Как молиться во время болезней 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как молиться во время болезней



Молиться о выздоровлении нет греха. Но надо прибавлять: аще волиши, Господи! Полная покорность Господу, с покорным принятием посылаемого, как блага, от Господа Благого, и мир душе дает… и Господа умилостивляет… И Он или оздравит, или утешением исполнит, несмотря на прискорбность положения.

(Вып. 1, письмо 35, с. 37)

 

Есть такие болезни, на исцеление которых Господь налагает запрет

Есть болезни, на исцеление коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье.

(Вып. 6, письмо 1018, с. 167)

 

Грешно ли для христианина
лечиться медицинскими средствами

Но молитва молитвою, а доктора докторами. И докторов Бог дал, и к ним обращаться Божия есть воля. Господь с Своею помощью приходит, когда естественных средств, Им же нам устроенных, оказывается недостаточно. Потому молиться будем, а естественными средствами все же пренебрегать не следует. Ищите и обрящете!

(Вып. 3, письмо 455, с. 97)

Почему необходимо лечиться

Ваше противление лекарским указаниям ед­ва ли достойно похвалы… И лекаря, и лекарства Бог создал не затем, чтоб только они существовали, но затем, чтоб ими пользовались больные. Все от Него; Он попускает болеть, и Он же окружил нас способами врачевательными. Если есть долг блюсти Божий дар жизни, то и лечиться, когда есть болезнь. Можно не лечиться в ожидании, что Бог излечит, но это очень смело. Можно не лечиться для упражнения в терпении, в преданности в волю Божию, но это очень высоко, и при этом всякий «ох!» будет в вину, уместно же только одно благодарное радование… Господь да управит вас наилучшим образом быть настроенною! К тому же у вас есть, что потерпеть!

(Вып. 6, письмо 1012, с. 156)

 

За все благодарите Бога; и за нездоровье благодарите. Мне со стороны легко так говорить; вам же на деле не легко, может быть, так чувствовать. Всяко при слове о терпении и молюсь, да даст вам Господь благодушно перенести болезнь и научиться в ней чему-нибудь. Для чего связал вас Господь, кто угадает? Но то несомненно, что и это попущено вам в видах споспешествования целям жизни, которую вы избрали и в которой хоть кое-как держать себя стараетесь. С этой стороны можно и не пытать более дела болезни вашей. Мужества себе к благодушному терпению, в минуту отяжеления страданий, ищите, кроме ска­занного, в воспоминании терпения всех святых, и особенно мучеников. Сколько и как терпели?! И вообразить трудно. Да и всем — многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22).

И то, что обетовано Господом, называется венцом. Чего ради? Того ради, что туда нельзя взойти без страданий. Туда дорога одна — крест произвольный или непроизвольный.

Ангел-хранитель да приносит вам утешение и благодушие! На то, что шум в голове не дает удержать мысли, не сетуйте. Бог судит душу по тому, что от ней самой зависит, а не потому, в чем она не властна. В сердце держите намерение не отходить от Господа, и Он примет сие дело.

Теперь вам надо оставить свое постническое правило. После отпоститесь, если Богу угодно будет поднять вас; а теперь, в болезни, в виде лекарства, можно кушать все, по совету врача.

Церковная молитва о болящих имеет силу, особенно сопровождаемая молитвою заказавших службу.

(Из писем свт. Феофана Затворника)

 БЛАГОДАТНАЯ
ИСЦЕЛИТЕЛЬНИЦА

(Об иконе Божией Матери, именуемой
«Исцелительница»)

Не напрасно наша земная жизнь называется юдолию плачевной: страждут и плачут здесь грешники, страждут и плачут и праведники. Для людей неверующих — в этом загадка неразгаданная, тайна непостижимая; а для нас, просвещенных верою Христовою, тут нет никакой тайны, никакой загадки. Когда апостолы увидели слепорожденного и спросили Господа: кто согреши: сей ли, или родителя его, яко слеп родися? — Господь Сердцеведец отвечал им: ни сей согреши, ни родители его, но да явятся дела Божия на нем (Ин 9, 2–3). И Он тут же совершил на нем Свое Божественное дело — исцелил его. Итак, не всегда скорбь и болезнь посылаются человеку за грехи его: бывает скорбь и болезнь во славу Божию: да явятся дела Божии на скорбящем праведнике. И Господь Бог, дивный во святых Своих, являет дивные дела Свои чрез святых Своих, наипаче же чрез Святейшую святых — Пресвятую Матерь Свою. Вот одно поучительное сказание об исцелении болящего праведника.

Был один благочестивый клирик, по имени Викентий. Он имел добрый обычай каждый раз, когда входил в церковь или выходил из нее, преклонять колена пред образом Богоматери и говорить: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Блаженно чрево Твое, носившее Христа, и сосцы, яже сосал Господь Бог, наш Спаситель!» — Однажды этот благоговейный клирик тяжко заболел: у него загнил язык и от сильной боли он сделался без памяти. Но лишь только пришел в себя, он произнес в уме свою обычную молитву, и в ту же минуту увидел в изголовье своей постели прекрасного юношу: это был его Ангел-хранитель. С состраданием взирал Ангел Божий на болящего и молитвенно воззвал: «О Госпоже Премилосердая! Ты ведаешь благочестивый подвиг сего страдальца; ведаешь его усердие к Тебе: каждый день он приносит Те­бе Архангельское приветствие… Вот его язык, привыкший ублажать плод чрева Твоего, весь покрыт язвами; в беспамятстве от боли он произносит только безумные глаголы… О Премилосердная Госпоже! обрати Матерний взор на сего страдальца и пощади его!» — Так молился Ангел Божий за болящаго, и едва произнес он свою молитву, как предстала во свете небесном Матерь Господа и, исцелив болящего каплею млека своего, стала невидима… И больной встал с своего убогого ложа, пошел в церковь и стал петь на клиросе вместе с другими клириками. Все знали о его тяжкой болезни, все были изумлены его внезапным исцелением и, когда он рассказал свое видение, все прославили Матерь Милосердия, исцелившую своего песнопевца. Чудо это изображено на иконе Богоматери, именуемой Исцелительница. Икона эта, прославленная лет полтораста назад чудесами, находится в Московском Алексеевском женском монастыре. И поныне болящие притекают к ней с верою и получают, по вере своей, исцеления; особенно же часто берут ее благоговейные жители столицы в дома свои к одру болящих, и премилосердая Целительница недугов человеческих ниспосылает болящим облегчение и скорбящим благодатное утешение…

Много ли среди нас, братие мои, таких счастливцев, которые могли бы сказать о себе, что они совершенно здравы и телом, и душой? Много ли таких, которые не жаловались бы на болезни телесные, а душою — кто не болен из нас? Все — все мы больны; если не телом, то душою, сердцем, умом, волею больны! Разница только в том, что болезнь телесная не всегда бывает по нашей вине; иногда Господь попускает такую болезнь для того, чтобы явилась слава Божия на страждущем праведнике; а в болезнях духовных, то есть во грехах наших, никто, кроме нас, не повинен… Весь мир есть великий лазарет, и каждый грешник есть тяжко болящий страдалец. Что до того, что иной несчастный вовсе не видит грехов своих, вовсе не думает о них? Это только показывает, что болезнь души его велика и опасна, что он находится, так сказать, в духовном беспамятстве. Только благодатная сила Божия может исцелить душу, грехом зараженную; но для сего нужно, чтобы грешник пришел в себя и опомнился, чтобы увидел свое беспомощное положение и возопил к Богу о помиловании, как возопил клирик Викентий к Богоматери. А опомниться — значит увидеть свои грехи, и когда узрит человек грехи свои яко песок морской — се на­чало здравия души, как говорят святые отцы. Но как мы может узреть грехи свои, если никогда не заглядываем в светлое зерцало заповедей Божиих, если не молимся никогда молитвою Ефрема Сирина: даруй ми, Господи Царю, зрети моя прегрешения? Как познаем свою немощь духовную, если даже и не пытаемся бороться с своими греховными привычками, если не хотим понудить себя даже к малой некоей добродетели? Клирик Викентий каждый день по нескольку раз преклонял колена пред образом Владычицы Богородицы, каждый день ублажал Присноблаженную Матерь Божию, и сия его добродетель привлекла к нему милосердие Царицы Небесной в многоскорбный час его телесных стра­даний. А мы — чем привлечем к себе мило­сердие Божие, чем заслужим сострадание Ангела-хранителя,— на что укажет он, наш неусыпный предстатель — Матери всех скорбящих, Целительнице всех болящих, премилосердой Ходатаице всех кающихся грешников?.. Есть ли у нас хоть одно какое-нибудь дело доброе, хоть одна какая добродетель, Богу любезная, на которую призрели бы милостиво Царица Небесная и ее Божественный Сын, Господь наш Иисус Христос? Конечно, Ему-то не нужны наши добрые дела, но нам — нужны, необходимы, как живительный пластырь на раны души. Не напрасно же заповеди Божии называются у святых отцов животворящими: начни только исполнять их как должно, не мудрствуя, не величаясь, из одной любви ко Господу, и ты сам увидишь, сердцем почувствуешь, что душа твоя смиряется, сердце очищается от страстей и возгревается любовию к Богу и ближнему, все существо твое обновляется благодатию Духа Божия животворящего. Таков закон благодатной жизни. Итак, болеешь ли ты телом, болеешь ли душою, если хочешь исцелиться от недугов твоих, то сам иди навстречу зовущей тебя благодати Божией: не только проси в молитве, но и ищи, и толки в двери милосердия Божия делами добрыми, наипаче же делами милосердия к ближнему, и верь, что сии двери отверзутся тебе, и ты получишь желаемое исцеление… Святая Церковь предлагает тебе свои врачевства благодатные, а ты постарайся воспользоваться ими как должно; она разрешит тебя в таинстве покаяния властию, от Христа ей данною, от грехов твоих, — а ты разреши врага твоего всепрощением и примирением с ним и омой душу свою слезами покаянными; она напитает тебя в Таинстве Причащения пищею бессмертною — Телом и Кровию Христовою, а ты предочисти себя к сей трапезе небесной — постом и молитвой, сам во имя Христово напитай алчущего, напои жаждущего, одень нагого, утешь больного, посети в темнице заключенного; святая Церковь предложит во исцеление телесных недугов твоих Таинство Елеосвящения, а ты сам найди случай уврачевать скорбящую душу сироты беспомощного, замени ему отца и мать, сделай для него — что можешь: ведь и лежа на одре болезни можно — право же можно — делать дела милосердия к ближнему, если тебя Господь благословил земными благами! Только делай это смиренно, во имя заповеди Божией, делай, если можно — тайно; ты сам ищешь у Бога милости,— окажи же милость ближнему, и Бог не откажет тебе в Своей милости. Вот что значит — идти навстречу всеисцеляющей благодати Божией. Итак, понуждай себя, брат мой, делать добро, какое можешь. Господь увидит труд твой, презрит на смиренное понуждение, коим ты понуждаешь себя к доброделанию во имя Его, презрит на нищету твою духовную и — болит ли твое тело, или страждет душа — Он исцелит тебя Своею благодатию. Помни, что если так будешь поступать, то и Ангел-хранитель твой, и все святые Божии, наипаче же премилосердая наша заступница Пресвятая Богородица — не оставят тебя своими молитвами и предстательством у Господа Бога. Аминь.

Как пост и молитва влияют
на организм человека

Пост, молитва и другие церковные установления — только средства, указанные Богом и Церковью человеку для его спасения. С этой точки зрения их значение громадно и незаменимо.

Богу же нужны раскаяние, сокрушение, умягчение сердца, которые рождает молитва, и те добрые дела, на которые она нас подвигает.

Пост и молитва есть средство к спасению. Спасение же заключается в нравственном усовершенствовании, в приближении к идеалу. Но что такое идеал? Это нечто условное или же нечто абсолютное? Если поверхностно отнестись к этому вопросу, то можно подумать, что идеал у различных людей, у различных народов различен; но так кажется при поверхностном рассуждении: этот изменчивый идеал, обезображенный нашими телесными немощами, нашей плотью с ее страстями и похотями, часто и по большей части не удовлетворяет, не дает того блаженного, спокойного состояния духа, которое составляет истинное счастье.

Современному человеку истинный, абсолютный идеал известен: это идеал Христа, в общих чертах совпадающий с идеалом общечеловеческим, как он представлен в учениях различных мудрецов, но превосходящий их по своей полноте, последовательности и законченности.

Были и другие мудрецы, ставившие на первый план заботы о плоти, а не о духе, например, эпикурейцы, но эти не оставили после себя многих последователей. Апостолы же просветили весь мир словом Христовой истины, их учение увлекало людей, так как оно совпадало с тем, что написано в сердце человека, так как в нем чувствовалась абсолютная истина. Стремление к этому идеалу, приближение к нему и составляет спасение. Препятствием к достижению этого идеала служат, с одной стороны, немощность и окаянство существа человеческого (два основных качества его), слабость его духовных сил, немощность представления и разумения человеческого, слабость чувства, слабость воли; с другой стороны, наклонность ко всему греховному, злому, наклонность, присущая природе с первобытных времен, со времен грехопадения.

Борьба с врожденной наклонностью ко злу и должна, таким образом, составлять главную задачу жизни для человека, стремящегося к высшему идеалу, который один только и может дать истинное счастье. Чтобы стремиться к какому бы то ни было идеалу, необходимо осознать его значение и научиться побеждать те низшие желания и страсти, которые мешают его достижению, то есть укрепить, закалить свою волю. Вот этим двум целям и служат пост и молитва.

Пост, прежде всего, заключается в воздержании от известной пищи, из этого определения уже следует, что он связан с известным упражнением воли. Как мускулы слабеют от бездеятельности, так еще в большей степени слабеет воля, если человек не упражняет ее. Жизнь человека, живущего в довольстве, удовлетворяющего всякое свое плотское желание и хотение, обыкновенно приводит к тому, что человек такой потом уже с трудом может устоять от различных соблазнов — воля его слабеет. И наоборот, нужда, постоянные отказы себе в плотских желаниях делают человека более сильным, закаляют волю. Отказ от известного рода пищи — пост в узком смысле этого слова — является подобным же стимулом. Опасения, что постная пища может повредить здоровью, не выдерживают научной критики. Как показывает наблюдение, например, за опытом подвижников, употреблявших действительный минимум пищи, является несомненным, что при растительном рационе мы легко можем доставить организму все нужное для поддержания сил. Обычное ощущение голода при переходе на постную пищу у привыкшего питаться мясом человека есть не что иное, как ощущение недостатка привычного возбудителя, подобно тому, как это бывает у курильщика, отвыкающего от табака, у алкоголика без водки. Обыкновенно спустя некоторое время это ощущение проходит.

Но если бы только к ограничению в пище сводилось значение поста, то его легко было бы заменить каким-нибудь другим упражнением в воздержании, но в том-то и дело, что средство это в самом существе своем заключает одну особенность. Укрепляя волю путем воздержания, пост укрепляет волю еще иным путем, путем улучшения функций головного мозга. При этом пост просветляет разум, а сферу чувств делает более восприимчивой ко всему положительному. Таким образом, мы подходим к вопросу о разнице во влиянии растительной и животной пищи на организм человека вообще и в частности на функцию нер­вной системы и головного мозга.

Воздержание от мяса, соединенное с умеренностью в пище, улучшает все функции ор­ганизма, просветляет ум, делает более восприимчивой сферу чувств и укрепляет волю. Это сознавали великие люди всех времен: во всех наиболее выдающихся религиях, у всех народов существовал пост. Разумные люди никогда не пренебрегали этим средством, а перед каждым значительным поступком налагали на себя пост, тем самым признавая его действенность для просветления духовных сил.

Опыт святых свидетельствует в пользу этого. Постоянный пост не мешал подвижникам доживать до глубокой старости и сохранять до конца жизни необыкновенную ясность мысли, чистоту души и твердость воли.

Наконец, в последнее время и в медицинской науке начинают все более и более раздаваться голоса, что обычное питание, в особенности мясное, составляет причину многих бо­лезненных состояний и прежде всего вредно действует на нервную систему, на функцию головного мозга, потом на сердце, сосуды, почки и в конце концов приводит к различным заболеваниям, при которых, как показывает наблюдение и повседневный опыт, и душевная сфера редко бывает в равновесии и чистоте. Таким образом, для души пост является горнилом, очищающим сердце, просветляющим ум и закаляющим волю, для тела же — предохранительным клапаном, предупреждающим чрезмерное накопление в крови вредно действующих продуктов неполного окисления белковых веществ при обычном обильном питании, через что пост предотвращает развитие многих болезней и преждевременную смерть.

Молитва является еще более могучим средством, просветляющим и укрепляющим духовную сферу человека и тем способствующим спасению, или, иными словами, достиже­нию вышеописанного христианского и общечеловеческого идеала. Кто молится, тот знает, насколько трудно бывает молиться, и трудность эта не физическая, а чисто духовная.

Попробуйте каждодневно молиться раза два в день хотя бы полчаса, и вы увидите, как часто у вас будет являться сильное нежелание исполнить ваше намерение. Но вот вы победили это нежелание, становитесь на молитву и начинаете молиться. Вдруг вы замечаете, что целая фраза, иногда целая половина молитвы проскользнули мимо сознания, которое в это время было занято совсем другими мыслями, ничего общего с молитвой не имеющими, вы ловите себя, стараетесь больше сосредоточить внимание, и через несколько минут опять то же самое, и только под конец, после многих усилий удается (а иногда так и не удается) продолжать молитву с должным вниманием и сосредоточенностью. Вот эта-то борьба внутренняя и составляет вышеупомянутую трудность молитвы, но зато в ней заключается источник укрепления.

Отсюда следует вывод, что если кто хочет извлечь всю пользу из молитвы, то он должен молиться каждодневно, а не тогда только, как некоторые современные интеллигенты думают, когда является молитвенное настроение. Да не подумает кто-либо, что я свожу все значение молитвы к чисто внешнему влиянию. Нет, главное значение ее — духовное.

Еще большее влияние молитва оказывает на чувства человека. Большинство молитв, так сказать, лирические произведения: они проникнуты сильным чувством — чувством благоговения перед всемогуществом, величием, благостию и милосердием Божиим, чувством умиления или же чувством сокрушения о немощности и греховности человека, чувством раскаяния. Эти-то чувства, в силу какого-то психологического закона, невольно передаются молящимся, вызывая в них в большей или меньшей степени те же чувства, какие были в душе святого, сложившего молитву. А кто будет отрицать огромное значение чувств в природе человека? Еще большее значение имеет общественное моление в храме. Здесь церковь на помощь немощному человеку призвала, так сказать, все, что только можно, все пять чувств. Своды храма как бы уединяют вас от всего земного, со всех сторон смотрят на вас лики святых, исполненные кротости, любви, духовного благородства, церковнослужители провозглашают и читают исполненные вдохновения, чувства и поэтических образов духовные стихи, хор в стройном пении возносит свои мольбы к Богу. В такой обстановке невольно забудешь на время все земное и отдашься высшим мыслям и чувствованиям — духовной ра­дости, умилению, сокрушению.

Но главное значение молитвы — чисто духовное. Во время молитвы и особенно в Таинствах церковных на человека сходит благодать Божия — особая сила, без которой даже самому сильному человеку невозможно спастись, именно приблизиться не на словах, но на деле к истинному христианскому идеалу, победить в себе страсти и похоти человеческие. Это та сила, которая и слабым натурам давала возможность достигать венца мучеников, отказываться от всего земного и становиться великими подвижниками. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствовал, что «молитва есть царица добродетелей».

Велико действие поста и молитвы на все существо человека. Но и то, и другое является не целью, а средством к спасению, средством ослабить действие злого начала, находящегося в нас, указанным премудрым Бо­гом и Святою Церковью немощному и окаянному человечеству.

Обратимся ко Христу и научимся от Него относиться ко всем несчастьям этой временной жизни, ко всем страданиям так, как Он — с кротостью, смирением, упованием и покорностью воле Всемогущего Его Отца. Таким образом, мы приобретем покой душам нашим, мало того, поймем тогда, что все, казавшееся нам игом и тяжелым бременем, есть, в сущности, источник великого блаженства и истинного счастья.

О возможности посредством молитвы исцелять не только душевные, но и телесные недуги свидетельствуют многие факты Церковной истории. Доктор Э. Лоран издал книгу под заглавием «Медицина души», в которой с научной точки зрения доказывает, что молитва есть великое целебное средство при всех болезнях.

Одна из важных причин современной чуть ли не поголовной нервности есть маловерие.

Для успешной борьбы с нервностью надо удовлетворить, прежде всего, следующим двум требованиям: укрепить веру в Бога и воспитать в душе человека христианский идеал и христианское отношение к жизни.

Лучшим предупреждающим средством является воспитание молодого поколения на стро­го религиозно-нравственных началах. Главную задачу воспитания (в семье и школе) должно составлять стремление воспитать в душе ребенка страх Божий и истинную любовь к Богу.

При развившейся же болезни лучшим средством является молитва. Необходимо каждодневно молиться утром, вечером, читая утреннее и вечернее правило, хотя бы в несколько сокращенном виде, со вниманием, стараясь вникать в смысл каждого слова.

Кроме того, читать каждодневно те избранные места из Евангелия и Апостола, которые читаются в соответствующий день за церковной службой. Не пренебрегать общественным богослужением, а посещать храм Божий, по крайней мере, в праздничные и воскресные дни (всенощная и обедня), выбирая при этом тот храм, где служба благолепнее, а главное, где читают разборчиво и служат, не торопясь.

Говеть, по крайней мере, раз в год. Соблюдать посты и все прочие постановления Церкви, памятуя, что созданы они великими людьми, понимавшими природу человека гораздо лучше, чем самые выдающиеся современные мудрецы. Всеми иными способами: размышлением, душеспасительной беседой, чтением творений великих отцов Церкви — стараться укрепить в себе веру, воспитать в душе своей сознание всей красоты христианского идеала и выработать христианское отношение к жизненным явлениям.

Путешествие по святым местам действует в том же направлении, привлекая ум к небесному и воспитывая в нас любовь к Богу.

Помните, что в первое время такой жизни в вас непременно с большей или меньшей силой откроется второй источник мысли, мысли дурной, противоречащей, соблазняющей, создающей целый ряд известного рода «искушений». Не надо поддаваться сему, но молиться настойчиво, с надеждой и терпением, памятуя следующие слова Спасителя из притчи о неправедном судии: «Слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их».

О ЧТЕНИИ ПСАЛТИРИ
В РАЗЛИЧНЫХ НЕДУГАХ
И ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Когда святому Арсению Каппадокийскому приходилось читать молитвы в различных слу­чаях, а нужных молитв в молитвеннике не оказывалось, он прибегал к Псалтири и поль­зовался для молитвы псалмами.

Такое пользование Псалтирью в различных случаях и состояниях, согласно указаниям святого Арсения Каппадокийского, мы и приводим ниже. (Номера псалмов, читаемых для исцеления различных недугов, выделены жир­­ным шрифтом. — Прим. ред.)

 

1-й. Когда сажают деревья или виноградник для плодоношения.

2-й. Чтобы Бог дал просвещение тем, кто едет на съезд.

3-й. Чтобы избежать людского зла, чтобы не обидеть несправедливо своих товарищей.

4-й. Чтобы исцелил Бог чувствительных людей, которые заболели меланхолией, через отношение к ним жестокосердных людей.

5-й. Чтобы Бог исцелил раненые глаза, ударенные злым человеком.

6-й. Чтобы освободил Бог человека от чар.

7-й. О тех, кто пострадал от страха через устрашения и угрозы злых людей.

8-й. О тех, кто потерпел зло от демонов или от лукавых людей.

9-й. Чтобы прекратились устрашения демонов во сне или фантазии днем.

10-й. О жестокосердии супругов, которые ссорятся и разделяются. (Когда мучает несправедливо жестокий или жестокие благочувствительного.)

11-й. О безумных, делающих зло людям.

12 -й. О тех, кто болеет печенью.

13-й. На страшного демона, постоянно 3+3 дня (т. е. трижды в день — три дня).

14-й. Об изменении мыслей грабителей и об обращении их к покаянию.

15-й. О нахождении потерянных ключей.

16-й. О большой клевете, три раза в день в течение трех дней.

17-й. Когда бывает землетрясение или гнев Божий, катаклизмы и молнии.

18 -й. Об освобождении матерей при родах.

19 -й. О бездетных супругах по причине увечья, чтобы исцелил их.

20-й. Об умягчении сердец богатых, чтобы давали милость бедным.

21-й. О прекращении пожаров, чтобы не было зла.

22-й. Об усмирении бесчинных и непослушных детей, оскорбляющих родителей.

23-й. Чтобы открылись двери, когда потерял ключ.

24-й. Людям, которым очень завидует искуситель и постоянно приносит им искушения, чтобы возроптали.

25-й. Чтобы не повредило тому, кто просит у Бога доброго, если Он даст.

26-й. Чтобы защитил Бог жителей от вражеских войск, да не сделают они зла людям и не разграбят фермы.

27 -й. Об исцелении нервнобольных.

28-й. О тех, кто боится моря и шторма.

29-й. О тех, кто находится в опасности, далеко, среди варваров и безбожных народов, чтобы сохранил их Бог и просветил, а тех усмирил, да познают они Бога.

30-й. Чтобы дал Бог изобилие посевов и плодов на деревьях, когда погода не благоприятна.

31-й. Чтобы нашли путники дорогу, когда заблудятся и измучаются.

32-й. Чтобы открыл Бог истину для несправедливо осужденных и они освободились.

33-й. Находящимся при смерти, когда мучаются от диавола или от вражеских войск, когда угрожают и нарушают границу, чтобы сделать зло.

34-й. Чтобы освободил Бог добропорядочных людей от сетей человеков лукавых, которые эксплуатируют людей Божиих.

35-й. О совершенном уничтожении вражды после брани или недоразумения.

36 -й. О тяжело раненных людях от злост­ных преступников.

37 -й. Когда болят челюсти от гнилых зубов.

38-й. Чтобы найти работу брошенным и несчастным людям, да не скорбят.

39-й. О восстановлении любви между хозяином и слугами в случае трений (конфликтов).

40 -й. Чтобы освободились матери при преждевременных родах.

41-й. Молодым, страдающим от неразделенной несчастной любви.

42-й. Об освобождении пленных из темниц вражеского народа.

43-й. Чтобы явил Бог истину в подозреваемых супругах, и о взаимной любви.

44 -й. О людях, страдающих сердцем и почками.

45-й. О молодых, которым враг, по зависти, препятствует создать семью (выйти замуж).

46-й. Об умиротворении слуги или раба, ког­да уходит израненный от хозяина, и об обретении работы.

47-й. Когда случаются большие разрушения и разграбления воровскими шайками — пиратами. (Читается постоянно в течение 40 дней.)

48-й. О тех, кто делает опасную работу.

49-й. Чтобы покаялись и обратились к Богу далекие (от Него) люди и спаслись.

50-й. Когда на нас, грешных, приходит воспитательный гнев Божий (эпидемия болезни и повальная смерть людей или животных).

51-й. Чтобы покаялись жестокосердые начальники и стали милостивыми, и не мучили народ.

52-й. Чтобы благословил Бог сети и ловилась рыба.

53-й. Чтобы Бог просветил богатых освободить купленных рабов.

54-й. Чтобы восстановилось уважение опороченной семьи, которая была оклеветана.

55-й. Чувствительным, которых душевно ранили товарищи.

56 -й. О людях, страдающих головной болью от многих переживаний.

57-й. Чтобы пришли благоприятные обстоятельства тем, кто действует для добра, чтобы помешал Бог всякому лукавому действию демонов или завистливых людей.

58 -й. О немых, чтобы Бог дал им речь.

59-й. Чтобы явил Бог истину, когда оклеветана совокупность людей.

60-й. О тех, кто затрудняется в делах или по лени, или по робости.

61-й. Чтобы отвратил Бог испытания от ма­лодушного человека, не имеющего терпения и ропщущего.

62-й. Чтобы плодоносили поля и деревья, когда иссякает вода.

63 -й. Когда человек укушен волком или бешеной собакой (давал им и воду пить, над которой читал).

64-й. Чтобы торговцы имели благоговение и не обманывали простых людей.

65-й. Чтобы лукавый не приносил искушения в дома и скорби семьям.

66-й. Чтобы благословить птичники (цыплят).

67 -й. Чтобы освободиться матерям при сложных родах, когда сильно страждут.

68-й. Когда бывает гнев Божий и наводняются реки и увлекают дома и людей.

69-й. Чувствительным людям, когда спорят о мелочах и приходят в отчаяние, дабы укрепил их Бог.

70-й. Об оставленных людях, которые бывают обременены по зависти диавола и приходят в отчаяние, чтобы обрели милость у Бога и приют.

71-й. Чтобы благословил Бог плоды нового урожая, которые принесли домой земледельцы.

72-й. О покаянии злотворящих людей.

73-й. Чтобы сохранил Бог жителей, работающих на полях своих, когда враги окружили село.

74-й. Об умиротворении грубого хозяина, который мучает ближних и слуг.

75 -й. Матери, которая боится родов.

76-й. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, дабы просветил их Бог, да слушаются дети родителей и родители проявят любовь.

77-й. О просвещении заимодавцев (кредиторов), да не обижают ближних за долги и чтобы были милосердными.

78-й. Чтобы сохранил Бог села от грабежа и разрушения вражескими войсками.

79 -й. Об исцелении человека, у которого опухло лицо и болит вся голова.

80-й. Чтобы призрел Бог бедных, оскудевших и скорбящих.

81-й. Чтобы люди покупали продукты земледельцев, дабы не огорчались сельские жители.

82-й. Чтобы помешал Бог злым людям, замышляющим убийство.

83-й. Чтобы сохранил Бог имущество дома, животных и продукты производства.

84 -й. Об исцелении людей, раненных разбойниками и пострадавших от страха.

85-й. О спасении народа, когда нападает холера на людей и умирают.

86 -й. О продолжении жизни хозяина семьи.

87-й. О защите всех беззащитных людей, страдающих от жестокости ближних.

88-й. Об укреплении слабых и немощных людей, чтобы могли они работать без устали и не скорбеть.

89-й. О ниспослании дождя во время засухи или когда оскудевают источники.

90-й. Чтобы исчез диавол, когда он является человеку и его пугает.

91-й. Чтобы дал Бог разум людям, дабы преуспевали духовно.

92-й. Чтобы сохранил Бог корабль, подвергшийся опасности при большом шторме в море (кропил освященной водой четыре стороны корабля).

93-й. Чтобы просветил Бог людей, призывающих к восстанию и чинящих беспорядки и грабежи.

94-й. Чтобы не коснулась магия (колдовство) супругов, дабы не создались проблемы и трения.

95 -й. Чтобы Бог дал слух глухим.

96-й. Чтобы ушла магия от людей.

97-й. Чтобы послал Бог утешение скорбящим людям.

98-й. Чтобы благословил и послал благодать Бог молодым, желающим посвятить себя Богу.

99-й. Чтобы Бог благословил людей и наполнил Божественными желаниями — человеческие.

100-й. О даровании благодати добродетельным людям.

101-й. Чтобы благословил Бог людей, носящих звания, помогать людям добротой и пониманием.

102 -й. Чтобы пришли месячные, когда задерживаются.

103-й. Чтобы благословил Бог имущество людей, да не оскудеют и не скорбят, но да славят Бога.

104-й. Чтобы покаялись люди и исповедовались во грехах своих.

105-й. О просвещении людей, чтобы не уклонялись от пути спасения.

106 -й. Об избавлении от бесплодия женщин.

107-й. Чтобы смирил Бог врагов, да переменят злые намерения.

108 -й. Об исцелении лунатиков или о помиловании лжесвидетелей, да покаются.

109-й. Чтобы молодые имели уважение к старшим.

110-й. Чтобы покаялись несправедливые судьи и да судили справедливо народ Божий.

111-й. О сохранении солдат, идущих на войну.

112-й. Чтобы послал Бог помощь бедным вдовам, да заплатят долги и освободятся из тюрьмы.

113 -й. Чтобы исцелил Бог умственно отсталых детей.

114-й. Чтобы дал Бог евлогии (благословение, материальную поддержку) и утешения несчастным, бедным детишкам, дабы не были они презираемы от детей богатых.

115-й. Чтобы исцелил Бог страшную страсть лжи (обмана).

116-й. О сохранении любви и согласия в семьях, да славят Бога.

117-й. Чтобы смирил Бог варваров, когда они окружили село и угрожают, и да сокрушил их злые намерения.

118-й. Чтобы явил Бог силу свою на варваров и смирил операции их, когда убивают они невинных женщин и детей.

119-й. Чтобы дал Бог терпение и снисходительность людям, вынужденным находиться среди хитрых и неправедных людей.

120-й. О защите рабов от вражеских рук, да не сотворят им зла до освобождения.

121 -й. Об исцелении людей, страдающих от сглаза (колдовства).

122 -й. Чтобы дал Бог свет слепым и об исцелении больных глаз.

123 -й. О сохранении от укуса змеи.

124-й. О сохранении строений праведных людей от злых.

125 -й. Об исцелении людей, страдающих постоянной головной болью.

126-й. О примирении в семье при ссорах.

127-й. Чтобы не приблизилось зло врага к домам и почивали мир и благословение Божие на семье.

128 -й. Об исцелении людей, страдающих мигренью, головной болью, и о помиловании же­стокосердых и несправедливых людей, притесняющих чувствительных.

129-й. Чтобы дал Бог мужество и надежду новоначальным, дабы не затруднялись в ра­боте.

130-й. Чтобы дал Бог покаяние и утешение с надеждой людям, да спасутся.

131-й. Чтобы помиловал Бог народ, когда по грехам бывают частые войны.

132-й. Чтобы просветил Бог народы, да придут к согласию и примирятся.

133-й. О сохранении от всякой опасности.

134 -й. О сосредоточении во время молитвы и соединении ума с Богом.

135-й. О защите беженцев, когда покидают свои дома и уходят, чтобы спастись от врагов.

136-й. Чтобы утвердил Бог человека, имеющего нестойкий характер.

137-й. Чтобы просветил Бог начальников, да найдут люди понимание в своих просьбах.

138-й. Чтобы прекратил диавол искушать благочувствительных людей хульными помыслами.

139-й. Чтобы усмирил Бог строптивого хозяина семьи, да не истязает всю семью.

140-й. Да чтобы усмирил Бог грубого местного начальника, издевающегося над ближ­ними.

141-й. Чтобы усмирил Бог восстание, производящее зло.

142 -й. О сохранении матери во время беременности, да не скинет.

143-й. Чтобы укротил Бог восставший на­род, да не разразится гражданская война.

144-й. Чтобы благословил Бог дела людей, да будут благоугодны Богу.

145 -й. О прекращении кровотечения у людей.

146 -й. Об исцелении людей, избитых злыми людьми и израненных в челюстях.

147-й. Чтобы укротил Бог диких горных животных, дабы не делали они зла людям и не вредили посевам.

148-й. О благорастворении воздухов, об изобилии урожая, да прославят люди Бога.

149-й. На благодарение к Богу за великие доброты и за многою любовь, не имеющую границ, которую Он на нас изливает. — Старец Паисий Афонский.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.17 с.)