Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, представляющая собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, очевидным образом выправляет указанные недостатки Концепции национальной безопасности. Под информационной безопасностью Российской Федерации в Доктрине понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. По мнению разработчиков Доктрины, интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность, интересы общества в информационной сфере — в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России, а интересы государства в информационной сфере — в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. Очевидно, что области национальных интересов России, обозначенные в Концепции национальной безопасности и Доктрине информационной безопасности, как минимум, не совпадают и, более того, значительно расходятся, причем в Концепции они обозначены гораздо уже. В Доктрине подчеркивается, что обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.
Утверждается, что воздействию угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики наиболее подвержены: - система государственной статистики; - кредитно-финансовая система; - информационные и учетные автоматизированные системы подразделений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность общества и государства в сфере экономики; - системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности; - системы сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности государства, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности. При анализе угроз информационной безопасности Российской Федерации в данной сфере констатируется, что переход к рыночным отношениям в экономике вызвал появление на внутреннем российском рынке товаров и услуг множества отечественных и зарубежных коммерческих структур — производителей и потребителей информации, средств информатизации и защиты информации. Бесконтрольная деятельность этих структур по созданию и защите систем сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации создает реальную угрозу безопасности России в экономической сфере. Аналогичные угрозы возникают при бесконтрольном привлечении иностранных фирм к созданию подобных систем, поскольку при этом складываются благоприятные условия для несанкционированного доступа к конфиденциальной экономической информации и контроля за процессами ее передачи и обработки со стороны иностранных спецслужб. Критическое состояние предприятий национальных отраслей промышленности, разрабатывающих и производящих средства информатизации, телекоммуникации, связи и защиты информации, приводит к широкому использованию соответствующих импортных средств, что создает угрозу возникновения технологической зависимости России от иностранных государств. Серьезную угрозу для нормального функционирования экономики в целом представляют компьютерные преступления, связанные с проникновением криминальных элементов в компьютерные системы и сети банков и иных кредитных организаций. Недостаточность нормативной правовой базы, определяющей ответственность хозяйствующих субъектов за недостоверность или сокрытие сведений об их коммерческой деятельности, потребительских свойствах производимых ими товаров и услуг, результатах их хозяйственной деятельности, об инвестициях и тому подобном, препятствует нормальному функционированию хозяйствующих субъектов. В то же время существенный экономический ущерб хозяйствующим субъектам может быть нанесен вследствие разглашения информации, содержащей коммерческую тайну. В системах сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации наиболее опасны противоправное копирование информации и ее искажение вследствие преднамеренных или случайных нарушений технологии работы с информацией, несанкционированного доступа к ней. Это касается и федеральных органов исполнительной власти, занятых формированием и распространением информации о внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
В качестве основных мер по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономики Доктриной провозглашаются: - организация и осуществление государственного контроля за созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации; - коренная перестройка системы государственной статистической отчетности в целях обеспечения достоверности, полноты и защищенности информации, осуществляемая путем введения строгой юридической ответственности должностных лиц за подготовку первичной информации, организацию контроля за деятельностью этих лиц и служб обработки и анализа статистической информации, а также путем ограничения коммерциализации такой информации; - разработка национальных сертифицированных средств защиты информации и внедрение их в системы и средства сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации; - разработка и внедрение национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, систем электронных денег и электронной торговли, стандартизация этих систем, а также разработка нормативной правовой базы, регламентирующей их использование; - совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей информационные отношения в сфере экономики; - совершенствование методов отбора и подготовки персонала для работы в системах сбора, обработки, хранения и передачи экономической информации. Однако в целом Доктрину нельзя назвать образцом системного подхода к решению обозначенных в ней проблем. Она во многом плохо структурирована, эклектична, содержит смесь разноуровневых вопросов и методов их решения. Более того, если учесть, что практически во всех мировых культурах безопасность понимается, как ощущение защищенности от различного рода опасностей, то понятие информационной безопасности страны должно совпадать с ощущением защищенности от применения целенаправленного информационного воздействия как извне, так и внутри страны, направленного на причинение ущерба стране. Именно такая постановка проблемы и должна была бы стать ключевой для Доктрины. Однако же в ней разработчиками фактически проблема информационной безопасности во многом подменена проблемой безопасности информации. По мнению многих специалистов, строго формально направление, связанное с защитой от целенаправленного информационного воздействия, в Доктрине, как самостоятельная составляющая, отсутствует. Все это указывает на отсутствие системной проработанности вопросов обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации в концептуальных документах, притом, однако, что такие документы создаются, существуют, но во многом, несмотря на важность и остроту ставящихся в них вопросов, являются невостребованными и слабосвязанными с правовыми актами и нормативными документами.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.005 с.) |