Виды божественного откровения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды божественного откровения



C ОСТАВИЛ АРХИМАНДРИТ СИЛЬВЕСТР (СТОЙЧЕВ)

СМЫСЛ СЛОВА БОГОСЛОВИЕ

 

1) Богословие как Богооткровение – слово Бога о Самом Себе

 

Прп. Максим Исповедник: «Таинство Воплощения Слова содержит [в себе] смысл всех загадок и образов Писания, а также знание являемых и постигаемых умом тварей. Познавший таинства Креста и Гроба [Господня] познает и цель, ради которой Бог первоначально привел все в бытие». (Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия 1; 66)

 

2) учение Церкви или какого-то отдельного богослова о Боге

 

Nota bene! В древней Церкви собственно богословием называлось учение о Пресвятой Троице. Остальные части вероучения (о творения мира, о воплощении Бога Слова, о спасении, о Церкви, о Втором Пришествии и т. д.) относились к области Божественного домостроительства или Божественной икономии (οίκονομία) греч. — искусство управления домом; οίκος — дом, νόμος — закон), т. е. деятельности Бога в творении, Промысле и спасении мира. Первым слово «богословие» ввел в христианский лексикон апологет второй половины II века Афинагор Афинский.

 

ВИДЫ БОЖЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ

1) естественное; осуществляется через:

· самопознание;

· рассмотрение природных закономерностей;

· историософию.

 

2) сверхъестественное – через Откровение.

 

УСЛОВИЯ БОГОПОЗНАНИЯ

 

Богопознание предполагает четыре условия – дар, тайну, очищение и безмолвие

 

· Дар (χαρίσμα) – богословие не есть некое человеческое исследование Божественной жизни, но прежде всего Божественное Откровение.

 

Прп. Максим Исповедник: «Душа никогда не сможет устремиться к ведению Бога, если Сам Бог, снизойдя, не прикоснется к ней и не возведет ее к Себе. Ведь ум человеческий сам не в силах настолько вознестись, чтобы постигнуть хотя бы толику Божественного Сияния, если Сам Бог не поднимет его (насколько возможно человеческому уму быть вознесенным) и не озарит [Своими] Божественными лучами». (Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия. 1; 31)

 

Прп. Максим Исповедник: Жатва жатв есть постижение Бога, доступное далеко не всем, возникающее неведомым образом в уме после таинственного созерцания умопостигаемых [существ]; это постижение надлежащим образом приносит [в дар Богу] тот, кто достойно и благоговейно чтит Создателя, [прославляя Его] от тварей видимых и невидимых. (Главы… 1; 43)

Поскольку богословие есть дар Божий, оно требует от человека прежде всего доверия Богу и веры в Него. «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим» (Евр. 11, 3)

 

· Тайна (Mysterion). Тайна — это не просто совокупность каких-то неразрешимых проблем и головоломок, но нечто такое, что действительно открывается пониманию, хотя и не может никогда быть открыто без остатка по той причине, что простирается в божественную бесконечность.

Свт. Василий Великий: «Любое богословское утверждение не достигает Цели по причине понимания говорящего. Наше понимание немощно, а язык наш еще менее совершен»

 

· Очищение (Katharsis) – аскетические усилия, очищающие сердце человека от страстей.

 

Прп. Иоанн Кассиан: «Проникнуть в основание и сердцевину небесных слов, созерцать в них глубокие и сокрытые тайны очищенным взглядом сердца — этого не достигнет ни человеческая наука, ни мирская образованность, но только чистота души через просвещение Святым Духом» (Собеседования 14, 9)

Прп. Максим Исповедник: «Чистосердечно преданный евангельской жизни отсекает от себя начало и конец зла. Он словом и делом домогается всякой добродетели; приносит жертву восхваления и исповедания, отстраняясь от всякого беспокоящего действия страстей и становясь свободным от мысленной брани с ними; знает только одно [духовное] наслаждение, питающее душу упованием на будущие блага». (Главы…1; 96)

· Безмолвие (Hesychia) – ослабление и прекращение внимания мыслей и чувств к посторонним предметам, собирание ума.

 

Святитель Григорий Богослов: «Любомудрствовать о Боге можно не всякому. Это приобретается не дешево и не пресмыкающимися по земле! Присовокуплю еще: можно любомудрствовать не всегда, не перед всяким и не всего касаясь, но должно знать: когда, перед кем, и сколько. Любомудрствовать о Боге можно не всем, потому что способны к сему люди испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело. Дня нечистого же, может быть, небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу».

Прп. Максим Исповедник: «Прекрасно блюсти ум не идущим на поводу у плоти и страстей. Ибо Господь говорит: Не собирают с репейника смоквы — то есть со страстей добродетель, или с терновника виноград (Мф. 7:16) — то есть с плоти радостное ведение». (Главы…1; 73)

Прп. Максим Исповедник: «Ведь тот, кто не вышел из самого себя и из всего, что может постигаться мыслью, кто не поселил себя в Молчании, превышающем [всякое] мышление, тот совсем не может быть свободным от изменчивости [вещественного] бытия». (Главы… 1; 81)

 

Апофатическое (отрицательное) богословие –  определяющее то, что Бог не есть (чем Бог не является).

 

Прп. Максим Исповедник: «Бог - един, безначален, непостижим и обладает всей силой целокупного бытия; Он совершенно исключает всякую мысль о времени и образе существования бытия, поскольку недоступен для всех сущих и не познается ни одним из сущих через Свою естественную проявленность» (Главы… 1; 1)

 

Катафатическое (положительное) богословие – В Своих действиях Бог открывает Себя человеку и тем самым делает возможным богопознание положительное, дающее возможность говорить о Боге утвердительно: свет, премудрость и т.д. Прп. Иоанн Дамаскин говорит: «что мы говорим о Боге утвердительно, показывает нам не естество Его, но то, что относится к естеству (ему сопутствует)» (Кн. I. Гл. IV.)

 

«Ведь все божественное, явленное нам, познается только путем сопричастности, А каково оно в своем начале и основании, - это выше ума, выше всякой сущности и познания. Так что, когда мы называем Богом, Жизнью, Сущностью, Светом или Словом сверхсущественную Сокровенность, мы имеем в виду не что другое как исходящие из Нее в нашу среду силы, боготворящие, создающие сущности, производящие жизнь и дарующие премудрость», -  Corpus Areopagiticum

 

Прп. Максим Исповедник: «Богословствующий катафатически, исходя из [утвердительных] положений, делает Слово плотью, ибо он может познать Бога как Причину [всего], исходя только из [вещей] зримых и осязаемых. Богословствующий же апофатически, исходя из суждений отрицательных, делает Слово Духом, как сущего в начале Бога и сущего у Бога (Ин. 1:1); он подлинно познает Сверхпознаваемого, не исходя из чего-либо доступного познанию». (Главы… 2; 39)

 

БОЖЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА

 

Апофатические (онтологические) свойства:

 

1) самобытность (Бог есть причина Самого Себя, causa sui)

 

Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога (Ис. 44, 6).

как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе (Ин. 5, 26).

 

 Прп. Иоанн Дамаскин: «Бог, в Себе Самом заключает всецелое бытие, как бы некоторое беспредельное и безграничное море сущности»

 

Бл. Иероним Стридонский: «Бог существует от Самого Себя и через Себя, а все прочие существа получили бытие свое от Него»

 

Неизменность

 

Ибо ЯГосподь, Я не изменяюсь (Мал. 3, 6).

 

У Отца светов... нет изменения и ни тени перемены (Иак. 1, 17).

 

 Прп. Максим Исповедник: «Ведь в Боге нельзя заметить никакого изменения, как совершенно невозможно помыслить в Нем какого-либо движения, благодаря которому происходит изменение [тварных существ], приводимых в движение» (Вопросоответы к Фалассию, вопрос LX)

 

Nota bene! Воплощение Слова Божия не противоречит Божественной неизменяемости, потому что субъектом восприятия человеческой природы является не Божественная природа, а Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий. При этом, согласно Оросу IV Вселенского Собора, соединение природ во Христе является неслиянным и неизменным, то есть в воплощении Божественная природа ни в коей мере не изменяется, ничего нового не приобретает и ничего не теряет, но остается тождественной себе.

 

Вечность

живу Я во век (Втор. 32, 40).

 

Бог называется сый прежде век (от века Живущий) (Пс. 54, 20).

вечный Господь Бог (Ис. 40, 28).

 

Аз есмь первый и Аз есмь во век (Ис. 48, 12).

 

Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный (Иер. 10, 10).

 

Свт. Григорий Богослов: «Бог всегда был, есть и будет, или лучше сказать, всегда есть, ибо слова «был и будет» означают деления нашего времени и свойственны естеству преходящему, а Сый – всегда».

 

Святость и Свет

 

Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Ис. 6, 3).

 

     будьте святы, потому что Я свят (1 Пет. 1, 16).

   

    «Во свете Твоем узрим свет».

Молитва 1-го часа: «Христе Свете истинный, просвещаяй и освещаяй всякого человека, грядущего в мир, да знаменуется на нас свет лица Твоего, да в нем узрим свет неприступный…»  

 

Всемогущество

 

Я Бог Всемогущий (Быт. 17, 1)

 

Вся елика восхоте, сотвори... (Пс. 113, 11)

 

Nota bene!   Бл. Августин: «Когда мы говорим, что Бог не может умереть или обманывать, то этим не умаляется Его могущество. Напротив, Его могущество стало бы меньше, если бы это невозможное сделалось для Него возможным. Потому собственно Он и всемогущ, что не может ни умереть, ни обмануться. Он делает то, что хочет, и не терпит того, чего не хочет; если бы последнее приключилось Ему, тогда не был бы Он всемогущ».

 

Всеблаженство

 

Б лаженство в деснице Твоей вовек. (В Пс. 15, 11)

 

по славному благовестию блаженного Бога (1Тим.1:11)

 

Благость, Любовь и Милость

 

Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его (Пс. 144, 9)

 

Свт. Григорий Богослов: «Если бы у нас кто спросил, что мы чествует и чему поклоняемся, ответ готов: мы чтим любовь».

 

Правда Божия

 

Nota bene! В правде Божией можно различать как бы два действия — правду законодательную и правду мздовоздаятельную. Об этих двух действиях говорит святой апостол Иаков: Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить (Иак. 4, 12), то есть Бог одновременно является и Законодателем и Судией.

 

Се, возжелах заповеди твоя: в правде твоей живи мя (Пс. 118, 40).

правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его творити я. (Пс. 102, 18) Здесь о правде говорится как о некоей силе, которая позволяет вести праведную жизнь.

 

Nota bene! Любовь и Правда Божий в их соотношении: Каксочетается божественная любовь и правосудие?

 

Тертуллиан: «Благость, приписываемая нами Богу (как не соединяющаяся с правосудием) есть благость, так сказать, нелепая, несправедливая, нерассудительная, мечтательная, которая могла бы иметь весьма пагубные последствия, если бы действительно существовала… Правда не только весьма достохвальна, и, следовательно, есть род благости, но служит оградою и светильником для благости. Благость перестает быть благостию, когда правда перестает ее сопровождать и руководствовать. Ничто несправедливое не может быть добрым… Думаешь ли ты, что правосудие Божие есть зло, когда оно столь сильно противится злу? Станешь ли ты отвергать, что оно есть добро, тогда как одно оно производит его? Стал ли бы ты называть благим такого Бога, Который льстил бы страстям, благоприятствовал злодеянию или терпел его? Стал бы ты называть благим такого Бога, Который допустил бы всех людей быть злыми посредством уверенности остаться безнаказанными? – Благой Бог неизбежно есть такой Бог, Который требует добра и его узаконяет. Бог есть враг беззакония; если же Он враг его, то Он преследует и наказывает. Во всем этом нет ничего противного благости Бога, потому что Он должен быть таковым единственно для нашего блага».

 

Nota bene! Отношение божественних свойств к Самому Его существу

 

Не вносят ли различные имена Божии, наименование различных свойств некую сложность в сущность Божию? Ведь Свт. Григорий Богослов пишет: «Божественная природа по своей сущности единопроста, единовидна и несложна».

 

Прп. Иоанн Дамаскин: «Божество – просто и несложно. То же, что состоит из многого и различного, сложно. Итак, если несотворенность, и безначальность, и бестелесность, и бессмертие, и вечность, и благость, и созидательность и подобное мы назовем сущностными различиями в Боге, то состоящее из столь многого не будет просто, но – сложно, что [говорить] есть крайнее нечестие. Поэтому должно думать, что каждое в отдельности из того, что говорится о Боге, обозначает не то, что Он есть по сущности, но показывает или то, что Он не есть, или некоторое отношение к чему-либо из того, что Ему противопоставляется, или что-либо из сопутствующего Его природе, или же действие».

 

Бл. Августин: «Когда мы называем Бога вечным, бессмертным, нетленным, неизменным, живым, мудрым, могущественным, прекрасным, праведным, благим, блаженным и духом, то может показаться, что как будто последним из означенных названий обозначается только субстанция, тогда как остальными – свойства этой субстанции. Но не так бывает в неизреченной и простой природе. Ибо что ни высказывается о ней по отношению к свойствам, то должно быть мыслимо и по отношению к субстанции. Поэтому, нельзя сказать, чтобы Бог назывался духом по отношению к субстанции, а благим — по отношению к свойствам, тем же и другим Он называется по отношению к субстанции... Для Бога быть Сущим то же, что быть сильным, или быть мудрым, и что бы ты ни сказал о Его простой множественности или множественной простоте, этим будет обозначена Его субстанция... Потому-то мы высказываем одно и то же, называем ли Бога вечным, или бессмертным, или нетленным, или неизменным. Так, когда мы говорим о Боге, что Он — существо, обладающее жизнью и разумением, то этим самым высказываем и то, что Он премудр».

 

Свойства догмата:

 

1) богооткровенность;

2) вероучительность;

3) церковность;

4) общеобязательность.

 

Nota bene! Догмат не изменяем по своему содержанию.

В 19 веке католическим кардиналом Джоном Ньюманом сформулирована так называемая «теория догматического развития».

 

МЕТОД ДОГМАТИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

Догматическое богословие, будучи наукой, должно обнаруживать принципиальные научные методы рассмотрения своего предмета, т. е. вероучения Церкви:

 

1) в систематическом порядке посредством логического изложения и точных формулировок раскрыть содержание всей догматической области Священного Предания Церкви;

2) указать основание догматов в текстах Священного Писания;

3) привести принципиальные положения мысли церковных писателей и в первую очередь святых Отцов по рассматриваемым догматическим вопросам.

 

Эпоха Вселенских Соборов:

 

а) свт. Кирилл Иерусалимский – «Огласительные слова» (IV в.);

б) свт. Григорий Нисскй – «Большое огласительное слово» (IV в.);

в) блж. Феодорит Киррский «Сокращение Божественных догматов» (первая половина V века);

г) преп. Иоанн Дамаскин «Точное изложение Православной веры» (VIII в.).

 

3. Эпоха после Вселенских Соборов (русская школа догматистов):

 

а) мит. Макарий (Булгаков) – «Православно-догматическое богословие»;

б) архиепископ Филарет Черниговский (Гумилевский) – «Догматическое богословие»

архиеп. Антоний (Амфитиатров)

в) епископ Сильвестр Каневский (Малеванский) – «Опыт догматиче-ского богословия»;

г) протоиерей Николай Малиновский – «Догматическое богословие»;

д) В. Н. Лосский – «Догматическое богословие» и «Мистическое богословие Восточной Церкви».

 

Nota bene! Священное Предание – это сохранение и распространение Церковью Божественного Откровения.  

 

· Состав Священного Предания:

 

1. Исповедания веры:

· Свт. Григория Неокесарийского. Составлено оно примерно между 260-265 гг. по Р. Х. В этом исповедании рассматривается прежде всего вопрос о Пресвятой Троице. Одобрено VI Вселенским Собором.

 

· Свт. Василия Великого (Против ариан, IV в.)

 

· Прп. Анастасия Синаита (VI в.), краткий катихизис.

 

· Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского (VII в.) О Св. Троице, двух волях Христа, одобрено VI Вселенским Собором.

 

· Исповедание свт. Григория Паламы, 1351 г. В этом исповедании в краткой форме выражено общецерковное учение по всем основным богословским вопросам, в частности, по вопросам, касающимся споров относительно природы Фаворского света и вопроса о границах богопознания; одобрено Константинопольским Собором 1351 г.

 

· Исповедание святителя Марка Эфесского на Ферраро-Флорентийском Соборе 1439-1440 гг. Обстоятельное изложение православного учения, особенно по спорным с католиками вопросам, таким, как главенство папы, filioque и т. д.

 

· Исповедание Патриарха Константинопольского Геннадия Схоллария в XV в., которое после взятия Константинополя турками. Патриарх Геннадий Схолларий представил турецкому султану Мухамеду II.

 

2. Символы веры:

· Апостольский Символ веры

· Никео-Цареградский Символ веры

· Афанасьевский Символ веры (не принадлежит свт. Афанасию. Время написания 5 век)

 

Nota bene! Отличия исповеданий от символов:  1) обычно более пространны, чем символы; 2) очень часто носят полемическую направленность;  3) никогда не употреблялись в литургической жизни Церкви.

 

3. Апостольские Правила и каноны древней Церкви.

4. Определения и правила Вселенских Соборов и некоторых Поместных Соборов, принимаемые всей полнотой Вселенской Церкви:

· III Вселенский Собор — не вносить изменений и дополнений в существующий Символ веры;

· IV Вселенский Собор — орос о модусе соединения 2-х природ во Христе;

· VI Вселенский Собор — изложение учения о двух волях и двух энергиях во Христе;

· VII Вселенский Собор — вероопределение об иконопочитании.

· Константинопольский Собор 879-880 гг. при святом Патриархе Фотии Константинопольском.

· Константинопольский Собор 1076 г.против Иоанна Итала.

· Константинопольский Собор 1117 г. На нем рассматривали заблуждения монаха Нила и митрополита Евстафия Никейского.

· Константинопольский Собор 1156-1157 гг. рассматривал заблуждения архидиакона Сотериха Пантевгена, нареченного Патриарха Антиохийского. Спор касался его учения о Евхаристии.

· Константинопольский Собор 1166-1170 гг. (он проходил в два этапа: в 1166 и 1170 годах рассматривался один и тот же вопрос). Спор касался истолкования стиха из Евангелия от Иоанна (Ин. 14, 28) «…Отец Мой больше Меня». Обвиняемой стороной на Соборе были архимандрит Иоанн Ириник и митрополит Керкирский Константин.

· Константинопольский Собор 1180 года, так называемый собор о "Боге Мухаммеда".

· Константинопольские Соборы XIV в. 1341, 1347, 1351 гг. были посвящены спорам о природе Фаворского света.

· Иерусалимский Собор 1672 г. был собран против Константинопольского Патриарха Кирилла Лукариса, который обнаружил в своем богословии сильное влияние кальвинизма.

 

5. Литургическая жизнь Церкви: чинопоследования богослужений и уставы церковных служб.

6. Церковное искусство: иконопись, музыка, гимнография, архитектура и т. д.

7. Мученические акты и жития святых.

8. Древние церковные истории: церковная история Евсевия Кесарийского, исторические труды Сократа, Евагрия, Феодорита Киррского и других.

9. Творения святых отцов и учителей Церкви.

10. Древняя церковная практика: уставы, касающиеся келейных молитвословий, постов поклонов и т. д., богослужебные правила, благочестивые обычаи и традиции.

11. Православные «символические книги»:

Nota bene!

a. «Исповедание веры» свт. Петра Могилы

b. Послание Восточных Патриархов

c. «Катехизис» свт. Филарета Московского

 

ТРИНИТАРНЫЕ ЛЖЕУЧЕНИЯ

 

Динамизм (адопцианство). От греческого слова «динамис» (сила). Главным выразителем этого учения стал Павел Самосатский. Динамисты утверждали, что Бог своей неипостасной силой (логосом) вселился в Иисуса Христа – человека. Эта сила снизошла на Иисуса так же, как она сходила на пророков. При этом Логос и человек оставались различными природами, а их соединение было лишь соприкосновением по мудрости, воле и энергии, неким движением дружбы. Однако, они допускали, что Христос достиг такой степени единства, что в некотором смысле о Нем можно было говорить как о Сыне Божием. Монархиане-динамисты для обозначения единства Логоса с Отцом использовали термин "единосущный". Таким образом, этот термин, который впоследствии сыграл огромную роль в развитии догматического учения, оказался скомпрометирован. Это учение в лице епископа Павла Самосатского было осуждено на двух Антиохийских Соборах 264-65 и 269 годов.

 

Модализм (Саввелианство). От латинского слова «модус» – способ, временное проявление. Главным выразителем этого учения стал Савелий. Единый сокрытый Бог в представлении модалистов предстает миру в трех модусах: от сотворения мира до Воплощения Иисуса Христа – в модусе Отца; от Воплощения до Вознесения – в модусе Сына; от Вознесения до конца мира – в модусе Святого Духа. После конца мира Бог вновь станет сокрытым. У модалистов фактически единый Бог не является Троицей: Лица Божии представляют Собой лишь некие временные маски. В III веке учение Савеллия было дважды осуждено на поместных соборах. В 261 году — Александрийский Собор, под председательством святителя Дионисия Александрийского, и, через год, в 262 году, Римский Собор, под председательством папы Дионисия Римского.  

 

 Арианство. Арий утверждал:

 

· Сын был сотворен отцом из ничего;

· было время, когда Сына не было;

· Сын понадобился Отцу как инструмент для творения мира;

· Дух Святой сотворен Сыном.

 

Святитель Афанасий Александрийский называл ариеву Троицу "обществом трех неподобных существ"

 

Троичная терминология

 

После I-го Вселенского Собора имела место неопределенность в терминологии, что не позволяло окончательно выразить православный догмат о Пресвятой Троице. Завершили разработку христианского вероучения о Пресвятой Троице святые Каппадокийские богословы – Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский. В первую очередь они утвердили необходимую для этого богословскую терминологию, дав определение:

 

Nota bene!   ИПОСТАСЬ – то, что относится к частному.

Nota bene!   СУЩНОСТЬ – то, что относится к общему. 

 

Nota bene!  Формула Тринитарного догмата. «Бог есть един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святый Дух, Троица Единосущная и Нераздельная».

 

Nota bene!   Это означает что:

 

1) Бог троичен, и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух;

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а один;

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

 

Прп. Максим Исповедник: Един Бог, потому что едино Божество; Единица безначальная, простая, сверхсущностная, неделимая и нераздельная; Она же Единица и Она же Троица, целиком Единица и целиком Троица; целиком Единица - по сущности, и целиком Троица - по Ипостасям. Ибо Божество есть Отец, Сын и Святой Дух, и Божество - в Отце и Сыне и Святом Духе. Оно целиком в целом Отце, и Отец целиком в целом Божестве; Оно целиком в целом Сыне, и Сын целиком в целом Божестве; Оно целиком в целом Святом Духе, и Святой Дух целиком в целом Божестве. Оно целиком Отец и в целом Отце; целый Отец в целом Божестве и целый Отец есть целое Божество. И целое Божество есть целый Сын, целое Божество в целом Сыне и целый Сын в целом Божестве. Целое Божество есть Дух Святой, и Оно в целом Духе Святом; целиком Божество есть целый Святой Дух, и целый Святой Дух в целом Божестве, Ибо Божество не отчасти в Отце, и Отец не отчасти Бог; Божество не отчасти в Сыне, и Сын не отчасти Бог, Божество не отчасти в Святом Духе, и Святой Дух не отчасти Бог. Ведь Божество неделимо, и Отец или Сын или Святой Дух не есть несовершенный Бог, но совершенное Божество целиком и совершенным образом есть и в совершенном Отце, и в совершенном Сыне, и в совершенном Святом Духе. Отец целиком и совершенным образом есть в целом Сыне и Духе; Сын целиком и совершенным образом есть в целом Отце и Духе; Святой Дух есть целиком и совершенным образом в целом Отце и Сыне. Поэтому Отец и Сын и Святой Дух есть единый Бог. Ибо одна и та же самая сущность, сила и действие Отца и Сына и Святого Духа; они не существуют и не мыслятся в ком-либо [из этих Божественных Лиц] отдельно одна от другой». (Главы…2; 1)

 

Приложение.

Аргументы свт. Фотия против "Филиокве"

(Из книги прот. Максима Козлова «КУРС ЛЕКЦИЙ ПО СРАВНИТЕЛЬНОМУ БОГОСЛОВИЮ»)

 

ПЕРВУЮ группу возражений Фотий выводит из учения о единоначалии Святой Троицы. "Филиокве" вводит в Троицу два начала: для Сына и Духа – Отца, и еще для Духа – Сына. Этим единоначалие Святой Троицы разрешается в двубожие, а в дальнейших выводах – и в многобожие (если Отец вместе с Сыном изводят Духа, равного Им, то почему бы Им троим не извести еще чего-нибудь четвертое, а затем вчетвером – и пятое и т.д.). Этим Фотий показывает, какие догматические и логические выводы следуют из принятия "Филиокве".

 

По отношению к Лицу Святого Духа получается два неприемлемых вывода:

 

если Дух возводится к двум началам, то Он должен иметь и начало многоначальное;

 

возводимый к двум причинам, Он должен быть сложным, что противоречит простоте Ипостаси.

 

ВТОРАЯ группа возражений вытекает из анализа качеств стороны исхождения Святого Духа. Фотий говорит: "Если это исхождение совершенно, а оно совершенно – ибо Бог совершенный от Бога совершенного – то исхождение от Сына излишне и напрасно". Исхождение Святого Духа от Сына может быть или тождественным с исхождением от Отца, или ему противоположным. Но в первом случае обобщились бы личные свойства, благодаря которым Троица и познается как Троица, и произошло бы смешение Лиц. Второй же случай описывает ереси Манесса и Маркиона (дуализм: учение о двух началах, лежащих в основе Божества – светлом и темном).

 

ТРЕТЬЯ группа аргументов построена на том, что "Филиокве" нарушает количественную гармонию личных свойств трех Ипостасей, чем ставит Божественные Лица в неодинаковую близость друг к другу.

 

"Личное свойство Сына – рождение от Отца, свойство Духа Святого исхождение от Отца. Если же говорят, что Дух исходит и от Сына, то тогда Дух будет отличаться от Отца большим числом, чем Сын, и, следовательно, будет отстоять от существа Отца далее, чем Сын, что ведет к ереси Македония". "С другой стороны, признавать общее свойство между Отцом и Сыном – исхождение от Них Святого Духа – и, в отношении к этому свойству, устранять Духа от общения с Ними – неизбежно означает ограничивать сродство Духа с Отцом и Сыном по существу, так как Отец и Сын имеют между собой общение именно по существу, а не по личным свойствам".

 

ЧЕТВЕРТУЮ группу возражений Фотий выводит из сопоставления общих и личных свойств Лиц Святой Троицы. При этом исхождение Святого Духа от Отца и Сына не может быть отнесено ни к общим, ни к личным свойствам.

 

"Если изведение Духа есть общее свойство, то оно должно принадлежать и Самому Духу, то есть Дух должен исходить из Самого Себя, быть и причиной, и произведением этой причины. Таким образом, это не общее свойство. Личное? Если это свойство Отца, то это – учение Православной Церкви; если это свойство Сына, то Сын изымает его от Отца. А если это и не общее, и не личное свойство, то получается, что в Троице нет исхождения Святого Духа".

 

C ОСТАВИЛ АРХИМАНДРИТ СИЛЬВЕСТР (СТОЙЧЕВ)

СМЫСЛ СЛОВА БОГОСЛОВИЕ

 

1) Богословие как Богооткровение – слово Бога о Самом Себе

 

Прп. Максим Исповедник: «Таинство Воплощения Слова содержит [в себе] смысл всех загадок и образов Писания, а также знание являемых и постигаемых умом тварей. Познавший таинства Креста и Гроба [Господня] познает и цель, ради которой Бог первоначально привел все в бытие». (Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия 1; 66)

 

2) учение Церкви или какого-то отдельного богослова о Боге

 

Nota bene! В древней Церкви собственно богословием называлось учение о Пресвятой Троице. Остальные части вероучения (о творения мира, о воплощении Бога Слова, о спасении, о Церкви, о Втором Пришествии и т. д.) относились к области Божественного домостроительства или Божественной икономии (οίκονομία) греч. — искусство управления домом; οίκος — дом, νόμος — закон), т. е. деятельности Бога в творении, Промысле и спасении мира. Первым слово «богословие» ввел в христианский лексикон апологет второй половины II века Афинагор Афинский.

 

ВИДЫ БОЖЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ

1) естественное; осуществляется через:

· самопознание;

· рассмотрение природных закономерностей;

· историософию.

 

2) сверхъестественное – через Откровение.

 

УСЛОВИЯ БОГОПОЗНАНИЯ

 

Богопознание предполагает четыре условия – дар, тайну, очищение и безмолвие

 

· Дар (χαρίσμα) – богословие не есть некое человеческое исследование Божественной жизни, но прежде всего Божественное Откровение.

 

Прп. Максим Исповедник: «Душа никогда не сможет устремиться к ведению Бога, если Сам Бог, снизойдя, не прикоснется к ней и не возведет ее к Себе. Ведь ум человеческий сам не в силах настолько вознестись, чтобы постигнуть хотя бы толику Божественного Сияния, если Сам Бог не поднимет его (насколько возможно человеческому уму быть вознесенным) и не озарит [Своими] Божественными лучами». (Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия. 1; 31)

 

Прп. Максим Исповедник: Жатва жатв есть постижение Бога, доступное далеко не всем, возникающее неведомым образом в уме после таинственного созерцания умопостигаемых [существ]; это постижение надлежащим образом приносит [в дар Богу] тот, кто достойно и благоговейно чтит Создателя, [прославляя Его] от тварей видимых и невидимых. (Главы… 1; 43)

Поскольку богословие есть дар Божий, оно требует от человека прежде всего доверия Богу и веры в Него. «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим» (Евр. 11, 3)

 

· Тайна (Mysterion). Тайна — это не просто совокупность каких-то неразрешимых проблем и головоломок, но нечто такое, что действительно открывается пониманию, хотя и не может никогда быть открыто без остатка по той причине, что простирается в божественную бесконечность.

Свт. Василий Великий: «Любое богословское утверждение не достигает Цели по причине понимания говорящего. Наше понимание немощно, а язык наш еще менее совершен»

 

· Очищение (Katharsis) – аскетические усилия, очищающие сердце человека от страстей.

 

Прп. Иоанн Кассиан: «Проникнуть в основание и сердцевину небесных слов, созерцать в них глубокие и сокрытые тайны очищенным взглядом сердца — этого не достигнет ни человеческая наука, ни мирская образованность, но только чистота души через просвещение Святым Духом» (Собеседования 14, 9)

Прп. Максим Исповедник: «Чистосердечно преданный евангельской жизни отсекает от себя начало и конец зла. Он словом и делом домогается всякой добродетели; приносит жертву восхваления и исповедания, отстраняясь от всякого беспокоящего действия страстей и становясь свободным от мысленной брани с ними; знает только одно [духовное] наслаждение, питающее душу упованием на будущие блага». (Главы…1; 96)

· Безмолвие (Hesychia) – ослабление и прекращение внимания мыслей и чувств к посторонним предметам, собирание ума.

 

Святитель Григорий Богослов: «Любомудрствовать о Боге можно не всякому. Это приобретается не дешево и не пресмыкающимися по земле! Присовокуплю еще: можно любомудрствовать не всегда, не перед всяким и не всего касаясь, но должно знать: когда, перед кем, и сколько. Любомудрствовать о Боге можно не всем, потому что способны к сему люди испытавшие себя, которые провели жизнь в созерцании, а прежде всего очистили, по крайней мере очищают, и душу и тело. Дня нечистого же, может быть, небезопасно и прикоснуться к чистому, как для слабого зрения к солнечному лучу».

Прп. Максим Исповедник: «Прекрасно блюсти ум не идущим на поводу у плоти и страстей. Ибо Господь говорит: Не собирают с репейника смоквы — то есть со страстей добродетель, или с терновника виноград (Мф. 7:16) — то есть с плоти радостное ведение». (Главы…1; 73)

Прп. Максим Исповедник: «Ведь тот, кто не вышел из самого себя и из всего, что может постигаться мыслью, кто не поселил себя в Молчании, превышающем [всякое] мышление, тот совсем не может быть свободным от изменчивости [вещественного] бытия». (Главы… 1; 81)

 

Апофатическое (отрицательное) богословие –  определяющее то, что Бог не есть (чем Бог не является).

 

Прп. Максим Исповедник: «Бог - един, безначален, непостижим и обладает всей силой целокупного бытия; Он совершенно исключает всякую мысль о времени и образе существования бытия, поскольку недоступен для всех сущих и не познается ни одним из сущих через Свою естественную проявленность» (Главы… 1; 1)

 

Катафатическое (положительное) богословие – В Своих действиях Бог открывает Себя человеку и тем самым делает возможным богопознание положительное, дающее возможность говорить о Боге утвердительно: свет, премудрость и т.д. Прп. Иоанн Дамаскин говорит: «что мы говорим о Боге утвердительно, показывает нам не естество Его, но то, что относится к естеству (ему сопутствует)» (Кн. I. Гл. IV.)

 

«Ведь все божественное, явленное нам, познается только путем сопричастности, А каково оно в своем начале и основании, - это выше ума, выше всякой сущности и познания. Так что, когда мы называем Богом, Жизнью, Сущностью, Светом или Словом сверхсущественную Сокровенность, мы имеем в виду не что другое как исходящие из Нее в нашу среду силы, боготворящие, создающие сущности, производящие жизнь и дарующие премудрость», -  Corpus Areopagiticum

 

Прп. Максим Исповедник: «Богословствующий катафатически, исходя из [утвердительных] положений, делает Слово плотью, ибо он может познать Бога как Причину [всего], исходя только из [вещей] зримых и осязаемых. Богословствующий же апофатически, исходя из суждений отрицательных, делает Слово Духом, как сущего в начале Бога и сущего у Бога (Ин. 1:1); он подлинно познает Сверхпознаваемого, не исходя из чего-либо доступного познанию». (Главы… 2; 39)

 

БОЖЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА

 

Апофатические (онтологические) свойства:

 

1) самобытность (Бог есть причина Са



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.213.214 (0.217 с.)