Особенности преподавания русского языка в начальной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности преподавания русского языка в начальной школе



Введение

 

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка[1].

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовывать, владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией и т.п.

Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в начальной школе создается образовательная среда, стимулирующая активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника[2].

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос: что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и набор конкретных способов деятельности – ответ на вопрос: что ученик должен делать, чтобы применять (добывать, оценивать) приобретенные знания. Таким образом, наряду со «знаниевым» компонентом (функциональной грамотностью младшего школьного – умением читать, писать, считать), в программном содержании обучения должен быть представлен деятельностный компонент, что позволит соблюсти «баланс» теоретической и практической составляющих содержания обучения.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности всех этих личностных проявлений в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.). Необходимо не только предъявлять ребенку информацию, но также вырабатывать у него элементарные умения самообразования и творческого применения полученных знаний. Именно этот аспект обучения в начальной школе дает основание для утверждения гуманистической, личностно-ориентированной направленности процесса образования младших школьников.

Первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

Актуальность этой темы проявляется ещё и в том, что в практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.

Известно, что одна из самых сложных тем курса русского языка является тема «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова», иными словами, правописание словарных слов, т. к. эти слова нельзя проверить, а нужно «запоминать или проверять по словарю». А как же запомнить такое огромное количество слов? Разумеется, легче тем, у кого хорошая зрительная память, кто много читает. К сожалению, среди сегодняшних школьников таких немного[3]. В данной работе проанализированы способы словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе.

Цель работы: Рассмотреть использование орфографических словарей на уроках русского языка в начальной школе.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности преподавания русского языка в начальной школе.

2. Изучить возможности использования орфографических словарей на уроках русского языка в начальной школе.

3. Провести анализ словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе.

4. Сделать выводы.

Объект исследования – орфографические словари.

Предмет исследования – орфографические словари на уроках русского языка в начальной школе.

Методы исследования:

1. Изучение теоретической литературы по теме.

2. Анализ практической работы с орфографическими словарями на уроках русского языка в начальной школе.

 


Цели обучения

 

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

1. развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.


Содержание, методические проблемы и принципы организации словарной работы при обучении русскому языку

 

«Для всего, что существует в природе, – воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождя, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Эти слова К.Г. Паустовского должны помочь ребятам осознать один важный момент: слово – инструмент познания мира.

Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.

Учителя, обучая учащихся русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, обязаны:

а) максимально, с учётом возрастных возможностей учащихся расширять их активный словарь;

б) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;

в) помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления[6].

С этой важной проблемой в её общем виде связаны более частные методические проблемы: вопрос об отборе словарного материала для первоочерёдного его изучения, о последовательности включения в школьный обиход различных групп слов, о приёмах раскрытия значений слов. С нею же связан и вопрос о системе методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарными богатствами нашего языка.

При организации работы над словарём современная методика русского языка рекомендует исходить из следующих принципиальных положений:

1. Работа над словарём имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.

2. Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей.

3. Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте.

4. Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка[7].

На уроках грамматики при объяснении нового материала обычно вводится (как и по другим предметам) новая специальная терминология, а в примеры, иллюстрирующие грамматические правила, вводятся новые слова, обогащающие речь учащихся, перед контрольным диктантом учитель объясняет непонятные для учащихся слова; давая задание на дом по учебнику, он обязательно проверяет, всё ли понятно, все ли слова, встречающиеся в тексте, известны учащимся.


Заключение

 

Итак, принципиально важным этапом в обучении русскому языку является начальная школа.

Современная начальная школа работает по трем системам: традиционная система начального образования, система Л.В. Занкова, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Существующие системы начального образования по русскому языку нуждаются в совершенствовании. Это связано с решением следующих проблем:

1. усиление и конкретизация коммуникативного плана усвоения младшими школьниками русского языка;

2. обеспечение единства речевого развития детей и обогащения их познавательного опыта в различных областях предметных знаний;

3. воспитание у ребенка стремления знать русский язык, говорить по-русски содержательно, правильно, четко, воспринимать и понимать речь других;

4. поиски наиболее рациональных способов предъявления теоретических сведений о языке в целях более эффективного формирования системы языковых и речевых умений и развития познавательного интереса к родному языку.

Словарная работа по русскому языку способствует глубокому усвоению программного материала, предусматривает совершенствование у учащихся языковых навыков и умений, служит средством нравственного воспитания школьников. Одним из направлений словарной работы на уроке русского языка в начальной школе является работа с орфографическим словарем.

Орфографический словарь содержит языковую информацию, которая способна найти место на каждом уроке русского языка. Настоящий словарь для ребенка не заменить ни списком самых важных слов в конце учебника, ни самодельными книжками-малышками. Вся словарная работа проводится с помощью словарей, которые становятся друзьями и помощниками каждого ребенка, приучая его к самостоятельному поиску знаний, без чего невозможно представить современного человека[11].


Список литературы

 

1. Аксенова Л.А. В поисках методики, способствующей повышению орфографической грамотности учащихся // Начальная школа. – №7. – 2003.

2. Алгазина Н.Н. Методика обучения непроверяемым написаниям. – М.: Просвещение, 1977. – 152 с.

3. Алдакаева Н.Г. Работа над ошибками // «Русский язык в школе». – 1999. – №5. С. 39–40.

4. Аргунова В. И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся // Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. – 478 с.

5. Болотов В.А. О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях // Мир русского слова. – №02. – 2002.

6. Болтасева Т.А. Словарная работа на уроках русского языка // Начальная школа. – №8. – 1999.

7. Бондаренко А.А. Учим русскому языку по-новому! // Сибирский учитель. – №6. – 1999.

8. Бондаренко С.М. Урок-творчество учителя // Серия «Педагогика и психология». – «Знание». – №3. – 1984.

9. Бондаренко С.М. Работа над ошибками в начальной школе // Серия «Педагогика и психология». – «Знание». – №3. – 1984.

10. Вакулина И.А. Пути формирования орфографической зоркости // Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. – 478 с.

11. Ипполитова Н.А. Развитие речи и повышение грамотности // «Русский язык в школе». – 1997. – №5. С. 8–15.

12. Кулыгина М.П. Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма // «Русский язык в школе». – 1989. – №2. С. 34–36.

13. Молокова З.Н. Словарная работа на уроках русского языка – один из путей повышения языковой культуры учащихся // «Русский язык в школе». – 1998. – №2. С. 32–35.

14. Охлопкова М.Ю. Некоторые приемы работы со словарными словами на уроках русского языка // Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. – 478 с.

15. Пономаренко О.В. Виды словарной работы на уроках русского языка // Начальная школа. – №5. – 2001.

16. Примерные программы начального образования. Русский язык. – М.: Просвещение – АСТ, 2004. – 75 с.

17. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М.: Просвещение, 1996. – 76 с.

18. Сидоренко Л.Д. Диагностика при обучении орфографии // «Русский язык в школе». – 2002. – №1. С. 36–38.

19. Скороход Л.К. Словарная работа русского языка. – М.: ВЕЧЕ, 1990. – 96 с.

20. Тоцкий П.С. Орфография без правил. – М.: Центр, 1991. – 218 с.

21. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.


Приложение

 

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка

Проверка по текущим темам Развивающие задания, закрепление пройденных тем Со словом с непроверяемым написанием
Тема: «Число имен существительных». 1. Вставить пропущенные буквы в слова Вороб…и, к…ровы, карандаш…, щ…нки, с…кунды, з…дачи. 2. Найти слово, где количество букв и звуков не совпадает, образовать от него однокоренное слово, с уменьшительно-ласкательным значением (воробьи-воробышек). 3. Записать слова в форме единственного числа (в оробей, к о рова, ка р андаш, щен о к, секу н да, задач а). 4. Догадаться какое слово спрятано (в 3 пункте) В новом словарном слове 6 букв, первая «в», последняя «а» ворона. 5. Записать его в форме множественного числа, подобрать однокоренные. 6. Прочтите скороговорку и запишите по памяти. Проворонила ворона вороненка.
Тема: «Правописание приставок». 1. Записать под диктовку, объяснить написание приставок Н адстроить, н а дписать, за л езать, зам е рзать, пере в оз, перех о дить. 2. Указать части речи 3. Найти «лишнее» слово (перевод) разобрать его по составу. 4. «Собрать» словарное слово (п. 1) налево 5. Указать часть речи, подобрать антоним.
Тема: «Правописание безударных окончаний глагола». 1. Записать под диктовку, комментируя написание безударных гласных. Озябнешь, барабанишь, окружают, рыбачите, обманываешь, настелишь, аромат. 2. Выделить «лишнее» слова (Аромат). 3. Назвать глаголы с приставками. 4. Определить число глаголов. 5. Разгадать спрятанное слово (по начальным буквам). 6. Работа над лексическим значением слова оборона – боевые действия войск с целью отражения нападения противника, удержания занимаемого участка, района. 7. Подобрать антонимы: оборона – нападение, оборонительный – наступательный. 8. Объяснить значение пословиц и поговорок: «Будь в обороне стоек, а в атаке напорист и боек», «Оборону построил – победу устроил», «В обороне не подражай вороне». Запиши по памяти любое предложение.
Тема: «Правописание прилагательных мужского и среднего рода». 1. Под диктовку: большой, громкий, интонация, замкнутое, вместе, весеннее, инициатива, утренний. 2. Выделить 1 слово (наречие), составить с ним предложение по схеме: ____._._._. _ _ _ ______._._. 3. Оставшиеся слова разбить на 2 группы (прилагательное и существительное). 4. В прилагательных определить род, выделить окончания. 5. Догадаться, какое слово загадано (по вторым буквам). 6. Найти значение слова орнамент в толковом словаре. 7. Составить орнамент, используя буквы и элементы букв этого слова.
Тема: «Правописание безударных окончаний глагола». 1. Записать слова, вставив пропущенные буквы. Прос…ться, перенос…т, почувству…шь, встан…шь, прокладыва…шь, след…шь. 2. Определить спряжение и лицо глаголов. 3. Выделить «лишнее» слово. 4. Словарное слово состоит из 6 букв: п _ _ _ _ь. 5. Лексическое значение слова печаль – чувство грусти, скорби, состояние душевной горести. 6. Образовать: а) прилагательное жен. р., б) наречие – что значит «печально известен»? (известен с плохой стороны) в) глагол с возвратным значением, сравнить Н.ф. с формой 3 л. (пропедевтика к теме «Отличие гл. в возвр. значении неопределенной формы от 3 л.»)
Тема: «Правописание безударных гласных». 1. Записать под диктовку Переселить, лесник, адрес, товарищ, отлетел, коротенький. 2. Сгруппировать (рассматриваются 2 варианта: по частям речи и по проверяемости – непроверяемости безударных гласных) 3. Объяснить значение словарного слова платок. Платок – предмет одежды, кусок ткани или вязанное трикотажное изделие обычно квадратной формы. 4. На каждую букву слова подобрать другое слово; относящееся к одежде.
Тема: «Правописание безударных окончаний глагола». 1. Под диктовку: светлеешь, ездите, колешь, реет, ехать, тают. 2. В каком слове нет орфограммы в окончании? 3. Определить лицо глаголов. 4. По начальным буквам собрать слово. 5. Объяснить лексическое значение. Секрет- то, что держится в тайне, скрывается от других. 6. Объяснить выражения «по секрету всему свету», «не секрет, что…». 7. Образовать однокоренные слова.

 


[1] Бондаренко С. М. Урок-творчество учителя // Серия «Педагогика и психология». – «Знание». - №3. - 1984. С. 8.

[2] Примерные программы начального образования. Русский язык. – М.: Просвещение - АСТ, 2004. С. 3.

[3] Охлопкова М.Ю. Некоторые приемы работы со словарными словами на уроках русского языка//Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. С. 184.

[4] Примерные программы начального образования. Русский язык. – М.: Просвещение - АСТ, 2004. С. 9.

[5] Болотов В.А. О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях// Мир русского слова. - №02. – 2002.

[6] Молокова З.Н. Словарная работа на уроках русского языка – один из путей повышения языковой культуры учащихся // «Русский язык в школе». - 1998. - № 2. С. 32–35.

 

[7] Пономаренко О.В. Виды словарной работы на уроках русского языка //Начальная школа. - №5. – 2001. С. 17.

[8] Вакулина И. А. Пути формирования орфографической зоркости //Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. С. 58.

[9] Болтасева Т. А. Словарная работа на уроках русского языка // Начальная школа. - №8. – 1999. С. 23.

[10] Аргунова В. И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся//Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. С. 263.

[11] Ипполитова Н.А. Развитие речи и повышение грамотности // «Русский язык в школе». - 1997. - № 5. С. 8–15.

Введение

 

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка[1].

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовывать, владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией и т.п.

Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в начальной школе создается образовательная среда, стимулирующая активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника[2].

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос: что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и набор конкретных способов деятельности – ответ на вопрос: что ученик должен делать, чтобы применять (добывать, оценивать) приобретенные знания. Таким образом, наряду со «знаниевым» компонентом (функциональной грамотностью младшего школьного – умением читать, писать, считать), в программном содержании обучения должен быть представлен деятельностный компонент, что позволит соблюсти «баланс» теоретической и практической составляющих содержания обучения.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности всех этих личностных проявлений в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.). Необходимо не только предъявлять ребенку информацию, но также вырабатывать у него элементарные умения самообразования и творческого применения полученных знаний. Именно этот аспект обучения в начальной школе дает основание для утверждения гуманистической, личностно-ориентированной направленности процесса образования младших школьников.

Первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

Актуальность этой темы проявляется ещё и в том, что в практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.

Известно, что одна из самых сложных тем курса русского языка является тема «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова», иными словами, правописание словарных слов, т. к. эти слова нельзя проверить, а нужно «запоминать или проверять по словарю». А как же запомнить такое огромное количество слов? Разумеется, легче тем, у кого хорошая зрительная память, кто много читает. К сожалению, среди сегодняшних школьников таких немного[3]. В данной работе проанализированы способы словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе.

Цель работы: Рассмотреть использование орфографических словарей на уроках русского языка в начальной школе.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности преподавания русского языка в начальной школе.

2. Изучить возможности использования орфографических словарей на уроках русского языка в начальной школе.

3. Провести анализ словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе.

4. Сделать выводы.

Объект исследования – орфографические словари.

Предмет исследования – орфографические словари на уроках русского языка в начальной школе.

Методы исследования:

1. Изучение теоретической литературы по теме.

2. Анализ практической работы с орфографическими словарями на уроках русского языка в начальной школе.

 


Особенности преподавания русского языка в начальной школе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 1158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.47 (0.069 с.)