Субтест ОЗ (определение закономерностей). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субтест ОЗ (определение закономерностей).



  Испытуемый получает задание определить следующее число в ряду в соответствии с правилом, по которому состав­лен данный ряд. При решении задач данного типа испытуе­мый руководствуется указаниями на то, что числа в ряду рас­положены по определенному правилу. На основании этого он делает вывод о том, что имеет место повторение каких-то отношений между ними. Как только эти существенные для данной задачи отношения будут определены, можно будет сформулировать и сам принцип построения ряда. Найти эти существенные отношения можно лишь путем сопоставления (сравнения) отношений между различными элементами и выявления на этой основе повторных, т. е. общих для данно­го вида, отношений. Таким образом, при решении данного типа задач в значительной степени представлены операции сравнения, а следовательно, и аналитико-синтетическая де­ятельность.

Определив общие для данного ряда отношения, испытуе­мый путем элементарных вычислительных операций на­ходит пропущенное число. Субтест ОЗ определяет преиму­щественно теоретические математические способности. Однако проведенный выше анализ показывает, что в данном случае мы имеем дело не только с высшей формой обобще­ния, которое осуществляется на основе анализа и выявления существенных отношений в рамках единого целого, но и с его элементарной формой определением общего в раде предметов путем сравнения. Выделение общего при этом происходит не потому, что оно существенно, а потому, что повторяется. Обобщение, конечно, присутствует в процессе решения данного типа задач, но оно лишь по форме является математическим (обобщаются отношения между математи­ческими символами). Однако, по существу, мы имеем дело с обобщением более низкого уровня, чем математический.

Таким образом, можно сделать вывод о неправомерности утверждений о том, что задача на определение закономерно­стей диагностирует уровень развития теоретического математичсского мышления. В данном случае имеет место про­явление.преимущественно аналитико-синтетических мате­матических способностей (в задачах представлено много числовых ориентиров). И хотя математическое обобщение является производным от аналитико-синтетической деяте­льности и во многом определяется уровнем ее развития, вы­вод о возможности диагностировать уровень развития опе­рации обобщения с помощью субтеста ОЗ является, на наш взгляд, не вполне обоснованным.

Субтест ГС (геометрическое сложение) 

Данный субтест включает задания, в которых испытуемо­му нужно установить, какую из расположенных в образце пяти фигур можно сложить из приведенных ниже отдельных частей. Материалом для задания служат плоскостные рисун­ки части отдельных фигур. Задание предусматривает совме­щение, поворот, сближение этих частей в одной плоскости, а также сопоставление с образцами фигур.

Поиск решения в задачах данного типа строго диктуется ее условиями и не предусматривает выход за ее границы. Деятельность испытуемого подчиняется строгой логике ре­шения. Речь идет, однако, не столько о вербальной логике, требующей наличия хорошего понятийного аппарата и раз­вернутой системы умозаключений, сколько об образной ло­гике, при которой «схватывание» наглядной ситуации осу­ществляется спонтанно и осознание которой не сопровож­дается развернутыми словесными рассуждениями.

Задачи, в которых цель и условия деятельности строго детерминируют процесс решения, широко представлены в инженерно-технической деятельности, где преобразование технических объектов подчиняется специальным производ­ственным требованиям. Таким образом, на основе высокого показателя по данному субтесту можно в определенной мере прогнозировать успешность в области технической деятель­ности. В то же время высокие показатели по субтесту не мо­гут служить свидетельством высокого уровня развития спо­собностей к художественно-графической, изобразительной деятельности, так как оперирование образами в этих видах деятельности осуществляется в более свободных условиях. Оценка условий в задачах субтеста ГС осуществляется на основе анализа формы и величины частей фигур. Кроме ана­литико-синтетических способностей выполнение данного типа задач предполагает развитие способности к точному восприятию формы и величины плоскостных фигур (линей­ный глазомер).

Ознакомившись с условиями заданий, испытуемый при­ступает к активному мысленному оперированию образами. При этом исходный образ преобразуется по его структуре. Это достигается благодаря мысленной перегруппировке со­ставных элементов фигуры с помощью перемещения, а так­же различных приемов совмещения частей фигур. Кроме того, преобразование пространственного образа затрагивает и пространственное изображение фигур. В данном случае происходит мысленное вращение образов в пределах одной плоскости.

Оперирование образами включает сознательное их удер­жание в памяти, планирование на их основе предстоящей де­ятельности, предвосхищение ее результатов, обобщение в образной форме.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что субтест ГС диагностирует лишь отдельные подспособности в структуре пространственного мышления. При выполнении данного субтеста имеет место в основном проявление способности к оперированию двумерными об­разами, тогда как способность формирования нового образа здесь практически не проявляется.

Субтест ПВ (пространственное воображение).

Испытуемому необходимо определить, какой из приведенных в образце кубиков представлен в каждом конкретном задании в перевернутом или повернутом положении. Материалом для задания служит объемный рисунок кубика. Задание предусматривает мысленный поворот кубика и со­поставление его с другими кубиками. Данный субтест, как и предыдущий, диагностирует спо­собность человека оперировать пространственными пред­ставлениями. В то же время выполнение указанного типа за­дач имеет свою специфику. Как и в предыдущем субтесте, ис­пытуемый мысленно видоизменяет исходный образ, однако эти изменения касаются в основном пространственного по­ложения и не затрагивают структурных особенностей обра­за. Такие преобразования, по мнению И. С. Якиманской, требуют значительно меньшей степени умственной актив­ности, чем структурные.

Таким образом, субтест ПВ предъявляет более высокие требования к развитию пространственного мышления ис­пытуемого. Вместе с тем заслуживает специального рассмот­рения тот факт, что на практике часто высокий показатель по субтесту ГС сочетается с низким показателем по субтесту ПВ. По-видимому, это связано с тем, что указанные субтесты отличаются по характеру предъявляемого материала. При решении задач субтеста ГС испытуемый оперирует об­разами двумерного пространства, при решении субтеста ПВ трехмерного. Как отмечает И.С. Якиманская, оперирование трехмерными изображениями появляются у человека онто­генетически раньше, поэтому у учащихся, приступающих к изучению геометрии, пространственные (трехмерные) пред­ставления более развиты, чем двумерные. Однако способность одновременно работать и в плоскости, и в пространст­ве тормозится из-за того, что учащиеся постепенно привыкают работать только с двумерными изображениями. На наш взгляд, высокий показатель выполнения субтеста ПВ позволяет сделать опосредованный вывод об умении испытуемого работать с объемными предметами в практическом про­странстве, т. е. косвенно определить уровень развития наглядно-действенного мышления.

Итак, по результатам выполнения субтеста ОС можно судить о запасе относительно простых сведений и знаний у испытуемого, но о развитии словесно-логического мышления он информации не дает; по результатам выполнения субтеста ИЛ — об аналитико-синтетических способностях и умении сравнивать предметы, явления между собой. Субтест ПА диагностирует способность к обобщению, дает информацию о потенциальных возможностях испы­туемого. Субтест ОО определяет способность к абстрак­ции, по его результатам можно судить об уровне сформи­рованности у испытуемого системы научных понятий и, в целом, об уровне его развития, которого он уже достиг. Субтест 3 диагностирует уровень развития вербальной кратковременной памяти. Результаты субтеста АР свиде­тельствуют о развитии таких мыслительных операций, как математический анализ, синтез, абстракция, обобщение, а также о способности к установлению логических умоза­ключений. Субтест ОЗ диагностирует преимущественно аналитико-синтетическую деятельность испытуемого. Субтесты ГС и ПВ определяют способность к оперирова­нию пространственными образами, показатель по субте­сту ПВ косвенно определяет уровень развития нагляд­но-действенного мышления испытуемого.

 

Лабораторная работа № 2

Диагностика общеинтеллектуальных способностей студента



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.007 с.)