Антропоморфизмы Св я щенного Писания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антропоморфизмы Св я щенного Писания



Прп. Иоанн Дамаскин: «Так как мы находим, что в божественном Писании весьма многое символически сказано о Боге телесным образом, - то должно знать, что нам, людям и облеченным грубою плотию невозможно иначе разуметь или говорить о божественных высоких и невещественных действиях Божества, как только посредством образов, типов и символов, нам сообразных. Поэтому то, что сказано о Боге очень телесным образом, сказано символически и содержит очень высокий смысл, так как Божество просто и не имеет формы» (Точное изложение…Глава XI. О том, что говорится о Боге телесным образом)

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОГМАТА И ЕГО СВОЙСТВА

 

Nota bene! Догмат – это богооткровенная вероучительная истина, определяемая и преподаваемая Церковью как непреложное и непререкаемое положение православной веры.

Nota bene!   слово «догмат» происходит от греческого глагола δοκείν,  и буквально означает «думать», «считать», «полагать», может иметь также значение верить, а слово «догмат» происходит от перфекта глагола («δεδόγμη»), что можно перевести на русский язык как «определено», «решено», «положено», «установлено». В Новом Завете употребляется в двух смыслах. Во-первых,   как некоторое постановление, в частности, в Евангелии от Луки словом «догма» назван указ кесаря Августа о проведении переписи (Лк. 2, 1), а в книге Деяний Постановления Апостольского Собора названы «τά δόγματα», т. е. множественное число от «το δόγμα» (Деян. 16, 4).   У апостола Павла в его посланиях к Колоссянам (Кол. 2, 14) и Ефесянам (Еф. 2, 15) слово «догмат» употребляется в значении христианского учения во всей полноте.      Именно такое понимание догматов было характерно для христианской Церкви II, III и начала IV веков.

 

Свойства догмата:

 

1) богооткровенность;

2) вероучительность;

3) церковность;

4) общеобязательность.

 

Nota bene! Догмат не изменяем по своему содержанию.

В 19 веке католическим кардиналом Джоном Ньюманом сформулирована так называемая «теория догматического развития».

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОГМАТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ

Nota bene! Православное догматическое богословие есть наука, раскрывающая со-держание православных догматов на основании источников Священного Предания Церкви.

 

МЕТОД ДОГМАТИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

Догматическое богословие, будучи наукой, должно обнаруживать принципиальные научные методы рассмотрения своего предмета, т. е. вероучения Церкви:

 

1) в систематическом порядке посредством логического изложения и точных формулировок раскрыть содержание всей догматической области Священного Предания Церкви;

2) указать основание догматов в текстах Священного Писания;

3) привести принципиальные положения мысли церковных писателей и в первую очередь святых Отцов по рассматриваемым догматическим вопросам.

 

ДОГМАТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. Краткий исторический обзор догматических систем.

 

1. Эпоха до Вселенских Соборов:

 

а) Климент Александрийский – «Строматы»;

б) Ориген – «О началах».

 

Эпоха Вселенских Соборов:

 

а) свт. Кирилл Иерусалимский – «Огласительные слова» (IV в.);

б) свт. Григорий Нисскй – «Большое огласительное слово» (IV в.);

в) блж. Феодорит Киррский «Сокращение Божественных догматов» (первая половина V века);

г) преп. Иоанн Дамаскин «Точное изложение Православной веры» (VIII в.).

 

3. Эпоха после Вселенских Соборов (русская школа догматистов):

 

а) мит. Макарий (Булгаков) – «Православно-догматическое богословие»;

б) архиепископ Филарет Черниговский (Гумилевский) – «Догматическое богословие»

архиеп. Антоний (Амфитиатров)

в) епископ Сильвестр Каневский (Малеванский) – «Опыт догматиче-ского богословия»;

г) протоиерей Николай Малиновский – «Догматическое богословие»;

д) В. Н. Лосский – «Догматическое богословие» и «Мистическое богословие Восточной Церкви».

 

Nota bene! Священное Предание – это сохранение и распространение Церковью Божественного Откровения.  

 

· Состав Священного Предания:

 

1. Исповедания веры:

· Свт. Григория Неокесарийского. Составлено оно примерно между 260-265 гг. по Р. Х. В этом исповедании рассматривается прежде всего вопрос о Пресвятой Троице. Одобрено VI Вселенским Собором.

 

· Свт. Василия Великого (Против ариан, IV в.)

 

· Прп. Анастасия Синаита (VI в.), краткий катихизис.

 

· Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского (VII в.) О Св. Троице, двух волях Христа, одобрено VI Вселенским Собором.

 

· Исповедание свт. Григория Паламы, 1351 г. В этом исповедании в краткой форме выражено общецерковное учение по всем основным богословским вопросам, в частности, по вопросам, касающимся споров относительно природы Фаворского света и вопроса о границах богопознания; одобрено Константинопольским Собором 1351 г.

 

· Исповедание святителя Марка Эфесского на Ферраро-Флорентийском Соборе 1439-1440 гг. Обстоятельное изложение православного учения, особенно по спорным с католиками вопросам, таким, как главенство папы, filioque и т. д.

 

· Исповедание Патриарха Константинопольского Геннадия Схоллария в XV в., которое после взятия Константинополя турками. Патриарх Геннадий Схолларий представил турецкому султану Мухамеду II.

 

2. Символы веры:

· Апостольский Символ веры

· Никео-Цареградский Символ веры

· Афанасьевский Символ веры (не принадлежит свт. Афанасию. Время написания 5 век)

 

Nota bene! Отличия исповеданий от символов:  1) обычно более пространны, чем символы; 2) очень часто носят полемическую направленность;  3) никогда не употреблялись в литургической жизни Церкви.

 

3. Апостольские Правила и каноны древней Церкви.

4. Определения и правила Вселенских Соборов и некоторых Поместных Соборов, принимаемые всей полнотой Вселенской Церкви:

· III Вселенский Собор — не вносить изменений и дополнений в существующий Символ веры;

· IV Вселенский Собор — орос о модусе соединения 2-х природ во Христе;

· VI Вселенский Собор — изложение учения о двух волях и двух энергиях во Христе;

· VII Вселенский Собор — вероопределение об иконопочитании.

· Константинопольский Собор 879-880 гг. при святом Патриархе Фотии Константинопольском.

· Константинопольский Собор 1076 г.против Иоанна Итала.

· Константинопольский Собор 1117 г. На нем рассматривали заблуждения монаха Нила и митрополита Евстафия Никейского.

· Константинопольский Собор 1156-1157 гг. рассматривал заблуждения архидиакона Сотериха Пантевгена, нареченного Патриарха Антиохийского. Спор касался его учения о Евхаристии.

· Константинопольский Собор 1166-1170 гг. (он проходил в два этапа: в 1166 и 1170 годах рассматривался один и тот же вопрос). Спор касался истолкования стиха из Евангелия от Иоанна (Ин. 14, 28) «…Отец Мой больше Меня». Обвиняемой стороной на Соборе были архимандрит Иоанн Ириник и митрополит Керкирский Константин.

· Константинопольский Собор 1180 года, так называемый собор о "Боге Мухаммеда".

· Константинопольские Соборы XIV в. 1341, 1347, 1351 гг. были посвящены спорам о природе Фаворского света.

· Иерусалимский Собор 1672 г. был собран против Константинопольского Патриарха Кирилла Лукариса, который обнаружил в своем богословии сильное влияние кальвинизма.

 

5. Литургическая жизнь Церкви: чинопоследования богослужений и уставы церковных служб.

6. Церковное искусство: иконопись, музыка, гимнография, архитектура и т. д.

7. Мученические акты и жития святых.

8. Древние церковные истории: церковная история Евсевия Кесарийского, исторические труды Сократа, Евагрия, Феодорита Киррского и других.

9. Творения святых отцов и учителей Церкви.

10. Древняя церковная практика: уставы, касающиеся келейных молитвословий, постов поклонов и т. д., богослужебные правила, благочестивые обычаи и традиции.

11. Православные «символические книги»:

Nota bene!

a. «Исповедание веры» свт. Петра Могилы

b. Послание Восточных Патриархов

c. «Катехизис» свт. Филарета Московского

 

ТРИНИТАРНЫЕ ЛЖЕУЧЕНИЯ

 

Динамизм (адопцианство). От греческого слова «динамис» (сила). Главным выразителем этого учения стал Павел Самосатский. Динамисты утверждали, что Бог своей неипостасной силой (логосом) вселился в Иисуса Христа – человека. Эта сила снизошла на Иисуса так же, как она сходила на пророков. При этом Логос и человек оставались различными природами, а их соединение было лишь соприкосновением по мудрости, воле и энергии, неким движением дружбы. Однако, они допускали, что Христос достиг такой степени единства, что в некотором смысле о Нем можно было говорить как о Сыне Божием. Монархиане-динамисты для обозначения единства Логоса с Отцом использовали термин "единосущный". Таким образом, этот термин, который впоследствии сыграл огромную роль в развитии догматического учения, оказался скомпрометирован. Это учение в лице епископа Павла Самосатского было осуждено на двух Антиохийских Соборах 264-65 и 269 годов.

 

Модализм (Саввелианство). От латинского слова «модус» – способ, временное проявление. Главным выразителем этого учения стал Савелий. Единый сокрытый Бог в представлении модалистов предстает миру в трех модусах: от сотворения мира до Воплощения Иисуса Христа – в модусе Отца; от Воплощения до Вознесения – в модусе Сына; от Вознесения до конца мира – в модусе Святого Духа. После конца мира Бог вновь станет сокрытым. У модалистов фактически единый Бог не является Троицей: Лица Божии представляют Собой лишь некие временные маски. В III веке учение Савеллия было дважды осуждено на поместных соборах. В 261 году — Александрийский Собор, под председательством святителя Дионисия Александрийского, и, через год, в 262 году, Римский Собор, под председательством папы Дионисия Римского.  

 

 Арианство. Арий утверждал:

 

· Сын был сотворен отцом из ничего;

· было время, когда Сына не было;

· Сын понадобился Отцу как инструмент для творения мира;

· Дух Святой сотворен Сыном.

 

Святитель Афанасий Александрийский называл ариеву Троицу "обществом трех неподобных существ"

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.120 (0.015 с.)