развития качеств подростка данного возраста. Диагностическая карта разрабатывается психологом совместно с воспитателем. На основании анализа выделяются пункты для обучения: чему мы должны ребенка научить; чем мы можем помочь ребенку, чтобы он лучше мог функционировать в своем окружении. Все специалисты - воспитатель, психолог, социальный педагог - выделяют для себя те направления работы, которые могут помочь ребенку измениться в положительную сторону.

Поведение подростка, недавно прибывшего, например, отличается от его же поведения несколько месяцев спустя, что требует разделения на этапы времени пребывания ребенка в учреждении. В конце, когда ребенок уже знает, что скоро покинет, он тоже будет вести себя совсем по-другому. В разное время к нему будут предъявляться различные требования: у подростка будут другие обязанности, поэтому им надо будет по-другому руководить и по-другому поддерживать его.

 

Они даю возможность уделить внимание именно тем навыкам, которые необходимо развить в подростке.

 Подросток поступает в учреждение, при этом происходит знакомство в форме беседы. Ему доступно, в зависимости от его возраста, объясняют, что он будет жить в данном учреждении. На первом этапе очень важно построить отношения доверия между воспитанником и воспитателем и рабочие отношения. Он должен привыкнуть к ежедневному распорядку дня. Внимание воспитателя группы обращено в основном на обучение навыкам, необходимым для повседневной жизни, с тем чтобы воспитанник с каждым днем чувствовал себя более уверенно, чтобы ему было бы легче заниматься повседневными делами. Для этого необходимо познакомить его с правилами поведения и традициями группы и привить ему некоторые навыки: убирать за собой, аккуратно есть, соблюдать очередность, мыться, дружелюбно относиться к товарищам, считаться с ними, разрешать конфликты, играть в игры и т. д.Воспитатель поощряет адекватное поведение воспитанника, хваля его, уделяя ему положительное внимание.

На втором этапе проводят воспитанниками (ответственный - психолог) специальный курс поведенческой терапии (работа по социализации и развитию, коррекция поведения), например: научить обращаться с эмоциями (страх, стресс, печаль и т. п.); подготовка детей к встрече с родителями/родственниками, друзьями (важно, чтобы воспитатели групп с самого начала могли принять тот факт, что их по-прежнему любят, какими бы плохими они не были).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.102.228 (0.069 с.)