Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субтест ОЗ (определение закономерностей).
Испытуемый получает задание определить следующее число в ряду в соответствии с правилом, по которому составлен данный ряд. При решении задач данного типа испытуемый руководствуется указаниями на то, что числа в ряду расположены по определенному правилу. На основании этого он делает вывод о том, что имеет место повторение каких-то отношений между ними. Как только эти существенные для данной задачи отношения будут определены, можно будет сформулировать и сам принцип построения ряда. Найти эти существенные отношения можно лишь путем сопоставления (сравнения) отношений между различными элементами и выявления на этой основе повторных, т. е. общих для данного вида, отношений. Таким образом, при решении данного типа задач в значительной степени представлены операции сравнения, а следовательно, и аналитико-синтетическая деятельность. Определив общие для данного ряда отношения, испытуемый путем элементарных вычислительных операций находит пропущенное число. Субтест ОЗ определяет преимущественно теоретические математические способности. Однако проведенный выше анализ показывает, что в данном случае мы имеем дело не только с высшей формой обобщения, которое осуществляется на основе анализа и выявления существенных отношений в рамках единого целого, но и с его элементарной формой определением общего в раде предметов путем сравнения. Выделение общего при этом происходит не потому, что оно существенно, а потому, что повторяется. Обобщение, конечно, присутствует в процессе решения данного типа задач, но оно лишь по форме является математическим (обобщаются отношения между математическими символами). Однако, по существу, мы имеем дело с обобщением более низкого уровня, чем математический. Таким образом, можно сделать вывод о неправомерности утверждений о том, что задача на определение закономерностей диагностирует уровень развития теоретического математичсского мышления. В данном случае имеет место проявление.преимущественно аналитико-синтетических математических способностей (в задачах представлено много числовых ориентиров). И хотя математическое обобщение является производным от аналитико-синтетической деятельности и во многом определяется уровнем ее развития, вывод о возможности диагностировать уровень развития операции обобщения с помощью субтеста ОЗ является, на наш взгляд, не вполне обоснованным.
Субтест ГС (геометрическое сложение) Данный субтест включает задания, в которых испытуемому нужно установить, какую из расположенных в образце пяти фигур можно сложить из приведенных ниже отдельных частей. Материалом для задания служат плоскостные рисунки части отдельных фигур. Задание предусматривает совмещение, поворот, сближение этих частей в одной плоскости, а также сопоставление с образцами фигур. Поиск решения в задачах данного типа строго диктуется ее условиями и не предусматривает выход за ее границы. Деятельность испытуемого подчиняется строгой логике решения. Речь идет, однако, не столько о вербальной логике, требующей наличия хорошего понятийного аппарата и развернутой системы умозаключений, сколько об образной логике, при которой «схватывание» наглядной ситуации осуществляется спонтанно и осознание которой не сопровождается развернутыми словесными рассуждениями. Задачи, в которых цель и условия деятельности строго детерминируют процесс решения, широко представлены в инженерно-технической деятельности, где преобразование технических объектов подчиняется специальным производственным требованиям. Таким образом, на основе высокого показателя по данному субтесту можно в определенной мере прогнозировать успешность в области технической деятельности. В то же время высокие показатели по субтесту не могут служить свидетельством высокого уровня развития способностей к художественно-графической, изобразительной деятельности, так как оперирование образами в этих видах деятельности осуществляется в более свободных условиях. Оценка условий в задачах субтеста ГС осуществляется на основе анализа формы и величины частей фигур. Кроме аналитико-синтетических способностей выполнение данного типа задач предполагает развитие способности к точному восприятию формы и величины плоскостных фигур (линейный глазомер). Ознакомившись с условиями заданий, испытуемый приступает к активному мысленному оперированию образами. При этом исходный образ преобразуется по его структуре. Это достигается благодаря мысленной перегруппировке составных элементов фигуры с помощью перемещения, а также различных приемов совмещения частей фигур. Кроме того, преобразование пространственного образа затрагивает и пространственное изображение фигур. В данном случае происходит мысленное вращение образов в пределах одной плоскости.
Оперирование образами включает сознательное их удержание в памяти, планирование на их основе предстоящей деятельности, предвосхищение ее результатов, обобщение в образной форме. На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что субтест ГС диагностирует лишь отдельные подспособности в структуре пространственного мышления. При выполнении данного субтеста имеет место в основном проявление способности к оперированию двумерными образами, тогда как способность формирования нового образа здесь практически не проявляется. Субтест ПВ (пространственное воображение). Испытуемому необходимо определить, какой из приведенных в образце кубиков представлен в каждом конкретном задании в перевернутом или повернутом положении. Материалом для задания служит объемный рисунок кубика. Задание предусматривает мысленный поворот кубика и сопоставление его с другими кубиками. Данный субтест, как и предыдущий, диагностирует способность человека оперировать пространственными представлениями. В то же время выполнение указанного типа задач имеет свою специфику. Как и в предыдущем субтесте, испытуемый мысленно видоизменяет исходный образ, однако эти изменения касаются в основном пространственного положения и не затрагивают структурных особенностей образа. Такие преобразования, по мнению И. С. Якиманской, требуют значительно меньшей степени умственной активности, чем структурные. Таким образом, субтест ПВ предъявляет более высокие требования к развитию пространственного мышления испытуемого. Вместе с тем заслуживает специального рассмотрения тот факт, что на практике часто высокий показатель по субтесту ГС сочетается с низким показателем по субтесту ПВ. По-видимому, это связано с тем, что указанные субтесты отличаются по характеру предъявляемого материала. При решении задач субтеста ГС испытуемый оперирует образами двумерного пространства, при решении субтеста ПВ трехмерного. Как отмечает И.С. Якиманская, оперирование трехмерными изображениями появляются у человека онтогенетически раньше, поэтому у учащихся, приступающих к изучению геометрии, пространственные (трехмерные) представления более развиты, чем двумерные. Однако способность одновременно работать и в плоскости, и в пространстве тормозится из-за того, что учащиеся постепенно привыкают работать только с двумерными изображениями. На наш взгляд, высокий показатель выполнения субтеста ПВ позволяет сделать опосредованный вывод об умении испытуемого работать с объемными предметами в практическом пространстве, т. е. косвенно определить уровень развития наглядно-действенного мышления. Итак, по результатам выполнения субтеста ОС можно судить о запасе относительно простых сведений и знаний у испытуемого, но о развитии словесно-логического мышления он информации не дает; по результатам выполнения субтеста ИЛ — об аналитико-синтетических способностях и умении сравнивать предметы, явления между собой. Субтест ПА диагностирует способность к обобщению, дает информацию о потенциальных возможностях испытуемого. Субтест ОО определяет способность к абстракции, по его результатам можно судить об уровне сформированности у испытуемого системы научных понятий и, в целом, об уровне его развития, которого он уже достиг. Субтест 3 диагностирует уровень развития вербальной кратковременной памяти. Результаты субтеста АР свидетельствуют о развитии таких мыслительных операций, как математический анализ, синтез, абстракция, обобщение, а также о способности к установлению логических умозаключений. Субтест ОЗ диагностирует преимущественно аналитико-синтетическую деятельность испытуемого. Субтесты ГС и ПВ определяют способность к оперированию пространственными образами, показатель по субтесту ПВ косвенно определяет уровень развития наглядно-действенного мышления испытуемого.
Лабораторная работа № 2 Диагностика общеинтеллектуальных способностей студента
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.007 с.) |