Формирование сословно-представительной монархии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование сословно-представительной монархии



К XIV веку во Франции окончательно сложилась феодальная социальная структура общества, главным признаком которой являлась наследственная сословность. Французское общество было разделено на три сословия:

- сословие духовенства;

- сословие дворянства;

- «третье» сословие, к которому относились купцы, ремесленники, свободные крестьяне.

Первые два сословия были привилегированными, поскольку они освобождались от государственных налогов и повинностей, пользовались преимущественным правом доступа к государственным должностям. Третье сословие было податным. На вершине социальной иерархии стояли лица, которые по степени своего могущества и богатства делились на ряд категорий. Так, высшую группу составляли владельцы крупных сеньорий (например, герцоги Нормандии и Бургундии, графы Шампани и Тулузы) и высшее духовенство (епископы и аббаты больших монастырей). Они считали себя равными королю и назывались пэрами.

Крестьяне: серваж вытесняется цензивой. Цензивой называлось наследственное земельное держание, держатель которого (цензитарий) ежегодно выплачивал своему господину ценз – твердо фиксированную денежную, реже натуральную, ренту, а также выполнял определенные повинности. При соблюдении этих условий цензитарий имел право передавать по наследству свою цензиву, закладывать, сдавать в аренду и даже продавать ее с согласия сеньора и с уплатой особой пошлины.

Государственный строй:

Усиление королевской власти;

Образование сословно-представительных органов,

Реорганизация дворцово-вотчинной системы управления.

Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно от других.

Первая палата состояла из высшего духовенства;

вторая – из депутатов от дворянства;

в третьей заседали выборные депутаты от верхушки горожан, «третьего сословия».

Каждая палата имела только один голос независимо от числа представителей. Сословия выносили самостоятельные решения. Утверждение решения осуществлялось палатами простым большинством голосов. Между тем король созывал Генеральные штаты по своему усмотрению, поэтому имели место значительные (до 70 лет) перерывы в их деятельности. Генеральные штаты, таким образом, представляли интересы дворянства, духовенства и городской аристократии, но не обладали таким самостоятельным статусом, как английский парламент.

Значение Генеральных штатов значительно возросло в середине XIV века во время Столетней войны, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. Воспользовавшись этим, в 1357 году по инициативе депутатов сословий был принят Великий мартовский ордонанс, согласно которому решения Генеральных штатов по вопросам финансово-налоговой политики, законотворчества и назначения должностных лиц должны были быть окончательными и вступать в силу без согласия и одобрения короля. Правда, реально действующим источником государственного права этот ордонанс так и не стал, просуществовав всего полтора года. Ограничения королевской власти во Франции в XIV веке парламентом, таким образом, не состоялось.

Параллельно складывалась новая система государственного управления в центре и на местах. Символом прежней эпохи оставался канцлер, которому подчинялась вся королевская канцелярия. Он представлял короля в Генеральных штатах, в дипломатических отношениях, являлся главой корон-ной юстиции, назначал судей, руководил советами феодалов. Возникли и новые должности: государственных казначеев, генералов финансов, тайных секретарей, коннетабля – командира конного рыцарского войска, впоследствии командира королевской армии. Таким образом, стала складываться новая министерская администрация. Важнейшим органом в политической системе стал Совет короля. С 1316 года в нем заседали легисты и представители светской и духовной знати, а в 1479 году этот орган власти преобразуется в учреждение юстиции, состоящее из чиновников. Параллельно сформировался и Тайный совет, на заседания которого приглашали исключительно по желанию короля. Счетная палата, созданная в XIII веке реформами Людовика IX, по-прежнему ведала финансами.

Судебные органы еще не вполне были отделены от административных, но наметилось их обособление.

Парижский парламент рассматривал по первой инстанции наиболее важные уголовные и гражданские дела, а также мог пересматривать решения и приговоры нижестоящих судов с новой проверкой всех ранее рассмотренных или вновь представленных доказательств, осуществляя, таким образом, контроль над местными судами.

Правосудие на местах от имени короля (а с XV века королевские ордонансы стали законами для всего общества) вершили чиновники – бальи, сенешалы и прево, рассматривавшие основную массу уголовных и гражданских дел.

Примерно в то же время церковный суд превратился в специальный суд по делам особой предметной и персональной подсудности и образовал инстанционную систему, которая включала в себя:

1) низшую инстанцию – суд официалов, специальных уполномоченных епис-копа;

2) вторую инстанцию – суд архиепископа;

3) третью инстанцию – суд кардинала;

4) высшую инстанцию – суд римской курии.

К XIV веку относится создание во Франции специального органа уголовного преследования и обвинения – прокуратуры, члены которой именовались королевскими прокураторами и выступали в судах как обвинители по делам, затрагивавшим интересы монархии ("интересы короны").

Вторая половина XIV века и первая половина XV века ознаменовались тем, что в ходе военных реформ королевская армия становится регулярной, значительной по численности, с централизованным руководством и четкой организацией.

 

3. «Классическая» абсолютная монархия во Франции, ее признаки. Реформы Ришелье, реформы Людовика XIV (Бурбона).

 

Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управления.

 

Реформы Ришелье. Дворянству было запрещено иметь укрепленные замки и вооруженные свиты, под угрозой смертной казни запрещались дуэли, нарушения правил дворцовой и воинской службы. Орудием государственной карательной политики стали суды, которым предписывалось сначала карать, а затем уже искать законные обоснования. Главной из административных реформ Ришелье было введение в местном управлении постоянных интендантов взамен всех прежних властей.

Реформы Людовика XIV (Бурбона) - «Государство – это Я».

Законодательное закрепление личной власти.

Все сферы государственной жизни регулируются 6 ордонансами.

Становление Франции важнейшей колониальной нацией.

 

При росте бюрократического аппарата абсолютизма усиливалось его влияние. Центральные органы государственного управления во Франции в рассматриваемый период делились на две категории: 1) те учреждения (унаследованные от сословно-представительной монархии), должности в которых продавались, частично контролировались знатью и постепенно становились второстепеными; 2) учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должности не продавались, а замещались чиновниками, назначаемыми правительством – они со временем составили основу управления.

В местном управлении постепенно были ликвидированы вольности отдельных городов Франции, так как королевские чиновники вмешивались в городское хозяйство, ограничивали судебное самоуправление, подчиняли себе выборных городских магистратов. Так, в 1692 году были отменены все выборные должности городского управления: они теперь подлежали купле-продаже, в том числе и пост мэра. По мере упадка высшего суда Франции – Парижского парламента – то же самое происходит и в провинциальных городах, парламенты которых стали подчиняться сначала губернаторам, а затем – интендантам. Местные должности также делились на две основные категории: 1) так называемые синекуры (престижные, но утратившие значительную часть своих реальных правомочий) - сенешалы, бальи, прево, губернаторы, должности которых уходили своими корнями в прошлое и замещались родовитой знатью; 2) фактически руководившие местным административным управлением и судом (интенданты юстиции, полиции и финансов) особые уполномоченные королевского правительства на местах, которыми обычно назначались лица незнатного происхождения.

Французская армия эпохи абсолютизма была самой крупной в Европе и насчитывала более 600 тысяч человек. При абсолютизме процесс формирования постоянной армии завершился, а наряду с ней существовало провинциальное ополчение, предназначенное для несения гарнизонной службы.

Большое значение при абсолютизме приобретает полиция, надзору которой подлежала как частная, так и общественная жизнь.

  4.  Источники и институты права средневековой Франции

Развитие феодальных отношений привело к тому, что к концу X века на территории Франции утратили свое значение, как Салический закон, так и законы династии Каролингов. Юридический опыт основывался на местных традициях, обычаях: во Франции они носили название «кутюмов» и составили основу партикулярного права страны. Наряду с общими обычаями провинций функционировали местные обычаи отдельных районов, городов, поселков и даже общин. Особенно значимой была роль кутюмов на севере Франции, которую в этой связи даже называли «страной неписаного права». В конце X века начали формироваться первые сборники феодальных обычаев, таких, как «Правила обычаев и прав монастырских» (977 г.), содержание которых отражало особенности феодальной юстиции отдельной местности, и значение их не выходило за пределы сеньорий.

 

С возникновением постоянной королевской администрации местные обычаи получили условную государственную санкцию: для признания обычая в качестве действующего источника в садах было необходимым, чтобы он был известен с «незапамятных времен» (по крайней мере, 40 лет). Развитие юриспруденции, начиная с XIII века, способствовало возникновению собраний кутюмов. Одним из древнейших считается частное собрание под названием «Советы другу» (1254–1259 гг.), составленное П. Де Фонтеном, в котором важное место занимали нормы римского права. Немалое значение приобрел Большой кутюм Франции короля Карла VI, где в качестве образца были изложены феодальные права и обычаи королевского домена. В середине XIII века в Нормандии был составлен полный сборник норм обычного права – Большой кутюм Нормандии. Постепенно стали появляться и частные записи обычаев. Наибольшую известность получили Кутюмы Бовези, автором которых был королевский бальи Филипп де Бомануар. Они были обнародованы в 1285 году и вобрали в себя все сферы права, подчинив систематизацию практическим нуждам разбора дел. Этот знаменитый сборник состоял из пролога и 70 глав, включающих судопроизводство, правовой статус различных категорий населения, поземельные отношения и многое другое. Кутюмы Бовези подтверждали принцип обязательности правовых обычаев не только для местных жителей, но и для королевской власти; так, король должен был соблюдать обычаи, известные с незапамятных времен. За кутюмами Бовези, разработанными в начале 80-х годов, последовали кутюмы Тулузы, Древний кутюм Бретани, Большой кутюм Франции. Большое распространение приобрели изданные в конце XIII в. «Книга правосудия и жалоб» и «Установления Св. Людовика» (авторы неизвестны). Однако даже после появления кутюмов по-прежнему в судах возникали многочисленные дебаты относительно легитимности той или иной нормы права. Тогда судьи вынуждены были опрашивать не менее десяти знатоков местного права о том, существовал ли такой кутюм и насколько он древен. Распространение кутюмов сделало их к XV веку основным и наиболее популярным источником права Франции. Однако хаотичность собраний вызывала большие трудности в их использовании. В рамках общей реформы судопроизводства по приказу Карла VII в бальяжи направлялись комиссары, которые вместе с нотаблями должны были установить местные обычаи. На протяжении 1498–1530 годов во Франции были составлены новые полуофициальные собрания кутюмов – около 60 кутюмов общего и до 300 местного значения.

Постепенно на юге Франции важнейшим источником регулирования правоотношений становится реципированное римское право. Его влияние в Галлии имело глубокие исторические корни и восходило еще к временам завоевательных походов Цезаря. Постепенно реципированное римское право трансформировалось в право галло-римское. Последнее опиралось не на византийскую кодификацию Юстиниана, а на упрощенную версию законодательства Феодосия и на раннефеодальную правду, составленную вестготским королем Аларихом. Французские профессора-глоссаторы комментировали Дигесты Юстиниана, вписывая в них текст пояснения (глоссы), которые, в свою очередь, также изучались и обобщались. Таким образом, римское право во Франции выступало как право ученых и оставалось далеким от практики королевских судов. Отношение же королевской власти к римскому праву было двойственным. С одной стороны, власть ссылалась на многие формулы римского публичного права в целях укрепления своих политических позиций. А, с другой – французские монархи не могли допустить чрезмерное влияние римского права, так как это означало бы признание верховенства римско-германского императора. Поэтому Людовик Святой (XIII в.) постановил, что это право не является обязательным в королевстве Франция, а Филипп Август еще ранее запретил преподавание римского права в Парижском университете (хотя в других университетах королевского домена оно свободно изучалось). Эта санкция была отменена только в 1679 году в правление Людовика XIV. В XVI веке во Франции сложилась своя школа римского права, получившая название школы гуманистов. Ее представители отвергали методы схоластики и дедукции, присущие постглоссаторам. Юристы-гуманисты, ориентированные на научное изучение римского права, не повлияли на судебную практику, однако подготовили почву для совершенствования постреволюционного законодательства

Также к числу правовых источников, действовавших на территории всей страны, относились нормы канонического права. Своего апогея во Франции оно достигло в ХII–ХШ веках, когда значительно расширилась компетенция церковных трибуналов.

Большое значение во Франции в период Средневековья приобрело и городское право, основным источником которого являлись городские хартии, имевшие нормативный характер. Они отражали компромисс городского населения с королевской властью или отдельными сеньорами.

На раннем этапе верховные права французского сеньора проявлялись в брачно-семейной сфере: он мог возражать против вступления в брак крестьянина. Кутюмное право не признавало общности имущества супругов: каждый сохранял в своем владении фамильные земли. Однако этот режим соблюдался только для дворянских фамилий. Вопросы брака и семьи во Франции до XVI века регулировались исключительно церковными правилами. Лишь в XVI–XVII веках королевская власть, стремясь усилить государственное воздействие на брачно-семейные отношения, отступила от церковных норм, относящихся к заключению брака, и брак стал рассматриваться как акт гражданского состояния. Было пересмотрено правило, исходя из которого, при вступлении в брак не требовалось согласия родителей. В XVII веке родители получили право обращаться в Парижский парламент с жалобой на действия кюре, заключившего брак без их согласия. Личные отношения супругов определялись каноническим правом: главенство мужа, подчинение ему жены, совместное проживание и т.п. Дети не могли совершать юридические акты без согласия родителей. Отец имел право просить у королевской администрации заключения в тюрьму непокорных детей. Право наследования сохранялось только в отношении той доли, владельцем которой наследодатель являлся при жизни. Феодальная традиция строго соблюдала право майората в наследовании дворянских имений. Майорат был наиболее характерным институтом при наследовании по закону, то есть осуществлялась передача по наследству цельного земельного надела умершего старшему сыну, что позволяло избегать дробления феодальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и выдавать замуж сестер. Наследование по завещанию получило распространение сначала на Юге Франции, а под воздействием церкви завещание стало проникать и в обычное право. В начале периода феодальной раздробленности, в IX–XI веках, преступление во Франции рассматривалось как действие, затрагивающее интересы отдельных лиц. Наказания же сводились к компенсации за вред, причиненный частным лицам. К концу периода, в XI–XII веках, когда воцаряется сеньориальная юрисдикция, преступление перестает быть частным делом, а выступает как нарушение утвердившегося феодального правопорядка. Тогда получают развитие такие негативные явления уголовного права, как ответственность без вины, чрезмерная жестокость наказаний, неопределенность составов преступлений. В период сословно-представительной монархии и, особенно в период абсолютизма с централизацией государства и усилением королевской власти, сеньориальная юрисдикция ослабляется и возрастает роль законодательства королей в развитии уголовного права. В королевском законодательстве наказания не были четко определены, их применение во многом зависело от усмотрения суда, от сословного положения обвиняемого. Целью наказания были возмездие и устрашение. Впоследствии наиболее важные дела (королевские случаи) попадали под юрисдикцию Парижского парламента. В XVI веке парламенты расследовали основную массу преступлений в стране.

Самыми массовыми преступлениями в парламентской практике были кражи и убийства, а типичными наказаниями – смертная казнь и битье кнутом. Приговоры приводились в исполнение публично для того, чтобы страдания осужденного вызывали страх у всех присутствующих. Видами наказания были: смертная казнь в разнообразных формах (разрывание на части лошадьми, четвертование, сожжение); членовредительские и телесные наказания; тюремное заключение; конфискация имущества – в качестве основного и дополнительного наказания. Между тем отдельные наказания древнего права (протыкание языка богохульникам) при абсолютизме практически вышли из обихода. Судебный процесс до конца XII века носил обвинительный характер. Большое распространение имели ордалии, в том числе судебный поединок, который проводился при взаимном согласии сторон или же в случае, когда одна из них обвиняла противника во лжи. Если практика кутюмов опиралась на такую форму судопроизводства, как повальный обыск, то, начиная с XVI века, начали утверждаться новые порядки судопроизводства. Принципиальное значение имели ордонансы 1498 и 1539 годов, в соответствии с которыми в практику вошли правила розыскного процесса. Отменялась духовная юстиция в гражданских и общеуголовных делах. Ордонансы 1536 и 1539 годов подробно расписали процесс дознания и его участников. Судебное дело возбуждалось на основании обвинения королевского прокурора, а также доносов и жалоб. Первой стадией розыскного процесса было дознание, то есть сбор предварительной и тайной информации о преступлении и преступнике. Затем судебный следователь собирал письменные доказательства, допрашивал свидетелей и обвиняемого, проводил очные ставки. Судебное рассмотрение дела проходило в закрытом заседании, решающее значение придавалось материалам, собранным в ходе следствия. Доказательством вины обвиняемого были, кроме собственного признания, показания свидетелей, письменные доказательства, протоколы, составленные на месте преступления. При розыскном процессе виновность обвиняемого подразумевалась (презумпция виновности), поэтому показаний одного свидетеля было достаточно для применения пытки. Цель ее состояла в том, чтобы получить признание обвиняемого.

Англия

1. Государственный строй Англии ХІ – ХІІІ вв.

2. Предпосылки к созданию в Англии сословно-представительной монархии. Английский парламент, его отличительные черты

3. Великая хартия вольностей 1215 г.

4. «Незавершенность» английского абсолютизма.

5. Развитие средневекового права в Англии.

 

В истории средневековой Англии выделяют периоды:

1) 5-11 вв. – англо-саксонское государство;

2) 11-13 вв. – раннефеодальная монархия;

3) 13 – 15 вв. – сословно-представительная монархия;

4) 16 – 17 вв. – абсолютная монархия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.026 с.)