Рассчитать ведомый вал одноступенчатого редуктора привода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассчитать ведомый вал одноступенчатого редуктора привода




         

КП.26.02.05.ТМ-31.ХХ.ПЗ

Лист
         

 

Изм. Лист № докум Подпись Дата

 

Расположение опор относительно зубчатых колес симметрично. Сила, действующая на вал со стороны цепной передачи F цеп, направлена под углом Θ = 300 к горизонту. Зубчатое колесо вращается по ходу часовой стрелки, если смотреть на него со стороны звездочки. Данные для расчета берем в табл. 5 и табл. 20, заносим в табл. 21.

 

Таблица 21. Исходные данные

Силы в зацеплении, Н

Делительный

диаметр

зубчатого

колеса; d 2, мм

Ширина венца зубчатого

колеса; b 2, мм

Вращающий момент на

валу колеса;

M 2 , Н·м

Ft Fr Fa
           

Все полученные значения параметров, без указаний, округляем до ближайшего большего стандартного числа по ГОСТ 6636-69 (целого четного или кратного 5).

Проектировочный расчет вала

b
4.1.1. Выбираем материал вала.

Для изготовления вала принимаем сталь 45 с [τк] = 20 МПа; [σ-1и]= 65 МПа.

4.1.2. Определяем диаметр выходного конца вала из расчета на кручение:

округляем значение диаметра до ближайшего большего стандартного: 22; 24; 25; 26; 28; 30; 32; 34; 36; 38; 40; 42; 45; 48; 50; 53; 56; 60; 63; 67; 71; 75; 80; 85; 90; 95; 100; 105; 110 и т.д. через 5 мм.

Принимаемd В  = мм.

 

Таблица 22. Справочные параметры для конструирования вала

Параметры

Значения, мм

d В 17-23 24-31 32-39 40-44 45-51 52-59 60-66 67-79 80-89 90-95
t 3,0 3.5 3,5 3,5 4,0 4,5 4,6 5,1 5,6 5,6
r 1,5 2,0 2,5 2,5 3,0 3,0 3,5 3,5 3,7 4,0

 

4.1.3. Определяем диаметр вала в местах расположения подшипников:    

d П = d В + 2· t = + ∙ = + = мм,

где t ― высота заплечика подшипника, выбираем из таблицы 14.

Расчетное значение d П округляем до ближайшего большего числа, делящегося на «5»:

принимаем d П = мм.


 

4.1.4. Определяем диаметр вала в месте установки зубчатого колеса:

d К = d П + 3· r = + ∙ = + =   мм,

где r ― координата фаски подшипника, выбираем по таблице 14.

 

Округляем значение диаметра до ближайшего большего стандартного:

принимаем d к = мм.

4.1.5. Определяем длину посадочного конца вала под звездочку:

l МТ  = 1,5· d В = 1,5∙ =   мм.

4.1.6. Определяем длину промежуточного участка тихоходного вала:

l КТ  = 1,2· d П = 1,2∙ =   мм.

         

КП.26.02.05.ТМ-31.ХХ.ПЗ

Лист
         

 

Изм. Лист № докум Подпись Дата

 

4.1.7. Определяем по ГОСТ 12080-66 диаметр наружной резьбы выходного конца вала (d р) и длину резьбового конца вала (l р), мм.

Принимаем: d р = М42×3 мм;

l р = l – l 1 = - = мм.

Примечание: Входной и выходной валы редукторов имеют цилиндрические или конические консольные участки для установки полумуфт, шкивов, звездочек, зубчатых колес. Размеры консольных участков стандартизированы: ГОСТ 12080-66 «Концы валов цилиндрические»; ГОСТ12081-72 «Концы валов конические».

d в = d l l1 d р = d 1 d в = d l l1 d р = d 1
40

110

82

М24×2

60

140

105

М42×3

42 63
45

110

82

М30×2

67
48 71

140

105

М48×3

50

110

82

М36×3

75
53 80 170 130 М56×4
56        

 

 

4.1.8. Эскизная разработка конструкции вала и оценка его размеров.

Рис.12. Схема конструкции вала Рис. 13. конструкция тихоходного вала редуктора в сборе

 

Рассчитываем l 1 , l 2 , l 3  (мм) с учетом ширины подшипников, длины ступицы колеса и толщины упорных колец (рис.12, рис.13).

Длина ступицы зубчатого колеса Lст = 1,5· d К = 1,5· = мм.

Ширина подшипника (табл.25) В= мм.

,

l 3  > l 2 ,

l 1 = мм, l 2 = мм, l 3 = мм.

         

КП.26.02.05.ТМ-31.ХХ.ПЗ

Лист
         

 

Изм. Лист № докум Подпись Дата

 

4.2. Проверочный расчет вала

Составляем расчетные схемы вала в соответствии с принятой конструкцией, заметим, что вал расположен в горизонтальной плоскости.

4.2.1. Определяем силу, действующую на вал со стороны цепной передачи, F А:

.

4.2.2. Силу давления F А, с которой цепная передача действует на вал, раскладываем на составляющие в вертикальной и горизонтальной плоскостях:

F Ау = FА·sinΘ = F А·sin30º = ∙0,5 = Н;

F Аx = FА·cosΘ = F А·cos30º = ∙0,866 = Н.

При составлении расчётной схемы рассматриваем работу вала на изгиб под действием сил, действующих в зацеплении в двух плоскостях – вертикальной и горизонтальной. В соответствии с формой вала предположительно опасными являются сечениявала, в которых имеются концентраторы напряжений: посадка с натягом внутреннего кольца подшипника на вал; канавка для выхода шлифовального круга; шпоночный паз.

Закрепление вала в подшипниках принимаем как шарнирное опирание, при этом ось шарнира располагаем на оси симметрии подшипника. В горизонтальной плоскости для косозубой передачи присутствует момент, вызываемый осевой силой М. Заметим, что это справедливо для горизонтального расположения валов, при другом их расположении расчётные схемы изменятся.


 

Строим эпюры изгибающих моментов в двух взаимно перпендикулярных плоскостях – вертикальной и горизонтальной.

 

4.2.3. В вертикальной плоскости:

а) определяем опорные реакции:

М Б = 0;   F Ау · l 1 + Ft · l 2 R Гу(l 2 + l 3) = 0;

М Г = 0;  F Ау (l 1 + l 2 + l 3 ) – R Бу (l 2 + l 3 ) – Ft · l 3 = 0;

отрицательное значения реакции указывает, что направление реакции было первоначально выбрано неправильно; реакцию R Бу направить вверх;

         

КП.26.02.05.ТМ-31.ХХ.ПЗ

Лист
         

 

Изм. Лист № докум Подпись Дата

 

б) проверяем правильность определения реакций:

∑ Y = F Ау  – R БуFt + R Гу = 0;

∑Y = – (–) –+= 0,          реакции найдены правильно.

в) строим эпюру изгибающих моментов для косозубой передачи в вертикальной плоскости M у, для чего определяем их значения в характерных сечениях вала:

в сечении A: M Ау = 0;

в сечении Б: M Бу = F Ау · l 1 ·10–3 = ∙∙10 – 3  = Н∙м ≈ Н∙м;

в сечении В: МВ y = R Г y · l 3·10–3 = ∙∙10 – 3  = Н∙м ≈ Н∙м;

в сечении Г: МГу = 0.

 

Рис.14. Расчётная схема и эпюра изгибающих моментов

в вертикальной плоскости вала косозубой передачи


 

4.2.4. Определяем изгибающие моменты в опасных сечениях вала и строим эпюру в горизонтальной плоскости. Для косозубойпередачи в горизонтальной плоскости необходимо учитывать момент, создаваемый осевой силой F а, действующей на расстоянии d 2/2 от оси вала

а) определяем опорные реакции:

М Б = 0; F Ах · l 1 Fr · l 2  – F а · d 2/2 – R Гх∙(l 2 + l 3) = 0;

         

КП.26.02.05.ТМ-31.ХХ.ПЗ

Лист
         

 

Изм. Лист № докум Подпись Дата

 

отрицательные значения реакции RГx указывает, что направление реакции было первоначально выбрано неправильно; реакцию RГх перенаправить вниз;

 

М Г = 0;          F Ах (l 1 + l 2 + l 3 ) – R Бх (l 2 + l 3) + Fr · l 3  – F а · d 2 /2 = 0;

б) проверяем правильность определения реакций

∑Х = F Ах − R Бх + Fr + R Гх = –++ (–) = 0, реакции найдены правильно;

 

в) строим эпюру изгибающих моментов в горизонтальной плоскости для косозубой передачи, для чего определяем их значения в характерных сечениях вала:

в сечении А: МА = 0;

в сечении Б: МБх = F Ах · l 1 ∙10–3 = ∙∙10–3 = ≈ Н·м;

в сечении В слева: МВл = F Ах (l 1 + l 2) ∙ 10–3R Бхl 2 ∙ 10–3 =

 =∙(+) ∙10–3  − ∙10∙–3 = = – = ≈ Н·м;

в сечении В справа: МВп = R Гхl 3 ∙ 10–3 = − ∙∙10–3= –≈ – Н·м;

в сечении Г: МГ = 0.

 

г) проверка в сечении В: МВл (слева) − МВп (справа) = MF а;

– (−) = Н·м = М;               моменты определены верно.


 

Рис.15. Расчётная схема и эпюра изгибающих моментов вала

косозубой передачи в горизонтальной плоскости

 

         

КП.26.02.05.ТМ-31.ХХ.ПЗ

Лист
         

 

Изм. Лист № докум Подпись Дата

 

4.2.5. Передача вращающего момента происходит вдоль оси вала от середины ступицы колеса до середины ступицы звездочки. Определяем крутящие моменты в опасных сечениях.

М Вкр = М Бкр = М Акр = М 2 = Н·м.

Далее строим эпюру крутящих моментов

 

 

Рис.16. Расчётная схема и эпюра крутящего момента вала

 

4.2.6. Определяем эквивалентный изгибающий момент в точке Б:


 

4.2.7. Определяем диаметр посадочного места под подшипник, d Бподш, из упрощенного проверочного расчета вала на усталость:

4.2.8. Сравниваем расчетный диаметр посадочного места под подшипник

с принятым из конструктивных рекомендаций d Бподшd п. При несоответствии неравенства прочность вала в указанном сечении не обеспечивается;

мм < мм, – условие выполняется.

4.2.9. Определяем эквивалентный изгибающий момент в точке В:

 

         

КП.26.02.05.ТМ-31.ХХ.ПЗ

Лист
         

 

Изм. Лист № докум Подпись Дата

 

4.2.10. Определяем диаметр посадочного места под зубчатое колесо, d Вкол,

из упрощенного проверочного расчета вала на усталость:

Сравниваем расчетный диаметр посадочного места под зубчатое колесо с принятым из конструктивных рекомендаций d Вколd к:

мм < мм, – условие выполняется.

 

Составляем сводную таблицу параметров тихоходного вала:

 

Таблица 23. Параметры ведомого вала зубчатой передачи

Параметры Значения
Диаметр выходного конца вала, мм d В = мм
Диаметр посадочного места под подшипник, мм d п = мм
Диаметр посадочного места под зубчатое колесо, мм d к = мм
Нагрузки, действующие на подшипник, Н Fa = Н; R Бх = Н; R Бу = Н; R Гх = Н; R Гу = Н.

 

         

КП.26.02.05.ТМ-31.21.ПЗ

Лист
         

 

Изм. Лист № докум Подпись Дата

 

5. Подбор подшипников для вала передачи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.063 с.)