Социально-экономического развития верх-тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на Период до 2030 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-экономического развития верх-тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на Период до 2030 года



ООО «МЕТАПЛАН»

ООО «ЗАПСИБНИИПРОЕКТ.2»

СТРАТЕГИЯ

Социально-экономического развития Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на период до 2030 года

Новосибирск 2019


Общество с ограниченной ответственностью «Метаплан»

Общество с ограниченной ответственностью «ЗАПСИБНИИПРОЕКТ.2»

 

    УТВЕРЖДАЮ Глава Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области   _______________ М. И. Соболёк   «____» _______________ 2019 г.

СТРАТЕГИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЕРХ-ТУЛИНСКОГО СЕЛЬСОВЕТА НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

Директор ООО «Метаплан» ________________ А. Е. Рублевский
  Главный специалист ООО «ЗАПСИБНИИПРОЕКТ.2» ________________ Б. Е. Павлючик

Новосибирск 2019


Исполнители

 

Общество с ограниченной ответственностью «Метаплан»

  Директор ______________________ А. Е. Рублевский
     
  Технический специалист ______________________ Е. И. Ерохин
     
  Редактор ______________________ В. Х. Чукалин
     

 

Соисполнители:

 

Общество с ограниченной ответственностью «ЗАПСИБНИИПРОЕКТ.2»

    Главный специалист ______________________ Б. Е. Павлючик
     
Группа компаний IS URBAN   Руководитель ______________________ И. С. Саранча
     

 


Содержание

  Стр.
Паспорт стратегии социально-экономического развития Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на период до 2030 года………………..... 6
Введение………………………………………………………………………………………… 8
1 Историческая справка………………………………………………………………………… 9
2 Основные направления социально-экономического развития Верх-Тулинского сельсовета Верх-Тулинского сельсовета до 2018 года, сохранившиеся тенденции……………………………………………………………………... 11
3 Стартовые условия, сложившаяся ситуация, основные проблемы социально-экономического развития Верх-Тулинского сельсовета ………………………………….. 12
3.1 Общая характеристика экономико-географического положения Верх-Тулинского сельсовета ………... 12
3.2 Демографическая ситуация……………..………………………………………………. 14
3.3 Состояние жилищно-коммунального хозяйства………………………………………. 15
3.4 Уровень развития экономики…………………………………………………………… 17
3.5 Состояние социальной инфраструктуры………………………………………………. 19
3.6 Состояние инженерной и транспортной инфраструктур……………………………... 24
3.7 Состояние окружающей среды…………………………………………………………. 29
3.8 Налоговый потенциал и формирование бюджета Верх-Тулинского сельсовета …… 30
4 Внешние факторы развития Верх-Тулинского сельсовета …………………………….... 32
4.1 Основные направления развития сельских поселений в стратегии федерального уровня………………………………………………………………………………………… 32
4.2 Оценка роли и места сельского поселения в социально-экономическом развитии Новосибирской области……………………………………………………………………... 33
4.3 Оценка влияния соседних муниципальных образований на развитие Верх-Тулинского сельсовета………………………………………………………………….…... 34
5 Внутренние факторы развития Верх-Тулинского сельсовета ………………………... 37
5.1 Муниципальные программы развития Верх-Тулинского сельсовета …………….. 37
5.2 Основные направления территориального развития Верх-Тулинского сельсовета... 39
5.3 Инвестиционная политика в Верх-Тулинском сельсовете………………………... 40
6 SWOT-анализ социально-экономического развития Верх-Тулинского сельсовета ……... 42
7 Конкурентные преимущества Верх-Тулинского сельсовета и потенциал его социально-экономического развития………………………………………………………………….. 44
8 Возможные сценарии развития Верх-Тулинского сельсовета с учетом существующих прогнозов и планов его развития…………………………………………………………... 46
9 Обоснование целевого сценария развития Верх-Тулинского сельсовета с учетом планов и задач развития региона…………………………………………………………... 49
10 Положения Стратегии социально-экономического развития Верх-Тулинского сельсовета на период до 2030 года…………………………………………………………… 52
10.1 Система целей, задач, целевых индикаторов - показателей реализации Стратегии. 52
10.2 Прогноз изменения демографической ситуации по населенным пунктам Верх-Тулинского сельсовета ………………………………………………………………….. 53
10.3 Направления территориального развития Верх-Тулинского сельсовета ……... 59
10.4 Создание новых и расширение действующих производств…………………………. 60
10.5 Увеличение объемов жилищного строительства, рост жилого фонда……………... 61
10.6 Развитие инженерной инфраструктуры………………………………………………. 62
10.7 Развитие транспортной инфраструктуры……………………………………………... 64
10.8 Развитие социальной инфраструктуры……………………………………………….. 64
10.9 Повышение качества поселковой среды……………………………………………… 65
10.10 Ресурсы необходимые для реализации Стратегии…………………………………. 66
10.11 Повышение уровня жизни населения………………………………………………... 70
11 Система управления, контроля и мониторинга реализации Стратегии…………………. 71
11.1 Сроки и этапы реализации Стратегии………………………………………………… 71
11.2 Система управления реализацией Стратегии………………………………………… 71
11.3 Механизмы обеспечения реализации Стратегии…………………………………….. 72
11.4 Информация о муниципальных программах, утверждаемых в целях реализации Стратегии…………………………………………………………………………………….. 73
11.5 Система мониторинга и контроля за реализацией Стратегии………………………. 74
Список использованных источников………………………………………………………….. 76
Приложение 1. Цели, задачи, индикаторы социально-экономического развития Верх-Тулинского сельсовета  
Приложение 2. Перечень муниципальных программ, предусмотренных к выполнению в целях реализации Стратегии  
Приложение 3. Перечень приоритетных проектов, в том числе инвестиционных, предусмотренных к выполнению в целях реализации Стратегии  
Приложение 4. Перечень перспективных инфраструктурных проектов, предусмотренных к выполнению в целях реализации Стратегии  
Приложение 5. Схема направлений территориального развития Верх-Тулинского сельсовета  
Приложение 6. Характеристика существующих и планируемых учреждений соцкультбыта  

 


ПАСПОРТ

Введение

Стратегия социально-экономического развития Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на период до 2030 года (далее – Стратегия) выполнена на основании договора № 01-4/2019 от 28 марта 2019 г., заключенного ООО «Метаплан» с администрацией Верх-Тулинского сельсовета. Стратегия определяет долгосрочные цели, задачи и приоритеты, а также основные направления развития экономики и социальной сферы Верх-Тулинского сельсовета; является базовым документом, определяющим социально-экономическую и инвестиционную политику Верх-Тулинского сельсовета на период до 2030 года.

Стратегия социально-экономического развития - это система представлений о стратегических целях и приоритетах местной социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

Необходимость разработки Стратегии социально-экономического развития Верх-Тулинского сельсовета обусловлена рядом объективных процессов и появлением новых проблем, существенно влияющих на жизнь муниципального образования. Политика государства в России последние годы направлена на всемерную модернизацию экономики страны, перевод ее на инновационные рельсы, реформирование жилищно-коммунального комплекса, в основе которого – ресурсосбережение и энергоэффективность. Осуществляемая в стране экономическая реформа и попытка структурного перехода от сырьевой направленности к развитию перерабатывающих и наукоемких инновационных отраслей предъявляют новые требования к управлению экономикой, качественному обоснованию и оптимальному выбору стратегии развития отдельных территорий.

При разработке Стратегии учитывались особенности местоположения Верх-Тулинского сельсовета в пригороде областного центра - города Новосибирска, в составе Новосибирского муниципального района и в зоне формирования Новосибирской агломерации.

Не менее существенным при разработке Стратегии стала проработка вопросов влияния на перспективное развитие Верх-Тулинского сельсовета региональных и межрегиональных прогнозов развития экономики и, особенно инвестиционной политики, в связи с реализацией Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года и проектных решений схемы территориального планирования Новосибирской агломерации.

Для того чтобы иметь четкое представление о социально-экономическом развитии муниципального образования на долгосрочную перспективу при формировании Стратегии учитывалось мнение руководителей предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Верх-Тулинского сельсовета, а также мнение активной части его жителей.

По результатам выборочного опроса жители Верх-Тулинского сельсовета хотят видеть его современным, ориентированным на производство и переработку сельскохозяйственной продукции, развитие производств и элементов логистики, с высоким уровнем комфорта для проживания. Это предполагает развитую транспортную и инженерную инфраструктуру, расширение объектов обслуживания населения, сеть досуговых заведений и учреждений спорта, наличие развитых информационно-коммуникационных технологий и хороший уровень внешнего благоустройства.

Следует отметить, что в данных материалах понятия (термины) сельсовет, муниципальное образование тождественны и отображают в проектно-аналитической деятельности единство существенных свойств, связей и отношений предмета анализа и прогнозирования.


1 Историческая справка

Верх-Тулинский сельсовет был образован в 1919 году вокруг центрального села Верх-Тула, одного из старейших в Новосибирской области. Принято считать, что село Верх-Тула возникло в 1654 году на возвышенном берегу реки Малая Тула. Хотя достоверная дата его основания неизвестна. Да и название населенного пункта было иное. Необходимо отметить, что только в конце семнадцатого - начале восемнадцатого века здесь селились первые поселенцы, переехавшие в Сибирь из европейской части страны.

Возникновение здесь поселений объясняется удобными транспортными связями с крупным купеческим селом Колывань. Также большим плюсом было наличие посевных и пастбищных земель.

Историк Н. А. Миненко в своей книге «По старому Московскому тракту» указывает, что в 1782 г. в ведомстве Чаусского острога находилось 94 русских поселения, и среди них – Верх-Тулинское. Согласно «Списку населенных мест Томской губернии», в 1859 г. деревня Верх-Тулинская входила в состав Кривощековской волости Томского округа одноименной губернии. Она насчитывала 65 крестьянских дворов и 420 жителей, в том числе 196 мужчин и 224 женщины. В «Списке населенных мест за 1893 г.» указывается, что в д. Верхне-Тулинской уже 120 дворов. В них проживает 583 человека, из них 287 мужчин и 296 женщин. Деревня имеет 16 055 десятин надельной земли и одно питейное заведение.

После отмены крепостного права (1861 г.) число переселенцев из малоземельных европейских губерний быстро растет. Села Сибири, в том числе и Верх-Тула, увеличиваются. Примерно в 1870-1873 гг. жители села переселяются в междуречье рек Тула и Малая Тула.

Одной из первых в селе Верх-Тула сформировалась улица «Большая» («Октябрьская»), позже «Цыгановка» («Большевистская»), а затем «Большая Рязанская» («Рабочая») и «Малая Рязанская» («Выставкина»). Две последние получили название в связи с заселением их переселенцами из Рязанской губернии. К 1890 году село насчитывало более 120 дворов. Все строения были из дерева с соломенными и деревянными крышами, только у более зажиточных людей дома были покрыты тесом и железом на улице «Большой». В 1898 году в селе была построена церковь

До Октябрьской революции 1917 года не каждый переселенец из Европейской России мог получить землю, поэтому мигранты, поселившиеся в старожильческом селении, становились батраками. Они нанимались к здешним состоятельным крестьянам: Поповым, Бариновым, Панасюковым.

Динамично развиваясь рядом с быстро растущим Новониколаевском, Верх-Тула в «Списке населенных мест на 1911 г.» значится уже не деревней, а поселком. И это не случайно: здесь насчитывается 1426 жителей, из которых 716 мужчин и 710 женщин. Число дворов возрастает до 270, а вот площадь надельной земли сокращается до 12 223 десятин. Потеря некоторой части надельных земель объясняется тем, что в процессе землеустроительной кампании они были отрезаны в переселенческий фонд и отошли к соседним селениям. На этот момент в поселке имеется церковь, церковноприходское училище, шесть торговых лавок, казенная винная лавка, частная пивная лавка, маслодельный завод, хлебный магазин.

Культурным и просветительным центром в Верх-Туле до революции и после была церковь, а в 1930 году помещение церкви переоборудовали в клуб и библиотеку. С приходом Советской власти открывается начальная школа, в которой было 42 ученика. Основным занятием жителей села было земледелие и животноводство.

Начиная с 1921 г. развитию Верх-Тулы способствовала новая экономическая политика. Местные и переехавшие из Колывани предприниматели открывают здесь собственные дела недалеко от городского рынка сбыта и железной дороги. В поселке функционировали начальная школа, мельница, кредитная лавка и библиотека. В 1927 году был построен магазин по улице «Большая» («Октябрьская»). Из деревни средней руки, каковой была Верх-Тула во второй половине XIX в., к началу 1930-х гг. она стала успешно развивающимся пригородным поселком.

В 1929 году сельчане, объединяясь, создают коммуну «Коминтерн». После XV съезда ВКП(б) почти все трудовое население вступило в колхозы. Обработка земель стала коллективной, а с созданием МТС, в 1932 году, обработка земли стала вестись тракторами и сельхозмашинами. В 1931 году открылся медпункт, где работал один фельдшер и медсестра. В 1937 году село стало электрифицироваться. В школе было организовано семилетнее обучение.

Более интенсивное развитие село получило после Великой отечественной войны. В 1952 году колхозы на территории села – «Верх-Тула» и «Восьмое марта» объединились в один колхоз «Сибирь». В целях развития сельского хозяйства в 1958 году вся техника от МТС передается колхозу «Сибирь». Начинается строительство многоквартирных домов. К 1988 году в селе насчитывается уже 25 двух- и трехэтажных жилым домов, построен торговый центр, открыта больница на 55 коек и поликлиника.

На территории села создаются Межрайонное объединение «Сельхозтехника» позже ремзавод «Новосибирский», «Новосибирскагропромавтотранс», Новосибирское РТП, позже – «Агрокоопснаб», «Верх-Тулаагропромхимия», Чеминское ПМК, цех № 2, УППВОС.

Другой населенный пункт Верх-Тулинского сельсовета – поселок Тулинский ведет свою историю с тридцатых годов прошлого века (1932-33 гг.) Со слов ветеранов это было военизированное поселение барачного типа, куда ссылали врагов народа. В апреле 1933 года из сосланных переселенцев создается Трудовая коммуна, которая со временем преобразовывается в Тулинский совхоз № 2 НКВД (1941 год), и в этом же году появляется географическое название — поселок Тулинский. Поселенцы обязательно отмечались каждый день в комендатуре, выехать в город они не имели права, была строгая дисциплина. В годы Великой Отечественной войны здесь побывало много народа, в том числе и ссыльные немцы с Поволжья и Крыма.

В 1944 году в поселении была открыта библиотека. Она располагалась в созданном здесь клубе. В 1945 году совхозу присвоили новое название — МГБ № 2, и возглавил его Василий Корнилович Микрюков. В послевоенные годы основное население работало в полеводстве. Приходилось сеять и убирать зерно, обрабатывать его вручную, картошку тоже копали и сажали вручную, а затем зимой перебирали порченную.

В 1954 г. Тулинский совхоз был передан в подчинение НСХИ и стал именоваться как учебно-опытное хозяйство «Тулинское» Новосибирского сельхозинститута (Учхоз). Землепользование Учхоза было расположено в юго-западной части Новосибирского района. Общая площадь земель, закрепленных за Учхозом 5368 га, в том числе на землях города 80 га. Кроме того, имелись земли постороннего пользования на площади 40 га, из которых 30 га приходилось на государственные тракты. Площадь сельхозугодий 4615 га - 86,4 %. В это время поселок Тулинский развивался как обычный населенный пункт – в нем строились жилые дома и необходимая инфраструктура.

В 2011 году на базе одноименного учебно-опытного хозяйства НСХИ (Новосибирского государственного аграрного университета) создано ОАО племзавод «Учхоз Тулинское». Это было одно из лучших учебно-опытных хозяйств в России.

Достоверной информации по истории создания остальных населенных пунктов Верх-Тулинского сельсовета нет.


Демографическая ситуация

 

В настоящее время демографическая ситуация в Верх-Тулинском сельсовете довольно благоприятная. К началу 2019 года численность населения составила по данным статистики 11175 человек. Это 9,3 % населения Новосибирского района – третий показатель среди сельских поселений района. В последние годы наблюдается рост численности населения практически по всем населенным пунктам сельсовета. За последние пять лет она увеличилась на 885 человек. Это объясняется следующими факторами:

а) повышение уровня рождаемости и снижение естественной убыли населения;

б) близость к мегаполису и его влияние на развитие малоэтажного строительства в пригородной зоне и переезд сюда жителей из соседних территорий;

в) внутриобластные перемещения населения, связанные, прежде всего, с близостью к городу, с его более широкими, чем в глубинных районах области возможностями трудоустройства, достаточно развитой транспортной сетью;

г) сохранение (но уже в меньших объемах) миграционных потоков из ближнего зарубежья.

Следует отметить, что с 2008 года произошел перелом в сложившейся ситуации естественной убыли населения и наметилась динамика естественного прироста населения. Так к концу 2010 года коэффициент естественного прироста уже составил +8,9. Общий коэффициент рождаемости за этот период увеличился с 8,6 в 2006 году до 12,74 в 2010 году на 1000 населения и составил 1,3 %. Основные показатели по демографии за период 2014 – 2019 годы приведены в таблицах 3.1-3.4.

Эти данные показывают, что при благоприятной демографической ситуации численность населения муниципального образования увеличивается за счет естественного прироста и положительного сальдо миграции. Возрастная структура населения за последние четыре года не претерпела каких-либо существенных изменений. Она меняется в пропорции с приростом численности населения. Можно лишь отметить некоторое повышение удельной численности лиц школьного возраста (7 – 17 лет) за последний год.

 

Таблица 3.1 - Основные показатели, характеризующие демографические процессы

Показатели

годы

2014 2015 2016 2017 2018
1. Численность населения (чел.) 10072 10129 10352 10514 10785
2. Количество родившихся 98 140 130 165 85
3. Количество умерших 68 84 68 134 96
4. Естественный прирост (+),  убыль (-) населения +30 +56 +62 +31 -11
5.Миграционный прирост (+), убыль(-) населения н/д +27 +161 +131 +282

 

Таблица 3.2 – Число домовладений

Показатели

годы

2015 2016 2017 2018
с. Верх-Тула 1987 2102 2112 2189
п. Тулинский 747 747 750 747
п. им. Крупской 170 181 181 198
п. 8 Марта 119 119 119 119
п. Красный Восток 68 69 69 69
Всего по Верх-Тулинскому сельсовету 3091 3218 3231 3322

 

Таблица 3.3 - Изменение численности населения в населенных пунктах с 2014 по 2019 год

Наименование населенного пункта

Дата фиксации показателя

01.01.2016 01.01.2017 01.01.2018 01.01.2019  
с. Верх-Тула 6815 6934 7174 7503  
п. Тулинский 2379 2398 2404 2428  
п. Красный Восток 195 225 242 237  
п. 8 Марта 358 347 347 355  
п. им. Крупской 605 610 618 652  
Общая численность населения сельсовета 10352 10514 10785 11175  

 

Таблица 3.4 - Демографический состав населения по состоянию на 01.01.2019

Наименование показателя всего населения дошкольного возраста (0-6 лет) школьного возраста (7-17 лет) трудоспособного возраста (от 18 лет) старше трудоспособного возраста
Общая численность населения сельсовета 11175 1009 1692 6359 2115
Возрастные группы в процентном соотношении 100% 9% 15% 57% 19%

в т. ч. численность постоянного населения по населенным пунктам:

с. Верх-Тула

7503

583

804

4772

1345

п. Тулинский

2428

337

643

945

503

п. Красный Восток

237

16

33

156

32

п. 8 Марта

355

20

82

163

91

п. им. Крупской

652

59

141

309

143

 

Уровень развития экономики

 

На территории Верх-Тулинского сельсовета функционируют предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности, торговли и общественного питания, строительные, жилищно-коммунального хозяйства, связи, автотранспортные предприятия. Сельское хозяйство представлено в основном личными подсобными хозяйствами местного населения.

Некогда ведущее сельскохозяйственное предприятие Верх-Тулинского сельсовета УЧХОЗ «Тулинское» сейчас находиться в стадии банкротства. Однако предприятие продолжает работу и прорабатывает варианты решения экономических проблем. Численность штата работников 100 человек. Поголовье КРС составляет на сегодня 580 голов. При выкупе основным кредитором ООО «МолСиб» всего поголовья КРС, включая молодняк и дойное стадо, возможно сохранение поголовья на территории Новосибирского района и организация на его основе инновационного учебно-производственного центра по подготовке специалистов в отрасли молочного животноводства. Также требуется соответствующее оформление земли площадью 4 га, принадлежащей ФГОУВО «НГАУ», на которой УЧХОЗом ведется заготовка кормов.

Вместе с тем для Племзавода разработан инвестиционный проект, предусматривающий модернизацию, расширение или создание производств пищевой и перерабатывающей промышленности. Строительство инновационного учебно-производственного центра предполагает собрание на одной площадке всех существующих в настоящее время в мире систем доения привязного и беспривязного содержания животных (DelPro, система Робот-дояр VMS300), что станет уникальной особенностью региона, аналогов которого не существует в России. В процесс обучения будут вовлечены все хозяйства Новосибирской области, студенты ФГОУВО «НГАУ». В дальнейшем планируется создание безотходного предприятия по приемке и переработке молока в целях обучения специалистов по приемке молока и сыроварению. Это поможет решить проблему реализации молока, а также стабилизировать закупочные цены на сырое молоко. Месторасположение в непосредственной близости от города и аэропорта позволит принимать для повышения квалификации и прохождения стажировки специалистов из других регионов.

Для реализации намеченных планов требуется финансовая и административная государственная поддержка, в частности содействие в предоставлении земельного участка с/х назначения вблизи поселка Тулинский для реализации инвестиционного проекта, а также поддержка проекта в рамках федеральной и региональной программ. Ожидаемые результаты и бюджетная эффективность проекта:

- развитие племенного хозяйства по разведению КРС с увеличением поголовья до 1000 коров;

- создание новых рабочих мест на территории Новосибирского района со средней заработной платой 50 тыс. рублей в месяц;

- создание безотходного предприятия по приемке и переработке молока в целях проведения обучения специалистов; решение проблемы реализации молока и регулирования ценообразования на молоко в регионе;

- общая сумма инвестиций 510 млн. руб., в том числе собственные средства 102 млн. руб.;

- срок окупаемости проекта 10 лет;

- планируемый срок выхода на проектную мощность 3 года.

Вместе с УЧХОЗ «Тулинское» общее число предприятий и объектов, характеризующих экономический потенциал поселения, приведено в таблице 3.5. Общая площадь земель, используемая предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции составляет около 10,0 тыс.га. Более 85 % земель сельскохозяйственного назначения принадлежит сельскохозяйственным предприятиям.

 

Таблица 3.5 - Действующие предприятия, характеризующие экономический потенциал Верх-Тулинского сельсовета

Наименование показателя Ед. изм. 2016 г. 2017 г. 2018г.
Число действующих промышленных предприятий единиц 3 3 3
Число действующих сельскохозяйственных предприятий единиц 2 2 2
Число крестьянско-фермерских хозяйств единиц      
Число личных подсобных хозяйств населения единиц 2214 3300 3494
Число действующих стационарных магазинов единиц 54 68 68
Число действующих рабочих мест на предприятиях бытового обслуживания единиц 20 20 22

 

Стоит отметить масштабный инвестиционный проект «Верх-Тулинский» (далее- МИП), реализуемый ГК «ЛИГ». В рамках развития проекта предполагается размещение на территории с. Верх-Тула и прилегающих территориях промышленных предприятий различного масштаба и форм собственности, логистических комплексов, торговых объектов (небольшие магазины и крупные ТРЦ), офисных зданий, строительство доступного жилья для работников организаций и предприятий, размещаемых на территории МИП, жителей Верх-Тулинского сельсовета, жителей левобережья г. Новосибирска, лиц, переселяющихся из районов Крайнего Севера и Казахстана.

Из производственных предприятий, работающих на территории Верх-Тулинского сельсовета, - филиал предприятия ООО «Багира-М» представителя австрийской компании «Esarom». Организация работает на рынке пластиковой тары 17 лет. Компания находится в постоянном развитии, ежегодно расширяет производство и ассортимент выпускаемой продукции. На территории сельсовета работают цеха по производству полимерных колпачков. Предприятие постоянно расширяет производство, сегодня ведется строительство собственной производственной базы в поселке Красный Восток, куда в 2018 году планируется переезд всех технологических линий, что даст до 150 новых рабочих мест в поселении.

В районе села Верх-Тула у региональной автодороги работает межрегиональный агропромышленный распределительный центр «Мандарин» (далее – МАРЦ), ориентированный на поставщиков плодоовощной продукции из сопредельных государств: Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Китая, Таджикистана. Проект предусматривает создание оптово-розничных рынков, которые используются для осуществления оптовой торговли, как непосредственно с автофур, так и из мультитемпературных складов, а также для обеспечения товарной продукцией и запасами специализированных оптово-розничных рынков, розничных магазинов и розничных центров, занимающихся реализацией овощной и фруктовой продукции, ресторанов, кафе, гостиничных комплексов. МАРЦ «Мандарин» занимает территорию 24 га, на которой создается необходимая бизнес-инфраструктура: административно-гостиничный комплекс площадью 5000 кв. м с гостиницей на 120-160 мест, банно-прачечный комбинат, офисы банков, кафе-столовые, помещения для отдыха, представительства государственных и коммерческих организаций, пункт миграционного контроля, пост фитосанитарного контроля подкарантинной продукции, таможенный пост, станция технического обслуживания автотранспорта. В планах создание линии по переработке продукции: консервирование, сушка, замораживание и проч. для уменьшения потерь продукции в процессе реализации и хранения.

В поселке Красный Восток расположена производственная территория одного из крупнейших в России комбинатов по производству замороженных полуфабрикатов «Сибирский Гурман».

 

Состояние окружающей среды

 

В настоящее время экологическое состояние территории Верх-Тулинского сельсовета относительно благополучное. Серьезные источники выбросов вредных производств отсутствуют. Источниками выбросов являются котельные и отдельные производства, отсутствуют производства 1 и 2 класса опасности. Однако, нет данных по использованию или складированию на существующих производствах опасных веществ. Предприятия, осуществляющие сельскохозяйственную деятельность, являются источником загрязнения атмосферного воздуха пылью, химическими элементами удобрений, применяемых для интенсификации сельского хозяйства, а также распространения микрофлоры.

Таким образом, экологическое состояние территории Верх-Тулинского сельсовета определяется воздействием локальных источников загрязнения на компоненты природной среды, а также трансграничным переносом загрязняющих веществ воздушным и земным путем с прилегающих территорий.

Определенное влияние на экологическое состояние среды оказывает автотранспорт, проходящий по автодороге К-17р «Новосибирск-Кочки-Павлодар». Автотранспорт осуществляет выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания содержат значительное количество токсичных соединений.

Следует отметить, что состояние атмосферного воздуха в границах Верх-Тулинского сельсовета зависит от сезона и силы ветра. Так в переходные сезоны (весной и осенью) устанавливается устойчивый перенос воздуха. С апреля по май и с октября по ноябрь повторяемость умеренных и сильных ветров значительно увеличивается, застойных процессов не происходит и, как следствие, не накапливаются загрязняющие вещества в воздухе. Зимой, особенно в декабре и январе, преобладает антициклональный тип погоды со слабыми ветрами, инверсиями и, как следствие, туманами. Такие процессы способствуют накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы. Летом, несмотря на малоподвижность атмосферной циркуляции, длительные застойные процессы, приводящие к устойчивым периодам загрязнения приземного воздуха, происходят реже.

Негативное влияние на окружающую среду оказывают полигоны ТБО и несанкционированные свалки отходов производства и потребления, которые возникают в местах, не приспособленных для этих целей, негативно воздействуя на природную среду. Продукты горения таких видов отходов открытым способом вызывают особую тревогу, загрязняя атмосферу диоксинами и диоксиноподобными токсикантами.

Самым опасным объектов на территории Верх-Тулинского сельсовета в перспективе может стать мусоросортировочный комплекс и полигон ТБО города Новосибирска. Реально его последствия пока оценить сложно, так как они будут зависеть от реализованных технологических решений и качества исполнения работ. В соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Новосибирской области, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 26.09.2016 № 292-п предусматривается эксплуатация указанного полигона до начала работы мусороперерабатывающего завода, который планируется построить в рамках концессионного соглашения, заключенного с ООО «Экология-Новосибирск» на основании постановления Правительства Новосибирской области от 27.06.2016 № 197-п. В настоящее время действие концессионного соглашения приостановлено.

Для обеспечения требуемых гигиенических норм содержания в приземном слое атмосферы загрязняющих веществ, уменьшения отрицательного влияния предприятий и других объектов на население согласно СанПиНу 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» требуется от объектов, являющихся источником негативного воздействия устанавливать санитарно-защитную зону. Еще более важно обеспечить соблюдение санитарных требований в пределах установленных санитарно-защитных зон.

По территории Верх-Тулинского сельсовета с юго-запада на северо-восток протекают реки Тула и Верхняя Тула. Поверхностные водные объекты представлены водотоками: реки, ручьи и водоемами: пруды, болота. Для реки Тула (Большая Тула) ширина водоохранной зоны составляет 200 м от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), ширина прибрежной защитной полосы – 50 м. В пределах этих зон действуют ограничения использования территории, установленные Водным кодексом Российской Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.116.176 (0.102 с.)