Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подаяние как наказание: рука дающая и недающая
Однажды английский экономист Питер Бауэр заявил, что помощь развитию есть передача денег от бедных людей в богатых странах богатым людям в бедных странах. Этот экономист был прав и во многих других своих суждениях о порочности этой политики. Не в коня корм История зарубежной помощи - это история провалов государств развитых, помноженных на провалы ее реципиентов - государств слаборазвитых. Правда, с последних и спрос невелик. Они нередко представляют собой сплошные провалы (см. раздел о "провалившихся государствах"), куда и "проваливались" щедрые поступления от зарубежных спонсоров. А вот последним пора бы и задуматься. О том, что зарубежная помощь не решает никаких долгосрочных проблем, красноречиво свидетельствуют следующие данные. В группе стран (49), где официальная помощь развитию превышала 10% их ВВП, темпы прироста среднедушевого ВВП в период 1991 - 2003 гг. составляли 0,33%. Для другой группы стран (60), где эта помощь находилась в пределах от 1% до 10% ВВП, указанный прирост был равен 0,73%. И, наконец, если помощь не дотягивала до 1% ВВП (31 страна), то ежегодно душевой ВВП прирастал на 1,5%. В другом исследовании было установлено, что в ответ на увеличение зарубежной помощи на 1% ВВП снижает ежегодные темпы прироста душевого ВВП на 3,65%. Африка с начала 1960-х гг. получила помощь, в реальном выражении в 6 раз превышающую помощь США послевоенной Европе по плану Маршалла. Если бы эти средства были бы потрачены на продуктивные инвестиции, то Африка сегодня по уровню жизни находилась бы вровень с западными стандартами. Почему же этого не произошло? Экономисты отмечают негативное влияние помощи на желание правительств последовательно проводить правильный курс, который может быть неотделим от болезненных реформ. Помощь смягчает боль, а следовательно, и стимулы к их решительному и быстрому осуществлению. Критикуется и модная ныне концепция "селективной помощи". Ее ведь уже практиковали МВФ и Всемирный банк, когда поддерживали своими льготными кредитами "передовиков капиталистического строительства". В долгосрочной перспективе она снижает шансы на продолжение реформ, поскольку настоятельность дальнейших изменений политического курса уменьшается.
Так, Аргентина в начале 1990-х гг. неоднократно "поощрялась" МВФ и Всемирным банком за правильные реформы, что позволило ей затормозить на полдороги и как результат прийти к катастрофе 2001 г. Борис Федоров и Андрей Илларионов не раз отмечали, что помощь России МВФ в 1990-е гг. откладывала проведение либеральных преобразований, которые иначе страна была бы вынуждена срочно осуществить. Попадая в непрозрачные, автократические политические системы, иностранная помощь служит одним из источников обогащения местных коррумпированных элит. Активным получателем зарубежной помощи был, например, выдающийся клептократ - филиппинский диктатор Фердинандо Маркое. После себя он оставил внешний долг в $26 млрд, причем большую его часть он должен был Всемирному банку. Детальное расследование показало, что он присвоил из этой суммы, как минимум, $10 млрд, переведенных на счета в Швейцарию. При внешнем долге Заира в $5 млрд. личное состояние постоянного получателя помощи МВФ диктатора страны Мобуту Сесо Секо составляло $3 - 4 млрд. Знаменитый президент (а потом и император) Центральной Африканской Республики Бокасса (а знаменит был он не только склонностью к неимоверной роскоши, но и к людоедству) умудрялся получать от французского правительства около $38 млн. в год. В 1977 г. он истратил на свою коронацию $20 млн. и увенчал себя изготовленной в Лондоне короной ценой в $2 млн. В порыве откровенности он однажды заявил: "Мы просим у Франции денег, получаем их и растрачиваем их"23. Надо сказать, что, когда зарубежная помощь достигает значительных величин, она сама становится тем магнитом, который притягивает к государственной власти тех, кто хочет бесконтрольно делить ее к своей выгоде и выгоде своего ближайшего окружения. Будучи значительной относительно ВВП той или иной слаборазвитой страны, она действует подобно известному "ресурсному проклятию", когда шальные доходы не укрепляют, а, напротив, разваливают государственные институты. О неэффективности международной помощи говорит и то, что даже в такой далеко не самой коррумпированной стране третьего мира, как Индия, передача бедному $1 в форме продовольственной субсидии требует начального трансферта величиной $4,324. Известный своей критикой Всемирного банка экономист Уильям Истерли (сам проработавший в нем 16 лет) утверждает, что для увеличения дохода одного человека до уровня, превышающего $365 в год, в рамках программ помощи банка требуется истратить на него $352125.
А есть ли выход? В принципе - да! Вспомним рекламный слоган "Велла дизайн": "Но ты можешь измениться сама!" Развивающимся странам только и надо, что измениться самим. И многие из них это проделали в жизни, перестав быть если не развивающимися, то слаборазвитыми. Еще в 1995 г. американские экономисты Джеффри Сакс и Эндрью Ворнер заметили, что если бы страны Африки обеспечили такие же открытые рынки, свободу предпринимательства, защиту прав собственности, как в странах Юго-Восточной Азии, то в период 1965 - 1990 гг. ВВП на душу рос бы темпами 4,3% в год (против реальных 0,8%). Это позволило бы утроить доходы населения26. Главный ресурс экономического развития, разумеется, не запасы нефти и газа. И даже не современные технологии и квалифицированные работники, хотя они, конечно, очень важны. Но все-таки главный ресурс - это свобода. Обратимся к экономической свободе. Джеймс Гвартни и Роберт Лоусон указывают на 4 ее компонента: 1) персональный выбор; 2) координируемый рынками добровольный обмен; 3) свобода входить на рынки и конкурировать на них; 4) защита людей и их собственности от агрессии других. Ежегодно она оценивается по странам мира в упоминавшемся нами специальном докладе Института Фрэзера с помощью баллов (1 - низший балл, 10 - высший). Свобода немыслима без гарантированных прав собственности. Из работы знаменитого перуанского экономиста Де Сото мы узнали, что бедняки стран третьего мира и бывшего соцлагеря в совокупности используют недвижимость стоимостью $9,3 трлн, но не имеют легальных прав на нее. Эта сумма в 46 раз превышает сумму кредитов Всемирного банка за последние 30 лет и в 93 раза - сумму экономической помощи третьему миру за эти же годы28. Чтобы бедняки могли использовать эту недвижимость для образования капитала и собственного обогащения, необходимо только закрепить за ними легально то, чем они и так пользуются. Правда, на пути этого "только" стоит коррумпированная политическая элита, которая извлекает разнообразные выгоды из этой нелегальности. Неравенство доходов, по Де Сото, есть отражение неравенства в развитии капитализма. Меньше капитализма - меньше доходы. Однако для его развития в третьем мире, кроме прав собственности, необходима еще и свободная международная торговля. Тут-то "рука дающая" старается этой свободы как раз и не давать. Коровы съели людей? Безусловная и обоюдная вредоносность протекционизма давно доказана экономической наукой (кто считает иначе, пусть задумается хотя бы над тем, почему он строжайше запрещен антимонопольным законодательством всех стран во внутренней торговле). В то же время западный мир облагает экспорт развивающихся стран пошлинами, которые на 30% превышают среднемировой уровень. В 1999 г. на конференции ВТО был представлен доклад, где утверждалось, что мировая экономика будет выгадывать около $70 млрд. ежегодно в случае снижения тарифов на 40%, причем 75% выигрыша придется на развивающиеся страны.
В 2001 г. французский экономист Патрик Мессерлин оценил совокупные потери ЕС от всех торговых барьеров в 5 - 7% ВВП стран-членов. Это примерно три ВВП Швеции. По его расчетам выходило, например, что протекционистская политика в исследованных секторах сохраняет 3% рабочих мест. Это "сохранение" обходилось в $200 тыс. на одно рабочее место, что превышало среднегодовую зарплату в них в 10 раз. На эти деньги каждому работнику можно было бы купить по "Роллс-ройсу". Самым парадоксальным фактом (находящим, впрочем, довольно логичное объяснение в экономической теории групп интересов) является защита развитыми странами своих сельхозпроизводителей. Новозеландский экономист Ронни Хореш опубликовал в 2000 г. следующие любопытные расчеты. Совокупное бремя аграрной политики для налогоплательщиков и потребителей в 29 развитых странах ОЭСР составляет $360 млрд. За эти деньги все 58 млн. коров из этих стран могут каждый год совершать кругосветное авиапутешествие бизнес-классом, причем останется еще по $2800 на каждую корову на покупки в магазинах tax-free во время остановок. Фермеры ЕС получают субсидии, равные половине его бюджета. Каждой корове из "сообщества" ежедневно достается $2,5 из средств на поддержку деятельности их владельцев, в то время как в мире 3 млрд. человек живут менее чем на $2 в день. Это совсем не значит, что надо подарить им 3 млрд. "коровьих" денег. Однако у коров их отнять бы стоило. Дело в том, что протекционистская политика обращена против тех отраслей в развивающихся странах, в которых они имеют сравнительные преимущества. Эти отрасли как раз могут привлечь частные инвестиции и быть рентабельными при свободной торговле. Следовательно, стать базой экономического роста и выхода из порочного круга бедности. Вместе с тем только так называемая "общая аграрная политика" ЕС приносила в конце прошлого века ущерб развивающимся странам на сумму в $20 млрд. в год (два ВВП Кении). В "Белой книге" британского правительства (2000г.), посвященной проблемам глобализации, говорилось, что сокращение на 50% импортных пошлин в развитых и развивающихся странах приведет к росту благосостояния развивающихся стран примерно на $150 млрд, что втрое превышает объем ежегодной помощи на цели развития. Примерно в то же время ООН оценивала возможный рост экспорта развивающихся стран в результате более свободного доступа на рынки развитых стран в $700 млрд. (14-кратное превышение объема годовой помощи этим странам). В отношении протекционизма справедливо изречение известного экономиста Эли Хекшера: "Если отрасль прибыльна, то она не нуждается в тарифной защите; если убыточна, то она ее не заслуживает". Однако вряд ли государства будут следовать ему в реальной политике. Слишком сильно влияние на них тех групп, которые кормятся на провалах этой политики.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.007 с.) |