Провалившиеся государства: кто они. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Провалившиеся государства: кто они.



Этот термин появился недавно, но уже используется довольно часто не только профессиональными политологами, но и СМИ. При этом, сталкиваясь с ним, далеко не все представляют, о чем конкретно идет речь. Куда и как "проваливаются" государства.

Только что мы познакомились с "провалами государства". Однако это совсем не то же, что "провалившиеся государства". Первые чаще рассматриваются в контексте устоявшихся рыночных экономик и демократий. "Провал государства... возникает, когда государство создает неэффективности, поскольку прежде всего ему не следовало вмешиваться, или тогда, когда оно могло решить данную проблему или ряд проблем более эффективно, то есть создавая большие чистые выгоды".

В то же время "провалившееся государство" - это иное качество государства (хотя и "провалов" у него немерено). В этом ином качестве государство становится весьма несостоятельным в деле выполнения базовых государственных функций и, более того, вполне может стать организацией, активно препятствующей их выполнению.

Такие организации нередко обозначаются как "хищнические государства" и часто ассоциируются с клептократией. Американский экономист Дуглас Норт - один из лидеров современного институционального анализа в экономической теории - определяет хищнические государства как "агентства группы или класса: его функция - извлекать доход из остального населения в интересах этой группы или класса".

12 параметров "провалившегося"

Они были разработаны Фондом за мир (ФЗМ) и характеризуют "провалившееся государство". ФЗМ основан в 1957 г. банкиром Рандольфом Комптоном. Это независимая образовательная, исследовательская и правозащитная организация, базирующаяся в Вашингтоне. С 1996 г. организация специализируется преимущественно на снижении вероятности конфликтов, исходящих от слабых и проваливающихся государств.

Одним из важнейших признаков "провалившегося государства" считается утрата физического контроля за территорией или монополии на легитимное использование силы. Другим не менее важным его атрибутом является эрозия способности законной власти принимать коллективные решения, ее неспособность предоставлять приемлемые общественные услуги и взаимодействовать с другими государствами в качестве полноценного члена международного сообщества.

Ниже приведем все используемые ФЗМ параметры оценки35. Они делятся на три группы: социальные, экономические и политические. Первая включает:

1) растущее демографическое давление;

2) массовое движение беженцев и внутренне перемещенных лиц, создающее комплексную чрезвычайную гуманитарную ситуацию;

3) наследие в виде ищущих мести за групповую обиду, или групповая паранойя;

4) хронический и устойчивый отток людей.

В первом случае имеются в виду типичное для ряда отсталых стран перенаселение и связанный с ним комплекс проблем. Нам интереснее, наверное, узнать, что имеется в виду под "групповой паранойей". Как выясняется, это превращение в "козлов отпущения" группу, которая, как считается, приобрела богатство, статус или власть (в частности, шельмование ее через СМИ). Что-то вроде хорошо знакомых нам упражнений о "жидо-масонском заговоре" и т.п.

Последний же параметр содержит три компоненты: "утечка мозгов" профессионалов, интеллектуалов и политических диссидентов из-за страха преследований или репрессий; добровольная эмиграция "среднего класса", в особенности экономически продуктивных сегментов населения (предпринимателей, бизнесменов, ремесленников и торговцев); рост изгнанных сообществ.

Следующая группа - экономическая (приводится сквозная нумерация параметров):

5) неравномерное экономическое развитие в разрезе групп;

6) резкий и/или серьезный экономический упадок.

Первый из них включает неравенство (в образовании, занятости или экономическом статусе) или бедность, базирующиеся на групповой принадлежности. Кроме того, сюда же относится бытовой национализм, основанный на реальном или воображаемом неравенстве групп.

И, наконец, группа политических параметров. Их шесть:

7) криминализация и/или делегитимизация государства;

8) прогрессирующее ухудшение общественных услуг;

9) приостановка или произвольное применение закона и широко распространенное нарушение прав человека;

10) аппарат служб безопасности превращается в "государство в государстве";

11) фракционализация элит;

12) интервенция других государств, или внешнего политического актора.

В первом показателе из этой группы содержатся следующие компоненты: массовая и эндемическая коррупция или стяжательство правящих элит; сопротивление правящих элит прозрачности, отчетности и политическому представительству; широко распространенная утрата массового доверия государственным институтам и политическим процессам; рост связанных с правящими элитами преступных синдикатов.

Под фракционализацией элит имеется в виду фрагментация ее, а также государственных институтов по линии отдельных групп. Сюда же относится использование правящей элитой националистической риторики, включая ирредентизм ("Великая Сербия" и т.п.).

Кто провалился, а кто - нет

ФЗМ, начиная с 2005 г., составляет глобальный индекс "провалившихся государств". Если первый раз оценивалось по вышеназванным показателям только 75 стран, то в 2006 г. уже 146, а в 2007 г. -177 стран. Каждый из 12 показателей оценивается по 10-балльной шкале (0 - максимальная стабильность, 10 - минимальная). Таким образом, абсолютно "провалившееся" государство наберет 120 баллов.

Далее страны, в соответствии с набранными баллами, делятся по зонам. Зона от 90 до 120 баллов называется "тревога" и выделяется в таблице на интернет-сайте ФЗМ красным цветом. Эти страны и можно отнести к "провалившимся". Вторая зона (от 60 до 89,9 баллов) называется "предупреждение" и обозначается оранжевым цветом (сразу предупредим, что никакой ассоциации с "оранжевой" революцией здесь нет).

Зона в диапазоне от 30 до 59,9 баллов обозначается желтым цветом, и ей дано название "мониторинг". И, наконец, четвертая, самая далекая от провалившегося состояния зона (от 29,9 баллов и ниже) выделяется зеленым цветом и называется "устойчивая".

В индексе-2007 (понятно, что он оценивает ситуацию 2006 г.) в "красную зону" попали 32 государства. Первую пятерку составляют Судан (балл - 113,7), Ирак (111,4), Сомали (111,1), Зимбабве (110,1) и Чад (108,8). Наиболее далекой от нее является пятерка государств из "зеленой зоны": Норвегия (17,1), Финляндия (18,5), Швеция (19,3), Ирландия (19,5) и Швейцария (20,2). Между прочим, США не попадают в "зеленую зону", а находятся в "желтой" с баллом 33,6. В трех шагах от "зеленой зоны", но все же не в ней.

Из бывших советских республик в "красной зоне" только Узбекистан. Общая картина по странам бывшего СССР представлена в таблице.

Индекс провалившихся государств-2007 по странам бывшего СССР

Страна Группа Ранг Балл
Узбекистан I (красная) 22 93,5
Таджикистан II (оранжевая) 39 88,7

 

Киргизстан II (оранжевая) 41 - 42 88,2
Туркменистан II (оранжевая) 43 87,5
Молдова II (орайжевая) 48 85,7
Беларусь II (оранжевая) 51 85,2
Грузия II (оранжевая) 58 82,3
Россия II (оранжевая) 62 - 65 81,2
Азербайджан II (оранжевая) 62 - 65 81,2
Казахстан II (оранжевая) 103 72,3
Украина II (оранжевая) 106 71,4
Армения II (оранжевая) 112 70,3
Латвия III (желтая) 135 56,7
Эстония III (желтая) 140 - 141 50,5
Литва III (желтая) 143 49

 

Ну, а что касается тенденций, то, по всей видимости, про Россию сегодня уже можно сказать словами покойного философа Александра Зиновьева: "Мы идем вперед, намного опережая свой зад".

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Вспомним Остапа Бендера. Как известно, на горе Машук в Пятигорске он собирал деньги с экскурсантов якобы на ремонт Провала. "С целью капитального ремонта, чтобы не слишком провалился", - как объяснил приехавшим на осмотр местной достопримечательности милиционерам. Так вот, точно так же, как Провалу, "провалившимся государствам" деньги не помогут. Только сделают еще хуже.

Наставляя Шуру Балаганова, герой Ильфа и Петрова говорил: "Финансовая пропасть самая глубокая из всех пропастей, в нее можно падать всю жизнь". Провалов государств тоже хватит на всю жизнь. Пока существуют государства, будут и провалы. И провалившиеся государства.

Ведь, как метко заметил Томас Пейн, "общество создается нашими потребностями, а правительство - нашими пороками". Причем "общество в любом своем состоянии есть благо, правительство же и самое лучшее есть лишь необходимое зло, а в худшем случае - зло нестерпимое".

И, наконец, благое пожелание. Может быть, когда-нибудь сбудется. "Люди должны обладать большей свободой, нежели любое государство в мире может им предоставить".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.038 с.)