Состояние и тенденции развития железнодорожного туризма в зарубежных странах и в Украине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние и тенденции развития железнодорожного туризма в зарубежных странах и в Украине



Железнодорожные путешествия достаточно популярный вид отдыха за рубежом. Наиболее стойкими поклонниками этого вида туризма считаются немцы, англичане и швейцарцы. Причем, если жители Великобритании и Швейцарии предпочитают путешествовать по своим странам, то немцы исколесили всю Европу. Особым шиком у немцев считаются паровозные путешествия, а самый популярный у всех без исключения «Восточный экспресс» стилизован под знаменитый состав начала ХХ века.

Одним из первых и самых крупных туроператоров на рынке железнодорожных путешествий является фирма «Вагон-Ли», которую основали в 1872 г. братья Пульман в США и которая имеет столетние традиции обслуживания пассажиров на железной дороге [15;c. 18].

В последние годы отмечается рост интереса к железнодорожному туризму на Американском континенте, где лидируют три продолжительных маршрута: «Транс-Канада» (10 суток), «Транс-Америка» (12 суток), «Транс-Атлантика» (12 суток).

Путешествия на поездах категории люкс осуществляются в Великобритании. Однодневное путешествие стоит от 99 до 200 фунтов, уик-энд – от 400 до 600 фунтов. Маршрут поезда «Королевский шотландец» проходит по шотландским высокогорьям, обслуживающий персонал одет в шотландские килты.

В Норвегии популярны туристские маршруты с осмотром самых больших и красивых фьордов в мире именно из специализированного поезда.

По Испании проложен маршрут туристического поезда «Аль Андалуз». Во время путешествия, которое длиться неделю, туристы посещают Мадрид, Севилью, Кордову, Гранаду, Рондо. Путь проложен по кольцевому маршруту и заканчивается в Мадриде. Туристы размещаются в пяти спальных вагонах, отреставрированных в стиле Бель Эпок. Купе класса люкс имеет душ, туалет, кондиционер, цветной телевизор, сотовую телефонную связь. Дополнительно имеются два вагона ресторана, бар, библиотека. Днем туристы осуществляют экскурсии, ночью переезжают в другой город [15;c. 22].

Железнодорожные маршруты есть в Индии и даже в Индонезии. В Индии существуют два комфортабельных поезда «Пелес он Уилз» и «Ровос Рейл». Туристические поезда имеют различный уровень комфортности и разную цену тура. Более комфортным и дорогим туром является путешествие на «Песес он Уилз», вагоны которого оформлены в стиле индийских махараджей. Маршрут рассчитан на 8 дней/7 ночей. Маршрут сезонный и работает с сентября по апрель. В поезде имеется мини-бар, вагоны-рестораны с индийской и европейской кухней, салон-вагон с панорамным обзором, библиотека. В зависимости от класса купе цена варьируется почти наполовину (от 240 до 425 долл. за сутки) [13;c. 100].

Наиболее известными туристическими поездами на Африканском континенте являются «Ровос Рейл» и «Блюю Трейн», работающие с конца 80-х годов ХХ столетия. На поезде «Ровос Рейл» осуществляется 12-дневное путешествие. Путешественникам предлагают размещение в купе со всеми удобствами, питание и дегустация блюд местной кухни, алкогольные напитки без ограничения, экскурсионную программу и прогулки в национальных парках. Компания имеет и менее продолжительные железнодорожные маршруты – 4-х дневный тур «По следам Киплинга», «путешествие Преторией» [13;c. 104].

Интересно организовано железнодорожное путешествие на «Блю Трейн». Этот поезд считается одним из наиболее комфортабельных в мире, обслуживает 4 маршрута (26 часов и 16 часов). Путешествие поездом «Блюю Трейн» могут одновременно совершить только 84 пассажира. Состав состоит из 11 спальных вагонов, 2 вагонов для отдыха, вагона-ресторана и сервис-вагонов. Купе да двух лиц имеют площадь 16 кв.м. Они оформлены в стиле времен королевы Виктории, но имеют все современные удобства.

Китай планирует запустить новый проект для искушенных туристов и особо требовательных резидентов: самый роскошный поезд, который когда-либо существовал в мире. Поезд будет следовать по маршруту Пекин – Лхаса (административный центр Тибетского автономного района). Всего задумано сторительство трех поездов, которые будут отправляться каждые восемь дней, а само путешествие займет пять дней. Каждый состав будет состоять из 13 пассажирских вагонов, 2-х вагонов – ресторанов, вагоном, в котором можно будет со всем комфортом насладиться захватывающими дух достопримечательностями Тибета. Внутренний интерьер будет напоминать убранство пятизвездочной гостиницы, в котором смогут разместиться не более 96 пассажиров [14].

 Существующий зарубежный опыт свидетельствует о том, что железнодорожные компании активно участвуют в развитии туризма и успешно ведут туристическую деятельность. В этом отношении интересен опыт работы железнодорожных компаний Германии, Швейцарии, Швеции, Испании, США, Индии, ЮАР и других стран. Так, на железных дорогах Германии при подразделении по пассажирским перевозкам создано отделение путешествий и туризма, которое реализует как комплексные туристские маршруты с размещением в принадлежащих ему гостиницах и экскурсиями на собственных автобусах, так и предлагает пассажирам различные пакеты услуг «поезд + …» при покупке железнодорожных билетов. Это свидетельствует о том, что туристская деятельность железнодорожных компаний приносит им устойчивые доходы и позволяет решать существующие финансовые проблемы.

Во времена существования Советского Союза очень широкую популярность имели путешествия на железнодорожных туристических поездах, которые отличались по сравнению с зарубежными низким уровнем комфортности, но при этом и достаточно низкой ценой. На период 1885 г. было освоено свыше 400 тыс. км. Железных дорог, на которых осуществляли путешествия 2000 туристических поездов. Состав поезда состоял из обычных плацкартных или купейных вагонов. В наиболее крупных туристических центрах были оборудованы специальные места стоянки туристических поездов. Так, например, стоянка «Киев-Днепровский» одновременно принимала и обслуживала 4 туристических поезда [15;c.23].

Большим спросом пользовались недолговременные оздоровительные маршруты – поезда «Здоровье», «Грибник» и т.д. Пассажировместимость таких поездов 500 человек. Питание туристов на поездах маршрута «Здоровье» (выходного дня) производится через поездные буфеты либо с помощью выездной торговли.

 Число поездов «Здоровье» в настоящее время сократилось, однако значительно вырос уровень сервиса. Например, поезд Москва-Боголюбово (Владимирская область), где выступает оператором фирма «Росинтур» и компания «Русь-рейл», состоит из комфортабельных вагонов из известных составов «Русь-экспресс», «Президент-экспресс» и «Восточный экспресс». В составе поезда вагоны-рестораны, вагон конференц-зал, вагон-видеосалон, вагон-душевая и др.

На сегодняшний день наиболее известными туристскими железнодорожными операторами являются две фирмы: «Русь-рейл» (Москва) и «Окдайл» (Санкт-Петербург). Они организуют как внутренние, так и международные железнодорожные туристские маршруты. Фирма «Русь-рейл» проводит недельный тур по маршруту «Великий шелковый путь»: Москва - Бухара - Самарканд - Ташкент - Алма-Ата на «Восточном экспрессе». Однако стоимость данного тура 1800 дол. США, как и стоимость северо-западного тура фирмы «Окдайл» - 2000 DM, не рассчитаны на массовый туризм. Аналогичным по цене является десятидневный железнодорожный туристский маршрут Москва - Омск - Новосибирск - Иркутск - Улан-Батор - Пекин на «Восточном экспрессе» [Интернет-ресурс].

Турпоезда современной России превратились сегодня в элитарный вид туризма.

В Украине существует разветвленная сеть железных дорог, которая обеспечивает доступность интересных для туристического освоения регионов. Но ее количество специализированного движимого состава для путешествий является недостаточным, практически отсутствует специализированный движимый состав для длительных путешествий. Железнодорожные туристические поезда в нашей стране чаще всего малокомфортабельны, экономически низкоэффективны. Это сдерживает развитие этого вида туризма. Лишь отдельные туристические фирмы осуществляют 3-4 дневные познавательные маршруты для школьников во время школьных каникул. Используют туристические поезда невысокого уровня комфорта и предлагают туры невысокой стоимости по маршрутам Киев – Львов - Яремча (г.Говерла) – Киев; Киев –Полтава –Феодосия – Киев.

Тем не менее, в Украине в постепенно возрождается железнодорожный туризм [15;c. 24].

Турфирма «Джерело» еще в далеком 1991 г. первой в Украине после перерыва стала заниматься перспективным и интересным видом туризма – железнодорожным. За это время удалось реализовать немало проектов. Самый удачный – создание туристического поезда повышенной комфортности. В состав вошли два уникальных вагона, которыми не может похвастаться ни одна отечественная и даже зарубежная железная дорога, - вагон-концертный зал и вагон-душ с мини сауной. Об этом проекте неоднократно писали отечественные и зарубежные средства информации и называли его не иначе, как «окно в Украину» или «отель на колесах». И если в 1991 году состоялся один железнодорожный тур, то в 1992 –м – два, в 1993 – уже пять. Шаг за шагом вышли на отметку 18-20 туров за год. Один тур – это в среднем от 25 до 45 туристов, причем далеко не из бедных стран – Германии, Великобритании, США, Нидерландов, Швеции, Японии.

К сожалению, этот железнодорожный тур прекратил свое существование. Вагоны были изъяты (мотивация, что они неприлично старые), повысилась необоснованно аренда (150 у.е. в день) [12;c.33].

Первый туристический поезд, сформированный на Южной железной дороге (ЮЖД), уже совершил путешествие по маршруту «Ромны – Полтава – Севастополь – Ромны». Инициатором возрождения путешествий стал коллектив станции Ромны, по предложению которого был сформирован детский туристический поезд, провезший школьников по казанному маршруту. По результатам «пилотного» путешествия в ЮЖД уже поступили заявки на новую туристическую поездку – маршрутом «Ромны – Москва – Санкт-Петербург». Кроме того, предоставлением данного вида отдыха заинтересовались и другие предприятия железной дороги [Интернет-ресурс].

Так, Донецкая железная дорога вводит новую форму организации пассажиров на далекие и близкие расстояния. Клиент может выдрать любой маршрут следования в пределах Украины, в том числе туристический, а работники магистрали помогут разработать оптимальный маршрут с минимальным количеством перестыковок. По выбору заказчика будут предоставляться вагоны любой категории. А также вагон-салон повышенной комфортности. Указанные путешествия возможны в выходные, праздничные дни, во время школьных каникул и в другой удобный для клиентов период. Для аренды вагона необходимо подать заявку на имя начальника Донецкой магистрали. Стоимость услуги – от 1042 до 1 360 грн. в сутки с НДС. Стоимость рассчитывается в зависимости от типа вагона, который будет арендоваться. Кроме того, к сумме аренде прибавляется оплата мест в вагоне согласно Правилам перевозок [интнрнет-ресурс].

Обобщая вышесказанное, можно прийти к выводу, что основными видами железнодорожного туризма являются путешествия организованных групп туристов на рейсовых поездах и на специализированных турпоездах. Первые из них организовываются путем составления заявки, вторые – на основе договора аренды. Анализ состояния и развития железнодорожного туризма показал, что в зарубежных странах развитию железнодорожного туризма уделяют большое внимание, он в большей степени направлен на предоставление услуг повышенной комфортности и рассчитан на получение высокой прибыли. В Украине, в силу сложившихся экономических и политических условий в данное время в большей степени осуществляется организация путешествий на рейсовых поездах. Тем не менее, в последнее время появляются и высококомфортные турпоезда, которые могут предоставить туристам услуги на уровне мировых стандартов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.008 с.)