Территориальное устройство Украины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Территориальное устройство Украины



 

 

Статья 132. Территориальное устройство Украины основывается на принципахединства и целостности государственной территории, сочетания централизации и децентрализации в осуществлении государственной власти, сбалансированности социально-экономического развития регионов, с учетом их исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций.

 

Статья 133. Систему административно-территориального устройства Украинысоставляют: Автономная Республика Крым, области, районы, города, районы в городах, поселки и села.

 

{Официальное толкование положения части первой статьи 133 см. в Решении Конституционного Суда № 11-рп/2001 от 13.07.2001}

 

В состав Украины входят: Автономная Республика Крым, Винницкая, Волынская,

 

Днепропетровская, Донецкая, Житомирская, Закарпатская, Запорожская, Ивано-Франковская, Киевская, Кировоградская, Луганская, Львовская, Николаевская, Одесская, Полтавская, Ривненская, Сумская, Тернопольская, Харьковская, Херсонская, Хмельницкая, Черкасская, Черновицкая, Черниговская области, города Киев и Севастополь.

 

Города Киев и Севастополь имеют специальный статус, который определяется законами Украины.

 

{Официальное толкование положения части третьей статьи 133 см. в Решении Конституционного Суда № 11-рп/2001 от 13.07.2001}

 

 

Раздел X

 

АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА КРЫМ

 

Статья 134. Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью

 

Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает

 

вопросы, отнесенные к ее ведению.


Статья 135. Автономная Республика Крым имеет Конституцию АвтономнойРеспублики Крым, которую принимает Верховная Рада Автономной Республики Крым и утверждает Верховная Рада Украины не менее чем половиной от конституционного состава Верховной Рады Украины.

 

Нормативно-правовые акты Верховной Рады Автономной Республики Крым и решения Совета министров Автономной Республики Крым не могут противоречить Конституции и законам Украины и принимаются в соответствии с Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины и во их исполнение.

 

Статья 136. Представительным органом Автономной Республики Крым являетсяВерховная Рада Автономной Республики Крым, депутаты которой избираются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования. Срок полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутаты которой избраны на очередных выборах, составляет пять лет. Прекращение полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым влечет прекращение полномочий ее депутатов.

 

{Часть первая статьи 136 в редакции Закона № 2952-VI от 01.02.2011}

 

Очередные выборы в Верховную Раду Автономной Республики Крым проводятся в последнее воскресенье октября пятого года полномочий Верховной Рады Автономной Республики Крым, избранной на очередных выборах.

 

{Статья 136 дополнена новой частью в соответствии с Законом № 2952-VI от 01.02.2011}

 

Верховная Рада Автономной Республики Крым в пределах своих полномочий принимает решения и постановления, являющиеся обязательными к исполнению в Автономной Республике Крым.

 

Правительством Автономной Республики Крым является Совет министров Автономной Республики Крым. Председатель Совета министров Автономной Республики Крым назначается на должность и освобождается от должности Верховной Радой Автономной Республики Крым по согласованию с Президентом Украины.

 

Полномочия, порядок формирования и деятельности Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым определяются Конституцией Украины и законами Украины, нормативно-правовыми актами Верховной Рады Автономной Республики Крым по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

 

Правосудие в Автономной Республике Крым осуществляется судами, которые входят в единую систему судов Украины


Статья 137. Автономная Республика Крым осуществляет нормативное регулированиепо вопросам:

 

1) сельского хозяйства и лесов;

 

2) мелиорации и карьеров;

 

3) общественных работ, ремесел и промыслов; благотворительной деятельности;

 

4) градостроительства и жилищного хозяйства;

 

5) туризма, гостиничного дела, ярмарок;

 

6) музеев, библиотек, театров, других учреждений культуры, историко-культурных заповедников;

 

7) транспорта общего пользования, автодорог, водопроводов;

 

8) охоты, рыболовства;

 

9) санитарной и лечебной служб.

 

По мотивам несоответствия нормативно-правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым Конституции Украины и законам Украины Президент Украины может приостановить действие этих нормативно-правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым с одновременным обращением в Конституционный Суд Украины относительно их конституционности.

 

Статья 138. К ведению Автономной Республики Крым относится:

 

1) назначение выборов депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым,

 

утверждение состава избирательной комиссии Автономной Республики Крым;

 

2) организация и проведение местных референдумов;

 

3) управление имуществом, принадлежащим Автономной Республике Крым;

 

4) разработка, утверждение и исполнение бюджета Автономной Республики Крым на основе единой налоговой и бюджетной политики Украины;

 

5) разработка, утверждение и реализация программ Автономной Республики Крым по вопросам социально-экономического и культурного развития, рационального природопользования, охраны окружающей среды — в соответствии с общегосударственными программами;

 

6) признание статуса местностей как курортов; установление зон санитарной охраны курортов;

 

7) участие в обеспечении прав и свобод граждан, национального согласия, содействие охране правопорядка и общественной безопасности;


8) обеспечение функционирования и развития государственного и национальных языков и культур в Автономной Республике Крым; охрана и использование памятников истории;

 

9) участие в разработке и реализации государственных программ возвращения депортированных народов;

 

10) инициирование введения чрезвычайного положения и установление зон чрезвычайной экологической ситуации в Автономной Республике Крым или в отдельных

 

ее местностях.

 

Законами Украины Автономной Республике Крым могут быть делегированы также иные полномочия.

 

Статья 139. В Автономной Республике Крым действует ПредставительствоПрезидента Украины, статус которого определяется законом Украины.

 

Раздел XI

 

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

 

Статья 140. Местное самоуправление является правом территориальной громады—жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка и города — самостоятельно решать вопросы местного значения в рамках Конституции и законов Украины.

 

{Официальное толкование части первой статьи 140 см. в Решениях Конституционного Суда № 12-рп/2002 от 18.06.2002, № 21-рп/2003 от 25.12.2003}

 

Особенности осуществления местного самоуправления в городах Киеве и Севастополе определяются отдельными законами Украины.

 

{Официальное толкование положения части второй статьи 140 см. в Решениях Конституционного Суда № 21-рп/2003 от 25.12.2003, № 9-рп/2005 от 13.10.2005}

 

Местное самоуправление осуществляется территориальной громадой в порядке, установленном законом, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы.

 

{Официальное толкование положения части третьей статьи 140 см. в Решении Конституционного Суда № 21-рп/2003 от 25.12.2003}

 

Органами местного  самоуправления,   представляющими  общие   интересы

 

территориальных громад сел, поселков и городов, являются районные и областные

 

советы.


Вопрос организации управления районами в городах относится к компетенции городских советов.

 

{Официальное толкование части пятой статьи 140 см. в Решении Конституционного Суда № 11-рп/2001 от 13.07.2001}

 

Сельские, поселковые, городские советы могут разрешать по инициативе жителей создавать домовые, уличные, квартальные и другие органы самоорганизации населения и наделять их частью собственной компетенции, финансов, имущества.

 

Статья 141. В состав сельского,поселкового,городского,районного,областного советавходят депутаты, которые избираются жителями села, поселка, города, района, области на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования. Срок полномочий сельского, поселкового, городского, районного, областного совета, депутаты которого избраны на очередных выборах, составляет пять лет. Прекращение полномочий сельского, поселкового, городского, районного, областного совета влечет прекращение полномочий депутатов соответствующего совета.

 

{Часть первая статьи 141 в редакции Закона № 2952-VI от 01.02.2011}

 

Территориальные громады на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права избирают путем тайного голосования соответственно сельского, поселкового,

 

городского голову, возглавляющего исполнительный орган совета и председательствующего на его заседаниях. Срок полномочий сельского, поселкового, городского головы, избранного на очередных выборах, составляет пять лет.

 

{Часть вторая статьи 141 в редакции Закона № 2952-VI от 01.02.2011}

 

Очередные выборы сельских, поселковых, городских, районных, областных советов, сельских, поселковых, городских голов происходят в последнее воскресенье октября пятого года полномочий соответствующего совета либо соответствующего головы, избранных на очередных выборах

 

{Статья 141 дополнена новой частью в соответствии с Законом № 2952-VI от 01.02.2011}

 

Статус голов, депутатов и исполнительных органов совета и их полномочия, порядок создания, реорганизации, ликвидации определяются законом.

 

Председатель районного и председатель областного совета избираются соответствующим советом и возглавляют исполнительный аппарат совета.

 

Статья 142. Материальной и финансовой основой местного самоуправления являетсядвижимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие денежные средства, земля, природные ресурсы, находящиеся в собственности территориальных


громад сел, поселков, городов, районов в городах, а также объекты их общей собственности, находящиеся в управлении районных и областных советов.

 

{Официальное толкование части первой статьи 142 см. в Решении Конституционного Суда № 11-рп/2001 от 13.07.2001}

 

Территориальные громады сел, поселков и городов могут объединять на договорных началах объекты коммунальной собственности, а также средства бюджетов для выполнения совместных проектов или для совместного финансирования (содержания) коммунальных предприятий, организаций и учреждений, создавать для этого соответствующие органы и службы.

 

Государство принимает участие в формировании доходов бюджетов местного самоуправления, финансово поддерживает местное самоуправление. Расходы органов местного самоуправления, возникшие вследствие решений органов государственной власти, компенсируются государством.

 

Статья 143. Территориальные громады села,поселка,города непосредственно иличерез созданные ими органы местного самоуправления управляют имуществом,

 

находящимся в коммунальной собственности; утверждают программы социально-экономического и культурного развития и контролируют их выполнение; утверждают бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц и контролируют их исполнение; устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с законом; обеспечивают проведение местных референдумов и реализацию их результатов; создают, реорганизуют и ликвидируют коммунальные предприятия, организации и учреждения, а также осуществляют контроль за их деятельностью; решают другие вопросы местного значения, отнесенные законом к их компетенции.

 

Областные и районные советы утверждают программы социально-экономического и культурного развития соответствующих областей и районов и контролируют их выполнение; утверждают районные и областные бюджеты, формируемые из средств государственного бюджета для их соответствующего распределения между территориальными громадами или для выполнения совместных проектов и из средств, привлеченных на договорных началах из местных бюджетов для реализации совместных социально-экономических и культурных программ, и контролируют их выполнение; решают другие вопросы, отнесенные законом к их компетенции.

 

Органам местного самоуправления могут предоставляться законом отдельные полномочия органов исполнительной власти. Государство финансирует осуществление этих полномочий в полном объеме за счет средств Государственного бюджета Украины или путем отнесения к местному бюджету в установленном законом порядке отдельных


общегосударственных налогов, передает органам местного самоуправления соответствующие объекты государственной собственности.

 

Органы местного самоуправления по вопросам осуществления ими полномочий органов исполнительной власти подконтрольны соответствующим органам исполнительной власти.

 

Статья 144. Органы местного самоуправления в пределах полномочий,определенныхзаконом, принимают решения, являющиеся обязательными к исполнению на соответствующей территории.

 

Решения органов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины приостанавливаются в установленном законом порядке с одновременным обращением в суд.

 

Статья 145. Права местного самоуправления защищаются в судебном порядке.

 

Статья 146. Другие вопросы организации местного самоуправления,формирования,деятельности и ответственности органов местного самоуправления определяются законом.

 

Раздел XII

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ

 

Статья 147. Конституционный Суд Украины является единственным органомконституционной юрисдикции в Украине.

 

Конституционный Суд Украины решает вопросы о соответствии законов и иных правовых актов Конституции Украины и дает официальное толкование Конституции Украины и законов Украины.

 

Статья 148. Конституционный Суд Украины состоит из восемнадцати судейКонституционного Суда Украины.

 

Президент Украины, Верховная Рада Украины и съезд судей Украины назначают по шесть судей Конституционного Суда Украины.

 

Судьей Конституционного Суда Украины может быть гражданин Украины, достигший на день назначения сорока лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее десяти лет, проживающий в Украине в течение последних двадцати лет и владеющий государственным языком.


Судья Конституционного Суда Украины назначается на девять лет без права быть назначенным на повторный срок.

 

Председатель Конституционного Суда Украины избирается на специальном пленарном заседании Конституционного Суда Украины из состава судей Конституционного Суда Украины путем тайного голосования только на один трехгодичный срок.

 

Статья 149. На судей Конституционного Суда Украины распространяются гарантиинезависимости и неприкосновенности, основания для освобождения от должности, предусмотренные статьей 126 настоящей Конституции, и требования относительно несовместимости, определенные в части второй статьи 127 настоящей Конституции.

 

Статья 150. К полномочиям Конституционного Суда Украины относится:

 

1) решение вопросов о соответствии Конституции Украины (конституционности):

 

законов и иных правовых актов Верховной Рады Украины;

 

{Официальное толкование положения абзаца второго пункта 1 части первой статьи 150 см. в Решении Конституционного Суда № 7-рп/2002 от 27.03.2002}

 

актов Президента Украины;

 

{Официальное толкование положения абзаца третьего пункта 1 части первой статьи 150 см. в Решении Конституционного Суда № 7-рп/2002 от 27.03.2002}

 

актов Кабинета Министров Украины;

 

правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым.

 

Эти вопросы рассматриваются по обращениям: Президента Украины; не менее сорока пяти народных депутатов Украины; Верховного Суда Украины; Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека; Верховной Рады Автономной Республики Крым;

 

2) официальное толкование Конституции Украины и законов Украины.

 

По вопросам, предусмотренным настоящей статьей, Конституционный Суд Украины постановляет решения, которые обязательны к исполнению на территории Украины, окончательны и не могут быть обжалованы.

 

{Официальное толкование положения части второй статьи 150 см. в Решении Конституционного Суда № 15-рп/2000 от 14.12.2000}

 

Статья 151. Конституционный Суд Украины по обращению Президента Украины илиКабинета Министров Украины дает заключения о соответствии Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для дачи согласия на их обязательность.


По обращению Верховной Рады Украины Конституционный Суд Украины дает заключение о соблюдении конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента.

 

Статья 152. Законы и иные правовые акты по решению Конституционного СудаУкраины признаются неконституционными полностью или в отдельной части, если они не соответствуют Конституции Украины либо если была нарушена установленная Конституцией Украины процедура их рассмотрения, принятия или вступления их в силу.

 

Законы, иные правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, теряют силу со дня постановления Конституционным Судом Украины решения об их неконституционности.

 

Материальный или моральный ущерб, причиненный физическим или юридическим лицам актами и действиями, признанными неконституционными, возмещается государством в установленном законом порядке.

 

Статья 153. Порядок организации и деятельности Конституционного Суда Украины,процедура рассмотрения им дел определяются законом.

 

 

Раздел XIII

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.06 с.)