Василий Теркин» (1941-1945)– произведение народно-героического эпоса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Василий Теркин» (1941-1945)– произведение народно-героического эпоса.



В истории России за последние столетия были две войны, которые наш народ назвал Отечественными. Первую из них - Отечественную войну 1812 года, - мы вспоминали, говоря о стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Вторая, и самая страшная, Великая Отечественная война обрушилась на Россию в 1941-1945 годах. Имя русского поэта Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971) неотделимо в нашей памяти от этого громадного события в судьбе Родины. Твардовский написал за свою жизнь немало замечательных стихотворений и поэм. Но великим, всенародно любимым поэтом его сделала книга в стихах «Василий Теркин», созданная за годы войны. Может быть, это и есть главная книга в нашей литературе тех лет.

Твардовский родился и вырос в местах, которые много раз на протяжении русской истории принимали первый удар завоевателей, приходивших в Россию из стран Западной Европы. Его малая родина - хутор Загорье на Смоленщине. Сейчас это Починковский район Смоленской области. Отец поэта был деревенским кузнецом, а позднее обзавелся и собственным крестьянским хозяйством. Так что происходил Твардовский из самого что ни на есть народного мира - кормильца страны и ее защитника в тяжелые времена.

Тогда в России многие простые люди не знали грамоты. Но родители Твардовского не просто умели читать и писать, а еще и отличались большой любовью к русской литературе. Вечерами в доме кузнеца Трифона Гордеевича читали вслух для всей семьи Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова. И конечно, будущий поэт, как любой крестьянский мальчик того времени, прикоснулся к народной культуре: песням, частушкам, поговоркам.

Это была сложная пора в истории русской деревни, да и всей России. После революции жизнь резко переменилась, многие судьбы оказались искалечены. Когда на селе полностью отменили частную собственность и согнали крестьян в коллективные хозяйства, отца Твардовского, подобно миллионам других крестьян, объявили кулаком - врагом новой жизни. Он вместе с братьями поэта оказался в ссылке. И одновременно советская эпоха принесла с собой большие надежды, открыла людям из народа почти недоступные до этого жизненные пути. Твардовский закончил институт в Москве, стал известным поэтом. Его искусство принадлежало новому времени, но сохранило глубокое родство с культурой минувших веков. И такой поэт оказался особенно необходим в годы великой войны.

Вот уже сколько лет прошло с того времени, а Великая Отечественная все не укладывается в нашем сознании! И не уложится - настолько она огромна, непостижима, священна.

Страшен был враг, напавший на Советский Союз, как называлась тогда историческая Россия. Фашистская Германия не только хотела завладеть нашими просторами и богатствами, лишить нас собственного государства. Фашисты презирали и ненавидели наш народ, его культуру. Что с того, если встречались и в немецкой армии солдаты, подневольно призванные на службу! Дело от этого не менялось. Упорная, безжалостная, хорошо вооруженная и обученная сила пришла растоптать, уничтожить нашу Родину.

Такого испытания, какое досталось нашим с вами отцам, дедам и прадедам, не знает история последних столетий, а может быть, и вся человеческая история. Это был действительно смертный бой. И прежде, чем мы одержали верх над нашим неприятелем, мы потеряли - подумайте! - несколько десятков не тысяч - миллионов наших соотечественников. Уму непостижимо. Какая огромная беда! И какая великая слава.

Нет ничего удивительного в том, что большинство людей, уцелевших в этой невиданной борьбе, запомнили годы Великой Отечественной как самое важное, что было в их жизни. Ведь в такие моменты человек и народ испытывают подъем всех своих сил, показывают все, на что они способны, живут не для сегодняшнего дня, а для вечности. В битве за своих родных, свою землю открывались лучшие черты народного характера, оживала память поколений. И битва шла не только за Россию, а за ту правду, справедливость, любовь, что несет Россия всему миру. Они так ярко светили тогда в каждом живом русском сердце! Просто нельзя было этого не почувствовать. И вместе с русскими на полях Великой Отечественной за те же ценности сражались представители других народов. Они все были братьями - сыновьями одной страны.

Многие писатели, поэты испытали в то время огромный творческий подъем, создали незабываемые произведения. Но особенно полно и широко всенародное чувство великой, священной войны сумел передать Твардовский в «Василии Теркине».

Свою книгу про бойца, как назвал «Василия Теркина» сам автор, Твардовский писал всю войну. Подобно многим другим советским литераторам, он был призван в армию и служил корреспондентом фронтовой газеты. В газете Западного фронта и начал с 1942 года публиковаться отдельными главами, по мере их появления, «Василий Теркин». Скоро главы из книги получили широкую известность, хоть закончил ее поэт только в 1945 году незадолго до победы.

У произведения Твардовского нет единого, сквозного сюжета. Главы «Василия Теркина» - это почти не связанные между собой поэтические картины военной жизни. Вот наступление, тяжелый бой за далекую лесную деревушку, рукопашная схватка русского с немцем, переправа под огнем неприятеля... А вот короткая остановка на заснеженной фронтовой дороге, отдых на привале, встреча в крестьянской избе двух солдат: минувшей и нынешней войны... Единственное, что связывает эти картины между собой - присутствие в каждой из них солдата Василия Теркина, продолжающего свой путь по военным дорогам.

Фамилия центрального героя произведения, если книга читателю еще не знакома, поначалу может настроить на веселый лад. И действительно боец Василий Теркин у Твардовского - человек озорной, неунывающий. Он и шутник, и выдумщик, и гармонист. Но какую бы главу «Василия Теркина» мы ни открыли, очень скоро мы замечаем, что перед нами необыкновенно богатая и просветленная книга. Она и веселая, и горькая, и страшная, и печальная, и торжествующая... Все, что может испытывать человек на великой освободительной войне, есть в «Василии Теркине». И герой Твардовского - парень сам собой обыкновенный - просто соединил в себе эти разнообразные, сложные переживания целого народа.

Твардовский говорил, что «Василий Теркин» - книга «без начала, без конца». Только такой и могла оказаться правдивая книга о войне, написанная в гуще событий. Сам Твардовский, конечно, не был обыкновенным солдатом. Но и ему пришлось попадать в самые опасные переделки. В первый год войны он дважды чудом избежал немецкого окружения. Сознание того, что смерть ходит рядом и надо всегда быть готовым встретить ее достойно, не покидало поэта.

А разве можно было на войне жить иначе? Твардовский не знал, успеет ли он закончить своего «Теркина», даже не знал, останется ли жить его герой: что было, то прошло, а каким будет конец - не нам судить. Как всякий человек того времени, поэт видел вокруг столько смертей, столько горя, был свидетелем такого мужества, такого душевного величия! И чувство человека, который сам в любую минуту может умереть за правое дело, окрыляло его, делало его книгу обжигающе искренней и светлой. В ней действительно горел чистый огонь народной правды. Вот почему, читая «Василия Теркина», нам так легко бывает не только смеяться, но и плакать. И это слезы, которых никому стыдиться не надо.

Доподлинно известно, что книгу Твардовского читали не только в тылу, но и на фронте. Солдаты самой страшной войны приняли ее как свою и полюбили. И представьте себе: сколько людей, не вернувшихся с войны, за год, за неделю, за день до своей праведной смерти успели прочесть или услышать хотя бы главу из «Василия Теркина»! Автор книги в душе не отделял себя от них, жил одной с ними судьбой.

Конечно, для того, чтобы создать такое произведение, недостаточно было только жить вместе со своим народом. Для этого нужен был подлинный талант. Язык «Василия Теркина» - ясный, красочный, народный, музыкальный. Ни одно слово не звучит у Твардовского фальшиво, неискренне. Все на своих местах. А такое дается только большим поэтам. Наследник Пушкина и Некрасова, мастер, усвоивший уроки русского фольклора, Твардовский однажды выразил заветное свое желание:

 Пусть читатель вероятный

Скажет с книжкою в руке:

- Вот стихи, а все понятно,

Все на русском языке...

 Именно такого языка требовал рассказ о простом и высоком подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне. И по-своему тут продолжались традиции русского героического эпоса.

«Василий Теркин»О главах «Гармонь», «Бой в болоте», «Смерть и воин»

Три выбранные для прочтения главы из книги «Василий Теркин» - очень разные. Общее в них одно: чувство несгибаемой народной силы, способной одолеть любое препятствие, любую беду. И множество самых простых, обыкновенных на первый взгляд людей - каждый со своими чувствами, надеждами, своей болью и радостью, предстают здесь как один могучий богатырь-народ. Если мы прочитаем «Василия Теркина» полностью, это впечатление народного единства только усилится. Все люди, о которых заходит речь у Твардовского, слиты в одну силу, в одну душу.

Что же вызвало в годы войны невиданное сплочение русских людей? Мы уже знаем: великая правда борьбы за свою землю, за весь мир. Вот тут и вспомнишь невольно пахаря Микулу Селяниновича, идущего в поле за сохой. Только нет на нем теперь ни кафтанчика бархатного, ни шляпы пуховой. Его оскорбили, оторвали от мирного труда. Надел он серую солдатскую шинель и вышел, не желая для себя ни почестей, ни славы, в крови и в огне потрудиться на поле брани, защитить ту самую землю, от которой получил он свои силы. Ведь она ему тем милее, чем страшнее опасность, которая над ней нависла. Никому он не даст ее в обиду. А закончится война - Микула расчистит землю от следов страшной битвы и снова возьмется за свой мирный труд.

Но это только самое общее, хотя и верное впечатление. Книга же Твардовского - вся в живых военных картинах, разнообразных лицах поднявшегося на войну русского народа. И, конечно, здесь очень важен сам Василий Теркин с его чуткой, открытой миру душой. А еще автор - его обостренные войной переживания, воспоминания, размышления. Голос Твардовского-рассказчика - предельно естественный, доверительный, доходящий до самого сердца. И в этом голосе слышны такие разные, такие искренние, такие сильные чувства! Каждая глава книги про бойца образует словно целый мир - богатый, неповторимый.

Казалось бы, чего проще - рассказ о короткой остановке на зимней фронтовой дороге - в пробке, как сказали бы мы сегодня. В колонне нашлась гармонь, нашелся и гармонист. Началась пляска. Ну что же, отвели душу, да еще и согрелись. А Твардовский наполнил эту сценку, подобную тем, что не раз происходили на дорогах войны, таким русским духом, увидел в ней столько сложных, невысказанных переживаний, что и до сих она повергает нас в дрожь. Ведь это пляска посреди великой битвы, и для кого-то она может стать последней. Сколько тут силы, отчаяния, горя, упорства, нежности, веселья и жизни всему вопреки! Необыкновенно гибким, словно передающим все оттенки звучащей музыки, каждое движение начавшейся пляски становится язык поэта. И как решительно сменяются тут настроения буквально в соседних строках!

А вы заметили, до чего деликатно, бережно относятся один к другому все участники этого мимолетного веселья на фронтовой дороге? Посмотрите, как они благородны, отзывчивы на чужую беду и чужую радость. Достаточно проследить за отношениями Теркина и двух танкистов, потерявших в бою своего командира - хозяина гармони, за тем, как решается потом судьба «осиротевшей» трехрядки. Как сдержанно, оберегая чувства окружающих, говорят танкисты о своем горе, как Теркин словно боится оскорбить память погибшего, взяв поиграть чужую гармонь. И наконец, как рождается у танкистов самое правильное решение отдать инструмент гармонисту-Теркину: «Весели свою пехоту».

Нет в этой главе ни атак, ни окопной жизни в обороне. А самое главное о войне сказано. Да кто же способен победить народ, наделенный таким внутренним богатством, таким душевным величием! И это тот народ, который фашисты объявили неполноценным! Все то, что хотели они уничтожить, то и погубит в бою их самих.

Но страшными, тяжелыми были сражения Великой Отечественной. Не всегда ее участникам доводилось погибнуть «на миру», где, как известно, «и смерть красна», не всегда умирали они в битвах прославленных, знаменитых. А те, кто сложил свою голову у никому не известных поселков - разве они меньше достойны памяти? И потом, война - это постоянный труд, порой превосходящий даже самые большие человеческие силы. Вот об этом тоже должен был сказать Твардовский. Иначе книга его не была бы вполне правдивой. Глава «Василия Теркина» «Бой в болоте» как раз и посвящена одному из таких «незаметных» боев великой войны.

И в этой главе тоже находится место веселью. Даже в нечеловеческих условиях - «в трясине, в ржавой каше» - Теркин, как и везде, способен приободрить своих измученных товарищей. Но все же «Бой в болоте» - очень трагическая, горестная глава. Твардовский тут еще и спорит с теми своими современниками, кто, сами не понюхав пороху, пытались легкомысленно представить войну делом легким и простым, принизить великий труд наших воинов. Голос поэта, всегда отзывчивый, взволнованный, начинал теперь звучать светло и скорбно. Твардовский хотел, чтобы все услышали, какие муки, какие испытания умеет перенести ради своей Отчизны русский солдат. И еще он хотел, чтобы ни один из бойцов Великой Отечественной, где бы ни выпало ему сражаться, не был забыт.

Ну а третья из прочитанных нами глав «Смерть и воин» может показаться совсем уже мрачной, безысходной. Вот и пришел конец неунывающему Теркину: он лежит, истекая кровью, на мертвом поле. Сколько таких вот «неподобранных» бойцов лежали на полях войны, не зная, придет ли к ним помощь! Что испытывали, что видели и думали они, находясь между жизнью и смертью? Многие ли из них остались жить? Да и разве тут речь только о Великой Отечественной войне? Есть такая старая народная песня, вы наверняка ее слышали:

Черный ворон, черный ворон,

Что ты вьешься надо мной?

Ты добычи не добьешься,

Черный ворон, я не твой!

Песня эта родилась задолго до войны с фашистской Германией. А помните картину В.М. Васнецова «Поле битвы Игоря Святославича с половцами»? Все почти так же: мертвое поле далекой-далекой войны. Над ним дерутся за свою добычу две хищные птицы. Солнце садится за горизонт. Скоро наступит ночь.

Глава «Смерть и воин» - самая фольклорная в «Василии Теркине». И она вполне может быть отнесена к вековой судьбе русского солдата, умирающего на поле боя. Но это глава и фантастическая. Не черный ворон - птица смерти, а сама Смерть пришла забрать Василия Теркина в свои владения и ведет с ним неторопливый разговор. Куда ей торопиться? Этот солдат - все равно не жилец.

А между тем в Теркине Смерть нашла очень неудобную добычу. Из последних сил трижды повторяет Теркин свое заветное: «Я солдат еще живой». И Смерть оказывается посрамленной, неохотно покидает солдата.

Ах если бы судьбы всех тяжело раненных складывались вот так же! Хоть похоронная команда (никакие не санитары), а подобрала бойца, с любовью отнесла к своим - чтобы лечился и выздоравливал. Может быть, и Смерть ему только привиделась то ли наяву, то ли во сне. Нет, не каждому выпадала такая судьба...

Но глава о том, как Теркин умирал, да не умер, тоже оказалась необходимой в книге про бойца. Сколько раз за время Великой Отечественной стояла наша страна на краю смерти? А ведь выстояла. Так много воли к жизни, душевного света, упорного желания не сдаваться было в нашем народе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.202.90.91 (0.034 с.)