Неизмеримость и вездеприсутствие. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неизмеримость и вездеприсутствие.



Камо пойду от Духа Твоего? и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя (Пс. 138, 7-10).

 

Прп. Иоанн Дамаскин: «Надобно знать, что Бог не имеет частей, весь находится везде и всецело, - не частью какою в известной части пребывает, разделяясь подобно телам, но весь во всем, и весь выше всего»

Прп. Иоанн Дамаскин: «Все отстоит от Бога, но не местом, а природой».

 

Свт. Афанасий Александрийский: «Бог во всем пребывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему собственному естеству».

 КАТАФАТИЧЕСКИЕ (ДУХОВНЫЕ) СВОЙСТВА

 

Прп. Иоанн Дамаскин: «Что говорим о Боге утвердительно, показывает нам не естество Его, но то, что относится к естеству».

 

Разум, Премудрость и Всеведение

 

Бог знает:

 

· Свою триединую природу: никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына (Мф. 11, 27). Дух все проницает (имеется в виду Дух Святой), и глубины Божии... и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2, 10-11).

 

· Свои дела: Ведомы Богу от вечности все дела Его (Деян 15, 18).

 

· Все существующее: Нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его (Евр. 4, 13).

 

Святость и Свет

 

Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис. 6, 3).

 

     будьте святы, потому что Я свят (1 Пет. 1, 16).

   

    «Во свете Твоем узрим свет».

Молитва 1-го часа: «Христе Свете истинный, просвещаяй и освещаяй всякого человека, грядущего в мир, да знаменуется на нас свет лица Твоего, да в нем узрим свет неприступный…»  

 

Всемогущество

 

Я Бог Всемогущий (Быт. 17, 1)

 

Вся елика восхоте, сотвори... (Пс. 113, 11)

 

Nota bene!   Бл. Августин: «Когда мы говорим, что Бог не может умереть или обманывать, то этим не умаляется Его могущество. Напротив, Его могущество стало бы меньше, если бы это невозможное сделалось для Него возможным. Потому собственно Он и всемогущ, что не может ни умереть, ни обмануться. Он делает то, что хочет, и не терпит того, чего не хочет; если бы последнее приключилось Ему, тогда не был бы Он всемогущ».

 

Всеблаженство

 

Б лаженство в деснице Твоей вовек. (В Пс. 15, 11)

 

по славному благовестию блаженного Бога (1Тим.1:11)

 

Благость, Любовь и Милость

 

Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его (Пс. 144, 9)

 

Свт. Григорий Богослов: «Если бы у нас кто спросил, что мы чествует и чему поклоняемся, ответ готов: мы чтим любовь».

 

Правда Божия

 

Nota bene! В правде Божией можно различать как бы два действия — правду законодательную и правду мздовоздаятельную. Об этих двух действиях говорит святой апостол Иаков: Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить (Иак. 4, 12), то есть Бог одновременно является и Законодателем и Судией.

 

Се, возжелах заповеди твоя: в правде твоей живи мя (Пс. 118, 40).

правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его творити я. (Пс. 102, 18) Здесь о правде говорится как о некоей силе, которая позволяет вести праведную жизнь.

 

Nota bene! Любовь и Правда Божий в их соотношении: Каксочетается божественная любовь и правосудие?

 

Тертуллиан: «Благость, приписываемая нами Богу (как не соединяющаяся с правосудием) есть благость, так сказать, нелепая, несправедливая, нерассудительная, мечтательная, которая могла бы иметь весьма пагубные последствия, если бы действительно существовала… Правда не только весьма достохвальна, и, следовательно, есть род благости, но служит оградою и светильником для благости. Благость перестает быть благостию, когда правда перестает ее сопровождать и руководствовать. Ничто несправедливое не может быть добрым… Думаешь ли ты, что правосудие Божие есть зло, когда оно столь сильно противится злу? Станешь ли ты отвергать, что оно есть добро, тогда как одно оно производит его? Стал ли бы ты называть благим такого Бога, Который льстил бы страстям, благоприятствовал злодеянию или терпел его? Стал бы ты называть благим такого Бога, Который допустил бы всех людей быть злыми посредством уверенности остаться безнаказанными? – Благой Бог неизбежно есть такой Бог, Который требует добра и его узаконяет. Бог есть враг беззакония; если же Он враг его, то Он преследует и наказывает. Во всем этом нет ничего противного благости Бога, потому что Он должен быть таковым единственно для нашего блага».

 

Nota bene! Отношение божественних свойств к Самому Его существу

 

Не вносят ли различные имена Божии, наименование различных свойств некую сложность в сущность Божию? Ведь Свт. Григорий Богослов пишет: «Божественная природа по своей сущности единопроста, единовидна и несложна».

 

Прп. Иоанн Дамаскин: «Божество – просто и несложно. То же, что состоит из многого и различного, сложно. Итак, если несотворенность, и безначальность, и бестелесность, и бессмертие, и вечность, и благость, и созидательность и подобное мы назовем сущностными различиями в Боге, то состоящее из столь многого не будет просто, но – сложно, что [говорить] есть крайнее нечестие. Поэтому должно думать, что каждое в отдельности из того, что говорится о Боге, обозначает не то, что Он есть по сущности, но показывает или то, что Он не есть, или некоторое отношение к чему-либо из того, что Ему противопоставляется, или что-либо из сопутствующего Его природе, или же действие».

 

Бл. Августин: «Когда мы называем Бога вечным, бессмертным, нетленным, неизменным, живым, мудрым, могущественным, прекрасным, праведным, благим, блаженным и духом, то может показаться, что как будто последним из означенных названий обозначается только субстанция, тогда как остальными – свойства этой субстанции. Но не так бывает в неизреченной и простой природе. Ибо что ни высказывается о ней по отношению к свойствам, то должно быть мыслимо и по отношению к субстанции. Поэтому, нельзя сказать, чтобы Бог назывался духом по отношению к субстанции, а благим — по отношению к свойствам, тем же и другим Он называется по отношению к субстанции... Для Бога быть Сущим то же, что быть сильным, или быть мудрым, и что бы ты ни сказал о Его простой множественности или множественной простоте, этим будет обозначена Его субстанция... Потому-то мы высказываем одно и то же, называем ли Бога вечным, или бессмертным, или нетленным, или неизменным. Так, когда мы говорим о Боге, что Он — существо, обладающее жизнью и разумением, то этим самым высказываем и то, что Он премудр».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.126.80 (0.009 с.)