Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В настоящее время в отечественной науке сложилось два направления в истолковании основного, ведущего принципа русской орфографии: морфологический и фонематический. Традиционная методика разработана в русле морфологического направления, которое ориентировано непосредственно на письмо, на определение буквенного состава слов. Анализ имеет целью выявление способов письменного обозначения фонем в разных фонетических условиях: для гласных ударных – безударных, согласных перед гласными и в других позициях. В центре внимания явления самого письма, закрепляющего различные особенности соотношения между произношением и написанием: прямое (дом), посредством графики (мел), посредством орфографии (вода). Определение написания реализуется по схеме: орфограмма – морфема – буква. Постоянная, систематическая работа учащихся по проверке орфограмм на основе морфологического принципа способствует усвоению состава слова, словообразования (практически, до или без теории), обогащению словаря – ведь необходимо все время подбирать родственные, проверочные слова. Цели словарно-орфографической работы на уроках русского языка: 1. Формировать у школьников самостоятельность в учебном труде, приобщение их к работе со справочной литературой. 2. Выработать привычку обращаться к словарям и справочникам в трудных или сомнительных случаях написания слов, их произношения, ударения, образования формы, раскрытия значения. 3. Выработать навыки умения пользоваться словарями, понимания значения слова, его сознательное употребление в контексте. В качестве примера словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе, предлагаю анализ урока русского языка в третьем классе, а так же отдельных упражнений, используемых в работе преподавателя и построенных на основе принципов, описанных в теоретической части работы. Тема урока: «Мягкий знак после шипящих у существительных 3-го склонения». Цели: 1. Познакомить с правилом написания мягкого знака после шипящих у существительных 3-го склонения. 2. Выработать умения и навыки по применению этого правила. 3. Развивать умения анализировать, делать обобщения и выводы. 4. Воспитывать внимание и интерес к языку.
Ход урока
Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания. Словарно-орфографическую работу на уроках можно так же проводить в игровой форме (см. приложение). Для этого организуются «Словарные эстафеты». «Словарные эстафеты» проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т. к. оценка за карточку ставится всему ряду. Цель: Формирование орфографического навыка в написании слов с непроверяемыми гласными и согласными. Готовясь к уроку, ребята обращаются к орфографическому словарю, чтобы запомнить правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными по тематическим группам: фрукты, овощи, одежда, обувь, игрушки и т.д. Задание: Класс делится на две группы: покупатели и продавцы. На подготовительном уроке распределяем, кто из ребят продавцом каких товаров будет. Каждый продавец дома готовит витрину своего отдела: на альбомном листе красиво и разборчиво, а главное, правильно пишет перечень товаров своего отдела и украшает этот перечень рисунком. Затем «витрины» выставляются для обозрения учащихся. Их цель – запомнить правильное написание как можно большего числа слов. «Витрины» убираются, а учащиеся записывают в тетрадь слова, которые запомнили. Выигрывает тот, кто правильно запомнил большее количество слов. Для знакомства с новым словом ученикам можно предложить иллюстрацию, ребус или загадку. Например: «Раскололся тесный домик на две половинки, И посыпались в ладони бусинки-дробинки (Горох)». Затем учитель объясняет значение слова, вспоминает вместе с учениками, где встречали его. Идет работа на запоминание, можно использовать мнемотехнику: на что похоже, с чем связано слово. В следующем упражнении «Узнавание слова» Слово прочитывается орфоэпически, орфографически, ставится ударение, объясняется буква, которую надо запомнить. Показывается печатная карточка с выделенной буквой. Слово записывается на доске и в тетрадях. На следующем уроке предлагается узнать слово в тексте: «На жарком солнышке подсох и рвется из стручка горох». Подбираются к слову подходящие по смыслу слова, которые обозначают признак предмета. Горох (какой?) зеленый, спелый, кудрявый, в стручках, вкусный, круглый. В процессе работы с орфографическим словарем, ученикам можно давать и такие задания: 1. Составьте кроссворд, подбирая загадки к словарным словам.
2. Вставьте подходящие по смыслу слова из словаря. 3. Спишите текст, вставив словарное слово. 4. Составьте и запишите рассказ на заданную тему, используя слова из словаря. Таким образом, благодаря систематической словарной работе на уроках русского языка у учащихся увеличивается интерес к словарной работе и к русскому языку в целом. Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная словарная работа помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь школьников, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребёнка внимания, уважения и любви к родному языку.
Заключение
Итак, принципиально важным этапом в обучении русскому языку является начальная школа. Современная начальная школа работает по трем системам: традиционная система начального образования, система Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Существующие системы начального образования по русскому языку нуждаются в совершенствовании. Это связано с решением следующих проблем: 1. усиление и конкретизация коммуникативного плана усвоения младшими школьниками русского языка; 2. обеспечение единства речевого развития детей и обогащения их познавательного опыта в различных областях предметных знаний; 3. воспитание у ребенка стремления знать русский язык, говорить по-русски содержательно, правильно, четко, воспринимать и понимать речь других; 4. поиски наиболее рациональных способов предъявления теоретических сведений о языке в целях более эффективного формирования системы языковых и речевых умений и развития познавательного интереса к родному языку. Словарная работа по русскому языку способствует глубокому усвоению программного материала, предусматривает совершенствование у учащихся языковых навыков и умений, служит средством нравственного воспитания школьников. Одним из направлений словарной работы на уроке русского языка в начальной школе является работа с орфографическим словарем. Орфографический словарь содержит языковую информацию, которая способна найти место на каждом уроке русского языка. Настоящий словарь для ребенка не заменить ни списком самых важных слов в конце учебника, ни самодельными книжками-малышками. Вся словарная работа проводится с помощью словарей, которые становятся друзьями и помощниками каждого ребенка, приучая его к самостоятельному поиску знаний, без чего невозможно представить современного человека[11].
Список литературы
1. Аксенова Л.А. В поисках методики, способствующей повышению орфографической грамотности учащихся // Начальная школа. – №7. – 2003. 2. Алгазина Н.Н. Методика обучения непроверяемым написаниям. – М.: Просвещение, 1977. – 152 с. 3. Алдакаева Н.Г. Работа над ошибками // «Русский язык в школе». – 1999. – №5. С. 39–40. 4. Аргунова В. И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся // Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. – 478 с. 5. Болотов В.А. О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях // Мир русского слова. – №02. – 2002. 6. Болтасева Т.А. Словарная работа на уроках русского языка // Начальная школа. – №8. – 1999. 7. Бондаренко А.А. Учим русскому языку по-новому! // Сибирский учитель. – №6. – 1999. 8. Бондаренко С.М. Урок-творчество учителя // Серия «Педагогика и психология». – «Знание». – №3. – 1984. 9. Бондаренко С.М. Работа над ошибками в начальной школе // Серия «Педагогика и психология». – «Знание». – №3. – 1984. 10. Вакулина И.А. Пути формирования орфографической зоркости // Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. – 478 с. 11. Ипполитова Н.А. Развитие речи и повышение грамотности // «Русский язык в школе». – 1997. – №5. С. 8–15. 12. Кулыгина М.П. Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма // «Русский язык в школе». – 1989. – №2. С. 34–36. 13. Молокова З.Н. Словарная работа на уроках русского языка – один из путей повышения языковой культуры учащихся // «Русский язык в школе». – 1998. – №2. С. 32–35. 14. Охлопкова М.Ю. Некоторые приемы работы со словарными словами на уроках русского языка // Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. – 478 с. 15. Пономаренко О.В. Виды словарной работы на уроках русского языка // Начальная школа. – №5. – 2001. 16. Примерные программы начального образования. Русский язык. – М.: Просвещение – АСТ, 2004. – 75 с. 17. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М.: Просвещение, 1996. – 76 с. 18. Сидоренко Л.Д. Диагностика при обучении орфографии // «Русский язык в школе». – 2002. – №1. С. 36–38. 19. Скороход Л.К. Словарная работа русского языка. – М.: ВЕЧЕ, 1990. – 96 с. 20. Тоцкий П.С. Орфография без правил. – М.: Центр, 1991. – 218 с. 21. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с. Приложение
Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка
[1] Бондаренко С. М. Урок-творчество учителя // Серия «Педагогика и психология». – «Знание». - №3. - 1984. С. 8. [2] Примерные программы начального образования. Русский язык. – М.: Просвещение - АСТ, 2004. С. 3. [3] Охлопкова М.Ю. Некоторые приемы работы со словарными словами на уроках русского языка//Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. С. 184. [4] Примерные программы начального образования. Русский язык. – М.: Просвещение - АСТ, 2004. С. 9. [5] Болотов В.А. О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях// Мир русского слова. - №02. – 2002. [6] Молокова З.Н. Словарная работа на уроках русского языка – один из путей повышения языковой культуры учащихся // «Русский язык в школе». - 1998. - № 2. С. 32–35.
[7] Пономаренко О.В. Виды словарной работы на уроках русского языка //Начальная школа. - №5. – 2001. С. 17. [8] Вакулина И. А. Пути формирования орфографической зоркости //Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. С. 58. [9] Болтасева Т. А. Словарная работа на уроках русского языка // Начальная школа. - №8. – 1999. С. 23. [10] Аргунова В. И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся//Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. С. 263. [11] Ипполитова Н.А. Развитие речи и повышение грамотности // «Русский язык в школе». - 1997. - № 5. С. 8–15.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.034 с.) |